Rambler's Top100 Подводная лодка М-58. Тип "М" XII серии

М-58, М-55, М-58

Тип «М» XII серии




фотография:


Подводные лодки типа М XII серии


Подводная лодка типа "М" XII серри при строительстве на "Красном Сормово". 1938 год.
Предположительно М-57, М-58, М-59 или М-60. Фотография Лювчана Н.




историческая справка:


1937 год 25 октября
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький под литером М-58. Подчинена 24-му ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
Подчинена 22-му ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 28 апреля
Спущена на воду;

1939 год
Швартовые испытания проходили на Черном море (завод №198, г.Николаев);

1939 год 27 (20?) сентября
Вступила в строй. По другим данным приемный акт утвержден 27.08.1939;

1939 год 10 октября
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на Севастополь;

1939 год 15 ноября
Переименована в М-55;

1939 год 17 декабря
По вине командира БЧ-5 вышла в море без термометра, в результате чего были сожжены передние сухари подшипника "Митчеля";

1939 год 25 декабря
При подходе к бонам ПЛ М-55 в результате ошибочных действий командира столкнулась с ПЛ А-1. На ПЛ М-55 произошла поломка винта, ПЛ А-1 почти не пострадала;

1940 год 13 января
Переименована в М-58;

1941 год февраль
Переформирована в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с прежним местом базирования;

1941 год июнь
В середине июня закончила гарантийный ремонт на заводе №201. К началу ВОВ находилась в Севастополе в организационном периоде;

1941 год 23 июня
Перешла в Балаклаву;

1941 год 5 - 13 июля
В 17.15 5.7 вышла в дозор в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №1). Встреч с кораблями противника не имела. В 13.45 13.7 вернулась в Балаклаву;

1941 год 27 июля - 4 августа
В 13.30 27.7 вышла в дозор в район северо-восточнее о. Фидониси (позиция №6). Встреч с кораблями противника не имела. В 18.01 4.8 вернулась в Балаклаву;

1941 год 20 - 27 августа
В 16.40 20.8 вышла в район юго-восточнее Одессы (позиция №7). Имела встречи исключительно с рыболовными судами. 23 и 24.8 попадала в рыболовные сети, причем во втором случае с трудом смогла освободиться от них, из-за опутывания носовых горизонтальных рулей. В 06.40 27.8 вернулась в Балаклаву;

1941 год 8 - 15 сентября
В 14.00 8.9 вышла в район Сулины (позиция №17). 10-13.9 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. В 18.15 15.9 прибыла в Балаклаву;

1941 год 26 сентября - 4 октября
В 17.30 26.9 вышла в район Констанцы (позиция №11). 28.9 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Днем 30.9 за кормой ПЛ произошел сильный взрыв (возможно лодка случайно подорвалась на советской мине АМГ, выставленной ВВС ЧФ), не причинивший ПЛ серьезных повреждений. Днем 1.10 не смогла выйти в атаку на буксир из-за дифферента. Вечером при всплытии для зарядки АБ за кормой лодки произошел взрыв (по-видимому, взорвалась румынская мина, минреп которой зацепился за корпус при форсировании заграждения в районе Констанцы). ПЛ повреждений не получила. 3.10 начала возвращение в базу и в 15.05 4.10 прибыла в Балаклаву;

1941 год 16 октября - 1? октября
Последний поход. В 07.10 16.10 вышла в район Констанцы (позиция №11). В течение похода на связь не выходила и в базу не вернулась. В 23.00 22.10 лодке приказано начать возвращение в базу. Возможные причины гибели: в период 17-21.10 подрыв на мине румынского заграждения S-12, выставленного румынским МЗ "Реджеле Кароль I", подрыв на плавающей мине во время зарядки АБ, случайный подрыв на мине румынского или советского заграждения в районе Констанцы в результате навигационной ошибки, а также отказ техники или ошибка личного состава. Как вариант гибели ПЛ, в некоторых источниках рассматривается атака болгарского самолета "Варна" ("Шмолек S.328") в районе мыса Шаблер. Эта версия потопления "М-58" в результате атаки болгарского гса в 10.55 15.10.1941 в районе м. Шаблер ошибочна, поскольку в момент атаки "М-58" находилась в базе и не могла оказаться в районе м. Шаблер ранее вечера 17.10.1941. На ПЛ погиб 21 член экипажа;

1941 год 10 ноября (требует уточнения)
Исключена из состава флота;

2016 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Точных данных о времени и месте гибели нет. В этом году румынские дайверы обнаружили у побережья Румынии подводную лодку типа "М" XII серии. ПЛ находится на глубине 37 метров в вертикальном положении кормой вверх. В носовой части видны характерные следы взрыва, кормовой люк открыт или вырван взрывной волной. Этой ПЛ может быть ПЛ М-34 или ПЛ М-58 (по состоянию на конец года точную идентификацию еще не удалось провести).




дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе 10.1941.



командиры:


1. Керн А.А. (22.06.1938-29.03.1940)
2. Савин С.С. (12.1939-29.03.1940) ВРИД
3. Елисеев Н.В. (29.03.1940-10.1941)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945г", ч.2, "Стратегия КМ" 2003г.
7. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
10. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2016