Rambler's Top100 Проект 658 658М

Проект 658 и 658М (NATO – “Hotel I” и “Hotel II”).


Модификации 658С, 658У, 701, 658 с СОКС и 658Т(неправильное название).


1. Количество подводных лодок проекта: 8


2. Изображение проекта:


проект 658

ПЛ проекта 658


проект 658М

ПЛ проекта 658М


проект 658Т

ПЛ К-149 после демонтажа РК, переоборудованная для испытаний СОКС


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступление в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (8)

1

 К-19

901/901с

17.10.1958

11.10.1959

12.11.1960

 1968 - мод. по пр. 658М
 1979 - мод. по пр. 658С
 1979 - пер. в КС-19
 1992 - пер. в БС-19

2

 К-33

902

09.02.1959

06.08.1960

24.12.1960

 1964 - мод. по пр. 658М
 1977 - пер. в К-54
 1983 - модернизирована

3

 К-55

903

05.08.1959

18.09.1960

27.12.1960

 1966 - мод. пр. 658М
 1983 - мод. пр. 658У
 1992 - пер. в Б-55(?)

4

 К-40

904

06.12.1959

18.06.1961

27.12.1961

 1967 - мод. по пр. 658М

5

 К-16

905

05.05.1960

31.07.1961

28.12.1961

 1970 - мод. по пр. 658М
 1985 - модернизирована

6

 К-145

906

21.01.1961

30.05.1962

23.10.1962

 1970 - мод. по пр. 701
 1992 - пер. в Б-145(?)

7

 К-149

907

12.04.1961

20.07.1962

27.10.1962

 1965 - мод. по пр. 658М
 1969 - присв. наименование
 “Украинский комсомолец”
 1987 - мод. для СОКС
 1990 - пер. в КС-149
 1995 - пер. в БС-149

8

 К-178

908

11.09.1961

23.09.1962

08.12.1962

 1967 - мод. по пр. 658М
 1984 - мод. по пр. 658У
 1992 - пер. в Б-178(?)

Информация о номерных экипажах АПЛ проекта 658: 45, 185, 250, 254, 260, 275, 280, 345


4. История проекта:


Постановление правительства о разработке атомной подводной лодки проекта 658 было принято 25 августа 1956 года. эскизный проект ПЛ, с целью ускорения разработки доку­ментации, не выполнялся.

Подводные лодки предназначались для нанесения ударов баллистическими ракетами Р-11ФМ и Р-13 по наземным объектам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах дальности полета ракеты. В процессе постройки подводных лодок требование об использовании ракет Р-11ФМ как устаревшее было снято. Главный конструктор проекта 658 длительное время не назначался, в связи с чем его обязанности исполнял главный инженер ЦКБ-18 П.3. Голосовский. Заместителем главного конструктора был назначен И.Д. Спасский, который координировал разработку проекта до февраля 1956 года, когда главным конструктором был назначен И.Б. Михайлов. В октябре того же года И.Б. Михайлов был переведен на работу в Государственный комитет по судо­строению, и главным конструктором был назначен С.Н. Кова­лев, работавший до этого главным конструктором подводных лодок проектов 617 и 643 - подводных лодок с парогазовой турбинной установкой, использовавшей в подводном положе­нии высококонцентрированную перекись водорода. Работы по этим проектам были прекращены в связи с развертыва­нием строительства подводных лодок с атомной энергетикой.

Главными наблюдающими за проектированием от ВМФ бы­ли представители 1 ЦНИИ военного кораблестроения - по проекту 658 К.И. Мартыненко, по проекту 658М М.С. Фаддеев.

Технический проект был закончен и представлен на ут­верждение в декабре 1956 года. В первом квартале 1958 года была закончена разработка полного комплекта рабочих чер­тежей, что позволило 17 сентября 1958 года произвести тор­жественную закладку головной подводной лодки проекта 658. К этому времени на стапеле цеха 50 Севмашпредприятия бы­ли установлены все секции прочного корпуса.

Подводные лодки проекта 658 имели заостренные обводы носовой оконечности для улучшения мореходных качеств в надводном положении и уменьшения заливаемости палубы надстройки, чему придавалось важное значение, т.к. предпо­лагалось, что старт баллистических ракет будет производить­ся только в надводном положении. Прочный корпус делился прочными поперечными переборками на 10 отсеков:

1-й – торпедный;

2-й - аккумуляторный;

3-й - центральный пост;

4-й – ракетный;

5-й – дизельный;

6-й – реакторный;

7-й – турбинный;

8-й – электромоторный;

9-й - вспомогательных механизмов;

10-й - кормовой.

ПЛАРБ проекта 658 относилась, как и другие отечественные АПЛ, к двухкорпусному типу. Набор наружного корпуса выполнялся по продольной системе, что обеспечивало значительную экономию металла и ряд технологических преимуществ перед применявшейся ранее на отечественных ПЛ поперечной системой набора. Уже в ходе серийной постройки часть лодок получила шумопоглощающее покрытие наружной обшивки, выполненное из специальной резины и затруднявшее слежение за кораблем ГАС противника, работающих в активном режиме (следует заметить, что подобные покрытия были внедрены на советском флоте впервые в мире). Впрочем, покрытие первого поколения оказалось не очень прочным, и к началу 1970-х годов почти все лодки 658-го проекта плавали “ободранными”.

Прочный корпус был цилиндрической формы с конусами в оконечностях, за иск­лючением четвертого отсека, который с целью увеличения вертикального размера был выполнен в форме "восьмерки" с распорной горизонтальной платформой, разделявшей отсек на верхнюю и нижнюю половины. На проекте 658 была удачно найдена конструкция узла соединения восьмерочной части прочного корпуса с цилиндрической. Конструктором В. И. Мордасовым была предложена пространственная поков­ка, заменяющая часть прочного корпуса со всеми сходящими­ся в один узел листами прочного корпуса и платформы.

На подводной лодке было 14 бескингстонных цистерн главного балласта (ЦГБ), роль средней группы играли ЦГБ №№ 5, 6, 7 и 9. Продувание ЦГБ производилось воздухом высокого давления, а концевые группы также отработанными газами дизель-генераторов. Большие объемы цистерн потребо­вали разработки новой конструкции клапанов вентиляции, предложенных конструктором Д.М. Верховским.

Ожидавшиеся большие подводные скорости подводной лодки и предположения, что при уже малых углах переклад­ки рулей может быть превышен допустимый дифферент лод­ки, привели к установке двух пар кормовых горизонтальных рулей - малых (МКГР) для больших скоростей и больших (БКГР) для скоростей до 14-16 узлов.

Для повышения скрытности ПЛ установлено устройство РКП для пополнения запасов сжатого воздуха на перископной глубине, работаю­щее по тому же принципу, что и устройство РДП на ДЭПЛ. На подводной лодке была установлена мощная система венти­ляции и кондиционирования воздуха, включающая в себя две пароэжекторные холодильные машины общей производитель­ностью 570 тысяч килокалорий в час. Съем тепла осуществ­лялся с помощью магистрали холодной рабочей воды (ок. 5°С). Запасы питьевой и питательной воды пополнялись с по­мощью испарительной установки.

Корабль имел главную энергетическую установку мощностью 35000 л. с., включающую два водо-водяных реактора ВМ-А по 70 мВт (размещенных последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля в средней части корпуса) с парогенераторами и два турбозубчатых агрегата 60-Д. Имелось два электродвигателя “подкрадывания” ПГ-116 по 450 л. с. и два дизель-генератора ДГ-400 с дизелями М-820. Лодка оснащалась электрической системой постоянного тока (400 Гц, 380 В).

Корабль получил всеширотный навигационный комплекс “Сигма” с астрокорректором. Гидроакустическое вооружение включало гидроакустическую станцию “Арктика” (“Арктика-М”) - первую отечественную ГАС с совмещенной рефлекторной антенной, обеспечивающей работу в режиме шумопеленгования и измерения дистанции. ГАС, разработанная под руководством главного конструктора Е.И.Аладышкина, имела дальность в режиме эхопеленгования 8 км и шумопеленгования – 1-18 км.

Торпедное вооружение ПЛАРБ состояло из четырех носовых 533-мм торпедных аппаратов (боекомплект — 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61) и двух 400-мм кормовых малогабаритных ТА (6 торпед). 400-мм аппараты, предназначенные для стрельбы противолодочными торпедами, служащими для самообороны, обеспечивали стрельбу на глубинах до 250 м, а 533мм могли использоваться на 100-метровой глубине.

Для отрыва от противника лодка могла использовать приборы гидроакустического противодействия МГ-14, выстреливаемые из торпедных аппаратов. В 1967 г. на смену МГ-14 пришел более совершенный самоходный прибор акустических помех МГ-24, имевший массу 7 кг, глубину использования 30-40 м и время непрерывной работы 30 минут. Выстреливание МГ-24 осуществлялось через специальное устройство ВИПС. В том же 1967 году на вооружение подводных лодок поступил и дрейфующий малогабаритный комбинированный прибор МГ-34, предназначенный для использования на глубинах от 30 до 200 м и также выстреливаемый через ВИПС.

Лодки проекта 658 оснащались ракетным комплексом Д-2 с тремя баллистическими ракетами Р-13 (4К50, западное обозначение SS-N-4) с надводным стартом - первыми в мире специализированными БР, предназначенными для вооружения подводных лодок. ТТЗ на разработку комплекса было утверждено 11 января 1956 г. Первоначально работы велись НИИ-88 под руководством С.П.Королева, в дальнейшем тема была передана в СКБ-385, возглавляемое В.П.Макеевым. Одноступенчатая ракета со стартовой массой 13700 кг несла отделяемую ГЧ, снаряженную мощным термоядерным зарядом. Дальность пуска составляла 650 км, круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 4 км, что обеспечивало поражение лишь площадных целей (в первую очередь - крупных городов, находящихся на побережье противника, а также военно-морских баз). Двигатель ракеты работал на “тонке” - горючем ТГ-02 (смесь ксилидина и триэтиламина) и окислителе АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте). Так как использованная пара компонентов топлива, самовоспламеняющаяся при соединении, являлась источником повышенной пожарной опасности, было решено хранить в шахте ракету, заправленную только окислителем.

Стартовое устройство ПЛАРБ проекта 658 для надводного старта, спроектированное ЦКБ-34 Госкомитета по оборонной технике, под руководством главного конструктора В.Г. Рудя­ка, состояло из подъемного стола с лебедкой, поднимавшего ракету на уровень верхнего среза шахты, направляющих, по которым скользил стол с ракетой, и амортизационного уст­ройства, обеспечивавшего защиту ракеты от перегрузок.

Основным отличием ПЛАРБ проекта 658М, как уже ука­зывалось ранее, был подводный старт баллистических ракет "Р-21" комплекса "Д-4". С этой целью ракетные шахты, имевшие на проекте 658 диаметр 2450 мм с расположенными внутри них пусковыми установками заменили шахтами диаметром 2150 мм, установленными на существовавшие комин­гсы прочного корпуса.

На подводных лодках проекта 658М старт ракет произво­дился на маршевом двигателе из предварительно заполнен­ных шахт. При этом отходящие газы поступали в воздушный объем, который предварительно создавался между пусковым столом и хвостовым отсеком ракеты (так называемый "коло­кол"). Ракеты Р-13 (проект 658) для надводного старта подавались на под­водную лодку заправленные только окислителем, топливо хранилось на подводной лодке и подавалось в ракету перед стартом. Ракеты Р-21 для подводного старта грузились на подводную лодку полностью заправленными. При переходе к подводному старту были установлены более совершенные счетно-решающие приборы, а также установлен более точный навигационный комплекс "Сигма-658".

Всего по проекту 658 было построено 8 подводных лодок. Все они строились на Северном машиностроительном пред­приятии (СМП) в г. Северодвинске. Коллектив СМП и Севе­родвинского электромонтажного предприятия "Эра" успешно справился со строительством этих подводных лодок. Конструкторы ЦКБ-18, инженеры и рабочие СМП и более, чем 180 контрагентов-по­ставщиков оборудования для этих ПЛ, самоотверженным тру­дом, не считаясь с трудностями, обеспечили быстрый ввод в состав ВМФ первых атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами.

Проектирование и строительство трех подводных лодок - опытной атомной торпедной подводной лодки проекта 627 (зав. № 254), дизель-электрической подводной лодки проек­та 629, вооруженной тремя баллистическими ракетами Р-13 (головная зав. № 801) и атомной подводной лодки проекта 658 (головная - зав. № 901), вооруженной такими же тремя ракетами, велось почти одновременно. Три проектанта - СКБ-143, ЦКБ-16 и ЦКБ-18 и один завод-строитель — Се­верное машиностроительное предприятие - должны были приложить немало усилий для своевременного выполнения важнейшего поручения Правительства СССР о создании принципиально новых типов подводных лодок.

С подводной лодкой проекта 627 подводные лодки проекта 658 связывала одна и та же атомная энергетическая паропроизводящая реакторная установка типа ВМ-А, с подводной лод­кой проекта 629 - общий для обеих подводных лодок комп­лекс ракетного вооружения Д-2. Проектирование подводных лодок поэтому и облегчалось и затруднялось; с одной стороны можно было воспользоваться уже найденными конструктивными решениями, с другой - поскольку первый образец атомной энергетической установки только осваивался на опытной лодке проекта 627, а летно-конструкторские испытания ракетного комплекса должны были состояться на подводной лодке проекта 629, документацию для постройки подводных лодок проекта 658 приходилось корректировать по результатам испытаний непосредственно в процессе постройки головного и серийных кораблей. И хотя у всех выше названных четырех коллекти­вов было немало собственных трудностей, они находили время для сотрудничества в учете опыта испытании как атомной энергетической установки, так и ракетного комплекса.

“Генетическая связь” проекта 658 с проектом 627, обусловившая относительно малую ширину прочного корпуса корабля, а также солидные габариты отечественных баллистических ракет, громоздкие и сложные стартовые устройства (разрабатывавшиеся по нормам проектирования артиллерийских установок для тяжелых надводных кораблей), допускали размещение ракетных шахт на лодке лишь в один ряд. Три ракеты расположили в ограждении рубки, которая в результате этого получила необычайно крупные, весьма далекие от оптимальных (с точки зрения гидродинамики) габариты.

Для ЦКБ-18, создавшего проект первой атомной подводной лодки, вооруженной баллистическими ракетами, срок создания этой го­ловной подводной лодки оказался поистине рекордным - тех­нический проект 658 начал разрабатываться в августе 1956 г., а в 1960 г. головная подводная лодка этого проекта вступила в строй Воснно-Морского Флота СССР.

Создание первых атомных подводных ракетоносцев, в сочетании с введением в строй дизель-электрических ракетных ПЛ проекта 629, позволило в короткий срок заложить основы подводной составляющей стратегической ядерной триады страны, создать, хотя и не полноценный, но все же противовес американским ПЛАРБ, а также вынудить потенциального противника начать реализацию дорогостоящей комплексной программы совершенствования своих противолодочных сил. Однако боевые возможности лодок проекта 658 существенно ограничивались характеристиками ракетного комплекса. От всплытия ПЛ до пуска третьей ракеты проходило приблизительно 12 минут, что делало корабль, находящийся в непосредственной близости от берегов противника (что было обусловлено малой дальностью полета БР), отличной целью для противолодочных самолетов США.

Поэтому в 1958 году было решено приступить к разработке проекта 658М, предусматривающего переоснащение лодки более перспективными ракетами с подводным стартом. Правительственное постановление о создании нового ракетного комплекса Д-4 вышло 20 марта 1958г. Комплекс предполагалось установить на атомоходах в процессе капитального ремонта и модернизации.

Старт ракеты Р-21 выполнялся из шахты, заполняемой перед пуском водой. Одноступенчатая БР имела стартовую массу 19650 кг и могла доставлять боевой блок мощностью 0,8 Мт на дальность 1420 км. КВО составляло 1,3 км. В связи с установкой на лодке комплекса Д-4 потребовалось обеспечить удержание корабля на заданной глубине во время пуска ракеты из-под воды (суммарное воздействие импульсов сил, возникающих при ракетном старте, приводило к тому, что лодка подвсплывала почти на 16 м, что затрудняло пуск последующей ракеты в залпе). В результате для ПЛАРБ проекта 658М была разработана т. н. система удержания, обеспечивающая автоматическое сохранение заданной глубины. В ходе модернизации в конструкцию атомохода были внесены и другие усовершенствования. В частности, изменилась корабельная система предстартовой подготовки и обслуживания (КСППО). Для заполнения водой кольцевого зазора (пространства между стенкой шахты и корпусом ракеты) перед стартом были установлены специальные цистерны с системой перекачки.

Технический проект 658М был разработан в 1961 г., переоборудование головной подводной лодки проекта 658 в подвод­ную лодку проекта 658М закончилось в 1963 г. Модернизация по проекту 658М была выполнена в ходе капитального ремонта лодок в 1965-1970 гг. Всего по проекту 658М на Севмашпредприятии было переоборудовано семь подводных лодок.

За создание подводных лодок проекта 658М в 1965 г. были удостоены Ленинской премии — главный конструктор С.Н. Ковалев, его заместители И.Д. Спасский и Я.С. Темкин, главный конструктор по корпусной части А.П. Правдинский.

Две первые подводные лодки проекта 658 вступили в состав Северного флота и в 1960-1961 гг. были направлены на базу Западная Лица, где вместе с торпедными АПЛ проекта 627А образовали бригаду. В январе 1962 г. на основе этой бригады была развернута 1-я флотилия подводных лодок, состоящая из двух дивизий - 3-й (лодки пр.627А) и 31-й (ПЛАРБ 658-го проекта). В 1964 году дивизия атомных ракетоносцев была переведена в Гаджиево (губа Сайда, база Ягельная) в состав 12-й эскадры, впоследствии преобразованной в 3-ю флотилию атомных подводных лодок.
Появление в составе советского флота первых атомных ракетоносцев, разумеется, не осталось незамеченным для американской военно-морской разведки. В 1963 и 1968 гг. лодки К-178 и К-55 были переведены на ТОФ, где несли боевую службу в составе 45-й дивизии атомных подводных лодок, базирующейся на Камчатке.

Несмотря на высокую шумность, устаревшее оборудование, относительно низкие условия обитаемости и ряд других недостатков, лодки проекта 658М в 70-х годах продолжали оставаться вполне боеспособными боевыми единицами флота, успешно решающими поставленные перед ними задачи. Патрулируя в непосредственной близости от побережья США (иногда члены экипажей в перископы могли наблюдать берега Новой Англии), эти корабли обеспечивали размещенным на них ракетам крайне малое подлетное время, что затрудняло потенциальному противнику организацию мер противодействия ракетному удару (хотя и делало возвращение ПЛАРБ к родным берегам после выполнения боевой задачи делом весьма проблематичным). Условия обитаемости на первых советских ракетных атомоходах, в целом, незначительно отличались от условий на крупных дизель-электрических подводных лодках послевоенной постройки. Впрочем, каждый член экипажа ПЛАРБ имел свое собственное спальное место (чем и сейчас не могут похвастаться американские подводники, служащие на АПЛ 3-го поколения типа “Лос-Анджелес”), а содержание провизионных камер советских атомоходов в 60-70-х годах в значительной мере компенсировало бытовые неудобства.

В 1965 г. началось переоборудование подводной лодки "К-145" в экспериментальную ПЛАРБ по про­екту 701.

В 1977 г., в соответствии с соглашением ОСВ-1 было принято решение о порядке снятия ракетного оружия с подводных лодок проекта 658М.

Первой из подводных лодок проекта 658М, с которой был снят ракетный комплекс, была подводная лодка К-19. После снятия ракетного комплекса ПЛ была переведена в класс ПЛ специального назначения. Проекту переоборудования ПЛ, разработанному ЦКБ-18, был присвоен номер 658С. В том же 1977 году эту лодку решили использовать для проведения на ней испытаний опытных и головных образцов различных но­вых устройств и систем радиосвязи подводных лодок. Первым образцом, прошедшим государствен­ные испытания, было выпускное буксируемое ан­тенное устройство "Залом".

Разоружение подводных лодок проекта 658М производилось путем снятия ракетных шахт. В некоторых источниках подводным лодкам, прошедшим процедуру разоружения, неправильно (по данным ЦКБ МТ «Рубин») присвоен шифр 658Т. К-178 и К-55 в 1981-1984гг. подверглись переоборудованию по проекту 658У (в некоторых источниках - КС) и в большинстве источников называются кораблями связи, но скорее всего это как раз и есть тот самый торпедный вариант АПЛ проекта 658М, в котором их использовали до списания. Буду благодарен за уточнения. АПЛ К-149 была выделена для опытовых целей и дооборудована для испытаный перспективных образцов СОКС.


5. Схема проекта:


проект 658

общее расположение ПЛ проекта 658


Укрупненный чертеж (454 Кб)
1 - кормовой 400-мм ТА; 2 - запасные 400-мм торпеды; 3 - ракетная шахта; 4 - прочная рубка; 5 - носовой 400-мм ТА; 6 - 533-мм ТА; 7 - носовой (торпедный) отсек; 8 - аккумуляторный (жилой) отсек; 9 - ЦП; 10 - ракетный отсек; 11 - отсек вспомогательных механизмов; 12 - реакторный отсек; 13 - турбинный отсек; 14 - электромеханический отсек; 15 - отсек вспомогательного оборудования (жилой); 16 - кормовой (торпедный) отсек.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 4080 тонн
  подводное: 5300 тонн
  скорость хода  
  полная подводная под ГТЗА: около 26 узлов
  полная надводная под ГТЗА: около 15 узлов
  подводная под ГЭД: около 6 узлов
  надводная под ДГ и ГЭД: 7-8 узлов
  дальность плавания  
  под ДГ и ГЭД:

около 500 миль
  глубина погружения  
  предельная: 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 114,1 метров
  ширина: 9,2 метра
  осадка средняя: 7,3 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  баллистические ракеты: 3 Р-13 комплекса Д-2 (проект 658)
  баллистические ракеты: 3 Р-21 комплекса Д-4 (проект 658М)
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  400-мм носовые торпедные аппараты: 2
  400-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  общее число торпед: 4х533-мм и 12(8?)х400-мм
  энергоустановка  
  тип: атомная
  тип ППУ: ВВР ВМ-А
  количество х мощность реакторов, кВт: 2 х 70000 кВт
  тип ПТУ: ГТЗА-601
  количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 17500 л.с.
  количество х мощность ТГ, кВт.: 2 х 1400 (типа ГПМ-21)
  количество х мощность ДГ, л.с.: 2 х 460 (типа ПГ117)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 450 (типа ПГ-116)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: свинцово-кислотная 28СМ, 3 х 112
  обитаемость  
  автономность:

50 суток
  экипаж:

104 человека (в т.ч. 31 офицер)

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
- Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2015