Rambler's Top100 М-111 Тип "М" XII серии

USSRflag

М-111, ПЗС-18
тип "М" XII серии




фотография:


М-111

ПЛ М-111 типа "М" XII серии на военно-морском параде.




историческая справка:


1939 год 25 октября
Заложена на заводе №112 ("Красное Сормово") в г.Горький;

1940 год 31 декабря
Спущена на воду. Подчинена 21-му ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год февраль
Подчинена 8-му ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год
Проходила программу швартовых испытаний в г.Николаев (завод №198);

1941 год 22 июня
Находилась в г.Николаев на заводских испытаниях;

1941 год 3 июля
Вступила в строй;

1941 год 5 июля
Вошла в состав ЧФ, зачислена в состав 8-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 8 июля
Поднят Военно-морской флаг;

1941 год 11 - 12 августа
Перешла в Ак-Мечетъ;

1941 год 12 - 13 августа
Перешла в Севастополь;

1941 год 11 - 18 сентября
В 18.05 11.9 вышла в дозор в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №1). Встреч с кораблями противника не имела. В 16.25 18.9 вернулась в Севастополь;

1941 год 23 - 24 сентября
В 14.50 23.9 вышла в дозор в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №2). При переходе на позицию в 20.44 в 20 милях от Севастополя в точке 44°10,4' с.ш./33°42,2' в.д. командир произвел торпедную атаку (безрезультатно выпущена 1 торпеда) советского ТР, о прохождении которого не имел оповещения. В 17.03 24.9 вернулась в Севастополь;

1941 год 30 сентября - 1 октября
Перешла в Очемчири;
1941 год 8 - 15 октября
В 20.00 8.10 вышла в дозор в район западнее Поти. Встреч с кораблями противника не имела. 15.10 вернулась в Очемчири;

1941 год 24 - 31 октября
В 05.00 утра 24.10 вышла в дозор в район западнее Поти. Встреч с кораблями противника не имела. 31.10 вернулась в Очемчири;

1941 год 22 - 29 ноября
В 21.05 22.11 вышла в дозор в район западнее Поти. Встреч с кораблями противника не имела. В 09.20 29.11 вернулась в Очемчири;

1941 год 19 - 26 декабря
В 19.17 19.12 вышла в дозор в район западнее Поти. Встреч с кораблями противника не имела. В 10.30 26.12 вернулась в Поти;

1942 год 8 января
Перешла в Очемчири;

1942 год 29 - 30 января
Перешла в Поти;

1942 год 14 февраля
Перешла в Очемчири;

1942 год 25 февраля
Вышла в Севастополь. В 08.00 27.2, когда ПЛ находилась в районе м. Айтодор, произошел взрыв водорода в 1-й группе АБ (2 чел. получили ранения и 5 - ушибы). Приборы и механизмы во II отсеке получили большие повреждения. 28.2 ПЛ в сопровождении 1 СКА вернулась в Очемчири, где прошла аварийный ремонт;

1942 год 24 марта
Перешла в Поти;

1942 год 28 марта
Перешла в Очемчири;

1942 год 22 апреля
Перешла в Поти;

1942 год 24 апреля
Перешла в Очемчири;

1942 год 6 - 8 мая
Перешла в Севастополь;

1942 год 19 мая - 1 июня
В 16.15 19.5 вышла в район о. Фидониси (позиция №32). 25.5 командир отказался от атаки КОН БДБ из-за малой ценности объектов. В 03.56 1.6 вернулась в Севастополь;

1942 год 3 - 4 июня
Перешла в Туапсе;

1942 год 13 - 14 июня
Перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя. Совершила 4 рейса, доставила 5,5 т продовольствия;

1942 год 14 - 17 июня
Первый поход в Севастополь. С 20.00 14.6 до 23.59 15.6 переход в Севастополь. С 03.15 16.6 до 10.25 17.6 переход в Новороссийск;

1942 год 18 - 20 июня
Второй поход. 14.30.18.6 вышла в Севастополь. В 05.36-08.04 и в 10.47-10.57 19.6 в 20 милях юго-восточнее м. Айтодор атакована 2 ТКА противника, сбросившими около 110 глб. В результате взрывов был поврежден перископ, вследствие чего командир ПЛ принял решение о возвращении в Новороссийск. В 17.11-19.20 вновь была атакована СКА. 15.30 20.6 вернулась в Новороссийск;

1942 год 20 - 21 июня
Перешла в Туапсе, где прошла аварийный ремонт;

1942 год 28 - 29 июня
Третий поход. 06.40 28.6 вышла в Севастополь. Из-за неисправности муфты "Бамаг" и клапана вентиляции ЦГБ №1 в 9.39 29.6 вернулась в Новороссийск;

1942 год 30 июня - 6 июля
Четвертый поход. 16.30 30.6 вышла в Севастополь. Утром 1.7 прибыла в район м. Херсонес. В 08.27-09.44 атакована СКА, сбросившими 49 глб. В 16.00-17.23 и 19.18-20.41 атаковывалась СКА вновь. В 05.22-07.21 2.7 атакована СКА, сбросившим 40 глб. Неоднократно подвергалась преследованию 3 и 4.7, из-за чего не смогла прорваться к побережью. В 23.00 4.7 получила приказ о возвращении в Новороссийск. Утром 5.7 атакована самолетами сбросившими 19 авиабомб. 10.05 6.7 вернулась в Новороссийск;

1942 год 6 - 7 июля
Перешла в Очемчири;

1942 год 9 июля - 31 августа
Находилась в гарантийном ремонте;

1942 год 10 августа
Вошла в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 23 августа
Перешла в Хопи;

1942 год 25 августа
Перешла в Поти;

1942 год 9 сентября
В ходе учебного выхода в море обнаружила перископ ПЛ - зарубежных данных нет, ложный контакт;

1942 год 18 сентября
Перешла в Хопи;

1942 год 14 октября
Перешла в Поти;

1942 год 15 октября
Перешла в Хопи;

1942 год 16 - 30 октября
В 15.15 16.10 вышла в район м. Бурнас (позиция №42). При движении на позицию получила приказ действовать в районе м. Тарханкут, где патрулировала 20-22.10. 22.10 перешла к м. Бурнас, где действовала до 27.10. Встреч с кораблями противника не имела. 29.10 расстреляла плавающую мину. В 06.35 30.10 прибыла в Хопи;

1942 год 22 ноября
Вошла в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ (09.06.1944г - 2-й БрПЛ ЧФ);

1942 год 23 - 30 ноября
В 16.34 23.11 вышла в районе м. Бурнас - о. Фидониси (позиции №42-43). В 13.19 27.11 произвела торпедную атаку КОН (буксир, баржа, 2 СКА) в точке 45°55,2' с.ш./30°20' в.д. (баржа, атака=подв/пр/1, д=2 каб. по наблюдениям в перископ баржа поражена неразорвавшейся торпедой, затем с баржей столкнулась сама ПЛ - зарубежных данных нет). В 16.08 произвела торпедную атаку ОТР в точке 45°57,0' с.ш./ 30°22,0' в.д. (ТН 6000 т, атака=подв/пр/1, д=7 каб., через 32 сек услышан взрыв, в перископ наблюдался поврежденный ТР - зарубежных данных нет, возможно атакован германский ТР "Лола"). Вечером начала возвращение в базу и в 08.55 30.11 прибыла в Хопи;

1942 год 20 - 29 декабря
В 16.16 20.12 вышла в район м. Бурнас (позиция №42). В 06.20 23.12 прибыла на позицию. В 11.48 26.12 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 БДБ, 4 СКА, 2 ТКА) в точке 45°46' с.ш./30°12' в.д. (ТР 4000 т, атака=подв/ви/2, д=5 каб., взрывов не было - зарубежных данных нет, по-видимому, атакован КОН, куда входили ТР "Данубиус" и "Тисса"). Преследования не было. В 18.00 26.12 начала возвращение в базу и в 08.15 29.12 прибыла в Хопи;

1943 год 3 - 17 февраля
В 17.10 3.2 вышла в район южнее м. Тарханкут (позиция №54). В 10.00 6.2 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 23.00 13.2 начала возвращение в базу и в 08.05 17.2 прибыла в Хопи;

1943 год 15 - 29 марта
В 20.00 15.3 вышла в район юго-западнее Севастополя (позиция №74). В 06.15 18.3 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 01.00 27.3 начала возвращение в базу и в 08.25 29.3 прибыла в Очемчири;

1943 год 19 - 27 апреля
В 20.00 19.4 вышла в район Севастополя (позиция №74). В 10.34 21.4 произвела торпедную атаку по группе судов (буксир, 1 ТКА, 3 СКА) в Двуякорной бухте (буксир, атака=подв/пр/1, д=8 каб., через 1 мин услышан взрыв, затем в течение 5 минут еще 96 отдаленных взрывов - безуспешно атаковано место стоянки германского ТКА). В 11.37-11.43 подверглась преследованию кораблей противника, сбросивших 23 глб. В 04.40 23.4 прибыла на позицию. В 08.30 25.4 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, баржа) в точке 44°23,8' с.ш./ 33°35,4' в.д. (ТР 1000 т, атака=подв/пр/1, д=8 каб., услышан взрыв, при осмотре в перископ обнаружены только 1 ТР и баржа - безуспешно атакован германский буксир "Воивода"). Преследования не было. В 18.00 начала возвращение в базу и в 07.00 27.4 прибыла в Очемчири;

1943 год май
В начале мая перешла в Поти;

1943 год 14 - 15 мая
Перешла в Туапсе;

1943 год 15 - 17 мая
В 20.00 15.5 вышла в район Анапы (позиция №86). В 10.00 16.5 прибыла на позицию. В 10.51 по ошибке с д=5 каб. произвела 2-торпедный залп по остову советского ТР "Фабрициус" в районе м. Утриш (ТР не значился на карте обстановки, выданной командиру ПЛ). В 21.00 начала возвращение в базу и в 07.00 17.5 прибыла в Туапсе;

1943 год 17 - 19 мая
В 19.00 17.5 вышла в район Анапы (позиция №86). В 05.00 18.5 прибыла на позицию. В 13.26 произвела торпедную атаку КОН (3 БДБ) в точке 44°55' с.ш./37°15,3' в.д. (БДБ, ата ка=подв/пр/1, д=5 каб., промах - зарубежных данных нет). Преследования не было. В 16.19 в том же районе атаковала КОН аналогичного состава (БДБ, атака=подв/пр/3 каб., через 20 сек услышан взрыв - германские БДБ "F 326", "F373", "F 470" из состава КОН "Кляйнер Бёр 88" наблюдали две торпеды, шедшие по поверхности). Контратакована БДБ, сбросившими 12 глб. От близких разрывов на лодке вышла из строя часть электроизмерительных приборов, получила повреждения система ВВД, в топливной цистерне образовалась трещина, через которую соляр начал поступать внутрь ПЛ. В 21.30 начала возвращение в базу и в 07.45 19.5 прибыла в Туапсе;

1943 год 19 - 23 мая
В 19.10 19.5 вышла в район Анапы (позиция №86). В 05.00 20.5 прибыла на позицию. В 16.56 21.5 произвела атаку КОН (6 БДБ) в точке 45°03,4' с.ш./36°50,5' в.д. (БДБ, атака=подв/пр/1, д=6 каб., через 1 мин услышан взрыв - безуспешно атакована германская БДБ "F 170" из состава КОН "Кляйнер Бёр 92", наблюдавшая след торпеды). Контратакована БДБ противника, сбросившими 2 глб. В 07.44 22.5 произвела торпедную атаку КОН (5 БДБ) в том же районе (БДБ, атака=подв/пр/1 д=6-7 каб., промах - зарубежных данных нет). Преследования не было. В 18.30 начала возвращение в базу и в 08.15 23.5 прибыла в Туапсе;

1943 год 24 - 25 мая
Перешла в Очемчири;

1943 год 26 - 30 июня
26.6 вышла к южному побережью Крыма (позиция №84). 27.6 прибыла на позицию. В 04.50 28.6 произвела торпедную атаку КОН (5 БДБ, баржа, 1 СКА) (БДБ, атака=подв/ви/2, д=3 каб., промах - зарубежных данных нет, возможно получила попадание неразорвавшейся торпедой БДБ "F 325", которая получила повреждение в 01.40 29.6 в 10 милях южнее м. Чауда). Вечером начала возвращение в базу и в 05.30 30.6 прибыла в Очемчири;

1943 год 7 - 22 июля
В 20.30 7.7 вышла в район Феодосии (позиция №86-запасная). В 03.00 10.7 прибыла на позицию. Вечером 14.7 не смогла атаковать КОН барж из-за большого КУ. Днем 16.7 из-за неправильного маневрирования не смогла атаковать КОН БДБ. В 06.43 17.7 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 4 БДБ) в точке 44°58,2' с.ш./35°44,5' в.д. (ТР 1000 т, атака=подв/пр/1 (вторая торпеда не вышла из-за неисправности боевого клапана), д=8 каб., промах - неразорвавшейся торпедой поражен германский ТР "Аделхайд", 444 брт). Преследования не было. В 10.06 18.7 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 3 БДБ, 1 СКА) в точке 44°59,8' с.ш./35°32,0' в.д. (ТР 1000 т, атака=подв/пр/1, д=8 каб., через 76 сек услышан взрыв, при осмотре в перископ наблюдался ТР с дифферентом на нос, шедший в Феодосию - потоплена румынская баржа "Дунареа-1", дедвейт 1505 т). Контратакована кораблями охранения, сбросившими на безопасном удалении 8 глб. В 22.00 начала возвращение в базу. В 22.53 подверглась безрезультатной атаке германской ПЛ "U 18" (атака не замечена). В 01.30 22.7 прибыла в Очемчири;

1943 год 17 августа - 2 сентября
В 20.40 17.8 вышла в район Севастополя (позиция №83). В 20.10 20.8 прибыла на позицию. Утром 28.8 в районе нахождения ПЛ СКА противника сбросили несколько десятков глб. В 19.04 28.8 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТН, 6 СКА, 3 ТКА, 4 БДБ) в точке 44°47' с.ш./33°26' в.д. (ТН 1500 т, атака=подв/ви/2, д=2 каб., через 14 сек. в перископ наблюдалось попадание 1 торпеды - попаданием торпеды оторвана носовая часть германского ТР "Хайнбург", 378 брт, +4, впоследствии отбуксирован в Браилу, ремонт окончен после войны (имеются нуждающиеся в дальнейшем изучении данные, что в ходе данной атаки "М-111" были безуспешно атакованы суда германского КОН "Айсфогель", а ТР "Хайнбург" получил повреждения 2.6.1943 у западного побережья Крыма в результате прямого попадания советской авиабомбы)). Подверглась 3-часовому преследованию германского БО "Uj 116" и хорватских БО "Uj 2303", "Uj 2304", "Uj 2306", сбросивших 63 глб. В результате близких разрывов глб на ПЛ подорвана крышка верхнего рубочного люка, деформирован прочный корпус в районе V отсека, получили повреждения электроизмерительные приборы. В 00.00 30.8 начала возвращение в базу и в 05.30 2.9 прибыла в Очемчири;

1943 год 2 - 9 ноября
В 18.28 2.11 вышла к южному побережью Крыма (позиция №97-98). На переходе получила приказ действовать в районе м. Бурнас, куда прибыла утром 6.11. В 23.20 6.11 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 БДБ) в точке 45°49' с.ш./30°17' в.д. (ТР 3000 т, атака=надв/ ви/2, д=10 каб., визуально наблюдался взрыв торпеды в носовой части ТР - зарубежных данных нет, возможно атакован германский ТР "Лола", совершивший 6-7.11 в охранении румынских КЛ "Стихи" и "Думитреску" переход из Одессы в Сулину). Преследования не было. В 02.00 8.11 начала возвращение в базу и в 06.00 9.11 прибыла в Туапсе;

1943 год 9 - 15 ноября
В 19.30 9.11 вышла в район Севастополь - Констанца (позиция №92). В 06.50 11.11 прибыла на позицию. Утром не смогла атаковать КОН противника из-за обнаружения и обстрела СКА. В ночь на 12.11 перешла к м. Бурнас. В 13.57 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 4 СКА) в точке 45°52' с.ш./30°20' в.д. (ТР 5000 т, атака=подв/ви/2, д=3 каб., услышаны 1-2 взрыва - потоплен германский ТР "Теодорих", 4200 брт, +6, =4). Контратакована германскими тендерами "Графенау" и "Зигфрид", сбросившими на безопасном удалении 8 глб. В 11.50 13.11 начала возвращение в базу. Днем атакована самолетом противника, сбросившим 6 бомб. В 05.15 15.11 прибыла в Туапсе;

1943 год 29 ноября - 5 декабря
В 18.34 29.11 вышла в район м. Тарханкут - Сулина (позиция №91). В 03.00 2.12 прибыла на позицию. В 09.33 произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ) в точке 45°23' с.ш./32°28' в.д. (БДБ, атака=подв/ви/2, д=7 каб., услышан взрыв - безуспешно атакован германских КОН БДБ и буксиров "Диогенес", совершавший переход из Одессы в Севастополь). Контратакована германским самолетом сбросившими 6 глб. В 19.20 начала возвращение в базу и в 07.00 5.12 прибыла в Поти. Встала в ремонт;

1944 год февраль
В конце февраля вступила в строй;

1944 год 8 марта
Перешла в Очемчири;

1944 год 12 марта
Старый экипаж ПЛ составил основу экипажа ПЛ "В-4", заменен экипажем "М-116" (ТОФ);

1944 год 11 - 19 апреля
В 22.16 11.4 вышла в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №3). В 11.38 14.4 прибыла на позицию №6. В 11.50 17.4 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 ТЩ, 2 СКА) в точке 44°30' с.ш./30°36' в.д. (ТР 3000 т, атака=подв/ви/2, д=2 каб., через 14 сек услышан взрыв - безуспешно атакован германский ТР "Хельга"). В 11.58-14.05 подверглась преследованию кораблей противника, сбросивших на безопасном удалении 54 глб. В 18.03 начала возвращение в базу и в 13.29 19.4 прибыла в Туапсе;

1944 год 19 - 25 апреля
В 22.35 19.4 вышла в район южнее м. Олинька (позиция №10). В 12.40 21.4 прибыла на позицию. Днем перешла на позицию №8. Вечером не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. Утром 22.4 командир отказался атаковать 2 БДБ из-за малой ценности объектов. Наведена воздушной разведкой и в 18.15 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ЭМ, 3 СКА) в точке 43°51,5' с.ш./29°52,8' в.д. (ТР 5000 т, атака=подв/ви/2, д=3 каб., через 18 сек услышан 1 взрыв - безуспешно атакован румынский ТР "Ардял", в отечественной литературе ошибочно указывается о потоплении ВТР "KFK-84"). В 18.17-19.39 подверглась преследованию кораблей противника, сбросивших 61 глб. На ПЛ были повреждены все указатели рулей, некоторые электроизмерительные приборы, через три выбитые заклепки внутрь прочного корпуса поступила вода. В 20.43 22.4 начала возвращение в базу и в 05.25 25.4 прибыла в Очемчири;

1944 год 26 апреля - 6 мая
В 20.25 26.4 вышла в район юго-западнее м. Херсонес (позиция №10). В 15.58 28.4 прибыла на позицию. В ночь на 2.5 перешла в восточную часть позиции. Наведена воздушной разведкой и в 20.07 4.5 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ТЩ, 2 СКА) в точке 43°54' с.ш./32°12' в.д. (ТР 1500 т, атака=подв/ви/2, д=6 каб., через 50 и 55 сек услышаны взрывы - безуспешно атакован венгерский ТР "Тисса", в отечественной литературе ошибочно указывается о потоплении БО "Uj 2313" и "Uj 2314"). В 20.15-22.00 подверглась преследованию германского БО "Uj 106" и самолетов сбросивших на безопасном удалении 66 глб. В 22.08 начала возвращение в базу и в 15.30 6.5 прибыла в Очемчири;

1944 год 10 - 20 июля
В 21.13 10.7 вышла в район Констанцы (позиция №21). В 00.15 14.7 прибыла на позицию. Днем 17.7 не смогла атаковать одиночный сейнер из-за внезапного поворота цели. В 09.35 18.7 начала возвращение в базу и в 05.00 20.7 прибыла в Туапсе;

1944 год 22 июля
Награждена орденом Красного Знамени;

1944 год 23 июля
Перешла в Новороссийск;

1944 год 17 - 31 августа
В 19.30 17.8 вышла в район Констанцы (позиция №41). В 11.19 19.8 прибыла на позицию. Согласно указаний командования патрулировала восточных линии минных заграждений. Утром 22.8 отказалась от атаки 2 сейнеров, посчитав их судами-ловушками. Вечером 28.8 не смогла атаковать ПЛ противника из-за большого КУ - зарубежных данных нет, очевидно обнаружена германская ПЛ "U 19" или "U 23". В 08.00 30.8 начала возвращение в базу и в 22.00 31.8 прибыла в Новороссийск;

1944 год осень
Встала в капитальный ремонт;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;

1951 год 21 января
В составе дивизиона перечислена в состав 151-й БрПЛ 21-й ДиПЛ ЧФ с базированием на Балаклаву;

1953 год 17 августа
Переформирована в ПЗС;

1953 год 15 сентября
Переименована в ПЗС-18;

1954 год 2 октября
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации;

1954 год 1 декабря
Расформирован экипаж. Впоследствии на Севастопольской базе "Главвторчермета" в пос.Инкерман разделана на металл.




командиры:


1. Николаев А.А. (29.06.1940-14.07.1942)
2. Иосселиани Я.К. (07.1942-10.03.1944)
3. Хомяков М.И. (11.03.1944-07.1945)
4. Рыбалко Л.Ф. (09.1950-02.1951)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
7. "Боевой путь Советского Военно-Морского Флота", Воениздат, Москва, 1974г.
8. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2.
9. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2016