Rambler's Top100 Подводная лодка К-10. Проект 675, 675МКВ

К-10, Б-10(?)
проект 675, 675МКВ
138-й экипаж




фотография:


Подводная лодка К-10

ПЛАРК К-10 проекта 675.




историческая справка:


1964 год 24 октября
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка. Экипаж после формирования был подчинен 80-й ОБрСПЛ ТОФ;

1965 год 29 сентября
Спущена на воду (выведена из цеха);

1965 год 2 - 11 октября
Проходила заводские швартовые испытания;

1965 год 12 декабря - 1966 год 14 июня
Выполнена программа заводских швартовых испытаний;

1966 год 15 - 18 июня
Проведен заводской наладочный выход в море;

1966 год 15 июля - 15 октября
Выполнена программа государственных ходовых испытаний;

1966 год 15 октября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1966 год 31 октября
Вошла в состав КТОФ. Зачислена в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (г.Фокино);

1967 год январь
138-й экипаж зачислен в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с дислокацией на бухту Павловского (г.Фокино);

1967 год июль
Перечислена в состав 10-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1967 год ноябрь
138-й экипаж перечислен в состав 10-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ с дислокацией на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1967 год - 1970 год
Выполнила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 163 суток;

1968 год
При выполнении задач автономной БС (командир - кап.1р. Иванов Н.Т.) в Южно-Китайском море по команде управляющего штаба КрПЛ вышла на перехват американской авианосно-ударной группы (АУГ) во главе с атомным авианосцем "Энтерпрайз" и в сопровождении еще трех атомных кораблей - ракетного крейсера "Лонг-Бич", фрегатов "Бейнбридж" и "Траксан". КрПЛ скрытно прорвала ордер охранения АУГ, зашла под корпус авианосец "Энтерпрайз" и сопровождала его 13 часов, после чего также скрытно покинула ордер. Акустики сумели взять пеленги на все корабли АУГ и командир ПЛ провел серию учебных торпедных атак по всем кораблям АУГ - до полного "израсходования" торпед. Более того, акустики записали на магнитофон характерные шумы всех кораблей АУГ. После всплытия КрПЛ провела учебные ракетные атаки по полной и сокращенной схеме;

1968 год
Предположительно 138-й экипаж переформирован во второй экипаж КрПЛ К-10;

1970 год январь - 1971 год декабрь
Находилась в среднем ремонте;

1972 год - 1973 год
Выполнила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 92 суток;

1973 год (приблизительно)
Второй экипаж или расформирован или переформирован в номерной экипаж АПЛ проекта 675;

1976 год июль
В базе во время зарядки АБ произошло короткое замыкание и подплавление по одному борту 2-х элементов АБ;

1976 год август - октябрь
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1977 год 28 февраля
В море вышел из строя редуктор ТГ ПБ;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в БПЛ;

1978 год 15 января
Переклассифицирована в КрПЛ;

1978 год
Выполнила автономный поход на БС с 273-им резервным экипажем на борту в течение 46 суток. Имело место возгорание кассеты фильтра ФМТ-200Т V отсека, для тушения была использована система ВПЛ-70;

1978 год сентябрь
Прошла проверку Инспекцией Министерства Обороны СССР. 14.9 Участвовала в тактическом учении совместно с КрПЛ К-201 и К-429. Успешно произвела одноракетный залп по мишени;

1979 год июнь
Перечислена в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка, Приморскй край);

1979 год 1 июня
Вышла из базы для перехода в Приморье к новому месту базирования в залив Владимира. КрПЛ следовала в подводном положении, шла зарядка аккумуляторной батареи. Командир 2 дивизиона БЧ-5, который должен был руководить зарядкой аккумуляторной батареи, напился и лёг спать. Шла зарядка током четвёртой ступени, остановились вентиляторы (сгорели предохранители по какой-то причине), далее из-за неправильных действий командира электро-технической групп произошёл взрыв аккумуляторной батареи № 1, в результате было частично повреждено 25 аккумуляторных баков. Взрывом разбило двери в каюту доктора, осколком выбило правый глаз начальнику медицинской службы старшему лейтенанту Ястребову, несколько членов экипажа получили легкие ушибы и царапины. КрПЛ всплыла в надводное положение и вернулась в базу, где было проведено расследование и восстановлена аккумуляторная батарея;

1979 год 23 июня
Начала переход в Приморье и без происшествий прибыла к новому месту базирования в залив Владимира;

1980 год
Экипаж (командир - кап.2р. Медведев В.Н.) выполнил задачи БС. Скорее всего - на другом корабле соединения (требует уточнения);

1980 год июль - 1981 год июнь
Находилась в текущем ремонте;

1982 год - 1983 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Медведев В.Н.) с пополнением запасов в ПМТО Камрань (СРВ);

1983 год 21 января
В результате столкновения с иностранной ПЛ повредила носовую оконечность. КрПЛ совершала в подводном положении межбазовый переход из ПМТО Камрань. Внезапно КрПЛ столкнулась с подводным объектом. Всплыв на поверхность, подводники ничего, кроме пятен соляра, не обнаружили. По прибытии в бухту Павловского КрПЛ поставили в док. Представители особого отдела из частично разрушенной носовой оконечности извлекли кусочки не принадлежащего К-10 металла. Никто из стран тихоокеанского региона не заявлял о катастрофе своей ПЛ. Но через два года в китайской прессе был опубликован некролог по поводу гибели в море в 1983 году группы китайских ученых, которые погибли на ПЛ по низвестной причине во время испытаний баллистической ракеты собственной разработки. Официально эти обстоятельства не соотносились. Поставлена в ремонт на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень);

1984 год 26 сентября
Согласно решению ВМФ и МСП о переоборудовании КрПЛ по проекту 675МКВ, начались модернизационные работы на ДВЗ "Звезда". На время ремонта экипаж подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1989 год 30 мая
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР ремонт и переоборудование прекращены и на основании директивы ГК ВМФ поданы документы на исключение ПЛ из боевого состава флота;

1989 год
Исключена из боевого состава ВМФ на основании приказа МО СССР;

1991 год
Подготовлена к временному хранению на плаву в бухте Павловского. Вошла в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ (с 01.08.1994 3-я ЭскПЛ) ТОФ;

1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-10;

1994 год 1 сентября
Расформирован экипаж;

1994 год - 1996 год
На ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень), после вырезки реакторных отсеков, разделана на металл. Реакторный блок в дальнейшем поставлен для временного хранения на плаву в бухте Разбойник.

Всего с момента постройки "К-10" прошла 193547 миль за 22966 ходовых часа.




командиры основного экипажа (в/ч 95397):


1. Иванов Н.Т. (1964-1968-197?)
2. Тушурашвили В.А. (197?-1976-1977?)
3. Медведев В.Н. (1977-1985)


командиры 138-го экипажа (в/ч .....) и второго экипажа (в/ч 95397-2):


1. Мазин Р.В. (1964-1968) 138-й экипаж


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ К-10:


1. Смирнов А.Г. (1978) командир 273-го экипажа



дополнительная информация:


1. Осмотр повреждений ПЛАРК К-10 на плаву после столкновения. 1983 год.
2. Осмотр повреждений ПЛАРК К-10 в доке после столкновения. 1983 год.
3. Утилизация корпуса ПЛАРК К-10 (Б-10). 1996 год.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Черкашин Н. "Как советская подлодка атаковала в 1968 году лучший американский авианосец".
7. Курганов И. "Неизвестные факты", информация с сайта "Русский Подплав".
8. Берзин А.С. "10 дивизия подводных лодок (1976-1982 гг.)".
9. Семёнов В.Н. "История подводных сил России на Дальнем Востоке", т.2, Владивосток, 2012г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017