Rambler's Top100 Подводная лодка К-104, Б-104. Проект 675, 675МК

К-104, Б-104(?)
проект 675, 675МК
122-й экипаж




фотография:


Подводная лодка К-104


АПЛ "К-104" проекта 675МК в губе Ара. 1986 год.




историческая справка:


1961 год 25 сентября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1962 год 11 января
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;

1963 год 16 июня
Спущена на воду. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1963 год 21 июня - 31 октября
Швартовые испытания механизмов и оборудования;

1963 год 3 - 6 ноября
Заводской выход;

1963 год 7 ноября - 15 декабря
Государственные испытания;

1963 год 15 декабря
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний. Вступила в строй;

1963 год 24 декабря
Прибыла к постаянному месту базирования в губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1964 год 4 января
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ (приказ по соединению 26.12.1963) с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1964 год июль
Сформирован 122-й экипаж крейсерской подводной лодки проекта 675;

1965 год 18 июня - 6 июля
Участвовала в зачетном учении СФ "Печора";

1965 год 22 июля
На основании директивы ГК ВМФ 122-й экипаж переформирован в экипаж крейсерской ПЛ К-125, а экипаж К-125 в 122-й экипаж (предположительно);

1965 год - 1967 год
Выполнила автономный поход на БС (1965?) сроком 50 суток, занималась отработкой задач БП в море и в базе;

1967 год декабрь - 1969 год декабрь
Находилась в ремонте на СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный);

1968 год 15 мая
Предположительно 122-й экипаж АПЛ переформирован во второй экипаж АПЛ К-104;

1969 год
Перечислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1970 год
Выполнила автономный поход на БС в Средиземном море. Имела аварийное присшествие - разрыв колонки ВВД в 4-м отсеке, жертв не было;

1970 год - 1972 год
Выполнила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 151 сутки;

1972 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1970 год - 1973 год
Выполнила две успешные стрельбы ракетами П-6;

1973 год
В составе дивизии перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица);

1973 год
Замена трубопроводов 1 контура;

1974 год
Выполнила задачи БС. Имела аварийное происшествие - пожар в 8-м отсеке, жертв не было;

1975 год
Принимала участие в учениях "Океан-75", "Север" и "Океанская охота";

1976 год октябрь - 1981 год февраль
Находилась в среднем ремонте с модернизацией по проекту 675МК на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). Были выполнены переоборудование и монтажные работы по установке комплекса "Касатка", монтаж навигационного комплекса "НКМ-4-5", аппаратуры гидроакустики, радиосвязи, локации, дозиметрии, а также ремонт корпуса. Ответственный сдатчик - Бирюлин Б.П, сдаточный механик - Харченко В.П.;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;

1978 год 15 января
Возвращена в подкласс КрПЛ;

1981 год 27 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй. Прибыла для базирования в губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1982 год 1 декабря
Переформирована в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;

1983 год 25 сентября - 25 ноября
Выполнила автономный поход на БС в Средиземном море;

1984 год
Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1985 год
Выполнила автономный поход на БС в Северо-Восточную Атлантику;

1983 год - 1988 год
Выполнила 5 автономных походов общей продолжительностью 310 суток (в 1986 и 1987 в Средиземном море);

1990 год
По состоянию корпуса, систем и электромеханического оборудования выведена в резерв II категории;

1990 год 19 апреля
Исключена из боевого состава ВМФ. Оставлена для хранения на плаву в губе Ара;

1992 год 3 июня
Предположительно переименована в Б-104;

1992 год 30 декабря
Переформирована в состав 346-го ДнПЛ выведенных из боевого состава с прежним местом хранения;

1999 год
Отбуксирована на акваторию СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный, Мурманская область). Экипаж был подчинен 46-й ОБрРемПЛ СФ;

2002 год весна
Выполнены работы по выгрузке ОЯТ;

2002 год 29 июня
Около пяти часов утра на судоремонтном заводе СРЗ-10 в губе Пала (Полярный, Мурманская область) при проведении доковой операции в плавучем доке "ПД-63" произошла нештатная ситуация. Находящаяся на киль-блоках подводная лодка К-104 проекта 675МК накренилась на левый борт. В считанные минуты произошел навал корпуса на стапель-палубу. По свидетельству очевидцев, все произошло стремительно, но заводские специалисты, обеспечивавшие доковую операцию, успели покинуть опасные участки и никто серьезно не пострадал. Плавдок получил незначительные повреждения лишь потому, что на лодке в связи с утилизацией было срезано ограждение рубки. В течение получаса на место происшествия прибыла группа сотрудников отдела ГО и ЧС города Полярного. Были проведены замеры радиационной обстановки и осмотр акватории завода. Приборы показали 18 микрорентген в час, что является естественным фоновым значением, разлива нефтепродуктов также не зафиксировано. Официальной версией было то, что при расчете докового набора не было учтено изменение центра массы, произошедшее после модернизации;

2002 год - 2003 год
Утилизирована в ПД-63 на СРЗ-10 (г.Полярный). Сформирован многоотсечный блок с реакторным отсеком и переведен для временного хранения на плаву в бухте Кут губы Оленья на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

2004 год октябрь
Блок находился на плаву у пирса в акватории ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

2005 год
На ФГУП "СРЗ "Нерпа" блок разделан до одноотсечной секции;

2006 год
Одноотсечная секция передана на стационарный ПДХ "Сайда" в губе Сайда для долговременного хранения.

Всего с момента постройки "К-104" прошла 175341 миль за 18753 ходовых часов.




командиры основного экипажа (в/ч 81275):


1. Кравченко А.Н. (1962-1964, 1966-1967)
2. Шаров Л.В. (1964-1966) требует уточнения
3. Кормилицын Ю.И. (1967?-1969-1970)
4. Наумов В.В. (1970-1973)
5. Паук А.А. (1973?-1976?)
6. Семенов И.А. (1976?-1976?)
7. Дурышев Б.В.(Ф?) (1976-1982)
8. Чирков В.П. (1982-1993)


командиры 122(?)-го экипажа (в/ч .....) и второго экипажа (в/ч 81275-А):


1. Фролов В.П. (1964?-1965-1970) требует уточнения


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-104:


1. Захаров А.Г(И?). (1965-1966) командир АПЛ К-125
2. Клюквин Г.А. (198?) командир АПЛ К-62



дополнительная информация:


1. Фотография корпуса ПЛА "Б-104" проекта 675МК на стапель-палубе дока "ПД-63". 2002 год, август.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Попов А. "За год пять атомоходов", "Северный рабочий", 30.11.2005г.
8. Попов А. "Пять автономок "раскладушки", "Северная неделя", 06.08.2002г.
9. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №6, Санкт-Петербург, 2008г.
10. Воспоминания ветеранов подводников КСФ.
11. "Корабелы "Звездочки", выпуск 2, Северодвинск, ФГУП "МП "Звездочка".
12. Перовский В.А. "Об утилизации без прикрас", 26.05.2008. (http://www.proatom.ru).



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017