Rambler's Top100 Подводная лодка М-62. Тип "М" XII серии

flag

М-62, М-59, М-62
тип "М" XII серии




фотография:


Подводная лодка М-62


ПЛ М-62 XII серии в районе Севастополя. 1944 год, ноябрь.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М".




историческая справка:


1938 год 20 января
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький под литером М-62. Подчинена 24-му ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
Подчинена 22-му ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 5 октября
Спущена на воду;

1939 год 15 ноября
Переименована в М-59;

1940 год 13 января
Переименована в М-62;

1940 год
Переведена в г.Кронштадт для проведения испытаний;

1940 год 31 июля
Вступила в строй;

1940 год 31 августа
Подписан приемный акт;

1940 год осень
Перевезена на Черное море. Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Севастополь. Есть данные о том, что ПЛ вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота, и только 21 сентября 1940 года была перечислена в состав Черноморского флота (по данным С.С. Бережного);

1940 год 16 ноября
Утверждение приемного акта;

1941 год февраль
Окончание восстановительного ремонта и испытаний. Переформирована в состав 7-й ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год май - июнь
В мае закончила гарантийный ремонт, к началу войны находилась в Севастополе в организационном периоде;

1941 год 22 июня
Перешла в Балаклаву;

1941 год 27 - 30 июня
В 22.45 27.6 вышла в дозор в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №2). Встреч с кораблями противника не имела. 29.6 вышел из строя перископ. В 09.55 30.6 вернулась в Севастополь;

1941 год 6 - 14 июль
В 20.05 6.7 вышла в дозор в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №2). Встреч с кораблями противника не имела. В 09.25 14.7 вернулась в Балаклаву;

1941 год 29 июля - 5 августа
В 03.00 29.7 вышла в район юго-восточнее Одессы (позиция №7). Встреч с кораблями противника не имела. В 09.10 5.8 вернулась в Балаклаву;

1941 год 16 - 28 августа
В 18.00 16.8 вышла в дозор в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №2). Встреч с кораблями противника не имела. В 13.36 25.8 вернулась в Балаклаву;

1941 год 9 - 16 сентября
В 12.42 9.9 вышла в район знака Бурнас (позиция №16). В 05.00 10.9 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.00 15.9 начала возвращение в базу и в 15.45 16.9 прибыла в Балаклаву;

1941 год 26 сентября - 3 октября
В 11.15 26.9 вышла в район Супины (позиция №17). В 05.00 27.9 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 1.10 начала возвращение в базу и в 16.55 3.10 вернулась в Балаклаву;

1941 год 14 - 21 октября
В 13.17 14.10 вышла в район Сулины (позиция №18). 16-19.10 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 17.00 21.10 прибыла в Балаклаву;

1941 год 3 - 5 ноября
Перешла в Очемчири. 7.11 в результате неправильного обращения с оружием командир ПЛ ст. лейтенант А.А. Воробьев смертельно ранил себя и 8.11 умер;

1941 год 29 ноября - 6 декабря
В 19.15 29.11 вышла в дозор западнее Поти. Встреч с кораблями противника не имела. 6.12 начала возвращение;

1941 год 6 декабря
При возвращении с позиции из-за ошибки в счислении в условиях сильного шторма села на мель в районе устья р. Гагида. Кормовая часть лодки, вертикальный и кормовые горизонтальные рули получили сильные повреждения;

1941 год 17 декабря
Снята с мели АСС ЧФ и отбуксирована в Поти, где начала аварийный ремонт;

1942 год 15 июня
После окончания ремонта перешла в Очемчири. В начале июля вступила в строй;

1942 год 4 июля
Перешла в Поти;

1942 год 7 июля
Перешла в Очемчири;

1942 год 30 - 31 июля
Перешла в Туапсе;

1942 год 1 - 8 августа
В 18.00 1.8 вышла в район Алушты. 3.8 осуществляла навигационное обеспечение набеговой операции кораблей ЧФ на Феодосию, однако прожектор ПЛ не был замечен нашими кораблями В 13.30 7.8 произвела торпедную атаку КОН (12 БДБ) в районе Судака (БДБ, атака= подв/ви/2, д=3 каб., через 55 сек услышаны 2 взрыва, через 5 мин в перископ наблюдалась тонущая БДБ - две торпеды прошли в 10 м перед германскими БДБ "F136"). Контратакована кораблями противника, сбросившими 24 глб. В результате близких взрывов поврежден кингстон уравнительной цистерны, через лопнувший визир цистерны вода поступила в ЦП. В 13.50 8.8 прибыла в Новороссийск;

1942 год 8 - 9 августа
Перешла в Туапсе;

1942 год 9 - 10 августа
Перешла в Поти, где прошла аварийный ремонт;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 21 августа
Перешла в Очемчири;

1942 год 22 августа - 4 сентября
В 16.00 22.8 вышла в район Алушты. 24.8 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 2.9 начала возвращение в базу и в 12.00 4.9 прибыла в Очемчири;

1942 год 14 сентября
Перешла в Поти;

1942 год 16 сентября
Перешла в Очемчири;

1942 год 2 - 16 октября
В 19.00 2.10 вышла в район о. Фидониси (позиция №43). 5.10 прибыла на позицию. Вечером 6.10 при погружении обнаружена кораблями румынского КОН, сбросившими в районе погружения ПЛ несколько глб. Из-за неисправности гирокомпаса в атаку не выходила. 13.10 начала возвращение в базу и в 09.00 утра 16.10 прибыла в Очемчири;

1942 год 31 октября
Перешла в Поти;

1942 год 1 ноября
Перешла в Очемчири;

1942 год 2 - 15 ноября
В 17.30 2.11 вышла в район о. Фидониси (позиция №43). 5.11 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Вечером 11.11 начала возвращение в базу и в 12.07 15.11 прибыла в Очемчири;

1942 год 22 ноября
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ (с 09.06.1944г. - 2-й БрПЛ) ЧФ;

1942 год 13 - 20 декабря
В 16.15 13.12 вышла из Поти в район м. Бурнас (позиция №42). В 12.45 14.12 в точке 42°37,8' с.ш./37°04,4' в.д. уклонилась от атаки ПЛ противника - зарубежных данных нет, по-видимому, обнаружена германской ПЛ "U-24", не заметившей советской ПЛ. В 02.30 17.12 прибыла на позицию. В 14.48 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ТЩ, 1 СКА) в точке 45°53,7' с.ш./30°29,3' в.д. (ТР 8000 т, атака=подв/ви/2, д=10 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва - возможно безуспешно атакован румынский ТР "Дуростор", шедший в составе германского КОН, однако во многих источниках указывается на повреждение или уничтожение ТР). ПЛ подверглась 2-часовому преследованию кораблями противника, сбросивших на безопасном удалении 5 глб. Вечером начала возвращение в базу и в 10.37 20.12 прибыла в Хопи;

1943 год 15 - 28 января
В 18.00 15.1 вышла в район м. Бурнас - о. Фидониси (позиция №42-43). 18.1 из-за невязки в счислении вышла к м. Херсонес. В 20.00 19.1 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.00 24.1 начала возвращение в базу и в 14.12 28.1 прибыла в Очемчири;

1943 год 1 - 15 марта
В 18.30 1.3 вышла в район м. Чауда - меридиан 36 градусов (позиция №62). В 02.00 4.3 прибыла на позицию. Утром 11.3 при попытке атаковать КОН обнаружена и контратакована СКА противника, сбросившими на безопасном удалении 16 глб. В 20.00 12.3 начала возвращение в базу. В 08.25 15.3 прибыла в Очемчири;

1943 год 19 апреля - 3 мая
В 19.00 19.4 вышла в район Сулина - Констанца (позиция №71/81). В 22.35 22.4 прибыла на позицию. 27-28.4 произвела поиск в районе Портицкого гирла. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.30 30.4 начала возвращение в базу и в 10.13 3.5 прибыла в Очемчири;

1943 год май - август
До начала августа проходила текущий ремонт;

1943 год 28 августа - 12 сентября
В 20.00 28.8 вышла в район Севастополя (позиция №83). В 03.51 31.8 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 06.00 10.9 начала возвращение в базу и в 06.40 12.9 прибыла в Очемчири;

1943 год 3 - 18 октября
В 19.30 3.10 вышла в район Севастополя (позиция №96). В 00.30 6.10 прибыла на позицию. Вечером 10.10 командир отказался от атаки КОН БДБ из-за малой ценности объектов. В 23.47 15.10 начала возвращение в базу и в 08.22 18.10 прибыла в Очемчири;

1943 год 6 - 21 ноября
В 18.30 6.11 вышла в район м. Тарханкут - Сулина - Констанца (позиция №91). В 04.17 9.11 прибыла на позицию. 15.11 по приказу командования перешла на позицию №100, затем произвела поиск в направлении м. Бурнас. Утром 17.11 при форсировании минного заграждения S-32 коснулась минрепа, затем попала в рыбачьи сети, освободится от которых удалось лишь с большим трудом. Встреч с кораблями противника не имела. В 21.20 18.11 начала возвращение в базу и в 16.40 21.11 прибыла в Очемчири;

1943 год декабрь - 1944 год февраль
В начале декабря перешла в Поти, где начала текущий ремонт;

1944 год 13 февраля
После окончания ремонта перешла в Очемчири;

1944 год 22 февраля - 2 марта
В 19.00 22.2 вышла в район северо-западнее м. Тарханкут (позиция №101; обеспечивающий - Заместитель начальника управления подводного плавания ВМФ контр-адмирал Н.И. Виноградов). На переходе во время шторма получила повреждения: повреждено ограждение рубки, магнитный компас и гирокомпас. В 12.00 26.2 прибыла на позицию. В 22.38 28.2 произвела торпедную атаку КОН (2 буксира с сухогрузными баржами, 6 БДБ, 2 лайбы, 1 СКА) в точке 46°00,8' с.ш./З1°30,6' в.д. (баржа, атака=надв/ви/2, д=4 каб., торпеды прошли под целью - зарубежных данных нет). В 05.30 29.2 начала возвращение в базу и в 10.27 2.3 прибыла в Очемчири;

1944 год 19 марта - 3 апреля
В 20.20 19.3 вышла в район юго-западнее м. Тарханкут (позиции №101-6 (днем), №104 (ночью)). В 23.45 21.3 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 23.00 31.3 начала возвращение в базу и в 05.58 3.4 прибыла в Очемчири;

1944 год 12 - 24 апреля
В 20.00 12.4 вышла в район западнее м. Тарханкут (восточная часть позиция №7). В 03.20 15.4 прибыла на позицию, где в течение 6 ч подвергалась преследованию СКА противника, сбросивших 61 глб. Вечером 21.4 перешла в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №9). В 11.42 22.4 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ, 1 КЛ, 1 БДБ, 2 СКА) в точке 43°51,5' с.ш./31°10,5' в.д. (ТР 5000 т, атака= подв/ви/2, д=16 каб., через 135 сек услышан взрыв - безуспешно атакован румынский ТР "Ардял"). Контратакована кораблями противника, безрезультатно сбросившими 14 глб. В 20.50 начала возвращение в базу и в 06.24 24.4 прибыла в Туапсе;

1944 год 24 апреля - 5 мая
В 23.40 24.4 вышла в район юго-западнее м. Херсонес (позиция №7). В 02.30 26.4 прибыла на позицию. В 23.34 3.5 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 8 БД Б, 2 СКА) в точке 44°33,0' с.ш./32°12,5' в.д. (ТР 3000 т, атака=надв/ви/2, д=6 каб., взрыв 1 торпеды наблюдался визуально, взрыв второй услышан в момент погружения - безрезультатно атакован германский буксир "Тебен", однако во многих источниках указывается, что был потоплен ВТР "КТ-104"). Контратакована СКА, сбросившими 2 глб. В 04.20 4.5 начала возвращение в базу и в 09.55 5.5 прибыла в Туапсе;

1944 год 7 - 13 мая
В 21.40 7.5 вышла в район юго-западнее м. Тарханкут (позиции №3, 4). В 08.24 9.5 прибыла на позицию. В 01.41 11.5 в точке 44°41,0' с.ш./31°32,5' в.д. атакована ПЛ противника, безуспешно выпустившей торпеду и обстрелявшей "М-62" артиллерийским огнем - зарубежных данных нет, очевидно атакована БО типа "KFK". Наведена по данным ВВС и в 20.45 11.5 произвела торпедную атаку группы боевых кораблей (1 КЛ, 1 ТЩ) в точке 44°13,5' с.ш./32°03,0' в.д. (КЛ, атака=подв/ви/2, д=5 каб., через 40 сек услышан взрыв - возможно атакована румынская КЛ "Стихи", находившаяся в охранении поврежденного венгерского ТР "Тисса"). Контратакована кораблями противника, сбросившими 5 глб. В 23.30 начала возвращение в базу и в 15.15 13.5 прибыла в Очемчири;

1944 год 22 июня
Перешла в Поти;

1944 год 26 июня
Перешла в Очемчири;

1944 год 3 - 5 июля
Перешла в Туапсе;

1944 год 5 июля
Выделена в распоряжение командира Туапсинской ВМБ для подготовки гидроакустиков СКА;

1944 год 22 июля
Удостоена гвардейского звания;

1944 год 22 - 24 июля
Перешла в Очемчири;

1944 год 24 июля - 12 августа
Прошла навигационный ремонт (единственной из ПЛ ЧФ была оснащена приборами ПУПО и ПУГ);

1944 год 30 июля - 1 августа
Перешла в Поти;

1944 год 13 - 14 августа
Перешла в Новороссийск;

1944 год 18 августа - 1 сентября
В 19.22 18.8 вышла в район Варна - Каварна (позиции №43, 44). В 11.21 20.8 прибыла на позицию. 22.8 не смогла атаковать КОН БДБ из-за неправильного маневрирования. Утром 25.8 отказалась от атаки 3 ТР противника, поскольку командир посчитал их судами-ловушками. В 09.26 30.8 начала возвращение в базу и в 09.25 1.9 прибыла в Новороссийск;

1944 год 16 - 17 сентября
16.9 вышла в боевой поход, однако в связи с окончанием военных действий 17.9 вернулась в Новороссийск;

1944 год сентябрь
В конце сентября начала текущий ремонт;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;

1949 год - 1950 год
Перечислена в состав Отдельного учебного ДнПЛ с базированием на Севастополь;

1951 год 21 января
Переформирована в состав 153-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ с прежним местом базирования;

1953 год январь
Перечислена в состав 154-й ОБрПЛ и передана для подготовки учеников 67-й школы подводного плавания в г.Поти (с 10.1953 переведена в г.Севастополь);

1953 год 17 августа
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации;

1953 год 1 октября
Расформирован экипаж. Впоследствии на Севастопольской базе "Главвторчермета" в пос.Инкерман разделана на металл.




командиры:


1. Кудрявцев (Тряпкин) Б.В. (16.07.1939-29.03.1940)
2. Николаев А.А. (29.03.1940-29.06.1940)
3. Воробьев А.А. (21.06.1940-08.11.1941)
4. Малышев Н.И. (12.11.1941-09.1944)
5. Власов А.Г. (09.1944-11.1944)
6. Хаханов С.Н. (27.11.1944-11.1947)
7. Быков Б.Х. (1947?-1948?)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945г", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
9. Руссин Ю.С. "Всю войну на "малютках", Военное издательство, Москва, 1988г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2016