Rambler's Top100 Подводная лодка К-10. Проект 675, 675МКВ

К-10, Б-10(?)
проект 675, 675МКВ




фотография:


Подводная лодка К-10

ПЛАРК К-10 проекта 675.




историческая справка:


1964 год 24 октября
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка. Экипаж после формирования был подчинен 80-й ОБрСПЛ ТОФ;

1965 год 29 сентября
Спущена на воду (выведена из цеха);

1965 год 2 - 11 октября
Проходила заводские швартовые испытания;

1965 год 12 декабря - 1966 год 14 июня
Выполнена программа заводских швартовых испытаний;

1966 год 15 - 18 июня
Проведен заводской наладочный выход в море;

1966 год 15 июля - 15 октября
Выполнена программа государственных ходовых испытаний;

1966 год 15 октября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1966 год 31 октября
Вошла в состав КТОФ. Зачислена в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (г.Фокино);

1967 год 7 января
Входила в 1-ю линию по боеготовности;

1967 год 21 мая
Перечислена в состав 10-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1967 год - 1970 год
Выполнила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 163 суток;

1968 год 22 августа
Основной экипаж КрПЛ и 126-й экипаж входили в 1-ю линию по боеготовности;

1968 год
При выполнении задач автономной БС (командир - кап.1р. Иванов Н.Т.) в Южно-Китайском море по команде управляющего штаба КрПЛ вышла на перехват американской авианосно-ударной группы (АУГ) во главе с атомным авианосцем "Энтерпрайз" и в сопровождении еще трех атомных кораблей - ракетного крейсера "Лонг-Бич", фрегатов "Бейнбридж" и "Траксан". КрПЛ скрытно прорвала ордер охранения АУГ, зашла под корпус авианосец "Энтерпрайз" и сопровождала его 13 часов, после чего также скрытно покинула ордер. Акустики сумели взять пеленги на все корабли АУГ и командир ПЛ провел серию учебных торпедных атак по всем кораблям АУГ - до полного "израсходования" торпед. Более того, акустики записали на магнитофон характерные шумы всех кораблей АУГ. После всплытия КрПЛ провела учебные ракетные атаки по полной и сокращенной схеме;

1968 год
159-й экипаж на КрПЛ К-10 выполнил ракетную стрельбу. Оценка "отлично";

1968 год
Основной экипаж КрПЛ К-10 выполнил ракетную стрельбу. Оценка "неудовлетворительно";

1968 год 6 октября
126-й экипаж переформирован во второй экипаж КрПЛ К-10;

1969 год 1 июня
1-й и 2-е экипажи КрПЛ входили в 1-ю линию по боеготовности;

1969 год июнь
Приняла участие в учениях "Восток";

1969 год 24 октября
Выведена из компании в связи с постановкой в ремонт;

1970 год январь - 1971 год декабрь
Находилась в среднем ремонте на МЗ-49 (СРЗ-49);

1970 год 17 апреля
2-й экипаж (командир - кап.1р. Кнут Л.В.) объявлен "отличным". За достигнутые успехи в социалистическом соревновании в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина зенесен в книгу почета Камчатской Военной Флотилии;

1970 год 1 июля
Второй экипаж переформирован во второй экипаж КрПЛ К-408 проекта 667А;

1972 год
Входила в 1-ю линию по боеготовности;

1972 год
Выполнила успешную стрельбу торпедой 53-56 по берегу;

1972 год 2 сентября - 17 октября
Выполнила задачи БС с 1-м экипажем. Оценка несения БС - положительная;

1973 год
Входила в 1-ю линию по боеготовности;

1973 год
Выполнила задачи БС продолжительностью 60 суток;

1974 год
Входила в 1-ю линию по боеготовности;

1974 год
Приняла участие в учениях "Сигнал-74";

1975 год 1 сентября
Первый экипаж КрПЛ К-10 переименован в экипаж КрПЛ К-10;

1976 год июль
В базе во время зарядки АБ произошло короткое замыкание и подплавление по одному борту 2-х элементов АБ;

1976 год август - октябрь
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1977 год 28 февраля
В море вышел из строя редуктор ТГ ПБ;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в БПЛ;

1978 год 15 января
Переклассифицирована в КрПЛ;

1978 год
Выполнила автономный поход на БС с 273-им экипажем на борту в течение 46 суток. Имело место возгорание кассеты фильтра ФМТ-200Т V отсека, для тушения была использована система ВПЛ-70;

1978 год сентябрь
Прошла проверку Инспекцией Министерства Обороны СССР. 14.9 Участвовала в тактическом учении совместно с КрПЛ К-201 и К-429. Успешно произвела одноракетный залп по мишени;

1979 год июнь
Перечислена в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка, Приморскй край);

1979 год 1 июня
Вышла из базы для перехода в Приморье к новому месту базирования в залив Владимира. КрПЛ следовала в подводном положении, шла зарядка аккумуляторной батареи. Командир 2 дивизиона БЧ-5, который должен был руководить зарядкой аккумуляторной батареи, напился и лёг спать. Шла зарядка током четвёртой ступени, остановились вентиляторы (сгорели предохранители по какой-то причине), далее из-за неправильных действий командира электро-технической групп произошёл взрыв аккумуляторной батареи № 1, в результате было частично повреждено 25 аккумуляторных баков. Взрывом разбило двери в каюту доктора, осколком выбило правый глаз начальнику медицинской службы старшему лейтенанту Ястребову, несколько членов экипажа получили легкие ушибы и царапины. КрПЛ всплыла в надводное положение и вернулась в базу, где было проведено расследование и восстановлена аккумуляторная батарея;

1979 год 23 июня
Начала переход в Приморье и без происшествий прибыла к новому месту базирования в залив Владимира;

1980 год
Экипаж (командир - кап.2р. Медведев В.Н.) выполнил задачи БС. Скорее всего - на другом корабле соединения (требует уточнения);

1980 год июль - 1981 год июнь
Находилась в текущем ремонте;

1982 год - 1983 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Медведев В.Н.) с пополнением запасов в ПМТО Камрань (СРВ);

1983 год 21 января
В результате столкновения с иностранной ПЛ повредила носовую оконечность. КрПЛ совершала в подводном положении межбазовый переход из ПМТО Камрань. Внезапно КрПЛ столкнулась с подводным объектом. Всплыв на поверхность, подводники ничего, кроме пятен соляра, не обнаружили. По прибытии в бухту Павловского КрПЛ поставили в док. Представители особого отдела из частично разрушенной носовой оконечности извлекли кусочки не принадлежащего К-10 металла. Никто из стран тихоокеанского региона не заявлял о катастрофе своей ПЛ. Но через два года в китайской прессе был опубликован некролог по поводу гибели в море в 1983 году группы китайских ученых, которые погибли на ПЛ по низвестной причине во время испытаний баллистической ракеты собственной разработки. Официально эти обстоятельства не соотносились. Поставлена в ремонт на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень);

1984 год 26 сентября
Согласно решению ВМФ и МСП о переоборудовании КрПЛ по проекту 675МКВ, начались модернизационные работы на ДВЗ "Звезда". На время ремонта экипаж подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1989 год 30 мая
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР ремонт и переоборудование прекращены и на основании директивы ГК ВМФ поданы документы на исключение ПЛ из боевого состава флота;

1989 год
Исключена из боевого состава ВМФ на основании приказа МО СССР;

1991 год
Подготовлена к временному хранению на плаву в бухте Павловского. Вошла в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ (с 01.08.1994 3-я ЭскПЛ) ТОФ;

1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-10;

1994 год 1 сентября
Расформирован экипаж;

1994 год - 1996 год
На ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень), после вырезки реакторного отсека, разделана на металл. Трехотсечный реакторный блок в дальнейшем поставлен для временного хранения на плаву в бухте Разбойник;

2014 год
Продлен на один год срок содержания на плаву и выполнения мероприятий по обеспечению непотопляемости реаеторного блока. После этого планируется разделка блока до одноотсечной секции и установка его на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный";

2016 год - 2017 год (предположительно)
Реакторный отсек установлен на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный" для долговременного хранения.

Всего с момента постройки "К-10" прошла 193547 миль за 22966 ходовых часа.




командиры основного экипажа (в/ч 95397):


1. Иванов Н.Т. (1963?-1964-1968)
2. Тушурашвили В.А. (1968-1977)
3. Медведев В.Н. (1977-1985)


командиры 126-го экипажа (в/ч 27060) и второго экипажа (в/ч 95397-2):


1. Никитин (1964?-1965-1966) требует уточнения
2. Кнут Л.В. (1966?-1967-1970) с 1968 - второй экипаж


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ К-10:


1. Смирнов А.Г. (1978) командир 273-го экипажа



дополнительная информация:


1. Осмотр повреждений ПЛАРК К-10 на плаву после столкновения. 1983 год.
2. Осмотр повреждений ПЛАРК К-10 в доке после столкновения. 1983 год.
3. Утилизация корпуса ПЛАРК К-10 (Б-10). 1996 год.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Черкашин Н. "Как советская подлодка атаковала в 1968 году лучший американский авианосец".
7. Курганов И. "Неизвестные факты", информация с сайта "Русский Подплав".
8. Берзин А.С. "10 дивизия подводных лодок (1976-1982 гг.)".
9. Семёнов В.Н. "История подводных сил России на Дальнем Востоке", т.2, Владивосток, 2012г.
10. Информация из архива Шварцмана Ефима Михайловича.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022