К-178, Б-178
проект 658, 658М, 658У
250-й экипаж
фотография:
КрПЛ К-178 проекта 658 на всплытии во время межфлотского перехода. Сентябрь, 1963 год.
историческая справка:
1961 год 1 июня
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1961 год 11 сентября
Заложена в цехе №50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;
1962 год 23 сентября
Спущена на воду по данным СМП, по данным в некоторых других источниках - 01.04.1962. Входила в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ СФ;
1962 год 26 сентября - 11 ноября
Швартовые испытания;
1962 год 12 - 14 ноября
Заводские ходовые испытания;
1962 год 14 ноября - 8 декабря
Государственные испытания;
1962 год 8 декабря
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний;
1962 год 19 декабря
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 31-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Большая Лопатка (Западная Лица);
1963 год апрель
Во время учений Северного флота двое суток маневрировала подо льдами Баренцева моря в р-не Земли Франца-Иосифа, находясь в "засаде", затем после выхода
на чистую воду произвела успешный ракетный пуск;
1963 год 14 - 30 сентября
Совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский флот подо льдами. Поход начался в 14.00 14 сентября. Под кромку пакового льда ушла в 13.10 17 сентября,
примерно в 150 милях севернее Земли Франца-Иосифа. Первое всплытие произвела 17 сентября в полынье 2-3 м сплошного льда, затянутой ниласом
толщиной 0,2 м. 20 сентября произведено всплытие в полынье 800-200 м в районе станции СП-10. Во время похода толщина ледяного покрова была около 5 м с углублением
отдельных торосов до 18-20 м. 22 сентября выполнено три всплытия в полыньях возле СП-12: в трещине шириной до 150 м, в полынье 500-250 м, затянутой тонким ниласом,
и в ледовом канале 900-200 м. Из-за ненастной погоды экипажу не удалось посетить полярную станцию (по данным участника похода Питулайнина Н.М., всплыть в районе СП-12
не удалось). 29 сентября в 5.50 вышла из-под кромки пакового льда севернее острова Врангеля и всплыла в надводное положение. После прохода Берингова пролива погрузилась
и 30 сентября около 11.00 ошвартовались у пирса в бухте Крашенинникова. Всего пройдено 4411 миль за 374 часа, из них в подводном положении
3460 миль за 286 часов, в том числе подо льдами 1617 миль за 136 часов, в надводном положении 951 милю за 88 часов, в том числе во льдах 155 миль за 22 часа. 10
ледовых маневров, из них 2 всплытия в битом льду, 6 всплытий в полыньях и 2 приледнения на сеанс связи. Командовал переходом кап.1р. Игнатов Н.К., командир
ПЛ кап.1р. Михайловский А.П. За образцовое выполнение задания и проявленные при этом мужество и отвагу указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.02.64 г.
кап.1р. Михайловскому А.П. присвоено Звание Героя Советского Союза, а члены экипажа награждены высокими правительственными наградами. По этому маршруту переход ракетоносца был осуществлен впервые в ВМФ СССР;
1963 год
Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1964 год 16 декабря
КрПЛ совершила выход в море с Заместителем Председателя Совета Министров СССР - председателем ВПК Л.В. Смирновым и Главнокомандующим ВМФ С.Г. Горшковым. Кроме них на корабле
находились адмиралы Н.Н. Амелько, В.М. Гришанов, М.Н. Захаров, Н.Ф. Гончар, А.М. Гонтаев, А.А. Рулюк, В.С. Салов, Лизарский, несколько чиновников из Совмина и ЦК КПСС и первый
секретарь Камчатского обкома Орлов. В море находились около 20 часов. КрПЛ дал максимально возможный ход под двумя турбинами около 15 узлов (как позднее подсчитала "наука",
до вскипания теплоносителя в ТВЭЛах оставалось 0,2 градуса Цельсия!). Всплывали на сеанс связи, в точку условного старта ракет. Экипаж проявил себя образцово и заслужил
благодарность Заместителя Председателя Совета Министров;
1965 год 8 июня - 1967 год декабрь (1968 год июнь ?)
На ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) выполнена модернизация по проекту 658М. С целью испытаний новейших радиотехнических средств на АПЛ смонтировали гидроакустический
измеритель скорости звука (ГИВЗ) «Береста-М» (с размещением антенного поста на ограждении) и аналоговый построитель зон акустической освещенности с учетом вертикального распределения
скорости звука «Лучеграф» (МГ-33). В процессе испытаний обе системы доказали свою эффективность. Экипаж на время модернизации и испытаний был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1968 год (предположительно)
Сформирован второй экипаж АПЛ К-178;
1968 год - 1971 год
Совершила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 161 сутки;
1970 год 1 октября
Перечислена в состав 8-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ с прежним местом базированя;
1971 год
Выполнила ракетную стрельбу;
1972 год январь - 1974 год апрель
Находилась в ремонте. Произведена перезарядка активной зоны реактора ПБ;
1974 год - 1975 год
Второй экипаж переформирован в 250-й экипаж АПЛ 658М проекта;
1975 год - 1976 год
Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 101 сутки;
1975 год декабрь
Во время нахождения на БС имело место поступление 6 т забортной воды на первый настил реакторного отсека через свищ на штуцерном соединении трубопровода IV контура
охлаждения холодильника ЛБ, в результате чего ППУ ЛБ выведена из строя;
1975 год
250-й экипаж перечислен на Северный флот в состав 18-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ;
1976 год июль
При нахождении в море было установлено нарушение герметичности главных конденсаторов обоих бортов, что привело к необходимости их замены;
1977 год август - 1978 год апрель
Находилась в текущем ремонте с заменой активной зоны реактора ЛБ;
1978 год
Участвовала в учении по буксировке мишени для стрельбы КР. С помощью торпедолова был заведен буксирный трос, после чего началась буксировка мишени в район погружения,
где производилась буксировка мишени в подводном положении на разных глубинах: 40, 50 и 60 метров, а также на различных скоростях до 7,5 узлов;
1982 год 3 ноября - 1984 год 31 декабря
Находилась в среднем ремонте с демонтажом ракетного комплекса и выполнением ряда модернизационных работ по проекту 685У;
1985 год
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ и перебазирована на бухту Павловского (п.Фокино);
1986 год
Произведена перезарядка активной зоны реактора ЛБ;
1987 год
По состоянию реакторов обоих бортов и результатов теплотехнических испытаний ППУ введено ограничение по эксплуатации ППУ: ПБ-70% от номинальной мощности, ЛБ-50%
от номинальной мощности;
1988 год 25 января
В базе на боевом дежурстве в турбинном отсеке возник пожар в месте штатного хранения изолирующих противогазов ИП-6 и изолирующих дыхательных аппаратов ИДА-59. Станция
ЛОХ VIII отсека была включена на VII отсек только через 5 минут после обнаружения пожара. В результате перегрева разуплотнился трубопровод системы ВВД. По тревоге экипаж срочно прибыл на посты и быстро справился с пожаром.
Аварийная группа вынесла еще теплое тело матроса Коршина Н.И. (вахтенный электрик кормовых отсеков). До приезда скорой помощи, начальник медицинской службы ПЛ Данилюк Р.П. вместе с флагманским врачом 26-й ДиПЛ подполковником
м/с Симаковым В.П делали реанимацию в рубке соседней ПЛ под давлением. У погибшего матроса было сильное отравление угарным газом;
1988 год - 1990 год
Занималась боевой подготовкой с предписанием использования только в прибрежной зоне;
1989 год октябрь
Во время обеспечения торпедных стрельб АПЛ К-469 проекта 671В (с экипажем АПЛ К-454 на борту) из-за ошибок персонала торпедо-технической базы и личного
состава БЧ-3, при приготовлении торпеды, в АПЛ К-178 попала учебная торпеда и застряла в легком корпусе, по счастливой случайности не причинив серьезных повреждений. АПЛ была возвращена в базу;
1990 год 19 апреля
Выведена из состава ВМФ. Передана в ОФИ и в бухте Чажма (п.Дунай) поставлена на прикол в составе 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 переформирована в 8-ю ОБрРПЛ ПрФлРС ТОФ).
Выполнены работы по подготовке к временному хранению на плаву;
1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-178;
1996 год
Хранилась на плаву в пункте временного хранения;
1997 год 1 августа
Расформирован экипаж;
1997 год - 1998 год
После вырезки реакторного отсека разделана на металл на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Реакторный блок отбуксирован в бухту Разбойник.
Всего с момента постройки "К-178" прошла 137109 миль за 18186 ходовых часов.
командиры основного экипажа (в/ч 34356):
1. Михайловский А.П. (07.1961-12.1963)
2. Ладнов В.М. (12.1963-1965-196?)
3. Шкатуло Г.С. (196?-1972)
4. Вдовин В.В. (1972-1973)
5. Тулынин А.Д. (1973-1976-1977?)
6. Устинов С.И. (1976?-1977-1983)
7. Павлушкин В.В. (1983-1984)
8. Меркулов С.Н. (1984-1990-199?)
командиры второго экипажа (в/ч 34356-А) и 250-го экипажа (в/ч 10433):
1. Власов Е.И. (197?-1972-1975) после 1974 года - 250-й экипаж
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-178:
1. Галько Н.М. (1978) командир АПЛ К-55
дополнительные материалы:
1. Фотография К-178 проекта 658 на испытаниях. 1962 год.
2. Список погибших 25.01.1988г.
3. Фотография К-178 проекта 658У с торпедой в легком корпусе. 1989 год.
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
7. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки ССЗ №402 - СМП (1942-2001)", ПО "Севмаш", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
8. Статья "Подледные плавания подводных судов".
9. Питулайнин Н. "Всегда ли оправдан риск?"
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2020 Design by
Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.