Rambler's Top100 Проект 641

Проект 641 (NATO – “Foxtrot”).


Модернизации: И641, И641К, И641М, 641К(?), И641Л(?).


1. Количество подводных лодок проекта: 58+17


2. Изображение проекта:


боковой вид 641 проекта


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Завод № 196 ("Судомех") (46)

1

 Б-94

763

03.10.1957

28.12.1957

25.12.1958

 199? - брошена на отмели
 утилизация предположительна

2

 Б-95

764

02.02.1958

25.04.1958

30.09.1959

3

 Б-36

765

29.04.1958

31.08.1958

30.09.1959

4

 Б-37

766

18.07.1958

05.11.1958

05.11.1959

 11.02.1962 - затонула, поднята

5

 Б-133

769

27.09.1958

26.01.1959

05.11.1959

 20.04.1970 - пер. Б-833

6

 Б-135

770

20.12.1958

30.03.1959

05.11.1959

7

 Б-139

771

25.02.1959

30.05.1959

15.03.1960

 20.04.1970 - пер. Б-839
 утилизация предположительна

8

 Б-57

777

23.04.1959

15.08.1959

28.07.1960

9

 Б-116

778

09.06.1959

10.10.1959

25.08.1960

 03.08.1977 - пер. Б-326

10

 Б-130

779

22.08.1959

17.12.1959

22.09.1960

11

 Б-143

780

21.10.1959

17.02.1960

05.11.1960

 199? - затонула, поднята

12

 Б-85

781

23.12.1959

19.03.1960

23.12.1960

13

 Б-59

786

21.02.1960

06.06.1960

10.06.1961

14

 Б-156

787

20.04.1960

02.08.1960

18.04.1961

 20.04.1970 - пер. Б-856
 утилизация предположительна

15

 Б-4

788

14.06.1960

03.10.1960

31.08.1961

 18.01.1963 - переименована в
 «Челябинский комсомолец»

16

 Б-153

790

06.08.1960

31.01.1961

30.09.1961

 20.04.1970 - пер. Б-854

17

 Б-164

791

26.10.1960

18.02.1961

16.10.1961

 1974 - НИС "Юпитер"

18

 Б-33

792

03.02.1961

27.04.1961

27.11.1961

 26.01.1991 - затонула, поднята.

19

 Б-7

793

14.04.1961

29.06.1961

15.12.1961

20

 Б-105

794

01.07.1961

01.10.1961

15.06.1962

21

 Б-169

795

17.08.1961

29.11.1961

28.07.1962

22

 Б-38

796

30.10.1961

31.01.1962

30.09.1962

 20.04.1970 - пер. Б-838

23

 Б-53

797

08.01.1962

12.04.1962

05.11.1962

 20.04.1970 - пер. Б-853
 199? - затонула

24

 Б-50

798

07.03.1962

15.06.1962

08.12.1962

 1980 - НИС "Глобус"

25

 Б-8

799

09.05.1962

21.07.1962

18.12.1962

26

 Б-31

800

18.08.1962

03.11.1962

25.06.1963

27

 Б-2

801

27.10.1962

25.01.1963

14.06.1963

28

 Б-55

802

22.01.1963

05.04.1963

20.09.1963

 20.04.1970 - пер. Б-855

29

 Б-98

806

04.04.1963

15.06.1963

15.05.1964

 03.11.1987 - перед. ВМС Польши
 пер. в «Wilk» (292)

30

 Б-101

807

19.06.1963

30.08.1963

29.05.1964

 1982 - НИС "Регул"
 199? - затонула, поднята

31

 Б-6

808

09.08.1963

30.11.1963

30.07.1964

32

 Б-15

809

10.10.1963

21.02.1964

30.09.1964

 2004 – затонула, поднята

33

 Б-103

810

14.12.1963

16.04.1964

24.12.1964

34

 Б-109

811

22.02.1964

17.06.1964

15.04.1965

35

 Б-107

812

18.04.1964

25.07.1964

28.04.1965

 20.04.1970 - пер. Б-807

36

 Б-112

813

19.06.1964

27.10.1964

05.08.1965

 1978 - НИС "Сатурн"

37

 Б-25

814

26.08.1964

22.12.1964

06.09.1965

 20.04.1970 - пер. Б-825
 1994 - затонула

38

 Б-21

815

29.10.1964

16.02.1965

31.10.1965

 20.04.1970 - пер. Б-821
 03.11.1989 - переименована в
 "Брянский комсомолец"
 1995 - музей в г.Зеебрюгге (Бельгия)

39

 Б-9

816

26.12.1964

31.03.1965

30.11.1965

40

 Б-26

817

06.05.1965

10.08.1965

24.03.1966

 15.02.1965 - переименована в
 «Ярославский комсомолец»
 20.04.1970 - пер. Б-826

41

 Б-28

818

24.05.1965

10.08.1965

18.06.1966

42

 Б-34

819

13.08.1965

16.11.1965

31.07.1966

 утилизация предположительна

43

 Б-40

820

24.09.1965

16.11.1965

06.09.1966

 20.04.1970 - пер. Б-840

44

 Б-29

821

25.03.1966

20.05.1966

28.11.1966

 07.12.1988 (04.02.1989?) перед.
 ВМС Польши, пер. «Dzik» (293)

45

 Б-41

822

07.04.1966

20.05.1966

24.12.1966

46

 Б-46**

823

13.08.1966

24.12.1966

30.06.1967

 утилизация предположительна

 ЛЕНИНГРАД: Ново-Адмиралтейский завод (16**)

47

 Б-49

200

12.10.1966

24.12.1966

30.06.1967

 200? - отстой в г.Рочестер
 (Великобритания)

48

 Б-39

210

09.02.1967

15.04.1967

28.12.1967

 1976 - НИС "Сириус"
 1996 - музей в г. Сан-Диего (США)

49

 Б-397

215

07.05.1967

22.08.1967

31.12.1967

50

 Б-400

220

29.05.1967

22.08.1967

25.09.1968

 30.12.1987 - переименована в
 "Ульяновский комсомолец"

51

 Б-413

235

28.06.1968

07.10.1968

25.12.1968

 2000 - музей в г.Калининград

52

 Б-416

240

18.07.1968

25.02.1969

04.12.1969

53

 Б-205

245

17.06.1969

29.08.1969

28.12.1969

54

 Б-213

250

01.10.1969

20.01.1970

04.08.1970

55

 Б-435

260

24.03.1970

29.05.1970

06.11.1970

 1997 - перед. ВМС Украины
 пер. U01 «Запорiжжя»
 2014 - перед. ВМФ России

56

 Б-440

265

01.06.1970

16.09.1970

25.12.1970

 2003 - музей в г.Вытегра

57

 Б-409

270

18.12.1970

02.03.1971

10.09.1971

 утилизация предположительна

58

 Б-427

275

10.04.1971

22.06.1971

04.12.1971

 1995 - музей в г.Сидней (Австралия)
 1998 - музей в г.Лонг Бич (США)

59

 "Kursura"
 S20

255

25.12.1968

25.02.1969

05.09.1969

 проект И641, в ВМФ СССР - Б-402
 18.12.1969 - перед. ВМС Индии
 197? - мод. по проекту И641М(?)
 2002 - музей в г.Вишакхапатнам

60

 "Karanj"
 S21

230

24.01.1968

28.04.1968

02.07.1969

 проект И641, в ВМФ СССР - Б-405
 04.09.1969 - перед. ВМС Индии

61

 "Khanderi"
 S22

225

05.10.1967

29.02.1968

19.09.1968

 проект И641, в ВМФ СССР - Б-401
 06.12.1968 - перед. ВМС Индии

62

 "Kalvari"
 S23

205

27.12.1966

04.1967

26.10.1967

 проект И641, в ВМФ СССР - Б-51
 08.12.1967 - перед. ВМС Индии
 197? - мод. по проекту И641М(?)

 ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение (13**)

63

 "Vela"
 S40

01280

28.09.1971

28.01.1972

10.10.1972

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-456
 31.08.1973 - перед. ВМС Индии
 2012 - утиль или отстой

64

 "Vagir"
 S41

01285

29.04.1972

07.07.1972

05.07.1973

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-470
 03.11.1973 - перед. ВМС Индии

65

 "Vagli"
 S42

01290

01.02.1973

19.04.1973

16.12.1973

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-464
 10.08.1974 - перед. ВМС Индии
 2012 - утиль или отстой

66

 "Vaghsheer"
 S43

01295

28.09.1973

27.03.1974

20.09.1974

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-522
 26.12.1974 - перед. ВМС Индии

67

 "Al Badr"
 S311

01296

23.12.1975

16.04.1976

08.10.1976

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-533
 12.1976 - перед. ВМС Ливии
 2010 - ожидает утилизации

68

 "Al Khyber"
 S315

01207

12.03.1981

19.06.1981

25.10.1981

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-587
 04.1982 - перед. ВМС Ливии
 2012 - утиль или отстой

69

 "Al Hunain"
 S316

01208

26.02.1982

11.06.1982

28.09.1982

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-588
 02.1983 - перед. ВМС Ливии

70

 "Al Mitraga"
 S314

01206

05.04.1980

14.07.1980

21.11.1980

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-590
 02.1982 - перед. ВМС Ливии

71

 "Al Fateh"
 S312

01297

26.09.1976

17.02.1977

15.09.1977

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-311
 02.1978 - перед. ВМС Ливии

72

 "Al Ahad"
 S313

01298

05.03.1977

20.05.1977

27.10.1977

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-330
 03.1978 - перед. ВМС Ливии

73

 S725

01299

14.04.1978

11.09.1978

10.12.1978

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-309
 07.02.1979 - перед. ВМС Кубы

74

 S729

01209

03.03.1983

10.09.1983

20.10.1983

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-510
 02.1984 - перед. ВМС Кубы

75

 S727

01205

27.03.1979

27.06.1979

30.11.1979

 проект И641К, в ВМФ СССР - Б-586
 03.1980 - перед. ВМС Кубы

Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 641:
67, 124, 125, 132, 276, 332, 336, 397, 465, 611, 855(?)
Исторические справки ремонтных экипажей ПЛ проекта 641:348, 349, 350


* распространенные ошибки:
- часто указывается на передачу ВМС Польши ПЛ Б-38 и Б-40 (на самом деле Б-29 и Б-98);
- сайт http://www.warships1.com/RUSss30_Foxtrot_name.htm ошибочно указывает на передачу ВМС Польши ПЛ Б-397 и Б-400;
- статья И.Боечина «Буки второго поколения» ошибочно указывает о наименовании Б-405 как «Тюменский комсомолец»;
- часто ошибочно указывается на то, что Б-143 находится как музей в г.Зеебрюгге (Бельгия), там находится Б-21;
- во многих источниках ошибочно указывается на то, что при буксировке в 2004 году затонула Б-101 (на самом деле - Б-15).
- во многих источниках ошибочно указывается о передаче Б-15 в музей в Нью-Вестминстере (Канада), эта ПЛ разделана на метал на Дальнем Востоке.
- во многих источниках ошибочно указывается о нахождении Б-39 в музее в Фолкстоне (Великобритания), на самом деле она находится в Сан-Диего (США).

** корабли с двигателями 2Д42.


4. История проекта:


Во второй половине 50-х гг., когда настала пора заменить первые послевоенные корабли проекта 611, началась разработка новой большой дизельной подводной лодки. В то время уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от американцев, отдавших предпочтение ядерным силовым установкам, в Советском Союзе не пренебрегали и классическими. Хотя бы потому, что гребные электродвигатели обладают существенным преимуществом: они менее шумны, нежели турбозубчатые агрегаты атомных лодок. Новые большие лодки предназначались, как и их предшественницы, для борьбы с потенциальным противником на дальних коммуникациях, минных постановок, разведки, прикрытия своего судоходства. Однако должны были обладать большими автономностью, дальностью плавания, глубиной погружения, новыми торпедами и минами, улучшенными условиями для службы и жизни экипажей.

По проекту 641, разработанному под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем, чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять с глубины до 80 м; 2-й – жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости; в 3-м традиционно располагался центральный пост; в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м - гребные электродвигатели, 7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким, над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства для работы дизелей под водой и газоотвода.

Вооружение состояло из 6 носовых и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки), боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом "Ленинград-641".

В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом, были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки) для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104 для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки аккумуляторов.

Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование. К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей "Флаг", гидроакустическая станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих "асдиков", "Арктика-М", действовавшая в активном режиме, аппаратура "Свет-М", фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов, система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки "Накат".

При строительстве кораблей был выявлен ряд недостатков (снижение поперечной остойчивости в подводном положении, отсутствие запаса по водоизмещению для модернизации). Поэтому последние корабли (которые строились на ЛАО) были перепроектированы. Были заменены 2-х тактные дизеля типа 37Д на 4-х тактные типа 2Д42 и АБ типа 46СУ на АБ повышенной емкости типа 48СМ, в результате был полностью перекомпонован 5-й отсек (в некоторых источниках иногда называются как проект 641К).

В НАТО новым "букам" присвоили название "Foxtrot". Кроме советского флота, эти лодки поставлялись за границу. Польше передали два серийных корабля. В 1965г. специально для экспорта в Индию была разработана модификация И641 (ЛПМБ «Рубин», главные конструкторы З.А. Дерибин и Ю.Н. Кормилицин). На этих кораблях оставили АБ типа 46СУ, увеличили запасы пресной воды и убрали 2 каюты в 4-м отсеке, за счет чего разместили установку кондиционирования СПХМ-ФУ-90. Индии были переданы 4 корабля, 2 из них модернизировали на «Дальзаводе» по проекту И641М. В 1972-1983гг было построено еще 13 кораблей (4 – Индия, 6 – Ливия (в некоторых источниках - проект И641Л), 3 – Куба) по дополнительно доработанному проекту И641К, имевшему уменьшенный до 400-мм калибр кормовых торпедных аппаратов (главный конструктор Ю.Н. Кормилицин)

Спустя некоторое время на части лодок обновили оборудование и вооружение, однако это сочли недостаточным, и было решено провести более глубокую модернизацию. Усовершенствованный проект получил наименование 641Б.


5. Схема проекта:


схема 641 проекта


6. Тактико-технические данные проекта (для ПЛ постройки до 1966 года):


  водоизмещение  
  надводное: 1952 тонны
  подводное: 2550 (2475?) тонны
  скорость хода  
  наибольшая надводная: 16,8 узлов
  наибольшая подводная: 16,0 узлов
  экономическая подводная: 2,0 узла
  в режиме РДП: 8,0 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении при усиленном запасе топлива:

30000 (8,1) миль
  в подводном положении:

15,3 (16) миль, 400 (2) мили
  в режиме РДП при усиленном запасе топлива:

17900 (8) миль
  глубина погружения  
  предельная: 280 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 91,3 метра
  ширина: 7,5 метров
  осадка средняя: 5,1 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 4
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  общее число торпед: 22
  число и тип мин (взамен торпед): 32 (МДТ)
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 1х2700 (ПГ102), 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 1 х 140 л.с. (ПГ104)
  количество валов: 3
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 4 х 112
  обитаемость  
  автономность:

90 суток
  экипаж:

70 человек (в т.ч. 12 офицеров)

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Боечин И. "Буки" второго поколения", Техника-Молодежи, №6 1996г.
- Александров Ю.И. Гусев А.Н. "Боевые корабли мира на рубеже ХХ-ХХI веков", Часть 1, Санкт-Петербург, 2000г.
- "История отечественного судостроения", т.5, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Информация подобранная и переработанная Романом Казачковым.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Справочная информация с сайта http://www.warships1.com.
- Информация с сайта http://www.polishnavy.pl


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2014