Rambler's Top100 Подводная лодка М-94. Тип "М" XII серии

М-94

Тип «М» XII серии




фотография:


Подводна лодка М-94


ПЛ М-94 типа "М" XII серии на переходе из Кронштадта в Палдиски. 21.12.1939г.
Фотография из архива Харитонова С.




историческая справка:


1938 год 25 декабря
Заложена на заводе №196 в г.Ленинград;

1939 год 11 сентября
Спущена на воду;

1939 год 20 ноября
Вступила в строй;

1939 год 12 декабря
Зачислена в состав 26-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ. Вступила в кампанию;

1939 год 21 - 23 декабря
Осуществила переход в составе дивизиона из Кронштадта в Палдиски для окончательной отработки экипажей и несения службы на позициях. Утром 22.12 из-за шторма встала на якорь в Лужской губе. В 14.00 22.12 продолжила переход в Палдиски. В 12.30 23.12 прибыла в Палдиски;

1939 год 26 декабря
После дифферентовки в бухте Рогервик, при продувании ЦГБ наскочила на Петровскую дамбу и села на камни. В тот же день была снята с камней буксиром;

1940 год январь
Участвовала в Советско-финской войне. Совершила 1 боевой поход;

1940 год 30 - 31 января
Днем 30.1 вышла из Палдиски в боевой поход в район №4 с целью разведки ледовой обстановки в районе Палдиски - параллель маяка Пакри, но из-за тяжелого льда в тот же день была вынуждена вернуться в Палдиски. В 04.00 31.1 повторно вышла из базы с той же задачей и в тот же район, но в 17.43 31.1, опять из-за тяжелого льда (сплошные торосы), вернулась в Палдиски;

1940 год 20 марта (предположительно)
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1940 год март
В составе 26-го ДнПЛ перебазирована на ВМБ Ханко;

1941 год 11 февраля
После реорганизации подводных сил КБФ перечислена в состав 8-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ;

1941 год 14 мая
Числилась во второй линии. Перешла в Таллин для проведения текущего ремонта;

1941 год 25 - 29 июня
Первый боевой поход. В 18.00 25.6 вышла для действий в районе Хельсинки (позиция №14). Находилась на позиции с рассвета 26.6. 13.55-16.38 27.6 июня в районе Порккалан-Каллбода подверглась безуспешной атаке финских СКА, но благополучно оторвалась от них и отошла к югу. 28.6 обнаружила минное заграждение "Корбетта". 29.6 отозвана с позиции в Таллин, вернулась в тот же день;

1941 год 1 июля
Перешла в Лужскую губу;

1941 год 18 июля
Перешла в Таллин;

1941 год 19 июля
Перешла в Триги;

1941 год 21 июля
Последний боевой поход. Около 0 ч 21.7 вышла в дозор в район о. Утё (позиция №7). Выход из пролива Соэлавяйн обеспечивали 3 КАТЩ. Около 3 ч ПЛ села на мель, но была быстро снята ПЛ "М-98". Пройдя Соэло-Вяйн эскорт оставил ПЛ, и они продолжили поход самостоятельно. "М-98" направилась под берегом, а "М-94" стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами. Около 8 ч (У разных авторов время атаки приводится различное: 07.00 (А.В. Платонов), около 08.00 (М.Э. Морозов), 07.15 (П.В. Боженко), по данным немецкой стороны - 06.55) у м-ка Кыпу (58°54'1 с.ш./22°02'1 в.д.) торпедирована германской ПЛ "U 140", взрыв произошел в районе кормы. Лодка погрузилась с дифферентом на корму около 60° и уперлась в грунт (глубина моря 25 м). Нос и надстройка ПЛ возвышались над водой. Находившиеся в момент взрыва на мостике командир, штурман, командир отделения рулевых С.Ф. Компанеец и старшина мотористов Лаптев были выброшены в воду. Штурман старший лейтенант И.И. Шпаковский был ранен и утонул, остальные сумели забраться на возвышающуюся над водой носовую часть. Видя гибель ПЛ, и предположив, что "М-94" погибла на мине, на "М-98" застопорила ход и стали спускать резиновую лодку. В этот момент с "М-94" заметили перископ вражеской ПЛ. С.Ф. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на "М-98": "Вас атакует подводная лодка противника. Уходите". Сманеврировав, "М-98" сумела уклониться от торпеды. После этого немецкая ПЛ покинула район. Сняв с тонущей подводной лодки командира и двух краснофлотцев, "М-98" передала их на подошедшие катера. У командира "М-94" не было сомнений относительно того, что остальной экипаж его корабля погиб. Сняв ботинок, он долго бил им по носу субмарины, но на стук никто не откликнулся. Только после этого Дьяков покинул корабль. Однако восемь человек в трех носовых отсеках пережили взрыв. Старшим на борту стал командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант В.С. Шиляев. Оценив обстановку, он принял решение покинуть подводную лодку через люк боевой рубки. По показаниям приборов, которые в момент взрыва вышли из строя, выходило, что субмарина лежит на глубине 40 метров, поэтому решено было для выхода с аварийного корабля использовать приборы "ИСА-М", но тут выяснилось, что некоторые члены экипажа "М-94" не умеют им пользоваться. Шиляеву пришлось провести краткий инструктаж и объяснить устройство аппарата. Весь личный состав с трудом поместился в боевой рубке, после чего люк, ведущий в центральный пост, был захлопнут. Теперь, чтобы открыть верхний люк, необходимо было открыть клапан затопления, который находился под ногами, но в рубке было настолько тесно, что никто не мог наклониться к нему. К тому же вентиль "прикипел", так как в повседневной жизни им не пользовались. Вернуть часть личного состава в центральный пост было уже невозможно. К счастью, среди терпящих бедствие был трюмный матрос Любимов, человек необычайной силы. Он ногами сумел открыть клапан, и рубка стала заполняться забортной водой. Давление сровнялось, люди смогли открыть люк и покинуть ПЛ. Подошедший с мыса Ристна баркас подобрал вышедших на поверхность моряков. Около 10 часов ПЛ полностью затонула. Вместе с подводной лодкой погибли 8 человек. Судьба не была милосердна и к спасшимся. Краснофлотцы и старшины были обращены на формирование частей морской пехоты и погибли на сухопутном фронте. Капитан-лейтенант Шиляев получил назначение в дивизион подводных лодок Северного флота на должность флагманского инженер-механика. Он погиб 10 января 1942 года на подводной лодке "М-175". Капитан-лейтенант Дьяков, получив под командование новую ПЛ "М-97", погиб вместе со своим кораблем в сентябре 1942 года. По ошибочным данным С.А. Гурова ("По следам Балтийского подплава") ПЛ "М-94" была обнаружена и поднята АСС ВМФ СССР, а останки членов экипажа перезахоронены;

2019 год
Обнаружена вблизи Хийумаа эстонским судном Департамента водных путей сообщения в ходе гидрографических исследований.




дополнительная информация:


Список погибших в боевом походе 21.07.1941.



командиры:


1. Кулыгин Н.Н. (22.07.1938-19.08.1938)
2. Капицын Б.С. (16.07.1939-28.02.1940)
3. Ермилов В.А. (25.11.1939-28.02.1940 ИД, 29.02.1940-03.10.1940)
4. Дьяков Н.В. (03.10.1940-24.10.1941)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
12. "В эстонии обнаружены десять затонувших судов" (Postimees.ee)



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2019