Rambler's Top100 Проект 675

Проект 675 (NATO – “Echo II”).

Модификации 675К, 675Н, 675МК, 675МУ, 675МКВ.


1. Количество подводных лодок проекта: 29.


2. Изображение проекта:


боковой вид проекта


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (ССЗ №402) (16)

1

 К-166

530

30.05.1961

06.09.1962

31.10.1963

 1978 - пер. в К-71
 1992 - пер. в Б-71(?)

2

 К-104

531

11.01.1962

16.06.1963

16.12.1963

 1981 - мод. по проекту 675МК
 1992 - пер. в Б-104(?)

3

 К-170

532

16.05.1962

04.08.1963

26.12.1963

 1978 - пер. в К-86
 1980 - мод. по проекту 675Н
 1985 - пер. в КС-86
 1992 - пер. в БС-86(?)

4

 К-172

533

08.08.1962

25.12.1963

30.07.1964

 1978 - пер. в К-192
 1992 - пер. в Б-192(?)

5

 К-47

534

07.08.1962

10.02.1964

31.08.1964

 1972 - мод. по проекту 675К
 1992 - пер. в Б-47

6

 К-1

535

11.01.1963

30.04.1964

30.09.1964

 1985 - мод. по проекту 675МКВ
 1992 - пер. в Б-1

7

 К-28

536

26.04.1963

30.06.1964

16.12.1964

 1977 - мод. по проекту 675МУ
 1977 - пер. в К-428

8

 К-74

537

23.07.1963

30.09.1964

30.07.1964

 1992 - пер. в Б-74(?)

9

 К-22

538

14.10.1963

29.11.1964

07.08.1965

 1990 - мод. по проекту 675МКВ
 1967 - наим. «Красногвардеец»
 1992 - пер. в Б-22

10

 К-35

539

06.01.1964

27.01.1965

30.06.1965

 1987 - мод. по проекту 675МКВ
 1993 - пер. в Б-35

11

 К-90

540

29.02.1964

17.04.1965

25.09.1965

 1987 - пер. в К-111

12

 К-116

541

08.06.1964

19.06.1965

29.10.1965

 1992 - пер. в Б-116(?)

13

 К-125

542

01.09.1964

11.09.1965

18.12.1965

 1974 - мод. по проекту 675К
 1992 - пер. в Б-125

14

 К-128

543

29.10.1964

30.12.1965

25.08.1966

 1981 - мод. по проекту 675МК
 1982 - пер. в К-62
 1992 - пер. в Б-62(?)

15

 К-131

544

31.12.1964

06.06.1966

30.09.1966

 1992 - пер. в Б-131

16

 К-135

545

27.02.1965

27.06.1966

25.11.1966

 1978 - пер. в К-235
 1992 - пер. в Б-235(?)

 КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (ССЗ №199) (13)

17

 К-175

171

17.03.1962

30.09.1962

30.12.1963

 1977 - мод. по проекту 675МК
 1992 - пер. в Б-175
 199? - затонула, поднята

18

 К-184

172

02.02.1963

25.08.1963

31.03.1964

 1978 - мод. по проекту 675МК
 1992 - пер. в Б-184(?)

19

 К-189

173

06.04.1963

09.05.1964

24.07.1965

 1982 - мод. по проекту 675МК
 1982 - пер. в К-144
 1992 - пер. в Б-144

20

 К-57

174

19.10.1963

26.09.1964

31.10.1965

 1979 - мод. по проекту 675МК
 1979 - пер. в К-557
 1992 - пер. в Б-557

21

 К-31

175

11.01.1964

08.09.1964

30.09.1965

 1978 пер. в К-431
 1992 - пер. в Б-431(?)

22

 К-48

176

11.04.1964

16.06.1965

31.12.1965

 1973 - мод. по проекту 675К
 1992 - пер. в Б-48(?)

23

 К-56

177

30.05.1964

10.08.1965

26.08.1966

 1986 - мод. по проекту 675МК
 1992 - пер. в Б-56

24

 К-10

178

24.10.1964

29.09.1965

15.10.1966

 1989 - мод. по пр. 675МКВ (неок.)
 1992 - пер. в Б-10(?)

25

 К-94

179

20.03.1965

20.05.1966

27.12.1966

 1975 - пер. в К-204
 1976 - мод. по проекту 675МК
 1992 - пер. в Б-204

26

 К-108

180

24.07.1965

26.08.1966

31.03.1967

 1992 - пер. в Б-108(?)

27

 К-7

181

06.11.1965

25.09.1966

30.09.1967

 1974 - пер. в К-127
 1992 - пер. в Б-127(?)

28

 К-23

182

23.02.1966

18.06.1967

30.12.1967

 1984 - мод. по проекту 675МК
 1992 - пер. в Б-23(?)

29

 К-34

183

18.06.1966

23.09.1967

30.12.1968

 1980 - пер. в К-134
 1988 - мод. по проекту 675МКВ
 1992 - пер. в Б-134

Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 675:
47, 48, 122, 125, 126, 133, 138, 141, 159, 165, 186, 225,
249, 250, 258, 273, 281, 282, 291, 298, 351, 360, 461


4. История проекта:


В ОКБ В.Н. Челомея на базе комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям, был разработан противокорабельный комплекс П-6. Работы по созданию противокорабельного оружия с системой конечного самонаведения начались в нашей стране еще в 1948 году, однако дальность стрельбы первых ПКР не превышала нескольких десятков километров. В то же время основные надводные цели - авианосцы ВМС США - имели глубину всепогодной и всесуточной противовоздушной (противоракетной) обороны порядка 150-200 км. С появлением в начале 60-х годов на вооружении новых истребителей-перехватчиков F-4 “Фантом”, оснащенных всеракурсными ракетами класса воздух-воздух AIM-7 “Спэрроу”, а также палубных самолетов ДРЛО Е-2А “Хоукай”, глубина обороны должна была возрасти до 250-300 км. В качестве ответной меры это требовало и создания противокорабельных ракет нового поколения, имеющих большую (порядка нескольких сотен километров) дальность.

Исследовательские работы по формированию облика противокорабельных ракет большой дальности начались в подмосковном Реутово под руководством В.Н. Челомея еще в 1956 году. Крылатая ракета, входящая в состав комплекса, должна была иметь максимальную дальность стрельбы более 300 км, что обеспечивало возможность поражения авианосных ударных групп и соединений противника без входа в зону его противолодочной и противокорабельной обороны. ПКР должна была комплектоваться системой управления, обеспечивающей поражение надводных целей практически всех классов, ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями большой мощности.

Корабельная и ракетная аппаратура системы управления комплексом разрабатывались НИИ-49 (впоследствии переименованном в НПО “Гранит”), возглавляемым Н.А. Чариным.

Создание “противоавианосной” системы с использованием подводных лодок было невозможным без обеспечения надежной разведки и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи Киевским НИИ радиоэлектроники (ныне НПО “Квант”) под руководством главного конструктора И.В. Кудрявцева была создана авиационная разведывательная система “Успех”, размещенная на специально разработанных носителях Ту-16РЦ и Ту-95РЦ (ОКБ А.Н. Туполева). На самолетах размещалась авиационная радиолокационная система обнаружения морских целей и передачи сигналов на корабли, где осуществлялась обработка данных, и выдавались целеуказания ракетному комплексу.

Таким образом, в нашей стране впервые в мире создавалась разведывательно-ударная система (РУС), включающая средства разведки, ударное оружие и их носители (как морские, так и воздушные).

Корабельная автоматизированная система “Аргумент” решала задачи управления полетом нескольких ракет в залпе, а также наведения ПКР на цели при помощи радиолокационного визира. В случае обнаружения нескольких целей имелась возможность их избирательного поражения путем трансляции на борт подводной лодки с борта ракеты радиолокационного изображения цели и передачи с корабля команд о выборе конкретных целей.

Использование разведывательно-ударного комплекса осуществлялось следующим образом: подводная лодка, находящаяся в заданном районе, после получения боевого распоряжения на применение ракетного оружия, подвсплывала на перископную глубину и устанавливала связь с самолетом разведки и целеуказания, который передавал на борт ПЛАРК радиолокационную информацию о надводных целях. Эта информация отображалась на экранах пульта оператора комплекса целеуказания лодки. Командир корабля анализировал целевую обстановку и назначал цель, по которой было необходимо определить координаты (пеленг и дальность). Затем эти данные вводились в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществлялась оценка досягаемости оружия и ожидаемой вероятности обнаружения цели радиолокационным визиром ракеты.

На основе этой информации принималось окончательное решение на стрельбу. Лодка ложилась на боевой курс, выполняя предстартовую подготовку, после чего всплывала в надводное положение и производила ракетный залп (число ПКР в залпе — не более четырех).

Управление полетом каждой ракеты в залпе относительно плоскости стрельбы осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. В случае отклонения отметки о заданном направлении оператор возвращал ПКР в плоскость стрельбы. При достижении ракетой расчетной дальности (выработанной корабельной системой управления) по команде операторов включались радиолокационные визиры ракет и передатчики радиоканала для трансляции, полученной визирами информации. После захвата цели радиолокационным визиром ПКР она, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (первоначально ракета самонаводилась лишь в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось ее пологое пикирование и за несколько километров до цели вводился и режим самонаведения в вертикальной плоскости).

Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛАРК с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т. к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН.

Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал Советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника. Кроме того, программа активно поддерживалась и лично Н.С. Хрущевым. В результате 17 августа 1956 г. вышло постановление СМ СССР о начале работ по созданию ПЛАРК 675-проекта, оснащенных противокорабельными ракетами П-6, а также стратегическими крылатыми ракетами П-5М, предназначенными для поражения береговых целей.

Проектирование атомохода, предназначенного для борьбы при помощи крылатых ракет с крупными надводными целями, началось в ЦКБ МТ “Рубин”. Главным конструктором подводных лодок проекта 675 был П.П. Пустынцев, главными наблюдающими от ВМФ на начальном этапе М.С. Фаддеев, в последующем - В.Н. Иванов.

В октябре 1958 г. технический проект 675 был разработан и представлен на утверждение. Основными отличиями от проекта 659 явились:
- установка комплекса ракетного оружия П-6;
- увеличение количества ракетных контейнеров до 8;
- установка системы управления "Аргумент"
- удлинение прочного корпуса на 4 м, т.к. появился дополнительный отсек для размещения аппаратуры двух ракетных систем (П-5 и П-6);
- размещение более совершенной гидроакустической станции МГК-100.

ПЛАРК предназначалась для нанесения ударов ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также (при помощи КР П-5М) уничтожения военно-морских баз, портов, промышленных и административных центров противника.

Конструктивно ПЛАРК проекта 675 - двухкорпусная двухвальная подводная лодка с развитыми ограждением боевой рубки и надстройкой. Прочный корпус, на большем протяжении имевший цилиндрическую форму, был выполнен из стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Оконечности имели форму усеченных конусов.

Прочный корпус разделялся на 10 отсеков:
1 – торпедный;
2 - жилой и аккумуляторный (в нем же размещалась и кают-компания);
3 - пост управления ракетами;
4 - центральный пост;
5 - дизель-генераторный;
6 – реакторный;
7 – турбинный;
8 - турбогенераторы, электродвигатели, распределительные щиты;
9 – жилой;
10 - кормовой торпедный.

Шпангоуты изготавливались из симметричного полособульбового и сварного таврового профилей высотой 240 мм. Шпация – 600 мм. Межотсечные переборки изготавливались из стали АК-25 толщиной 10 мм. При ракетной стрельбе компенсация массы стартующих ракет производилась путем приема воды в специальные цистерны замещения.

Обшивка и набор легкого корпуса были выполнены из стали ЮЗ толщиной 4-16 мм. Поверхность корпуса покрывалась противогидроакустическим покрытием.

Энергетическая установка (35000 л. с.) включала два реактора ВМ-А (2х70 мВт), две паровые турбины и два главных турбозубчатых агрегата 60-Д1. Имелось два дизель-генератора ДГ-400 (дизели М-860) и два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2х900 л. с.).

Антенна управления системы “Аргумент” размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Несущие излучатели крупногабаритной антенны в нерабочем положении заводились в ограждение рубки таким образом, что обтекатель, расположенный с задней стороны антенны, становился передней стенкой рубочного ограждения.

Основное вооружение лодки - восемь крылатых ракет П-6 (4К88) - размещались в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14°. Стрельба, как и на АПЛ 659-го проекта, была возможна лишь в надводном положении.

Ракета имела длину 10,8 м, максимальный диаметр корпуса - 0,9 м, размах крыла - 2,5 м и стартовую массу – 5300 (5200) кг. Она снабжалась маршевым ТРД 4Д48 и стартовыми твердотопливными ракетными двигателями. Диапазон дальностей стрельбы составлял 35-380 км, максимальная скорость полета соответствовала М=1,3. Полет ракеты проходил на высоте 400-7500 м, перед атакой цели ПКР снижалась на высоту 100 м.

На ПЛАРК 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. ПЛАРК, обнаружив цель по данным ГАК, всплы­вала для ракетной стрельбы, которая осуществлялась двумя залпами по четыре ракеты в залпе. После подъема ракетных контейнеров и открывания крышек производился запуск и вывод на полетный режим работы маршевых двигателей ракет. Одновре­менно в рабочее положение (на 180°) разворачива­лось установленная в носовой части ограждения руб­ки антенна системы управления и наведения ПКР на цель «Аргумент».

После всплытия в надводное положение ПЛ на предстартовую подготовку до пуска первой ракеты первого залпа требовалось три минуты. Второй че­тырехракетный залп мог производиться через 12 ми­нут. При проведении предстартовой подготовки ПЛ в любой момент могла ее прервать и начать погру­жение, даже с незакрытыми крышками не более чем у трех ракетных контейнеров. Продувание предус­мотренных для этих целей аварийно-балластных ци­стерн компенсировало потерю плавучести ПЛ в под­водном положении при плавании с затопленными водой контейнерами.

Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа — за 20-30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.

Для приема информации о целях от авиационной системы разведки и целеуказания имелась радиолокационная система “Успех-У” (прием мог осуществляться как в надводном, так и в подводном положении ПЛАРК).>

Торпедное вооружение включало четыре носовых ТА калибром 533-мм (максимальная глубина стрельбы-100 м) и два 400-мм ТА (максимальная глубина стрельбы - 250 м). Суммарный боекомплект - 20 торпед.

Главная энергетическая установка (номинальная мощность – 35000 л.с,) по сравнению с лодками 627-го, 658-го и 659-го проектов изменению фактически не подверглась.

Подводная лодка была оснащена гидроакустическим комплексом “Арктика-М”, комплексом навигационных систем “Сила-Н-675”, гирокомпасом “Маяк”, астронавигационной системой “Лира-11” и другим оборудованием.

Строительство лодок 675-го проекта велось в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головной северодвинский корабль вошел в состав Северного флота в 1963 г. Этому предшествовали государственные испытания, завершившиеся успешным выполнением четырехракетной залповой стрельбы.

Лодки 675-го проекта активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. Они несли боевую службу в Средиземном море и Индийском океане. Хотя эффективность этих ПЛ была невелика из-за надводного старта ПКР и необ­ходимости телеуправления ими, а также из-за уязви­мости ракет от средств ПРО группировок крупных надводных кораблей. Отрицательно на эффектив­ность ПЛАРК проекта 675 сказывалась их значи­тельная шумность из-за высокой виброактивности механизмов АЭУ АПЛ первого поколения и высокой частоты вращения гребных винтов, а также из-за на­личия плохообтекаемых газоотводных выгородок.

Лодки проекта 675 были одними из наиболее активно модернизировавшихся кораблей Cоветского флота. Первой улучшенной модификацией проекта 675 был проект 675К, на котором было установлено устройство "Касатка", обеспечивавшее прием и обработку данных по целсуказанию от искусственных спутников Земли. По этому проекту были модернизированы КрПЛ К-47, К-125 и К-48.

Остальные модификации предполагали использование других ракетных комплексов и систем целеуказания. 675МК предусматривала замену крылатых ракет комплекса П-6 ракетами комплекса П-500 ("Базальт"). На проекте 675МУ была установлена система целеуказания "Успех". Проект 675МКВ предусматривал применение крылатых ракет комплекса "Вулкан".

ПЛ КС-86 была модернизированна по проекту 675Н - ПЛ-носитель подводных аппартов.

В некоторых источниках упоминаются проекты 675У (якобы только под ракеты П-6, хотя возможно речь идет о модернизации под ракеты в варианте П-6М (4К48)) и 675М - нереализованный проект ПЛ с ЯЭУ на ЖМТ.


5. Схема проекта:


схема проекта
увеличенный формат (91,3 КБ)


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 4450 тонн
  подводное: 5760 тонн
  скорость хода  
  полная подводная под ГТЗА: 22-23 узла
  полная надводная под ГТЗА: 14-15 узлов
  подводная под ГЭД: 5 узлов
  надводная под ДГ и ГЭД: 7 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  под ДГ и ГЭД:

500 миль
  глубина погружения  
  предельная: 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 115,4 метров
  ширина: 9,3 метра
  осадка средняя: 6,6 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  400-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 6х400-мм, 4х533-мм
  ракеты комплекса П-6 или П-5: 8
  тип системы целеуказания: "Успех" (проект 675), "Касатака" (проект 675К)
  энергоустановка  
  тип: атомная
  тип ППУ: ВВР ВМ-А
  количество х мощность реакторов, кВт: 2 х 70000 кВт
  тип ПТУ: ГТЗА-601
  количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 17500 л.с.
  количество х мощность ТГ, кВт.: 2 х 1400 (типа ГПМ-21)
  количество х мощность ДГ, л.с.: 2 х 460 (типа ПГ117)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 450 (типа ПГ-116)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: свинцово-кислотная 38-СМ, 2 х 112
  обитаемость  
  автономность:

50 суток
  экипаж:

109 (104?) человек, в т.ч. 29 офицеров

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного судостроения", т.5, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота 1945-2000", Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013