Rambler's Top100 Подводная лодка Б-39 ("Сириус"). Проект 641

Б-39, "Сириус"
проект 641



фотография:

Подводная лодка Б-39

ПЛ Б-39 проекта 641 в бухте Сельдевая. 1975 год.



историческая справка:


1966 год 24 августа
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1967 год 9 февраля
Заложена на эллинге Ново-Адмиралтейского ССЗ в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка. Экипаж подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1967 год 15 апреля
Спущена на воду;

1967 год 28 декабря
Вступила в строй;

1968 год 11 января
Временно включена в состав ДКБФ. Вошла в состав 37-й ДиПЛ ДКБФ.;

1968 год 27 февраля
Перечислена в состав КСФ;

1968 год апрель
Перешла в Лиепаю на СРЗ-29 "Тосмаре", где прошла докование в сухом доке вместе с ПЛ Б-397. В доке на ПЛ наварили "ледовый пояс" и установили буксирное устройство;

1968 год июнь - июль
Совместно с ПЛ Б-397 осуществила (командир - Федоров В.А) межфлотский переход из Лиепаи в Полярный вокруг Скандинавии;

1968 год июль
Находилась в доке СРЗ-35 в п.Роста (Мурманск). Винты ПЛ были заменены на стальные;

1968 год август - сентябрь
Совместно с однотипной ПЛ Б-397 и еще 2 ПЛ осуществила межфлотский переход (командир - Федоров В.А) в составе 299-го ОДнПЛ ЭОН-78 по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) в бухту Крашенинникова на Камчатке;

1968 год 27 сентября
Перечислена в состав КТОФ. Вошла в состав 8-го ОДнПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с базированием на бухту Бечевинская;

1971 год август
Переформирована в состав 182-й ОБрПЛ КТОФ с прежним местом базирования;

1971 год
Выполнила задачи боевой службы (командир - Федоров В.А., второй командир - командир 336-го резервного экипажа Игнатенко Г.И.) в северной части Филиппинского моря в течении 60 суток. Обстановка в период боевой службы была осложнена тем, что на новых дизелях 42Д, установленных на двух лодках 641-го проекта 182-й ОБрПЛ (Б-39 и Б-397), проектировщиками были установлены газовые компенсаторы, рубашки которых не выдерживали длительной эксплуатации, прогорали, и дизельный отсек постоянно находился в черном дыму. К концу похода один главный двигатель вышел из стоя, два оставшихся давали только половину мощности. Возникли проблемы с зарядкой аккумуляторной батареи. Командир был вынужден запросить помощь. Вскоре в район пришла плавмастерская, с помощью которой главные двигатели были введены в строй, и лодка ушла во Владивосток. Назначенная Главнокомандующим Военно-морским флотом комиссия, сначала повесила вину на личный состав и даже грозила отдачей под суд виновных, но причина возгораний вскрылась случайно: командир моторной группы Шохин В.А. по своей инициативе с самого начала похода скурпулёзно вел дневник, в котором шаг за шагом записывал обстоятельства появления неисправностей и действия личного состава. Этот дневник попал в руки комиссии и помог выяснить причину неисправностей. Кроме того, положительную роль сыграл факт, что лодка выполнила боевую задачу и запросила помощь уже на пути в базу;

1974 год 27 июня - 1976 год 3 сентября
На СРЗ-49 в бухте Сельдевая (г.Вилючинск) прошла средний ремонт. Экипаж на время ремонта был подчинен 245-му ДнСРПЛ;

1976 год декабрь
Переведена в г.Владивосток;

1977 год январь
Перечислена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1977 год 20 ноября - 1978 год 15 мая
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Туйманов Э.И., командир 332-го резервного экипажа - кап.2р. Соколов А.А.) с научными целями под наименованием "Сириус" (ПЛ на время похода получила такое же бортовое наименование) по плану Академии Наук СССР совместно с ОИС "Леонид Соболев", в ходе которой совершила заход в г.Хобарт (Австралия, штат Тасмания);

1978 год - 1979 год
Участвовала в автономном плавании в Южно-китайском море;

1980 год
Совместно с ПЛ Б-397 принимала участие (командир - кап.2р. Туйманов Э.И.) в учении 8-й ОпЭск ВМФ. ПЛ произвели атаку отряда боевых кораблей;

1980 год - 1983 год март
Прошла средний ремонт с модернизацией в Дальзаводе в г.Владивосток. На время ремонта входила в состав 4-й БрСРПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1983 год декабрь
Прибыла (командир - Шевченко В.А.) в ПМТО Камрань (СРВ). Подчинена командованию 38-й ДиПЛ КТОФ;

1983 год 6 декабря - 1984 год январь
Выполнила задачи боевой службы (командир - Шевченко В.А.) в Индийском океане;

1984 год - 1985 год
Выполняла задачи боевой подготовки и боевых служб (командир - Лавренев Ю.В.). Участвовала в походах с заходами в ПМТО Камрань (СРВ), порт Аден (НДР Йемен) и ПМТО на архипелаге Дахлак (Эфиопия) для производства планово-предупредительного ремонта, пополнения запасов и отдыха личного состава;

1985 год июнь
Участвовала в зачётно-тактическом учении "Поиск и атака конвоя" 17-й ОпЭск совместно с ПЛ Б-15 и Б-427 (возможно событие относится к 1986 году). Конвой включал в себя: ТР "Вента", ТН "Ижора", ПБ "Иван Вахрамеев", в охранении ЭМ "Резкий", 2-х СКР и 2-х МПК;

1985 год
Возвратилась к месту постоянного базирования в г.Владивосток;

1986 год - 1987 год
Выполнила задачи дальнего похода (командир - Иванов А.А.) в состав 38-й ДиПЛ КТОФ. Принимала участие в мероприятиях по поддержанию оперативной обстановки по планам 17-й ОпЭск ВМФ;

1986 год май
Находилась в ПМТО Камрань (СРВ) в подчиненении командования 38-й ДиПЛ КТОФ;

1986 год июнь
В КШУ 17-й ОпЭск на зачётно-тактическом учении "Поиск и атака конвоя" совместно с ПЛ Б-15 и Б-427 участвовала в составе завесы;

1987 год март
17-я ОпЭск инспектировалась комиссией Генерального штаба ВС СССР под руководством начальника управления Генерального штаба адмирала Сысоева Ю.А. Было проведено зачётное КШУ на тему: "Совместные боевые действия 17-й ОпЭск против ОБК и КОН". От 38-й ДиПЛ против КОН и ОБК действовали ПЛАРК К-144 с нанесением условного ракетного удара и дизельные ПЛ Б-39 и Б-397 с выполнением практической торпедной стрельбы (упражнение НТ-4);

1988 год
Входила в состав 19-й БрПЛ (с 01.04.1990 - 19-я ОБрПЛ ПрФлРС) 6-й ЭскПЛ (с 01.09.1989 по 01.04.1990 - 46-я ДиПЛ) КТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1988 год - 1989 год
Прошла средний ремонт на СРЗ-178 (г.Владивосток). На время ремонта входила в состав 4-й БрСРПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1991 год март - октябрь
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Шулико К.П.) в Индийском океане и была последней участницей походов лодок бригады в ПМТО Камрань (СРВ);

1994 год 5 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации. По данным источника 10 исключена - 18.12.1991г.;

1994 год 1 октября
Расформирован экипаж;

1996 год 30 апреля
Продана канадской фирме для использования в качестве экспоната музея подводного плавания;

1996 год лето
Отправлена на буксире из г.Владивосток в г.Ванкувер (Канада);

2002 год
Переведена в г.Сиэтл (США, округ Вашингтон);

2005 год 22 апреля
Переведена в г.Сан-Диего (США, штат Калифорния) и открыта для посещения как экспонат "Maritime Museum of San Diego".

2016 год
Продолжала использоваться как экспонат "Maritime Museum of San Diego". Была открыта для посещения.

По другим данным (более распространенным, но ошибочным) была продана "Armchair Travel Company" и переведена из Риги в Фолкстон (Великобритания, Folkestone Harbour, Kent), где использовалась как корабль-музей на плаву. На самом деле речь идет о ПЛ Б-49.



командиры (в/ч 20232):

1. Федоров В.А. (07.1966-09.1972)
2. Волков Р.В. (21.09.1972-13.04.1976)
3. Ушаков В.В. (09.1975-10.1976)
4. Писарский Р.И. (08.1976-09.1976)
5. Туйманов Э.И. (09.1976-07.1980)
5. Шевченко В.А. (07.1980-1984)
6. Лавренев Ю.В. (1984-1985)
7. Иванов А.А. (1985-1991)
8. Шулико К.П. (1991-1992-1994?)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-39:

1. Соколов А.А. (1977-1978) командир 332-экипажа


дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ Б-39 проекта 641 в бухте Бечевинская. 1971 год.
2. Фотография ПЛ Б-39 проекта 641 во время похода "Сириус". 1976 год. (с сайта "Русский Подплав")
3. Фотография корпуса ПЛ Б-39 проекта 641 при буксировке из Сиетла в Сан-Диего. 04.2005.
4. Фотография экспоната "Maritime Museum of San Diego" - ПЛ "Б-39" в гавани Сан-Диего (Калифорния, США). 09.09.2009.



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" №2, Санкт-Петербург, 2003г.;
4. Апальков Ю.В. "Подводные лодки ВМФ СССР", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
5. Информация с сайта http://www.armchair-travel.com/military/index.htm#sub
6. Информация с сайта http://www.sovietsub.co.uk
7. Информация с сайта музея ПЛ в Сан-Диего (http://www.sdmaritime.com/contentpage.asp?ContentID=177)
8. Воспоминания членов экипажа.
9. Матюшин М.Ф. "17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота".
10. Сенькин В.А. "Хроника одного соединения".


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2018 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2018 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»