Rambler's Top100 Подводная лодка. Тип "М" 12 серии

Тип «М» XII Серии (Проект 40).


Модификации: проект РЕДО, проект переоборудования ПЛ М-90,
проект 604 (тип "МЗ" XII серии), проект переоборудования ПЛ М-92.



Поиск недостающей информации для раздела


1. Количество подводных лодок проекта: 46


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа M 12 серии (первоначальный вариант)

вид до переделки ограждения рубки


Подводная лодка типа M 12 серии

окончательный вариант


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: Завод №112 («Красное Сормово») (32)

1

 М-30

255

20.01.1938

05.10.1939

31.07.1940

 до 15.11.1939 - М-61

2

 М-31

258

31(03).08.1938

25.02.1940

31.10.1940

 до 15.11.1939 - М-64
 17.12.1942 - погибла

3

 М-32

259

31.08.1938

26.02.1940

31.10.1940

 до 15.11.1939 - М-65

4

 М-33

260

31.08.1938

23.06.1940

18.12.1940

 до 15.11.1939 - М-66
 2?.08.1942 – погибла, поднята

5

 М-34

268

22.02.1939

23.06.1940

31.12.1940

 до 15.11.1939 - М-67
 03.11.1941 - погибла

6

 М-35

269

22.02.1939

20.08.1940

31.01.1941

 до 15.11.1939 - М-68
 15.09.1953 пер. в ПЗС-16

7

 М-36

270

22.02.1939

20.08.1940

23.02.1941

 до 15.11.1939 - М-69
 04.01.1944 - погибла

8

 М-57

248

26.07.1937

25.01.1939

27.07.1939

 27.10.1939 пер. в М-49
 ??.08.1941 - погибла

9

 М-58

251

25.10.1937

28.04.1939

27.09.1939

 15.11.1939 пер. в М-55
 13.01.1940 пер. в М-58
 20.10.1941 - погибла

10

 М-59

250

25.10.1937

13.06.1939

03.06.1940

 15.11.1939 пер. в М-56
 13.01.1940 пер. в М-59
 31.10.1941 - погибла

11

 М-60

252

25.10.1937

28.08.1939

31.05.1940

 15.11.1939 пер. в М-57
 13.01.1940 пер. в М-60
 ??.09.1942 – погибла, поднята

12

 М-62

253

20.01.1938

05.10.1939

31.07.1940

 15.11.1939 пер. в М-59
 13.01.1940 пер. в М-62

13

 М-63

254

20.01.1938

05.10.1939
(25.01.1939)

31.07.1940
(05.10.1939)

 15.11.1939 пер. в М-60
 13.01.1940 пер. в М-63
 ??.08.1941 - погибла

14

 М-96

247

26(20).07.1937

20.07.1938

16.10.1939

 08.09.1944 - погибла

15

 М-97

249

26(20).07.1937

20.07.1938

10.10.1939

 03.09.1942 - погибла

16

 М-104

301

30.09(10).1940

24.09.1942

10.02.1943

 достройка в Молотовске
 22.02.1943 присвоено назв.
 "Ярославский комсомолец"
 15.09.1953 пер. в КБП-27
 27.12.1956 пер. в УТС-32
 1958 год - затонула, поднята

17

 М-105

302

30.10.1940

30.09.1942

20.02.1943

 достройка в Молотовске
 21.04.1943 присвоено назв.
 "Челябинский комсомолец"

18

 М-106

303

30.10(09).1940

09(10).10.1942

15.03.1943

 достройка в Молотовске
 28.04.1943 присвоено назв.
 "Ленинский комсомол"
 05.07.1943 - погибла

19

 М-107

304

30.10(09).1940

16.12.1942

24.06.1943

 достройка в Мурманске
 18.06.1943 присвоено назв.
 "Новосибирский комсомолец"
 15.09.1953 пер. в ПЗС-17

20

 М-108

305

30.10(09).1940

09.01.1943

20.07.1943

 достройка в Мурманске
 28.02.1944 - погибла

21

 М-111

275

25.10.1939

31.12.1940

03.07.1941

 15.09.1953 пер. в ПЗС-18

22

 М-112

276

25.10.1939

31.12.1940

30.06.1941

23

 М-113

277

25.10.1939

31.12.1940

02.07.1941

 15.09.1953 пер. в КБП-28
 12.01.1957 пер. в УТС-35

24

 М-114

280

27.11.1939

07.05.1941

25.10.1941

25

 М-115

281

27.11.1939

07.05.1941

20.09.1941

 15.09.1953 пер. в КБП-29

26

 М-116

282

27.11.1939

31.12.1940
07.05.1941

15.10.1941

 15.09.1953 пер. в ПЗС-19

27

 М-117

287

29.10.1940

12.02.1941
29.06.1941

28.10.1941

 достройка в Николаеве

28

 М-118

288

29(20).10.1940

12.04.1941
30.06.1941

28.10.1941

 достройка в Николаеве
 01.10.1942 - погибла

29

 М-119

292

28.05.1940

26.06.1941
26.07.1942

22.10.1942

 достройка в Баку
 достройка в Молотовске
 15.09.1953 пер. в ПЗС-20

30

 М-120

289

28.01.1940

29.06.1941

08.11.1941

 достройка в Николаеве

31

 М-121

290

28.05.1940

19.08.1941

10.04.1942

 достройка в Баку
 10.11.1942 - погибла

32

 М-122

291

28.05.1940

12.02.1941
01.08.1942

31.10.1942

 достройка в Баку
 14.05.1943 - погибла

 ЛЕНИНГРАД: Завод №196 («Судомех») (14)

33

 М-90

91

27.06.1936

28.11.1937

21.06.1938

34

 М-92 (c 03.1947)

92

05.09.1936

04.08.1938

не вступала

 построена по проекту РЕДО
 25.09.1940 пер. в Р-1

35

 М-94

118

25.12.1938

11.09.1939

20.11.1939

 22.07.1941 - погибла, поднята?

36

 М-95

119

25.12.1938

11.09.1939

20.11.1939

 06.1942 - погибла, обнаружена

37

 М-98

120

22.06.1939

15.04.1940

10.07.1940

 14.11.1941 - погибла

38

 М-99

121

26.06.1939

15.04.1940

03.07.1940

 27.06.1941 - погибла

39

 М-102

136

15.05.1940

12.10.1940

05.12.1940

 15.09.1953 пер. в КБП-30

40

 М-103

137

31.05.1940

12.10.1940

05.12.1940

 08.1941 - погибла

41

 М-171

88

10.09.1936

10.07.1937

11.12.1937

 до 16.06.1939 - М-87
 1944 мод. по пр. 604 (МЗ-XII)
 04.09.1953 пер. в СТЖ-16
 26.01.1957 пер. в. УТС-65

42

 М-172

89

17.06.1936

23.07.1937

11.12.1937

 до 16.06.1939 - М-88
 10.1943 - погибла

43

 М-173

90

27.06.1936

09.10.1937

22.06.1938

 до 16.06.1939 - М-89
 08.1942 - погибла

44

 М-174

105

29.05.1937

12.10.1937

24.10.1938

 до 16.06.1939 - М-91
 10.1943 - погибла

45

 М-175

106

29.05.1937

12.10.1937

29.09.1938

 до 21.06.1939 - М-92
 10.01.1942 - погибла

46

 М-176

107

29.05.1937

12.10.1937

11.10.1938
(29.03.1938)

 до 16.06.1939 - М-93
 03.07.1942 - погибла



Судя по данным Ковалева Э.А. и Фёдорова М.Р. о назначении командиров на ПЛ "М-29" (Авдашев В.И. 16.07.1939-26.10.1939), ПЛ "М-64" (Буль С.П. 11.1939-08.05.1940), ПЛ "М-50" (Девятко А.Д. 16.07.1939-26.12.1939) и ПЛ "М-70" (Шомраков А.Е. 19.03.1938-17.10.1938), а также отсутствующих стапельных номерах ПЛ на заводе "Красное Сормово" (238-240, 256, 257, 261, 262 и 267), можно предположить, что существовали планирующиеся к постройке (изначально планировалось к постройке 50 ПЛ) или заложенные, но снятые с постройки ПЛ этой серии - "М-29", "М-50", "М-64" (в 1940 году), "М-70" и возможно еще "М-37", "М-38" и "М-39". Однако есть вероятность, что это временные наименования серийных лодок при прохождении испытаний.


4. История проекта:


Параллельно с постройкой подводных лодок серии VI-бис, УВМС проработало вопрос увеличения главных размерений малых подводных лодок. Тщательные расчеты показали, что для безопасной перевозки на транспортере, с учетом прохождения закруглений железнодорожного полотна с наименьшим радиусом, мостов и тоннелей, длина корпуса малой лодки может быть увеличена на 20%, а ширина - на 10% по сравнению с лодками серии VI-бис, что, в свою очередь, увеличивало водоизмещение на 40%. В основу проекта новой малой ПЛ лег проект М-III, предложенный инженером Научно-исследовательского института военного кораблестроения (НИВК) П.И.Сердюком. Стремясь во чтобы-то ни стало избавиться от появления дифферента после выстрела, конструктор разместил торпедные аппараты в надстройке, по обеим сторонам рубки. Однако, учитывая мнение специалистов, П.И.Сердюк разработал второй вариант проекта М-III (по книге Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" - М-IV) с размещением торпедных аппаратов в носовой части корпуса. К этому времени ленинградский завод "Русский Дизель" модифицировал устанавливаемый на ПЛ типа "М" дизель 38К8 за счет увеличения диаметра поршней с 280 до 300 мм. Мощность, при сохранении старых габаритов, возросла с 685 до 800 л.с. при очень незначительном увеличении массы, поэтому новый вариант проекта М-III предусматривал установку именно этого двигателя.

23 августа 1934 г. начальник УВМС В.М.Орлов направил наркому обороны К.Е. Ворошилову доклад с указанием проектных ТТЭ малых лодок, предлагая утвердить эскизный проект малой подводной лодки М-III с носовым расположением торпедных аппаратов. После всех необходимых согласований, СТО 29 декабря 1934г. утвердил своим постановлением представленный проект М-III. После доработки силами ЦКБ-18 проекту присвоили условное обозначение "XII серия". Согласно судостроительной программе 1933-1938 гг. первоначально предполагалось построить 50 подводных лодок нового типа, 22 из которых планировалось отправить на Дальний Восток, по 14 - на Балтику и Черное море. Литера "М" для лодок XII серии расшифровывалась как "малая".

Серийная подводная лодка XII серии конструктивно состояла из прочного корпуса, легких оконечностей, проницаемой надстройки и рубки с ограждением. Набор прочного корпуса (длина 26,6 м, диаметр 3,3 м) образовывали круговые шпангоуты из стального уголка 90 х 60 х 8 мм (в районе центрального поста - 90 х 60 х 10 мм), со шпацией 500 мм. толщина листов обшивки составляла 8,5 мм (в районе центрального поста - 9 мм), плоские концевые переборки на 17 и 74 шп. (толщина 14 и 12,5 мм соответственно) отделяли прочный корпус от легких оконечностей. Прочная рубка (36 - 42 шп,) служила шахтой для входа - выхода личного состава и имела люк диаметром 650 мм. Носовая оконечность состояла из проницаемой части (0 - 9 шп.) и цистерны главного балласта (ГБ) № 1 емкостью 12,1 т (9 - 17 шп.); здссь же размещался цепной ящик. Аналогично компоновалась и кормовая оконечностк цистерна ГБ № 5 (74 - 84 шп., 13,2 т) и далее в корму - проницаемая часть. Цистерны ГБ № 1 и 5 имели усиленный набор (шпангоуты и бимсы из угольников 80 х 40 х 6 мм). Проницаемые части оконечностей состояли из шпангоутов (угольники 60 х 40 х 6 мм) и 3-мм обшивки. Дополнительную прочность носовой оконечности придавали форштевень из угловой стали 60 х 60 х 3 мм и вертикалъный киль из 5-мм стальных листов. В носовой части (4 - 9 шп.) проницаемой надстройки (стойки и бимсы из угольников 45 х 30 х 4 мм, обшивка 2,5 мм) находилась цистерна плавучести (3,7 т); набор и обшивка проницаемых частей оконечностей и надстройки имели двустороннее цинковое покрытие. Прочный корпус и рубка изготавливались из стали повышснного сопротивления Ст.5, остальные корпусные конструкции из Ст.З, ограждение рубки собиралось из 3-мм дюраллюминиевых листов.

Внутренний объем прочного корпуса разделялся тремя 5-мм плоскими (27, 55, 66 шп.) и двумя 12-мм сферическими (36, 45 шп.) переборками на шесть отсеков. I - торпедный, II - носовой аккумуляторный, III - центральный пост с боевой рубкой, IV - кормовой аккумуляторный, V - дизельный, VI - электромоторный. Причем центральный пост являлся отсеком-убежищем, его межотсечные переборки имели сферическую форму и рассчитывались на давление до 5 кг/см2. Остальные водонепроницаемые переборки - плоские, рассчитанные на давление 1 кг/см2. В плоских переборках для прохода личного состава из отсека в отсек имелись двери с тремя системами запоров. В повседневной обстановке двери просто захлопывались на защелку. По боевой тревоге они задраивались на клиновые запоры, которые обеспечивали герметичность, но при необходимости позволяли быстро их отдраить. В случае затопления смежного отсека дверь дополнительно могла быть обтянута с помощью винтовых запоров-барашков. В сферических переборках существовали круглые лазы, закрываемые крышками - получался как бы люк, повернутый на 90 гр. Кроме защелки, крышка закрывалась на кремальерный замок. Он позволял быстро задраить лаз поворотом одной рукоятки.

В первом отсеке находились цистерна пресной воды (1,06 т), казенные части торпедных аппаратов, аварийный пост управления носовыми горизонтальными рулями, носовая дифферентная (3,75 т), торпедо-заместительная (2,45 т) и провизионная (3,75 м3) цистерны; во втором отсеке, служившим жилым помещением командного состава, у кормовой переборки по правому борту находилась гидроаккустическая рубка, а бортовые выгородки образовывали цистерну ГБ № 2 (8,15 т); в третьем отсеке размещались центральный пост управления и радиорубка. Под палубным настилом располагались уравнительная цистерна (2,9 т) и цистерна быстрого погружения (1,8 т), побортно - цистерна ГБ № 3 (8,5 т). Следующий отсек отводился для экипажа, здесь же разместили гирокомпас, по бортам - цистерну ГБ № 4 (8,75 т); в пятом отсеке находились главный двигатель надводного хода, турбонасос, компрессор высокого давления, в трюме - масляные (0,8 т) и топливные (6,13 т) цистерны (предусматривался прием дополнительных 6 т топлива в цистерну ГБ № 4); в кормовом отсеке размещались гребной электромотор, трюмная помпа (производительность 15 т/ч) и кормовая дифферентная цистерна (2,53 т).

Балластные цистерны внутри прочного корпуса испытывали гидравлическим давлением 9 кгс/см2; в аварийной ситуации они могли продуваться сжатым воздухом на предельной глубине погружения. Весь объем ГБ (кроме цистерны № 3) заполнялся при переходе из надводного положения в позиционное за 15 с самотеком через кингстоны, имевшие пневманические и ручные аварийные приводы. При заполнении средней цистерны № 3 лодка за 15 с уходила на перископную глубину. Необходимый для всплытия запас сжатого воздуха (1,28 м3 при 200 кгс/см2) хранился в шести баллонах в первом отсеке и в двух по 410 л - в надстройке, запас воздуха пополнялся компрессором (производительность 16 л/мин, 225 кгс/см2), соединенным с коленчатым валом дизеля. При всплытии цистерна № 3 продувалась за 50 с, а в позиционном положении остальной балласт откачивался за борт центробежным турбонасосом (производительность 250 т/ч) за 14 мин. В качестве резервного средства осушения предусматривалось использование дизеля, приводимого в действие гребным электромотором и работающего как компрессор. Дифферентовка выполнялась с помощью отдельного ротативного насоса Д-4 (производительность 4 т/ч). Вода откачивалась через доковый киль, служивший главной осушительной магистралью.

В качестве главного двигателя надводного хода использовался 8-цилиндровый четырехтактный нереверсивный бескомпрессорный дизель 38К8 (мощность 800 л.с., частота вращения 600 об/мин) производства Коломенского машиностроительного завода им. Куйбышева, соединенный с линией вала фрикционной муфтой "Бамаг". В подводном положении гребной винт приводился в движение элехтромотором ПГ-12 (мощностью 400 л.с. при 450 об/мин); аккумуляторная батарея, состоящая из 56 элементов МЛ-2, общей массой 14,6 т, размещалась двумя группами в трюмах 2-го и 4-го отсеков. Аккумуляторные ямы закрывались разборными металлическими щитами, способными сохранить герметичность при давлении налитой воды 0,1 кгс/см2.

Основу вооружения составляли два торпедных аппарата (ТА) под парогазовые торпеды 53-38 калибром 533 мм (длина 7,2 м, скорость хода 44,5 уз, масса заряда 300 кг). Погрузка торпед производилась с воды через носовые крышки ТА краном, либо со специального плотика. Запасные торпеды не предусматривались; ннтервал между выстрелами составлял 2 с. На палубе надстройки находилось полуавтоматическое 45-мм орудие 21-К; на мостике в надводном положении устанавливался 7,62-мм пулемет М-1. Боезапас хранился в трюме центрального поста.

Лодки оснащались пассивной эхопеленгаторной гидроакустической станцией "Марс-8" производства германской фирмы "Атлас-Верке", позволяющей обнаруживать цели на дистанции до 60 кб без хода и 40 кб при движении. Визуальное наблюдение осуществлялось через зенитный перископ ПЗ-7 (высота подъема - 4,2 м) из центрального поста. Штурманское вооружение включало, кроме гирокомпаса ГУ VIII, два 127-мм магнитных компаса и электромагнитный лаг типа У.Ф. Средства связи состояли из коротковолнового передатчика "Бухта" (60 кВт) и приемников: коротковолнового "Куб-М" и длинноволнового "Дозор". Для отдыха подвахтенной части экипажа во 2-м и 4-м отсеках установили 14 коек; в торпедиом отсеке находился электрокамбуз.

Строительство первых подводных лодок XII серии началось на ленинградском заводе "Судомех" (с 1 января 1937 г.- завод № 196 Народного комиссариата оборонной промышленности, всего построено 14 ПЛ). Постройка велась секционным методом, то есть прочный корпус формировался из отдельных секций. При этом какой-либо перестройки производства не потребовалось - верфь располагала всеми необходимыми производственными мощностями и штатом высококвалифицированных специалистов. Задержки возникали, главным образом, из-за несвоевременных поставок контрагентами комплектующих узлов и деталей. Работы возглавляли опытные строители И.П. Леонов, Е.П. Корсак, А.А. Пономарев, А.М. Седин, А.В. Угрюмов и другие. Ответственным представителем ЦКБ-18 назначили инженера-конструктора В.И. Яковлева.

Хотя головной ПЛ новой серии официально считалась М-87, первой заложили М-88. Ходовые испытания в целом подтвердили спецификационные элементы. За счет конструктивных мер на подводной лодке XII серии удалось добиться более высоких боевых качеств по сравнению с прежними «М» сериями. В числе главных изменений следует выделить:
- сокращение времени погружения в подводное положение при заранее открытых кингстонах и заполненной цистерне быстрого погружения с 80 до 47 с;
- сокращение времени продувания цистерн главного балласта в перископном положении до 3 минут;
- увеличение скорости надводного и подводного хода, а также дальности плавания с 1065 до 3380 миль;
- возросшее заглубление лодки в перископном положении;
- надежность эксплуатации судовых систем;
- улучшение обитаемости.

К числу выявленных недостатков относились:
- повышенная шумность дифферентовочного насоса Д-4;
- вибрация перископа на полном ходу в подводном положении;
- в отдельных случаях - большое время продувания цистерны быстрого погружения (40 с вместо 10-15);
- стук кормовой кулачковой муфты и искрение глушителя.

С таким недостатком как сильное зарывание носовой части на волнении приходилось мириться. Приемная комиссия (председатель капитан 1 ранга М.В. Лошманов) отмечала, что системы и механизмы на лодках XII серии отличаются простотой и надежностью и могут быть освоены в кратчайщис сроки. 25 декабря 1937 г. головные подводные лодки XII серии - М-87 и М-88 - вступили в строй. Вскоре после этого, 28 января 1938 г. командир 3-й бригады подводных лодок КБФ капитан 1 ранга А.А. Пышнов направил Военному совету флота рапорт, в котором указывал, что при данной конструкции ограждения рубки управление подводной лодкой XII серии в надводном положении при волнении свыше 4-х баллов становится невозможным из-за сильного заливания. 17 февраля на совещании в ЦКБ-18 под председательством Б.М. Малинина рассмотрели новый вариант ограждения. Иэменения выразились в следующем: площадку рулевого вместе с фальшбортом подняли на 1,2 м, а кормовую часть мостика оградили стационарными поручнями. Предварительные испытания в опытовом бассейне, проведенные в ЦНИИ-45 (в настоящее время - ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова) инженером Я.Е. Евграфовым показали, что новая форма ограждения рубки увеличивает сопротивление в подводном положёнии только на 2-3%, уменьшая остойчивость на 0,5 см. 20 апреля 1938 г. начальник 2-го Главного управления Народного комиссаритата оборонной промышленности (НКОП) А.М. Редькин утвердил протокол совещания в ЦКБ-18. Переделку ограждений рубок на первых пяти лодках завод № 196 производил по дополнительному наряду УК ВМФ, на остальных - до предъявления лодок к испытаниям. Только на опытной подводной лодке С.92 ограждение рубки осталось без изменений.

Учитывая высокое качество сборки, дирекция завода считала излишним испытывать прочные корпуса в док-камере. С целью проверки прочности цельносварных конструкций 16 октября в районе Гогландского плеса подводную лодку М-91 опустили на гинях спасательного судна "Коммуна" на глубину 30 м. На борту лодки находились 8 человек из числа членов экипажа и заводских специалистов. В ночь с 16 на 17 октября спуск повторили, на этот раз без людей, на глубину 70 м. Лодка успешно выдержала испытания, и с этого времени на заводе перешли к гидравлическим испытаниям путем налива воды в отсеки. В среднем, срок постройки ПЛ составлял от года до полутора лет, что, в общем, соответствовало уровню советского предвоенного подводного кораблестроения.

Летом 1937 г. началась постройка подводных лодок XII серии в Горьком на заводе № 112 НКОП ("Красное Сормово", построено 32 ПЛ). Руководили производственным циклом начальники корпусного и монтажного участков П.П. Маркушев и П.Н. Светлов, строитслями назначили Н.М. Бекова, В.А. Колотилыцикова и Н.А. Третьякова. Из-за нехватки стапельной площади ПЛ строили сериями по 3 единицы, первую из которых (М-57, М-96 и М-97) задожили 26 июля 1937 г. Строительство велось, также как и в Ленинграде, секционным способом, но, из-за недостаточной высоты пролета сборочного цеха, прочные корпуса и рубки приходилось испытывать в док-камере раздельно и соединять их перед спуском на воду. Лодки, предназначенные для КБФ, сначала спускали на воду, а затем устанавливали в буксируемые плавучие доки.

К началу Великой Отечественной войны часть ПЛ серии находилась в постройке. Девять ПЛ были сданы флоту в 1941 году, три ПЛ достроены и сданы в 1942 году и пять ПЛ - в 1943 году. Последней из ПЛ XII серии вошла в строй ПЛ М-108 (24 августа 1943 года).

ПЛ М-171 была модернизирована по проекту 604 (МЗ – XII) и использовалась как минный заградитель. ПЛ С.92 (Р-1, позже М-92) использовалась как опытный корабль для испытания новых единых двигателей. ПЛ М-90 кратковременно переоборудовалась для плавания в ледовых условиях.

Боевые качества, вложенные в корабли XII серии при их создании, подтвердились в ходе Великой Отечественной войны. Четыре подводные лодки XII серии за успешные боевые действия получили звание гвардейских, две награждены орденами Красного Знамени, а М-172 удостоена звания гвардейской Краснознаменной. Командирам подводных лодок XII серии М.В. Грешилову. Я.К. Иосселиани, А.Н. Кесаеву, В.Г. Старикову, И.И. Фисановичу и М.И. Хомякову были присвоены звания Героев Советского Союза.

Дальнейшим развитием проекта стали ПЛ типа "М" XV серии (проект 96), которые считались лучшими малыми ПЛ советского ВМФ.


5. Схема проекта:


Схема проекта


Общая схема. Укрупненный чертеж (214 Кб)


Схема проекта


Подробная схема. Укрупненный чертеж (87,2 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа М ХII серии *
1 - форштевень; 2 - проницаемая часть; 3 - цепной ящик; 4 - торпедные аппараты; 5 - кингстон цистерны главного балласта; 6 - вьюшка швартовного троса; 7 - брашпиль; 8 - стрельбовой баллон; 9 - камбуз; 10 - баллоны воздуха высокого давления; 11 - водомер носовой дифферентной цистерны; 12 - носовая дифферентная цистерна; 13 - противовсплытная цистерна торпедной стрельбы; 14 - кнехты; 15 - аварийный телефонный буй; 16 - выгородка для шкиперских принадлежностей; 17 - 45-мм орудие; 18 - клапан вентиляции цистерны главного балласта; 19 - аккумуляторная яма; 20 - койки; 21 - койки-диваны; 22 - рубка гидроакустики; 23 - каюта командира; 24 - распределительный щит сети освещения; 25 - рундуки; 26 - кранец первых выстрелов; 27 - снарядный погреб; 28 - ящик с патронами; 29 - цистерна быстрого погружения; 30 - уравнительная цистерна; 31 - колонка воздуха высокого давления; 32 - трап; 33 - штурманский стол; 34 - радиорубка; 35 - станция аварийного продувания цистерн главного балласта; 36 - штурвальные тумбы горизонтальных рулей; 37 - электро вентилятор вдувной вентиляции; 38 - лебедка перископа; 39 - шахта перископа; 40 - агрегат радиостанции; 41 - радиовводы; 42 - гирокомпас, 43 - табуреты (разножки); 44 - надводный гальюн; 45 - клапан подачи воздуха к дизелям; 46 - осушительный центробежный насос Р-130; 47 - дизель 38К8; 48 - носовая разобщительная муфта "Бамаг"; 49 - переборочный сальник; 50 - гребной электродвигатель; 51 - кормовая разобщительная муфта; 52 - упорный подшипник "Митчеля"; 53 - газоотвод дизеля; 54 - баллон пускового воздуха; 55- масляный насос; 56 - масляный холодильник; 57 - электровентилятор вытяжной вентиляции; 58 - топливная цистерна; 59 - глушитель газоотвода дизеля; 60 - входной люк; 61 - кислородные баллоны; 62 - кормовая дифферентная цистерна; 63 - цистерна главного балласта; 64 - трюмный поршневой насос ТП-18; 65 - электродвигатель трюмного насоса и компрессора воздуха высокого давления; 66 - компрессор воздуха высокого давления; 67 - мортира гребного вала и дейдвудный салыник; 68 - гребные винты; 69 - вертикальный руль; 70 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 71 - кормовые горизонтальные рули; 72 - ограждение вертикального руля; 73 - кильватерный огонь; 74 - леерная антенна; 75 - оттяжки леерной антенны; 76 - леерное ограждение; 77 - трубопровод подачи воздуха к дизелям; 78 - шахта подачи воздуха к дизелям; 79 - шахта батарейной вентиляции; 80 - флагшток; 81 - боевая рубка; 82 - зенитный перископ; 83 - сигнальная мачта; 84 - прожектор; 85 - пулемет; 86 - иллюминаторы в ограждении рубки; 87 - магнитный компас; 88 - машинный телеграф; 89 - указатель вертикального руля; 90 - провизионная цистерна; 91 - привод носовых горизонтальных рулей; 92 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 93 - носовые горизонтальные рули; 94 - доковый киль; 95 - привод кингстона цистерны быстрого погружения; 96 - цистерна циркуляционного масла; 97 - подводный гальюн..

* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение            надводное                       -        206 (203) т

                                    подводное                       -        256 (254)т

скорость                       в надводном положении -        14 узлов

                                    в подводном положении  -        8,22 (7,8) узлов

дальность плавания      в надводном положении -        3440 (9)миль

                                    в подводном положении -         110 (2,8)миль

экипаж                                                                -        20 (22) человека.

размерения                                                         -        44,5х3,3х2,58 м

вооружение                  533мм НТА                      -        2 шт.

                                    орудие 21-К 45мм            -        1 шт.

автономность                                                       -        10-15 суток.

глубина погружения                                             -        до 60 м.

мощность:                    дизеля                            -        800 л.с.

                                     электромотора                -        400 л.с.


7. Источники:


- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945. ч.3. Подводные лодки", Санкт-Петербург, 1996г.
- История отечественного судостроения. т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" Ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г.
- Рисунок Очередина В.Б. из книги Игнатьева Э.П. "Подводные лодки XII серии".
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Рисунок и схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016