Rambler's Top100 Подводная лодка М-98. Тип "М" XII серии

М-96, М-98

Тип «М» XII серии




фотография:


Russian_USSRflag 35-92


Нет данных
(буду благодарен за любую информацию)





историческая справка:


1939 год 22 июня
Заложена на заводе №196 в г.Ленинград под литерно-цифровым обозначением М-96;

1939 год 12 - 26 декабря
В этот период была переименована в М-98;

1940 год 15 апреля
Спущена на воду;

1940 год 10 июля
Вступила в строй;

1940 год 1 августа
Вошла в состав КБФ. Зачислена в состав 26-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на ВМБ Ханко;

1941 год 11 февраля
После реорганизации подводных сил КБФ переформирована в состав 8-го ДнПЛ 2-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ;

1941 год май - июль
24.5 перешла в Таллин (по другим данным - в Либаву). В начале июня закончила текущий ремонт. К началу войны находилась на Ханко, числилась в организационном периоде. В 11.05 22.6 прибыла в Палдиски, 30.6 - в Таллин. 1.7 перешла в Лужскую губу, 18.7 - в Таллин, 19.7 - в Триги;

1941 год 21 - 26 июля
Около 0 ч 21.7 вышла для несения дозора северо-западнее м. Ристна (позиция №9). Выход из пролива Соэлавяйн обеспечивали 3 КАТЩ. Около 8 ч в районе м-ка Кыпу выходившая вместе с М-98 ПЛ М-94 потоплена германской ПЛ "U 140", а М-98 неудачно атакована. Приняла участие в спасении экипажа М-94. Патрулировала на позиции с 21 по 25.7. Большую часть времени лодка лежала на грунте, ночью для производства зарядки отходила на запад. В конце похода вышел из строя перископ. 26.7 самостоятельно вернулась в бухту Триги. За проявленную в боевом походе бездеятельность командиру лодки был объявлен выговор;

1941 год 29 июля - 8 августа
29.7 перешла в Таллин, где до 8.8 прошла докование;

1941 год 28 августа - 4 сентября
В 16.20 28.8 одновременно с выходом КБФ из Таллина в Кронштадт вышла на позицию прикрытия восточнее м-ка Поркка-лан-Каллбода (до района о. Аэгна шла в составе отряда прикрытия). Патрулировала на позиции с 28.8 по 2.9, встреч с кораблями противника не имела. Днем 28.8 три раза задевала минрепы мин в северной части заграждения "Юминда" - взрывов не последовало. 4.9 самостоятельно вернулась в Кронштадт;

1941 год сентябрь
6.9 перешла в Ленинград, 16.9 - в Кронштадт;

1941 год 28 сентября - 9 октября
В 00.00 28.9 вышла в Нарвский залив (позиция №6). Патрулировала с 28.9 по 8.10. Большую часть времени провела на грунте, подъем перископа осуществляла редко. Встреч с кораблями противника не имела. 9.10 самостоятельно вернулась в Кронштадт. Руководство БрПЛ ходатайствовало о передаче командира суду ВТ;

1941 год 10 октября
Перешла в Ленинград;

1941 год 12 ноября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 13 - 14 ноября
13.11 вышла в боевой поход для действий на коммуникации Таллин - Хельсинки. В тот же день вместе с направлявшимся на Ханко КОН (должна была следовать с ним до меридиана о. Найссар) перешла к о. Гогланд. Около 01.20 14.11 после подрыва на минах в районе о. Кэри ЭМ "Суровый" и ПЛ "Л-2" вышла из состава КОН, и, взяв курс на северо-запад, погрузилась. В течение похода ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений "D.35" или "D.46" в районе о. Кэри в 01.57 14.11 (с кораблей КОН были услышаны два сильных взрыва) или на плавающей мине в районе Таллина, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 18 членов экипажа;

2018 год
По состоянию на конец года считалась пропавшей без вести;

2019 год 11 мая
Международная команда в составе Имми Валлин (Immi Wallin, SubZone, Финляндия) Сами Паккаринена (Sami Paakkarinen, Финляндия), Йенни Вестерлунд (Jenni Westerlund, Финляндия), и участников проекта «Поклон кораблям Великой Победы» Константина Богданова, Михаила Иванова, Ивана Боровикова, игумена Иннокентия Ольхового, Евгения Загадского и Дениса Осипова, при поддержке Фонд президентских грантов начала второй этап экспедиции по поиску и идентификации советских подводных лодок, погибших в годы войны на Балтике. Исследования проходят в территориальных водах Эстонии, в районе бывшего минного поля «Юминда», где погибли несколько подводных лодок, а также более 40 кораблей Таллиннского перехода. В настоящее время команда занята поиском места гибели лодок Щ-301, М-98, "Калев".




дополнительная информация:


Список погибших в боевом походе 11.1941.



командиры:


1. Бурденко В.Н. (20.07.1939-24.04.1941)
2. Беззубиков И.И. (24.04.1941-11.1941)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
9. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2019