Rambler's Top100 Подводная лодка М-174 Тип "М" XII серии

флаг

М-91, М-174

Тип «М» XII серии




фотографии:


Подводная лодка М-174     Подводная лодка М-174




историческая справка:


1937 год 29 мая
Заложена в г.Ленинград на заводе №196 под литерным обозначением М-91. По другим данным - 20.05.1937, так же есть, скорее всего, ошибочные данные о закладке 29.04.1937;

1937 год 12 октября
Спущена на воду. Есть данные о спуске на воду 07.07.1938;

1938 год 20 сентября
Во время выхода на сдаточные испытания (ВРИО командира - ст.л-т Филов Н.А.), проходя Лесные ворота гавани Кронштадта, столкнулась с буксиром ЛП-1. В результате таранного удара буксира в правый борт ПЛ в районе 2-го отсека образовалась пробоина. Экипаж покинул отсек, задраив переборочные двери. Пострадавших не было;

1938 год 16 октября
Была использована для проведения натурных испытаний. В районе Гогландского плеса опущена на гинях спасательного судна "Коммуна" на глубину 30 м с экипажем из 8 человек;

1938 год 16 - 17 октября
В ночь с 16.10 на 17.10 была повторно опущена на глубину 70 м без экипажа. Эта глубина превышала на 10 м предельную. Погружение прошло успешно;

1938 год 21 июня
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота (по другим данным - 22.06.1938). Зачислена в состав 27-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на Ораниенбаум. Вступила в строй по приказу НК ВМФ-39;

1938 год 24 октября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1938 год 4 ноября
Поднят Военно-морской флаг;

1939 год (предположительно)
Произведена переделка формы ограждения рубки на заводе №196 по дополнительному наряду УК ВМФ;

1939 год 15 мая - 19 июня
Перешла по Беломорско-Балтийскому каналу им. И.В. Сталина на Северный флот в Полярное в составе 27-го ДнПЛ;

1939 год 16 июня
Переименована в М-174;

1939 год 21 июня
Вошла в состав Северного флота. Переформирована в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1939 год 15 октября
При переходе из губы Пала в губу Оленья при входе в узкий пролив между материком и о.Шалим столкнулась с буксиром №11. После команды командира ПЛ "полный назад", вырубился автомат станции ГЭД и лодка не имея возможности дать ход в 16.30 ударила форштевнем и пробила левый борт буксира. Буксир выбросился на отмель и с приливом - затонул. На ПЛ был смят форштевень от носа на 150 см. повреждено устройство буксирного гака и повреждены оба волнореза ТА. Ремонт ПЛ у ПБ "Красный Горн" занял 10 суток;

1939 год декабрь
Участвовала в советско-финской войне. Совершила 1 боевой поход;

1939 год 14 - 25 декабря
Находилась в боевом походе. Находилась в дозоре на подходах к м.Цып-Наволок в Баренцевом море. 15.12, 17.12 и 18.12 из-за сильного шторма (крены в разные дни доходили до 45-53 градусов) уходила с позиции и став на якорь, укрывалась в Кильдинской Салме;

1939 год 28 декабря
Для проведения ремонта исключена из кампании;

1940 год январь
Находилась в гарантийном ремонте;

1940 год
По итогам года экипаж смог выйти только во 2-ю линию;

1941 год март
Закончила текущий ремонт;

1941 год апрель
Установлена новая АБ;

1941 год 23 апреля - 9 мая
Прошла докование;

1941 год 22 июня
Находилась в Полярном;

1941 год 1 - 12 июля
В 4 ч 1.7 вышла в дозор в район северо-восточнее п-ва Рыбачий (позиция №7). В 23.48 обнаружила ПЛ противника, однако при попытке выйти в атаку вражеская ПЛ погрузилась - ложный контакт. В 01.30 12.7 прибыла в Полярное;

1941 год 20 - 31 июля
В 17.20 20.7 вышла в дозор в район северо-восточнее п-ва Рыбачий (позиция №7). 25.7 в точке 69.52,8 с.ш./34.20,0 в.д. обнаружила ПЛ, но не смогла ее атаковать из-за тумана. 27.7 в точке 70.04 с.ш./34.03 в.д. обнаружила ПЛ в надводном положении, которую не смогла атаковать из-за болыпого КУ и скорости - возможно обнаруживались германские ПЛ "U 652" или "U 81". В 01.20 31.7 прибыла в Полярное;

1941 год 7 - 18 августа
В 08.12 7.8 вышла в восточную часть Варангер-фьорда (позиция №6). В 18.00 прибыла на позицию. 15-16.8 проникла в зал. Петсамонвуоно, но недошла 5 каб. до Линахамари. Из-за поломки топливного насоса начала возвращение в базу и в 11.50 18.8 прибыла в Полярное;

1941 год 4 - 9 сентября
В 23.30 4.9 вышла в восточную часть Варангер-фьорда (позиция №6). 8-9.9 при 8-9-бальном шторме вылился электролит из АБ, из-за чего командир без разрешения штаба СФ в 11.30 9.9 вернулся в Полярное;

1941 год 19 - 27 сентября
В 21.30 19.9 вышла в восточную часть Варангер-фьорда (позиция №6). В 10 ч 20.9 прибыла на позицию. В 18.13 имела случай мнимого касания минрепа. В 05.29 23.9 в районе Айновых о-в в подводном положении коснулась грунта - повреждений нет. Днем 26.9 в подводном положении прорвалась в порт Линахамари. В 17.35 произвела на циркуляции торпедную атаку 2 ТР у стенки (ТР 8000 и 4000 т, атака=подв/пр/2, д=6 каб., услышаны взрывы - безуспешно атакованы германский ТР "Альдебаран" и норвежские "Мимона" и "Ст. Сендинг", у обоих торпед не сработали взрыватели). В момент залпа всплыла на поверхность и была обстреляна артиллерийско-пулеметным огнем, затем атакована МТЩ "R 155" и "R 162", сбросившими в течение 2 ч 34 (28 по герм. данным) глб. В результате близких разрывов глб вертикальный руль стал перекладываться с трудом, были повреждены визирные стекла цистерн, глубиномеры. Через поврежденный клапан топливной цистерны в V отсек стал поступать соляр. В 02.46 27.9 начала возвращение в базу и в 18.06 прибыла в Полярное. Командир доложил о возможном уничтожении 2 ТР противника. Победы были зачтены, но в 1943 году, после проверки сведений - исключены;

1941 год 16 - 21 октября
В 11.34 16.10 вышла в район северо-западнее Варде (позиция №5). В 09.00 17.10 прибыла на позицию. Утром не смогла атаковать ТЩ из-за большого КУ. 20.10 отозвана командованием и в 18.00 21.10 прибыла в Полярное;

1941 год 30 октября - 12 ноября
В 14.15 30.10 вышла в район Киркенеса (позиция №5а). В 8 ч 31.10 прибыла на позицию. Из-за 9-10 бального шторма держалась в районе зарядки АБ, а 4-5.11 в губе Кильдинская салма. 10.11 безрезультатно атакована самолетом противника, сбросившим 5 бомб. В 19.30 11.11 начала возвращение в базу и в 13.30 12.11 прибыла в Полярное;

1941 год 22 ноября - 2 декабря
В 18.50 22.11 вышла в район Киркенеса (позиция №5а). Утром 23.11 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 15.47 25.11 атакована самолетом противника, сбросившим на безопасном удалении от ПЛ 3 бомбы. Вечером 1.12 начала возвращение в базу и в 10.10 2.12 прибыла в Полярное;

1941 год 9 - 14 декабря
Прошла навигационный ремонт;

1941 год 20 - 28 декабря
В 15.00 20.12 вышла в район Киркенеса (позиция №5а). В 06.51 21.12 прибыла на позицию. В 13.52 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 3 ЭМ) в точке 70.04,5 с.ш./30.30,2 в.д. (ТР ? т, атака=подв/пр/1, 2-я торпеда не вышла из-за неисправности системы БТС, д=12 каб., через 96 и 172 сек услышано 2 взрыва, к побережыо п-ва Рыбачий прибило шлюпку с надписью "Эмсхёрн" - потоплен германский ТР "Эмсхёрн", 4301 брт, шедший с грузом разборных бараков, +1). Контратакована германскими ТЩ "М 1505" и "М 1508", сбросившими 50 (54 по германским данным) глб. В 12.25 25.12 из-за пролива электролита во время шторма прибыла в бух. Цып-Наволок. В 16.15 28.12 начала возвращение в базу и в 20.12 прибыла в Полярное;

1942 год январь
До 15.1 проходила навигационный ремонт;

1942 год 30 января - 6 февраля
В 19.00 30.1 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 6 ч 31.1 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Из-за плохой видимости не смогла высадить РГ. В ночь на 6.2 вышла из строя (перестала выключаться) муфта Бамаг. В 3 ч 6.2 из-за неисправности начала возвращение в базу и в 18.00 прибыла в Полярное;

1942 год 8 февраля - 30 июля
Прошла текущий ремонт (плановый средний ремонт планировался еще на осень 1941 года) на заводе НК РП в Мурманске (весь июнь ожидала дока для окончания ремонта линии вала);

1942 год 3 апреля
Удостоена гвардейского звания;

1942 год 12 - 20 августа
В 23.47 12.8 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 11.30 13.8 прибыла на позицию. Днем 17.8 не смогла атаковать СКР из-за большой дистанции. Вечером обнаружена мотоботом, экипаж которого обстрелял перископ из винтовок. В 22.00-22.40 19.8 подверглась преследованию 2 СКА, с береговой батареи по перископу выпущено 7 снарядов. В 02.46 20.8 начала возвращение в базу и в 19.30 прибыла в Полярное;

1942 год 26 августа - 5 сентября
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 8 - 16 сентября
В 15.30 8.9 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 20.20 при следовании на позицию из-за неисправности торпедного аппарата №2 при проверке его готовности к стрельбе произошел самопроизвольный выстрел. В 01.22 9.9 прибыла на позицию. Утром не смогла атаковать отряд ТЩ из-за большой дистанции и КУ. Утром 11.9 заклинен вертикальный руль - неисправность устранена за 5 ч. Вечером вблизи с находившейся в подводном положении ПЛ зафиксировано 2 взрыва, предположительно снарядов, выпущенных береговой батареей. Утром 15.9 обнаружила плавующую мину. В 23.15 начала возвращение в базу и в 07.18 16.9 прибыла в Полярное;

1942 год 19 сентября - 4 октября
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 14 - 23 октября
В 20.57 14.10 вышла в район северо-западнее Вардё (позиция №5) для высадки РГ. 16.10 прибыла на позицию. 17-20.10 не смогла высадить РГ из-за плохой погоды. С 20.10 несла позиционную службу на позиции №5. В 19.31 22.10 начала возвращение в базу и в 08.55 23.10 прибылав Полярное;

1942 год 9 ноября
При стоянке у борта плавмастерской "КрасныйГорн" в Пала-губе из-за свежей погоды несколько раз ударилась о борт ПЛ "М-172". Сломаны 67 и 71-й шпангоуты прочного корпуса, 70-й вогнут внутрь, образовались трещина на 71-72-м шпангоутах и многочисленные вмятины. Нарушена установка привода вертикалъного руля и центровка линии вала;

1942 год 12 ноября
Начала аваршный ремонт. В ходе ремонта установлена ГАС "Тамир-4";

1943 год 7 января
Вступила в строй;

1943 год 5 - 12 февраля
В 00.59 5.2 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 12.16 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 7-8.2 штормовала в районе зарядки АБ. 9.2 залита водой нижняя головка перископа - устранено. Утром 11.2 в подводном положении коснулась грунта в районе м. Стуршер. В 00.40 12.2 начала возвращение в базу и в 09.10 прибыла в Полярное;

1943 год 6 - 12 марта
В 18.15 6.3 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). 7.3 штормовала в районе зарядки, в 23.18 обнаружила плавующую мину. 8.3 прибыла на позицию. Утром 9.3 не смогла атаковать ТЩ из-за плохой видимости. В 14.40 11.3 произвела торпедную атаку одиночного ТЩ между о-вами Стуршер и Лилле-Эккерей (ТЩ, атака=подв/ви/2, д=15 каб., через 90 сек услышан взрыв, в 14.52 наблюдался ТЩ с дифферентом на корму - зарубежных данных нет, по-видимому атакован норвежский рыболовный траулер). В 15.20-17.35 преследовалась катером без сброса глб. В 19.10 начала возвращение в базу и в 04.26 12.3 прибыла в базу;

1943 год 23 - 25 марта
В 16.05 23.3 вышла в Варангер-фьорд (позиция №6). В 05.30 24.3 прибыла на позицию. В 13.40 в точке 70.06,2 с.ш./30.41,5 в.д. находясь на глубине 15 м подорвалась на мине UMB минного заграждения "Шпеер-V". В результате взрыва оторвана носовая оконечность легкого корпуса до 9-го шпангоута, вышли из строя оба ТА, дифферентный насос, гирокомпас, электрическое управление рулями, многие приборы, лопнули 5 баков носовой группы АБ, нарушена центровка линии вала. Взрывом ПЛ подбросило настолько, что мгновенно образовался более чем 20-градусный дифферент на корму. Образовалась пробоина в балластной цистерне N1, в первый отсек через задние крышки торпедных аппаратов начала поступать забортная вода. ПЛ, приобретя отрицательную плавучесть, начала проваливаться на глубину. В первом отсеке, который заполнялся водой, находился старший краснофлотец М.С. Баев. Он был контужен взрывом, но успел задраить дверь, ведущую во второй отсек, и открыть клапан системы ВВД. ПЛ всплыла в 6,5 милях от берега противника. В 00.45 25.3 прибыла в Полярное;

1943 год 27 марта 12 августа
Проходила аварийный и текущий ремонт со сменой АБ;

1943 год 14 - ? октября
В 21.10 14.10 вышла в Варангер-фьорд (позиция №1; обеспечивающий - зам. начальника штаба БрПЛ капитан 2 ранга А.А. Петров). 17.10 не ответила на запрос по радио. 25.10 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений "Луизе Ауфгезухт", "Торф Гестошен", "Шпеер-V", а также ошибкаличного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 25 членов экипажа;

1943 год ноябрь (предположительно)
Исключена из состава флота;

2013 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Точных данных о времени и месте гибели нет.




дополнительная информация:


Список погибших в боевом походе в октябре 1943 года.



командиры:


1. Ныров Б.А. (04.07.1938-06.07.1938 ИД, 07.07.1938-21.12.1938)
2. Филов Н.А. (09.1938) ВРИО
3. Егоров Н.Е. (11.01.1939-07.06.1940 ИД, 08.06.1940-14.01.1943)
4. Сухорученко И.Е. (11.01.1943-10.1943)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
8. Отчеты о боевых действиях ПЛ Северного флота 1941-1942 гг.
9. "Советско-Финляндская война 1939-1940гг. Боевые действия на море", Остров, Санкт-Петербург, 2002г.
10. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
11. Тесленко О. "Сравнение гибели малютки и атомного гиганта "Курск""
12. Козлов И.А. Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
13. Морозов М.Э. "Боевые биографии гвардейских подводных лодок Северного флота (Часть II)", Подводник России, №6, 2005г.
14. Фотография из архива Щурова А.
15. Фотография из книги "Адмиралтейские верфи подводному флоту России".
16. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
17. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
18. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
19. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016