Rambler's Top100 Подводная лодка К-19, КС-19, БС-19. Проект 658, 658М, 658С

К-19, КС-19, БС-19
проект 658, 658М, 658С
45-й экипаж





фотография:


Подводная лодка К-19


КрПЛ К-19 проекта 658М. Предположительно осень 1963 года




историческая справка:


1957 год 16 октября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1957 год 27 декабря
В г.Обнинске сформирован экипаж;

1958 год 17 октября
Заложена в цехе № 50 на ССЗ № 402 в г.Северодвинск как головная КрПЛ с баллистическими ракетами проекта 658;

1959 год 10 марта
На ССЗ № 402 после обучения прибыл экипаж, зачислен в состав 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии СФ;

1959 год
При производстве работ по оклейке корпуса в балластных цистернах произошел пожар, погибло 2 человека (гражданские специалисты). После возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр;

1959 год 11 октября
Выведена из цеха в бассейн. В ходе торжественной церемонии, брошенная рукой командира БЧ-5 кап.3р. Панова В.В. бутылка с шампанским, скользнув по винтам и обрезиненному корпусу ПЛ, не разбилась;

1959 год 17(18?) октября
Спущена на воду и переведена к достроечной стенке завода, для подачи пара на период достройки использовался лидер эсминцев «Баку»;

1959 год 17 октября - 1960 год 12 июля
Швартовые испытания;

1960 год январь
Из-за несогласованности действий сдаточной команды и членов экипажа произошла авария: офицер-оператор при опробовании системы управления компенсирующими решетками допустил посадку решетки на нижние концевые упоры так, что погнулся шток привода компенсирующей решетки. Для устранения последствий аварии потребовалось вскрывать крышку реактора, выгружать все тепловыделяющие элементы, заменять неисправную сборку реактора на новую, для чего была необходима полная перегрузка реакторов и выполнение связанного с ней комплекса сопутствующих работ: вскрытие легкого и прочного корпуса, демонтаж многих систем. Общая стоимость работ составила 34 млн. рублей. В результате многие понесли наказание: офицеры-операторы, допустившие аварию были списаны с корабля, командир БЧ-5 кап. 3 ранга Панов В.В. понижен на одно звание, сдаточный механик получил строгий выговор, ответственный сдатчик Баженов М.Я. был снят с занимаемой должности и вместо него назначен Кулаков В.Л.

1960 год май - июнь
Прошла докование и одновременно перегрузку активной зоны с заменой поврежденного оборудования. При отворачивании шпилек крышки реактора рабочие столкнулись с загадочным явлением. Слесарь, выполнявший эту операцию, обнаружил в графитовой смазке на резьбе нескольких штук довольно крупных, длиной 10-15 миллиметров, черных, очень жестких на ощупь жуков, которые, помещенные на ладонь, преспокойно передвигались. Для ответа на вопрос, как эти насекомые могли существовать в графитовой смазке уже немало поработавшего на мощности реактора, их отправили в один из специализированных НИИ, но на заводе ответ так не был получен;

1960 год 12 июля
Поднят Военно-морской флаг.

1960 год 13 июля - 17 июля
Проведен выход на заводские ходовые испытания;

1960 год 12 августа - 12 ноября
Выполнила программу государственных испытаний в Белом море в период которых пройдено 10779 миль. В процессе испытаний впервые опробовали пятисуточный режим полного подводного хода на предельной мощности, который завершился успешно. Но при всплытии в надводное положение оказалось, что большая часть резинового покрытия корпуса отслоилась, что в последующем потребовало повторного обрезинивания корпуса. При глубоководном погружении на предельную глубину на глубине 280 метров по периметру крышки люка в реакторный отсек стала просачиваться и распыляться забортная вода, о чем через оператора пульта ГЭУ было доложено в центральный пост. Но командир принял решение продолжать погружение. На отметке в 300 метров в отсеке встал плотный водяной туман, видимость резко снизилась и когда из отсека поступил доклад «заливает шестой отсек!», командир кап.2р. Затеев Н.В. и ответственный сдатчик Куликов В.Л. приняли решение об аварийном всплытии. ПЛ, переложив на всплытие все рули, увеличив скорость, начала аварийное продувание всех балластных цистерн. В результате предпринятого маневра ПЛ выскочила на поверхность в непосредственной близости от обеспечивающего корабля и завалилась с опасным креном ок. 45° сначала на правый, а затем на левый борт;

1960 год октябрь
При удалении за борт досок от продуктового ящика через устройство для удаления камбузных отходов девятого отсека произошло заклинивание крышки этого устройства и в отсек стала поступать вода, затопившая отсек на одну треть;

1960 год 12 ноября
Подписан приемный акт, ответственный сдатчик Куликов В.Л., первый командир – кап.2р. Затеев Н.В., вступила в строй;

1960 год ноябрь
В ледовых условиях совершила переход к месту базирования в губу Малая Лопатка. Зачислена в состав 206-й ОБрПЛ СФ;

1960 год декабрь
При выполнении первого самостоятельного ввода ГЭУ операторами было допущено снижение уровня теплоносителя в компенсаторах объема первого контура реактора, что повлекло разрушение подшипников главного циркуляционного насоса, а затем выходу из строя всего насоса. Вызванная из Северодвинска группа рабочих в течении недели выполнила работы по замене насоса без вскрытия прочного корпуса, протащив громоздкий агрегат из третьего в шестой отсек через переборочные люки;

1961 год 7 июня
Вошла в состав Северного флота. Находилась в составе 206-й ОБрПЛ СФ;

1961 год
При выполнении операции по погрузке ракетного оружия был придавлен крышкой шахты и погиб матрос;

1961 год
Отрабатывала задачи БП, сделала 3 выхода, прошла под водой 5892 мили, над водой - 529 миль;

1961 год 12 апреля
При выполнении задач БП в Баренцевом море произошли два ЧП. В 04.20 на глубине 50 м при скорости 15 узлов вышел из строя привод кормовых горизонтальных рулей, их заклинило в крайнее положение "на погружение". У ПЛ мгновенно появился нарастающий дифферент на нос, она стала «пикировать» на глубину. Возникла и с каждой секундой нарастала опасность столкновения с дном (глубина моря в этом районе - 300 м). Для предотвращения столкновения были продуты воздухом высокого давления (ВВД) балластные цистерны носовой, а затем и средней (центральной) групп. Но ПЛ, из-за большой скорости и инерции движения, продолжала проваливаться на глубину. Только реверс турбин смог остановить погружение, но из-за тяжелой кормы дифферент с носа перешел на корму и продолжал расти. После продувки кормовых балластных цистерн рост дифферента прекратился. С дифферентом на корму ПЛ выскочила на поверхность, израсходовав весь запас ВВД. Команда, сформированная для осмотра приводов рулей, в закоулках носовой надстройки обнаружила ил (жидкий грунт), в который ПЛ успела зарыться носом на предельной глубине, до столкновения с твердым скалистым дном оставались секунды и метры. После 11.00, когда ПЛ шла в надводном положении против волны минимальным ходом и работали компрессоры на пополнение запасов ВВД, из "мертвой зоны" ШП ГАС МГ-10 справа появилась неизвестная ПЛ, шумы которой обнаружил вахтенный гидроакустик. Неизвестная ПЛ шла с переменной скоростью пересекающим курсом, её командир «толчком», работая винтом, разгонял лодку, а затем, отключив винт, двигаясь по инерции, бесшумно сблизился с К-19. Рулевой горизонтальщик неизвестной ПЛ не удержал ее на перископной глубине и она всплыла на поверхность, показав свою рубку. Создалась аварийная обстановка: две ПЛ, обе в надводном положении, сближались пересекающимися курсами при неизменном курсовом угле 17 градусов. С мостика К-19 раздалась команда: «Полный назад! Турбинам – реверс!». Лодки благополучно разошлись: К-19, отработав «реверс», уступила курс неизвестной ПЛ, которая прошла перед носом К-19, выполняя то ли неудавшийся таран, то ли неудачный маневр, ведущий к столкновению, и ушла под воду. Акустик продолжал следить за шумом неизвестной ПЛ, который то возникал, то пропадал на различных курсовых углах слева - неизвестная ПЛ удалялась "змейкой", пока шум окончательно не прекратился. Позже стало известно, что К-19 избежала столкновения с АПЛ ВМС США USS "Nautilus" (SSN-571);

1961 год июнь - июль
Участвовала в учениях «Полярный круг»;

1961 год 3 июля
При возвращении после учений в пункт базирования в 70 милях от о-ва Ян-Майнен произошла авария реактора правого борта. В 04.00 при ходе в подводном положении и работе реакторов обоих бортов на мощности 35% вахтенный КГДУ обнаружил по контрольно-измерительным приборам падение давления и уровня в 1 контуре кормового реактора. Была сброшена аварийная защита реактора и отключены ресиверные баллоны газа высокого давления от 1 контура. Однако, анализа показаний всех приборов личный состав не сделал, а занялся поисками места предполагаемого разрыва и принятием мер для поддержания циркуляции в контуре, стремясь в первую очередь приостановить разогрев активной зоны реактора и ее расплавление, поскольку считал, что после расплавления ядерного топлива возможно создание критической массы и ядерный взрыв. Попытки поддержания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса 1 контура и вспомогательного насоса, а также подъема давления в контуре насосами Т-4А и ЭПН-1, продолжавшиеся около 2-х часов после начала аварии результатов не дали: циркуляционные насосы срывало, несколько позже вспомогательный насос вышел из строя. В 04.22 всплыла в надводное положение и продолжала движение при работе реактора и линии вала левого борта. Через 30 - 40 минут после начала аварии появилась и быстро начала расти гамма активность. Появившуюся газовую и аэрозольную активность удалось несколько снизить вентиляцией реакторного отсека. В 07.00 была предпринята попытка аварийной проливки реактора через магистраль воздухоудаления по нештатной схеме от насоса Т-4А. Однако сразу же после пуска насоса шланг был сорван. Очередная попытка создания циркуляции по 1 контуру с помощью главного циркуляционного насоса привела к выходу его из строя. В 08.45 после приварки героическими усилиями аварийной партии трубопровода к воздушнику вновь была собрана нештатная аварийная схема проливки реактора. Подачей воды в реактор температура в активной зоне была снижена с более 400 градусов до 330 к 12.20 тех же суток. В результате разгерметизации реактора и проводимых работ, а также удаления воды из реакторного отсека трюмным насосом 10 отсека, радиационная обстановка на ПЛ резко ухудшилась, загрязнение распространилось по всему кораблю. Командиром было принято решение об эвакуации экипажа;

1961 год 4 июля
Через сутки после начала аварии, в 04.00 весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270 под командованием кап. 3 ранга Свербилова Ж.М., а затем и на С-159, но позже передан на подошедшие эсминцы. На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению. Причиной течи 1 контура явился разрыв импульсной трубки от напорной линии циркуляционного насоса к датчикам 1 контура, вследствие чего на приборе в посту управления ГЭУ прибор показывал нулевое значение, хотя давление в контуре частично сохранялось. Об этом свидетельствовало наличие давления в баллонах газа высокого давления, отключенных после начала аварии. По показаниям манометра реакторного отсека оно равнялось 92 кгс/см2, что свидетельствовало о малой течи, а не о разрыве 1 контура, как посчитал личный состав. После аварии физиками-ядерщиками была доказана невозможность ядерного взрыва корабельного реактора даже после полного расплавления тепловыделяющих сборок;

1961 год июль - декабрь
После того как ПЛ была отбуксирована в базу (была поставлена на бочку на рейде в губе Западная Лица) в течении шести месяцев проходила дезактивацию. В результате сильного переоблучения в течении нескольких суток скончалось 6 человек, а впоследствии - еще 2 человека;

1961 год 9(15?) июля
Перечислена в состав вновь созданной 31-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования. Позже в состав соединения вошел 45-й экипаж ПЛ, который являлся вторым экипажем АПЛ К-19;

1961 год июль - август
После постановки К-19 на бочку на рейде в губе Западная Лица, ПЛ К-107 была поставлена задача - выгрузить с ПЛ К-19 и загрузить в свою шахту ракету Р-13. Задача была выполнена, но не с первого подхода к борту К-19, так как был достаточно высокий уровень радиации. В конце концов ракета была перегружена в шахту на ПЛ К-107;

1961 год 6 августа
Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевой задачи 26 членов экипажа награждены орденами и медалями;

1961 год 14 декабря
Отбуксирована на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск для ремонта;

1962 год январь
Согласно решению Совета Министров СССР от 30.01.1962 года принята в восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека и модернизацией по проекту 658М. Реакторный отсек с двумя реакторами с ОЯТ в 1965 году был затоплен в заливе Абросимова на глубине 20 метров;

1963 год 15 октября
Спущена на воду после окончания модернизации;

1963 год 14 декабря
Вышла на государственные испытания, в течении которых успешно выполнила стрельбу ракетой «Р-21» из подводного положения. За время испытаний прошла 1714 мили;

1963 год 30 декабря
Подписан приемный акт о передаче ПЛ с ракетным комплексом "Д-4" в состав ВМФ, председатель госкомиссии контр-адм. Мазин В.А.;

1964 год 17 марта
Выпущена директива о передислокации дивизии в бухту Ягельная в губе Сайда и переподчинении её командованию 12-й ЭскПЛ СФ;

1965 год 15 февраля
Переформирована в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда;

1966 год
Выполнены задачи первой боевой службы длительностью 41 сутки под командованием кап.2р. Ковалева Э.А.. Выполнена ракетная стрельба;

1967 год 10 марта
Комсомольская организация корабля занесена в Книгу Почета ЦК ВЛКСМ и награждена Грамотой «За мужество, стойкость, высокое боевое мастерство и образцовую эксплуатацию техники»;

1967 год 11 апреля
Комсомольская организация корабля награждена Памятным Знаменем ЦК ВЛКСМ.

1967 год октябрь
Корабль занял 1-е место в состязаниях по тактической подготовке на приз ГК ВМФ в честь 50-летия Октября. Корабль награжден Красным Знаменем Совета Министров СССР, переходящим Призом и Грамотой ГК ВМФ, командир ПЛ кап.2р. Ковалев Э.А. за успешную инспекторскую стрельбу награжден ценным подарком;

1967 год ноябрь - 1968 год декабрь
Прошла текущий ремонт;

1968 год 23 ноября
45-й экипаж АПЛ К-19 перечислен в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Оленья (директива ГШ ВМФ от 06.04.1968);

1969 год 15 марта
Перечислена с основным экипажем в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ (с 1970 - 3-я ФлПЛ) КСФ с базированием на губу Оленья (директива ГШ ВМФ от 06.04.1968);

1969 год апрель
45-й экипаж переименован во 2-й экипаж К-19;

1969 год 15 ноября
При отработке задач боевой подготовки со 2-м экипажем К-40 (бывший 345-й экипаж) под командованием кап.2р. Шабанова В.А. и старшим на борту кап.1р. Лебедько В.Г., на траверзе мыса Териберский в подводном положении при изменении глубины с 60 на 90 метров, в 07.13 произошло столкновение с АПЛ ВМС США USS "Gato" (SSN-615), в результате чего обе лодки получили серьезные повреждения. К-19 всплыла в надводное положение и вернулась в пункт базирования с повреждениями носовой оконечности;

1969 год 4 декабря
Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников Е.М. вручил комсомольской организации экипажа Памятное Знамя ЦК ВЛКСМ;

1969 год - 1970 год
2-й экипаж обеспечивал содержание АПЛ К-33 в ремонте;

1969 год - 1970 год зима
Прошла аварийный ремонт;

1970 год
Переформирована в состав 18-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ с базированием на на бухту Ягельная губы Сайда;

1970 год 30 марта
Второй экипаж АПЛ К-40 (командир - кап.1р. Шабанов В.А. старший на борту - кап.1р. Лебедько В.Г.) на АПЛ К-19 находился в Мотовском заливе по плану БП. Под утро было получено "добро" на возвращение. ПЛ всплыла в надводное положение, дала ход двумя турбинами. Обстановка была неважная - туман. Скоро он сгустился настолько, что видимость уменьшилась почти до нуля. Перед входом в Кольский залив на экране РЛС была обнаружили цель - какое-то судно в глубине залива. Было непонятно - выходит оно или, наоборот, входит. По командам старшего на борту ПЛ меняла то курс, то скорость, но тем не менее отметка цели вошла в "мертвую зону" РЛС. Вскоре ПЛ столкнулась с целью (сейнер "Нива"). Был застопорен ход, легли в дрейф. Рядом с ПЛ с приличным креном находился рыбацкий сейнер. На нем метались еще не вполне протрезвевшие люди. Позже выяснилось, что на "рыбаке" и не думали менять курс. На руле у них стоял единственный трезвый матрос и держал заданный курс до тех пор, пока не прозошло столкновение. Вскоре сейнер был уведен на буксире к месту стоянки, где он, и затонул. Командир ПЛ был снят с должности;

1970 год 20 октябрь - 9 декабря
Выполнила задачи второй боевой службы.

1971 год 27 апреля - 29 июня
Выполнила задачи третьей боевой службы.

1971 год декабрь
Вышла на четвертую боевую службу со 2-м экипажем К-40 (бывший 345-й экипаж) под командованием кап.1р. Кулибабы В.П. и старшим на борту ЗКД кап.1р. Нечаевым В.М. При первом погружении пл провалилась до глубины более 100, но аварийным продуванием балласта всплыла на поверхность. Проверка расчета дифферентовки ошибок не выявила. Повторное погружение снова привело к провалу на глубину. При детальном осмотре трубопроводов трюмной помпы обнаружен свищ на трубопроводе от уравнительной цистерны, по причине которого трюмная помпа не имела возможности откачивать воду из уравнительной цистерны, а уравнительная цистерна считалась пустой, в то время как в действительности была заполнена. После наложения бугеля из ткани с эпоксидной смолой ПЛ продолжила движение по плану боевой службы.

1972 год 24 февраля
При движении ПЛ на глубине 120 метров в 10.54 в трюме 9 отсека произошло возгорание масла, вылившегося из свища на трубопроводе судовой гидравлики 17 февраля и попавшего на воздухонагреватель фильтра локального узла очистки воздуха. Из-за промедления с объявлением аварийной тревоги и ошибочного доклада о возгорании щита ГРЩ-3 пожар быстро потушить не удалось, через 2 минуты после объявления тревоги ПЛ всплыла в надводное положение, но из-за разрыва перемычки ВВД в отсеке создалось давление более 3 кг/см2, что усугубило ситуацию. Огонь перекинулся в 8 отсек, в концевом 10 отсеке оказались отрезанными 12 человек. Позже были загазованы и другие отсеки. Была сброшена аварийная защита ГЭУ, операторы покинули пульт управления. Из-за ошибочных действий личного состава был залит морской водой дизель-генератор правого борта, а дизель-генератор левого борта не удалось запустить из-за неисправности регулятора возбуждения, в результате чего ПЛ осталась в дрейфе без средств энергообеспечения с запасом ВВД около 44%.

1972 год 8 марта
В точке с координатами 51˚21’ с.ш., 28˚54’3’’ з.д. по морскому обычаю похоронены л-т Хрычиков В.В. и ст.2ст. Марач К.П. К концу дня к аварийной ПЛ подошли корабли и суда спасательного отряда, всего же в операции по спасению субмарины было задействовано более 30 кораблей и судов Северного и Черноморского флота. Подошедшими судами проведена эвакуация 52 членов экипажа по канатной дороге и 32 – вертолетом с БПК «Вице-адмирал Дрозд». На ПЛ был подан воздух высокого давления и электропитание;

1972 год 18 марта
Из 10 отсека выведен находившийся там личный состав во главе с кап.л-том Поляковым Б.А.: кап.л-т Давыдов В.И., мичмана Борщов В.Н., Мостовой И.И., Храмцов И.П., матросы Демин В.А, Киндин В.И., Кириллов Н.Г., Михайленко В.П., Саранин В.А., Столяров В.Д., Троицкий В.П.;

1972 год 2 апреля
После буксировки на расстояние 2160 миль буксирами «СБ-38», «Стерегущий», СС «Бештау» и СС «Агатан» прибыла в Североморск. В результате аварии и спасательной операции на борту пл погибло 28 человек и еще 2 человека в штормовых условиях из других экипажей: на борту ПБПЛ «Магомет Гаджиев» во время шторма упал с койки второго яруса и получил смертельные травмы головы ЗКПЧ первого экипажа К-40 кап.2р. Ткачев В.И. и на крейсере «Александр Невский» был смыт за борт матрос. 25 членов экипажа похоронены в г.Полярный, а кап.3р. Цыганков Л.Г. по просьбе родственников похоронен на Братском кладбище в г.Севастополь;

1972 год март - апрель
Расформирован второй экипаж;

1972 год 15 июня - 5 ноября
На СРЗ «Звёздочка» в г.Северодвинск прошла ускоренный аварийный ремонт с целью проверки мобилизационных возможностей предприятий промышленности, а с целью проверки психологической устойчивости личного состава для приема ПЛ после восстановления был назначен 2-й экипаж К-40 (бывший 345-й экипаж). Ответственный сдатчик Куликов А.В., сдаточный механик Дорош Ю.Л.;

1972 год ноябрь
При возвращении после ремонта в пункт базирования при прохождении боновых ворот в ограждении рубки произошло возгорание пиломатериалов, погруженных на заводе. Возгорание потушено силами личного состава и подошедшими буксирами;

1973 год 8 января - 28 февраля
Выполнила задачи пятой боевой службы с оценкой «отлично».

1973 год 18 марта
Выполнила ракетную стрельбу с оценкой «отлично».

1973 год май
С первым экипажем КрПЛ К-40 перешла в п.Островной Йоканьганской ВМБ для проведения перегрузки активных зон;

1973 год 1 июня
Начаты работы по перегрузке активных зон;

1973 год 19 июля
Передана экипажу К-19;

1973 год 13 сентября
Закончены работы по перегрузке активных зон;

1974 год 27 февраля - 14 апреля
Выполнила задачи шестой боевой службы с оценкой «отлично»;

1975 год 18 марта
Выполнила зачетную ракетную стрельбу с оценкой «отлично»;

1975 год 22 ноября
Начат средний ремонт с модернизацией по проекту 658С на СРЗ-10 в г.Полярный, в ходе которого на ПЛ был демонтирован ракетный комплекс "Д-4", а на его место установлено ВБАУ "Залом". На время испытаний и модернизации подчинена 190-ому ОДнРПЛ 4-й ЭскПЛ КСФс базированием на г.Полярный;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в БПЛ;

1978 год 15 ноября
Произошло возгорание окрашенных поверхностей и термоизоляции на подволоке 6 отсека, погашенное подачей огнегасителя системы объемного химического пожаротушения;

1979 год 26 июля
Переклассифицирована в ПЛ связи, присвоен тактическй номер КС-19;

1979 года 30 ноября
После успешного прохождения ходовых испытаний передана ВМФ СССР;

1980 год март
Прибыла к постоянному месту базирования в губу Гремиха (г.Островной). Вошла в состав 18-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;

1980 год июнь
В связи с большим количеством опытных образцов вооружения на ПЛ и запланированными испытаниями перечислена (директива ГШ ВМФ от 28.03.1980) в состав 190-го ОДнРПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ;

1980 год - 1982 год
Успешно произведены испытания новой техники связи. Выполнено 65 погружений, пройдено более 20000 миль;

1982 год 17 августа
В 18.01 в аккумуляторном отсеке при проведении лечебного цикла произошло короткое замыкание в щите батарейных автоматов правого борта. В результате короткого замыкания и выброса пламени электродуги получили ожоги разной степени тяжести 2(3?) человека, один из которых, ст.2ст. Кравчук В.А., скончался в госпитале 20.07.1982 года. Причиной аварии явилось попадание на разнополярные шины постороннего предмета;

1982 год декабрь
Окончена опытная эксплуатация ВБАУ «Залом», устройство принято на вооружение;

1983 год
Перечислена (директива ГШ ВМФ от 28.02.1983) в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г.Видяево);

1984 год
Экипаж производил испытания новой техники связи силами СРЗ-10 в г.Полярный. На время испытаний подчинена 46-й ОБрРПЛ КСФ с базированием на г.Полярный;

1985 год - 1986 год
Установка и испытания новой техники связи;

1987 год
Экипаж успешно сдал курсовые задачи, вошел в состав кораблей 2-й линии;

1988 год
Возбуждено ходатайство перед ГШ ВМФ и ГТУ ВМФ о выводе ПЛ из боевого состава;

1990 год 19 апреля
Выведена из боевого состава ВМФ в резерв, произведены оргштатные мероприятия, в ходе которых численность экипажа сокращена с 114 до 44 человек. Поставлена на прикол в губе Ара (г.Видяево);

1992 год 4 декабря
Перечислена в состав 46-й ОБрРПЛ КСФ и поставлена на прикол в губе Пала (г.Полярный);

1992 год
Переименована в БС-19(?);

1996 год
Перечислена в состав 346-го дивизиона кораблей отстоя и поставлена на прикол в губе Ура (г.Видяево);

2002 год март
Планировалась для съемок фильма "К-19" по запросу американской киностудии, но ГК ВМФ отказал в сотрудничестве;

2002 год 26 марта
Отбуксирована буксиром СБ-406 на ФГУП ПО СРЗ «Нерпа» в бухту Кут для утилизации. При подходе к бухте Кут, при отдаче буксирных браг, БС-19 носовой оконечностью таранила борт буксировщика. Инцидент обошелся без пострадавших, и был последней аварией в истории легендарной "Хиросимы". Вошла в состав 74-го ОДнРПЛ КолФлРС СФ;

2002 год ноябрь - декабрь
Произведена выгрузка активной зоны на СРЗ "Нерпа";

2003 год август
На территории ФГУП "СРЗ "Нерпа" состоялась последнее посещение ПЛ членами экипажа, после чего корпус был разделан на металл, не смотря на обращения общественности с предложением о переоборудовании ПЛ в музей. Срезанная рубка оставлена на территории предприятия для планируемой последующей установки на месте захоронения членов экипажа в г.Полярном;

2003 год октябрь
Находилась в завершающей стадии утилизации. После формирования трехотсечного блока с ядерным реактором, он был доставлен в базу временного хранения на плаву в губе Сайда. В дальнейшем блок был переведен обратно на ФГУП "СРЗ "Нерпа" для разделки до одноотсечной секции;

2008 год февраль
В корпусном цехе ФГУП "СРЗ "Нерпа" велось создание мемориала ПЛ К-19. Предполагалось воссоздать прежний силуэт рубки ракетоносца, внутри которой разместить демонстрационный зал длиной 22 метра и высотой 6 метров, кторый будет обустроен подъемно-мачтовыми устройствами и соответствующими приборами. По информации пресс-службы, к концу лета сформированную конструкцию предполагалось разрезать на транспортные секции для отправки в Москву. Памятник предполагалось установить на одной из московских набережных. Все работы по созданию проекта памятника-мемориала, монтажу конструкций и установке должны были выполнять специалисты СРЗ «Нерпа». Финансировал проект Благотворительный Фонд первого экипажа АПЛ К-19.

2009 год январь
Восстановленное ограждение рубки ПЛ К-19 установлено на территории головного филиала ОАО "ЦС "Звездочка" "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

2010 год
Реакторный блок разделан до одноотсечной секции. Подготовлен для временного хранения на плаву;

2015 год
Прошла презентация "Проблемы обеспечения экологической безопасности арктических акваторий, островов и прибрежных территорий". Скорректирован план дальнейших действий на период 2016-2022 гг., в том числе и по утилизации реакторного блока АПЛ К-19, который был затоплен в 1965 году;

2016 год
К этому времени реакторный отсек установлен на стапельное основание ПДХ РО "Сайда" для долговременного хранения;

2018 год апрель
Восстановленое ограждение рубки было разделено на 11 фрагментов и отправлено из Снежногорска в Подмосковье;

2018 год 16 сентября
Состоялось торжественное открытие мемориала подводников, основу которого составляет рубка К-19. Рубку выкупил на собственные средства подводник Владимир Романов, который служил на этой ПЛ. Ограждение рубки установлено возле Пяловского водохранилища в Московской области, в дачном посёлке у села Никольское;

2020 год (план)
Подъем реакторных отсеков АПЛ с заводскими № 260 (АПЛ К-5) и № 901 (АПЛ К-19). Однако планы так и не были осуществлены;

2020 год 3 августа
Госкорпорация "Росатом" рассчитывает за восемь лет поднять со дна акватории арктической зоны РФ шесть наиболее радиационно-опасных объектов - затонувшие части ледокола, атомные подводные лодки К-27 и К-159, реакторы с отработанным ядерным топливом (К-11, К-19 и К-140).

Всего с момента постройки "К-19" совершила 6 боевых служб общей продолжительностью 310 суток, с борта ПЛ произведено 22 запуска БР "Р-21" и выполнено 60 торпедных стрельб. ПЛ прошла 332396 миль за 20223 ходовых часа. За первую в ВМФ серьезную аварию ядерного реактора с тяжелыми последствиями среди подводников получила прозвище "Хиросима".




командиры основного экипажа (в/ч 15030):


1. Затеев Н.В. (1958-1961)
2. Ваганов В.А. (1961-09.1965)
3. Ковалев Э.А. (09.1965-1967)
4. Бекетов Ю.Ф. (1967-1969)
5. Тяпкин В.М. (1969-10.1970)
6. Пивнев Ю.С. (26.10.1970-09.1973)
7. Никитин Г.А. (09.1973-06.1974)
8. Мусатов В.Ф. (03.06.1974-05.1977)
9. Елисеев Н.С. (28.05.1977-04.11.1978)
10. Дмитров В.А. (30.10.1978-15.08.1987)
11. Адамов О.Е. (17.10.1987-22.09.1997)
12. Горюнов А.А. (24.02.1998-03.05.2001)
13. Панасюк И.С. (03.05.2001-30.05.2002)
14. Тараненко А.Э. (30.05.2002-2003)


командиры второго экипажа (в/ч 15030-А) и 45-го экипажа (в/ч .....):


1. Фролов А.А. (196?-1968-1969-1972?) 2-й экипаж, до 04.1969 - 45-й экипаж


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-19 (КС-19):


1. Шабанов В.А. (1969-1970) 2-й экипаж К-40
2. Кулибаба В.П. (1971-1972) 2-й экипаж К-40




дополнительные материалы:


1. Свербилов Ж. "ЧП, которого не было"
2. Список погибших после аварии 04.07.1961г.
3. Список погибших после аварии 24.02.1972г.
4. Список погибших после аварии 15.08.1982г.
5. Фотография КC-19 в губе Ура с сайта "Русский Подплав". 1997 год.
6. Фотография КC-19 в ПД "Паллада" с сайта "Русский Подплав". 2003 год.
7. Сайт "Советская подводная лодка К-19"

список источников:


1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков" ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация из новостных лент информационных агенств.
5. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
6. Воспоминания ветеранов-подводников.
7. Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
8. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Информация с сайта "Советская подводная лодка К-19".
10. "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
11. Михайлов А. "Хроника загадочной невезучей "Хиросимы".
12. Информация с сайтов новостных агентств.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2021 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2021 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»