Rambler's Top100 Проект 629 (629А)

Проекты 629 и 629А (NATO – “Golf I” и “Golf II”).


Модификации: 601, 605, 619, 629Б, 629Р, 629Н, проект модернизации для нужд разведки.

Нереализованные модификации: 629М, 629П, В629, 629Д4, 629Д6, 629Д7.


1. Количество подводных лодок проекта: 23 + 1(для ВМС КНР)


2. Изображение проекта:


ПЛ проекта 629


ПЛ проекта 629А


ПЛ проекта 629А с ВБАУ "Параван"


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (№ 402) (16)

1

 Б-92

801

14.10.1957

16.09.1958

29.12.1959

 16.06.1960 пер. К-96
 19.12.1969 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-96

2

 Б-40

802

16.12.1957

12.04.1959

30.11.1959

 16.06.1960 пер. К-72
 25.12.1972 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-372

3

 Б-41

803

17.02.1958

16.06.1959

25.11.1959
(30.11.1959)

 16.06.1960 пер. К-79
 30.12.1968 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-79

4

 Б-42

804

26.04.1958

23.07.1959

29.11.1959

 16.06.1960 пер. К-83
 25.07.1977 пер. Б-83
 30.06.1979 мод. пр. 629Р
 03.08.1979 пер. БС-83

5

 Б-121

805

28.05.1958

19.09.1959

25.12.1959

 16.06.1960 пер. К-102
 09.12.1970 мод. пр. 605
 25.07.1977 пер. Б-102

6

 Б-125

806

12.11.1958
(17.11.1958)

23.04.1960

17.08.1960
(14.08.1960)

 16.06.1960 пер. К-107
 25.07.1977 пер. Б-107
 30.12.1977 мод. пр. 629Р
 03.08.1978 пер. БС-107
 199? - затонула

7

 Б-45

807

20.11.1958

04.06.1960

15.09.1960

 16.06.1960 пер. К-88
 28.12.1966 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-183

8

 Б-29

808

20.05.1959

27.08.1960

26.11.1960

 16.06.1960 пер. К-61
 30.12.1976 мод. пр. 629Р
 25.07.1977 пер. Б-167
 03.08.1977 пер. БС-167

9

 Б-156

809

10.07.1959

17.09.1960

30.11.1960

 16.06.1960 пер. К-113
 197? мод. пр.629Н
 25.07.1977 пер. Б-113
 03.08.1977 пер. БС-113
 30.05.1978 пер. РЗС-97
 1980 - затонула, поднята
 28.04.1992 пер. ПЗС-65

10

 Б-149

810

22.10.1959

29.09.1960

10.12.1960

 16.06.1960 пер. К-118
 25.07.1977 пер. Б-118
 28.12.1977 мод. пр. 601
 27.02.1987 пер. РЗС-439

11

 Б-26

811

18.03.1960

09.05.1961

31.08.1961

 16.06.1960 пер. К-36
 03.12.1967 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-106

12

 Б-48

812

09.08.1960

27.05.1961

23.09.1961

 16.06.1960 пер. К-91
 30.11.1967 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-91

13

 К-93

813

10.10.1960

18.07.1961

16.11.1961

 31.12.1971 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-93

14

 К-110

814

01.12.1960

25.08.1961

28.11.1961

 21.10.1968 мод. пр. ?
 25.07.1977 пер. Б-110
 03.08.1977 пер. БС-110

15

 К-153

815

07.12.1960

27.09.1961

15.12.1961

 25.07.1977 пер. Б-153
 03.08.1977 пер. БС-153
 1978 мод. пр. 619

16

 К-142

816

20.01.1961

17.09.1961

28.12.1961

 постр. по пр. 629Б
 30.09.1967 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-142

 КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (N 199) (7 + 1)

17

 Б-93

131

05.10.1957

16.08.1958

31.12.1959

 16.06.1960 пер. К-126
 25.01.1969 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-126

18

 Б-103

132

15.03.1958

06.05.1959
(16.05.1959)

31.12.1959

 16.06.1960 пер. К-129
 30.05.1967 мод.пр. 629А
 08.03.1968 - погибла

19

 Б-109

133

19.07.1958

10.09.1959

12.10.1960

 16.06.1960 пер. К-136
 20.12.1969 мод пр. ?
 25.07.1977 пер. Б-136
 03.08.1977 пер. БС-136

20

 Б-113

134

29.11.1958

12.05.1960

12.12.1961

 16.06.1960 пер. К-139
 30.12.1970 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-139

21

 Б-46

135

11.04.1959

07.05.1961

16.12.1961

 16.06.1960 пер. К-75
 20.12.1971 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-575

22

 Б-51

136

31.10.1959
(13.10.1959)

20.08.1961

27.01.1962

 16.06.1960 пер. К-99
 05.11.1967 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-99

23

 К-163

137

26.11.1960

07.07.1962

19.12.1962

 30.12.1972 мод. пр. 629А
 25.07.1977 пер. Б-163

24

 № 208

138

1960

1961

1962

 построена для ВМС КНР
 21.01.1983 - погибла(?)

Информация о номерных экипажах АПЛ проекта 629 и 629А: 283, 284, 285, 288, 303


4. История проекта:


В 1959 году советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 с дизель-электрической энергетической установкой. В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание на разработку технического проекта ракетной подводной лодки. Оно предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ проекта 611 и более современной - проекта 641. Последняя и была взята в качестве базовой.

Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н.Н. Исанина выявило «полную несостоятельность требований ТТЗ 1954», что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено новое техническое задание на ПЛ и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в строй новых ракетных лодок, Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а развернуть работы немедленно. Предложение было принято.

Архитектура ПЛ проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме <восьмерки>, в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров. Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно ПЛ делилась на восемь отсеков.

Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629. К началу 1960 года Северный флот получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот - две. Всего же их построили 22 единицы. До принятия на вооружение ракет Р-13 комплекса Д-2, три лодки, сданные к тому времени, несли по три Р-11ФМ комплекса Д-1. К испытаниям ракеты Р-13 привлекалась лодка проекта 629. С ноября 1959 года по август 1960 года с борта подводной лодки Б-92, входившей в состав Северного флота, выполнили 13 запусков (11 успешных), после чего 13 октября 1961 года ракета была принята на вооружение ВМФ.

С подводной лодки К-102 (командир - Г. И. Каймак, командир ракетной боевой части - В. Н. Архипов, командир группы управления - В. Ф. Савенко) 20 октября 1961 года был выполнен единственный в мире пуск ракеты Р-13 в варианте с термоядерным зарядом мегатонного класса.

Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время старта первой ракеты после всплытия составляло 4 минуты), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок.

Успешные бросковые испытания прототипов, а также завершение отработки различных систем ракетного комплекса, получившего обозначение Д-4, позволили перейти к этапу летно-конструкторских испытаний. Для ускорения завершения работ, в чем были очень заинтересованы руководители ВМФ и промышленности, решено было объединить несколько этапов (летно-конструкторские и войсковые) и провести совместные испытания. Главком ВМФ для выполнения этой программы выделил дизельную подводную лодку К-142 проекта 629Б из состава Северного флота. Она создавалась и строилась в качестве опытовой для отработки новой ракетной техники.

Первый пуск ракеты Р-21 из подводного положения состоялся 24 февраля 1962 года. Всего в ходе испытаний было выполнено 27 пусков ракет. Они позволили отработать надежный и безопасный подводный старт ракет. Комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение постановлением Совмина СССР от 15 мая 1963 года. По своему техническому уровню Р-21 была значительным шагом вперед, но, к сожалению, только по сравнению со своими советскими предшественницами. Она была выполнена одноступенчатой, с несущими топливными баками и отделяемой головной частью.

В 1959 г. был выполнен эскизный проект 629Д4, определивший предварительно основные элементы корабля при установке нового комплекса. Технический проект мог быть разработан только после окончательного определения приборного состава систем комплекса, стартовой установки, массогабаритных характеристик ракеты и остальных элементов. Такой момент наступил после создания экспериментальной лодки проекта 629Б. Уже в июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки с целью установки ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (проект 629А). При разработке этого проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема всех работ. Основные изменения коснулись четвертого отсека и междубортного пространства в районе этого отсека. Пришлось установить новые шахты. В кольцевом зазоре четвертого отсека установили балластные цистерны, предназначенные для удержания лодки на глубине в момент старта ракет.

Ракеты устанавливались в шахты в заправленном состоянии, где они могли находиться до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Стрельба производилась с глубины до 50 м, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут.

Для обеспечения ракетной стрельбы использовались корабельные счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1», которые вырабатывали углы наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта. Навигационный комплекс «Сигма» применялся для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического определения текущего значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки.

В 1960-1962 три ПЛ в г.Северодвинск модернизировали под комплекс Д-2 (К-96, К-72 и К-79). Начиная с 1963 года 14 кораблей прошли модернизацию по проекту 629А (8 на СМП и 6 на ССЗ им. Ленинского Комсомола), в результате которой они получили на вооружение БР Р-21 комплекса Д-4 с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400 км. Это были первые ПЛ с БР подводного старта. 6 лодок были размещены на Балтике, остальные на Тихом океане, где находились в боевом строю до конца 80-х годов.

ПЛ К-118 прошла переоборудование с удлинением корпуса и надстройки на 20 м с целью размещения 6 шахт для испытаний баллистических ракет типа Р-29 (4К-75) комплекса Д-9 по проекту 601.

ПЛ К-153 прошла модернизацию по проекту 619 в опытовый корабль для испытаний ракет Р-39 комплекса Д-19 (с одной шахтой). Отработка ракеты началась с бросковых испытаний полномасштабных макетов пусками с плавстенда и экспериментальной подводной лодки. Всего запущено 9 ракет с плавстенда и 7 с подводной лодки. Эти испытания позволили отработать подводный и надводный старт из "сухой" шахты под пороховым аккумулятором давления.

ПЛ К-102 была переоборудована по проекту 605 под ракетный комплекс Д-5К. На базе ракеты Р-27 была разработана ракета Р-27К, головная часть которой была оснащена средствами визирования цели и коррекции траектории на конечном участке полета. Эта ракета, получившая индекс 4К-18 (SS-NX-13), была рассчитана на поражение как точечных радиоконтрастных целей на берегу, так и надводных кораблей (авианосных соединений). Опытовая эксплуатации ракеты началась в 1974 г.

ПЛ К-113 в середине-конце 70-х годов была переоборудована по проекту 629Н, как носитель для испытаний буксировщков водолазов типа "Протей-Х" и грузовых буксируемых подводных контейнеров "Радон-2". Буксировщик и водолаз покидали ПЛ через ТА. Буксировщики располагались в носовом отсеке на стеллажах запасных торпед. Жилые помещения для водолазов были оборудованны в четвертом отсеке вместо демонтированного ракетного вооружения. В некоторых источниках проводятся упоминания (скорее всего ошибочно) о создании на базе этой ПЛ минного заградителя (правда, называют этот проект в некоторых источниках проект 629И, а в зарубежных - проект 629Е).

На трех ПЛ ракеты были демонтированы, а вместо них в ограждении рубки размещены антенны для использования их в качестве кораблей связи и управления (проект 629Р). Эти лодки оставались в составе флота до начала 90-х годов. Две ПЛ были переоборудованы для целей разведки (одна на ТОФ и одна на СФ). Номер проекта автору сайта неизвестен.

Также имеется ряд нереализованных модификаций: 629П – предэскизный проект размещения ракетного комплекса Д-4; 629Д6 – в 1959 был выполнен эскизный проект ПЛ с установкой ракетного комплекса Д-6 в 3-х шахтах; 629Д7 – в 1962 был начат эскизный проект ПЛ с установкой ракетного комплекса Д-7; В629 – проект подводной лодки с одной ракетой Р-15; 629М – проект ПЛ с вспомогательной атомной установкой.

В некоторых зарубежных источниках упоминаются еще две несуществующие модификации - 629КС (торпедный вариант) и 629КО (штабной корабль).

В соответствии с постановлением Правительства СССР от 09.01.1959 в ЦКБ-16 с марта по декабрь 1959 года были подготовлены рабочие чертежи и техническая документация по проекту 629 с комплексом Д-1 с ракетами Р-11ФМ для передачи их в КНР. К осени 1960 года на ССЗ в Даляне (КНР, бывший Дальний) состоялась закладка первой из китайских ПЛ проекта 629. Для ускорения ее постройки широко использовались конструкци, изготовленные на ССЗ №202, а также оборудование и механизмы с ПЛ К-139 (спущена на воду в мае 1960 года). ПЛ была закончена постройкой в конце 1961 года и получила бортовой номер 200. Одновременно в г.Комсомольск-на-Амуре заложили ПЛ под заводским номером 138. После постройки корабль по частям перевезли в КНР и в конце 1962 года ввели в строй под номером 208. В 1983 году этот корабль погиб со всем экипжем и группой ученых и инженеров во время испытаний китайской баллистической ракеты JL-1, возможно при столкновении с АПЛ К-10 проекта 675 в Южно-китайском море.

Из переоборудованных лодок проекта 629А одна (ПЛ К-129 Тихоокеанского флота) погибла во время боевого патрулирования 8 марта 1968 года. Как полагают большинство источников (одна из версий), причиной ее гибели стало столкновение с американской ПЛА «Суордфиш», следившей за советской ПЛ.


5. Схема проекта:




Общее расположение ПЛ проекта 629
Укрупненный чертеж (821,5 Кб)

1 - кормовые ТА; 2 - кормовой торпедный (жилой) отсек; 3 - кормовой входной люк; 4 - электромоторный отсек; 5 - дизельный отсек; 6 - выгородка дистанционного управления дизелями; 7 - кормовой аккумуляторный (жилой) отсек; 8 - ракетная шахта; 9 - ракетный (четвертый) отсек; 10 - ракета Р-13; 11 - ПМУ астрокорректора (устанавливался в процессе средних ремонтов или модернизации кораблей); 12 - ПМУ АП РЛС "Флаг"; 13 - ПМУ радиопеленгатора ПР-1; 14 - ПМУ ВАН; 15 - ПМУ АП станций "Накат" и "Хром-К"; 16 - выдвижная шахта РДП с поплавковым клапаном; 17 - перископ ПЗН-9; 18 - перископ "Лира-1"; 19 - прочная рубка; 20 - третий (центрального поста) отсек; 21 - баллоны системы ВВД; 22 - носовой аккумуляторный (жилой) отсек; 23 - носовой входной люк; 24 - носовой торпедный (жилой) отсек; 25 - носовой ТА; 26 - обтекатель антенны ГАС "Свияга"; 27 - обтекатель антенны ГАС "Свет"; 28 - антенна ГАСМГ-10; 29 - антенна ГАС "Арктика-М"; 30 - цепной ящик; 31 - электрокомпрессор системы ВВД; 32 - АБ; 33 - гиропост; 34 - центральный пост; 35 - механизмы поворота и подъема стартовых столов; 36 - дизель 37-Д; 37 - шинно-пневматическая муфта; 38 - ГЭД на средней линии вала ПГ-101; 39 - ГЭД экономического хода ПГ-104; 40 - штурманская рубка; 41 - рубка радиолокации; 42 - кают-компания; 43 - каюты офицеров.



Общее расположение ПЛ проекта 629А c ВБАУ «Параван»
Укрупненный чертеж (784,5 Кб)


6. Реконструкция подводного залпа (проект 629А)



7. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное: 2300 тонн (629) 2860 тонн (629А)
  подводное: 2820 тонн (629) 3553 тонн (629А)
  скорость хода  
  наибольшая надводная: 14,0-14,3 узлов
  наибольшая подводная: 12,2-12,7 узлов
  экономическая подводная: 2,5 узла
  в режиме РДП: 7 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении при усиленном запасе топлива:

23500 (8) миль, 6400(??) (10) миль
  в подводном положении:

12,2 (12,2) миль, 290 (2,5) миль
  в режиме РДП:

10800 (7) миль
  глубина погружения  
  предельная: 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 98,9 метров
  ширина: 8,2 метра
  осадка средняя: около 8 метров
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  ракетный компалекс:

Д-2 (629), Д-4 (629А)
  баллистические ракеты Р-13 (629) или Р-21 (629А): 3
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 6
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 3 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 1 х 2700 л.с. (ПГ102) и 2 х 1350 (ПГ101)
  количество валов: 3
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 48СМ, 4 х 112
  обитаемость  
  автономность:

70 суток
  экипаж:

80-87 человек (в т.ч. 10 офицеров)

8. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Рисунок из журнала "Подводный флот", №5.
- Жарков В.И. "Подводная лодка проекта 629", ВТА "Тайфун", №3, 2002г.
- Статья "Советские подводные лодки проекта 629" (http://voorugenie.narod.ru)
- Лебедько В. "Наш подводный ракетный…". (http://gazeta.navy.ru)
- Справочная информация с сайта http://www.warships1.com
- Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
- "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013