Rambler's Top100 Подводная лодка Б-21, "Брянский комсомолец", Б-821. Проект 641

Б-21, Б-821
"Брянский комсомолец",
U-480 (музей в Бельгии)
проект 641




фотография:


Подводная лодка Б-821

ПЛ Б-821 проекта 641 в парадном строю на Неве. 26.07.1992г.




историческая справка:


1964 год 12 августа
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1964 год 29 октября
Заложена на эллинге ССЗ №196 "Судомех" в г.Ленинград как большая подводная лодка;

1965 год 16 февраля
Спущена на воду;

1965 год февраль - октябрь
Выполнила программу заводских и государственных испытаний в акватории Балтийского моря с временным базированием в порту г.Лиепая (Латвийская ССР);

1965 год 31 октября
Вступила в строй;

1965 год 19 ноября
Включена в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота;

1966 год 29 марта
Перечислена в состав Краснознаменного Северного флота;

1966 год май (предположительно)
Осуществила межфлотский переход вокруг Скандинавии из г.Лиепая в г.Полярный, к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань. Вошла в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ;

1966 год июнь
Приняла участие в торпедных стрельбах на Приз ГК ВМФ. Впервые от флотов принимали участие не одиночные ПЛ, а бригады подводных лодок. От КСФ участвовала 69-я БрПЛ в составе Б-36, Б-103, Б-130 и Б-21. Приз ГК ВМФ в этом году не вручался;

1967 год 23 марта - 12 октября
Совместно с ПЛ Б-36 участвовала (командир - Иванов В.И.) в экваториальной ЭОН "Прилив-1" (ПБ "Тобол", ПМ-93, ЭОС "Полюс", ТН "Лена" и ТН "Койда") под руководством адмирала Л.А. Владимирского в Атлантическом океане. В качестве сменного использовался 465-й резервный экипаж (командир - кап.2р. Абрамов К.К.). По другим данным поход проходил с 12 марта по 27 октября;

1968 год январь
Была поставлена в большую камеру дока на СРЗ-35 (Роста, Мурманск). Предстоял большой и длительный ремонт. С ПЛ были выгружены основные механизмы для ремонта после их длительной эксплуатации при большой влажности в экваториальных широтах в период плавания в экспедиции "Прилив-1" (перископы, часть электронавигационных приборов, дизель-компрессора и др.). Большинство цистерн главного балласта в период межпоходового ремонта у борта плавбазы в океане были разбиты и имели вогнутости не наружу, а внутрь. Требовалась замена около 250 квадратных метров лёгкого корпуса. Только срок докового ремонта был определён в 45 суток (при норме - 24 суток);

1968 год январь - февраль
Из Главного штаба ВМФ поступил сигнал о переводе в полную боеготовность 69-й БрПЛ, в том числе и ПЛ Б-21. Поставленная задача (5 суток на ввод в строй) была сверх сложной, если учитывать техническое состояние корабля погодные условия (мороз - минус 20), отсутствие на борту многих механизмов и полностью всех запасов. Была организована круглосуточная работа, составлен почасовой график для решения поставленной задачи. Завод работал в три смены, весь экипаж был разбит на две смены. Одна смена обеспечивала работы ночью под руководством старпома, другая под руководством командира - днём. За срыв графика даже на 20 минут рабочим грозило увольнение с завода. По приказанию командующего Флотом помощь в восстановлении боеготовности оказывали все службы штаба и Тыла Флота, их специалисты сами доставляли на лодку приборы и механизмы, производили их настройку. Приём запасов в доке полностью исключался. Однако в этой обстановке командир принял решение все запасы, кроме торпед, масла и топлива, принять по окончанию заводских работ во время заполнения камеры дока водой. Заранее на стенку дока были подвезены автономный запас провизии на 90 суток, полный запас регенеративных патронов, лёгководолазное снаряжение на весь личный состав, хим.имущество и другие запасы, подсоединены шланги для приёма воды. С неимоверным напряжением завод выполнил все работы за четверо суток. Как только началось заполнение водой доковой камеры, экипаж приступили к погрузке запасов. Автономную провизию грузили с помощью башенного докового крана на палубы носовой и кормовой надстроек (в ковш крана вмещалась одна автомашина продовольствия). И вот в момент отрыва лодки от клеток дока вдруг создался крен в 50 градусов и две горы ящиков и паков продовольствия, находящихся на палубе, начинают сползать в док. Пришлось в нарушение всех инструкций выравнивать крен продуванием цистерн воздухом высокого давления, рискуя сбить с места доковые клетки, а также отдраивать все люки (которые при всплытии должны быть задраены) и срочно забрасывать через эти люки ценное продовольствие внутрь подводной лодки. Часть продовольствия, конечно, спасти не удалось, и она осталось плавать в воде. С выходом из дока ПЛ в оставшиеся сутки пополнили запасы топлива, масла, погрузили боезапас и окончательно приготовили корабль к выходу в море. В установленные сроки перевода в полную боеготовность ПЛ уложилась;

1968 год февраль - март
Находилась в боевом дежурстве в губе Титовка на два месяца;

1968 год декабрь
Экипаж в Александрии (Египет) заменил экипаж ПЛ Б-6 с задачей обеспечить ремонт подводной лодки и затем выполнить на ней задачи боевой службы;

1969 год 7 февраля
Экипаж на ПЛ Б-6 на контрольном выходе допустил посадку на мель в порту Александрия на банку, которая не была обозначена на наших картах (но была на иностранных). Вина с экипажа была снята;

1969 год
После завершения ремонта экипаж успешно выполнил задачи БС (командир - кап.2р. Даньков Ю.Н.) на ПЛ Б-6 в Средиземном море и во второй половине года возвратился в Полярный, где передал ПЛ своему основному экипажу. При возвращении принял участие в учениях "Север";

1970 год 20 апреля
Переименована в Б-821;

1970 год
Выполнила задачи восьмимесячной БС (командир - кап.2р. Даньков Ю.Н.) в Средиземном море в составе 69-й БрПЛ. Переход на Средиземное море был осуществлён в надводном положении при охране надводных кораблей в следующем походном порядке: с носовых курсовых углов плавбазы шли надводные корабли, а с левого и правого борта плавбазы двумя кильватерными колоннами по три ПЛ - 6 подводных лодок 641 проекта. В этом походе ПЛ кроме традиционной противолодочной задачи (поиск атомных ракетных подводных лодок в готовности к их уничтожению с началом боевых действий) довелось выполнять и другие не совсем обычные задачи. В течение месяца ПЛ действовала на коммуникациях морских судов в Мальтийском проливе, где был нарезан обширный район. Задача состояла в том, чтобы, скрытно маневрируя, выполнять условные атаки по всем транспортным судам, проходящим через пролив и каждые двое суток доносить на управляющий командный пункт количество обнаруженных и атакованных судов. При этом необходимо было их классифицировать, определять национальную принадлежность и порт приписки, а при возвращении в базу представить документальные доказательства этих атак (фотографии, зарисовки, выполненные через перископ). В ходе БС было получено приказание оказать хирургическую медицинскую помощь нашему советскому транспорту в Средиземном море. Задача была поставлена так: "соблюдая скрытность с наступлением вечерних сумерек в назначенной точке всплыть, произведя опознавание, осуществить встречу с советским транспортом, в тёмное время суток выполнить хирургическую операцию по поводу острого аппендицита больному матросу этого транспорта, после чего погрузиться и продолжать ранее поставленную задачу". Задача была успешно выполнена. При возвращении в базу, в районе острова Сицилия, осматривая в перископ горизонт при всплытии в утренние сумерки на сеанс связи, было обнаружено, что по корме за лодкой в кильватер друг другу следуют несколько бурунов. Буруны повторяли манёвры лодки. Пришлось всплыть в позиционное положение для выяснения обстановки. Оказалось, что ПЛ попала в перемёт, поставленный сицилийскими рыбаками. Носовые горизонтальные рули были полностью опутаны толстой с мизинец толщиной леской. К леске через определённые интервалы были прикреплены тросики с небольшой ставридкой (видимо перемёт был поставлен на тунца), а обнаруженные буруны создавали буйки из пластиковых канистр. Пришлось быстро освободить корпус и рули от лески, крючков и канистр, так как быстро рассветало. Освободившись от перемёта, ПЛ погрузилась и продолжила переход в базу;

1970 год
Экипаж объявлен "отличным";

1971 год 10 декабря - 1972 год 24 июня
Выполнила задачи БС в Средиземном море в составе 69-й БрПЛ;

1972 год 1 июля
Встала для межпоходового ремонта в п.Александрия (Египет);

1973 год - 1974 год
Выполнила задачи БС в Средиземном море в течении 7 месяцев;

1974 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1975 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1975 год 27 июня - 1976 год 27 июля
Выполнила задачи БС (командир - кап.3р. Голубь В.Н.) в Средиземном море в составе 161-й БрПЛ. В первую же неделю вышел из строя левый дизель, который перед походом ремонтировали силами личного состава. В начале августа было получено приказание всплыть и следовать в Александрию (АРЕ). Ночью произошло возгорание РЩ-1 третьего отсека. Пожар был потушен с использованием ВПЛ-52. Отличились два трюмных машиниста. Они, включившись в дыхательные аппараты ИДА-59, выполнили первичные мероприятия по борьбе с пожаром. Когда у одного из них разорвалась маска, старослужащий, старшина 1 статьи, отдал ему свою, а сам дышал через загубник, пока их не вывели из отсека. Была обесточена связь, акустика, радиолокация, батарейная вентиляция и другие механизмы. После захода в порт Александрия личный состав в течении трёх недель выполнил с помощью плавмастерской необходимый ремонт. Боеготовность ПЛ была полностью восстановлена;

1976 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1976 год - 1979 год (приблизительно)
Прошла средний ремонт на КМОЛЗ в г.Кронштадт;

1980 год весна
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Миркитантов И.И.);

1980 год сентябрь - декабрь
Выполнила задачи боевого дежурства;

1981 год февраль
Прошла восстановление технической готовности и докование;

1981 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1981 год 29 марта - 5 октября
Выполнила задачи БС в Средиземном море (старший на борту или командир(?) - кап.2р. Косолапов Д.Н.), в ходе которой 06.1981 выполнила заход в порт Тартус (Сирия) для проведения планово-предупредительного ремонта на время которого экипаж был отправлен на базу отдыха в Севастополь. После возвращения экипажа продолжила несение боевой службы в Атлантическом океане, планировался заход на Кубу, который был отменен, ПЛ возвращена досрочно в пункт базирования. Оценка за поход – "удовлетворительно" в связи с многочисленными неисправностями материальной части;

1982 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1982 год октябрь
Выполнила переход в порт Тиват (Югославия) для постановки в средний ремонт. На переходе подводная лодка выполнила учебную атаку на АВУ ВМС США и в штормовых условиях потеряли часть гидроакустических антенн и антенн связи, легкого корпуса и баллонов ВВД;

1983 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1983 год 7 июня - 30 ноября
Выполнила задачи БС в Средиземном море и Атлантическом океане, в ходе которой выполнила заход в порт Конакри (Гвинея) для ремонта аппаратуры связи и пополнения запасов, а также в порт Луанда (Ангола) в составе отряда боевых кораблей, обеспечивающих межфлотский переход тяжелого авианосного крейсера «Новороссийск» проекта 1143.2 на ТОФ;

1983 год апрель - май
После завершения ремонта и отработки задач боевой подготовки приняла участие в учениях сил 5-й ОпЭск на Средиземном море;

1985 год октябрь
В составе группы подводных лодок Б-840, Б-807, Б-821 вышла на межфлотский переход к новому месту базирования из Екатерининской гавани в г.Лиепая. В Баренцевом море группа попала в тяжелый шторм силой 8 - 9 баллов;

1985 год 5 ноября
После пересечения Баренцева, Норвежского, Северного и Балтийского морей прибыла в г.Лиепая;

1985 год 27 ноября
Перечислена в состав 22-й БрПЛ 14-й ЭскПЛ Дважды Краснознаменного Балтийского флота с базированием в Военной гавани г.Лиепая (Латвийская ССР);

1986 год июль
Приняла участие в параде кораблей на р.Нева в г.Ленинград в честь Дня ВМФ. При снятии с якорных бочек, по причине обрыва буксирного троса, ПЛ течением потащило на бык моста, столкновение с которым предотвратил второй буксир, подставивший свой борт. Уже по прибытию в пункт базирования в Лиепаю, скончался от последствий сердечного приступа НШ 22-й брпл кап.1р. Соколов В.Н., находившийся на Б-21 в качестве старшего на борту;

1986 год август - октябрь
Выполнила задачи боевой службы (командир – кап.2р. Зенюк В.Ф.) в Северном море;

1986 год ноябрь
Приняла участие в параде кораблей в акватории Невы в г.Ленинград в честь годовщины Октябрьской Революции;

1988 год август - 1989 год декабрь
Прошла средний ремонт на СРЗ-29 "Тосмаре" в г.Лиепая;

1989 год 3 апреля
Присвоено почетное наименование «Брянский комсомолец»;

1991 год февраль - март
Выполнила задачи боевой службы (командир – кап.2р. Сырочев К.Ю., старший на борту – ЗКБ 22-й БрПЛ кап.2р. Васильев А.В.) в южной части Балтийского моря. 13.03.1991 – при подготовке к подвсплытию на сеанс связи, попала в трал польского траулера на глубине около 60 м. Порванный трал прошел по корпусу, срезав на мостике репитер гирокомпаса, газоотвод системы РДП, леера и зацепился за турачку кормового шпиля над 6 отсеком, вырвав ее вместе с приводным валом из прочного корпуса. В 6 отсек началось поступление забортной воды и лишь чудом не произошло короткого замыкания и возгорания в электрических щитах. В результате грамотных, решительных и своевременных действий командира и старшего на борту, был аварийно продут главный балласт с одновременной дачей самого полного хода тремя моторами. Трал был сброшен с корпуса, отверстие в прочном корпусе загерметизировано;

1991 год июль
Приняла участие в параде кораблей на р.Нева в г.Ленинград в честь Дня ВМФ;

1992 год 5 февраля
Упразднено наименование «Брянский комсомолец»;

1992 год
Переформрована в состав 22-й ОБрПЛ ДКБФ с прежним местом базирования;

1992 год июль
Приняла участие в параде кораблей на р.Нева в г.Ленинград в честь Дня ВМФ. При проводке ПЛ под Кировским мостом из-за навигационной ошибки капитана буксира, находившегося в состоянии алкогольного опьянения, ПЛ развернуло течением поперек фарватера, что привело к срыву ночной навигации на Неве, при этом ПЛ повреждений не получила;

1993 год июль
Приняла участие в параде кораблей в акватории г.Балтийск в честь Дня ВМФ;

1993 год 23 декабря
В связи с выводом российских войск из Латвии перечислена в состав 25-й БрПЛ ЛенВМБ с базированием в Купеческой гавани г.Кронштадт;

1994 год 30 мая
В полной боевой готовности совершила переход из г.Лиепая в г.Кронштадт;

1995 год 3 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации;

1995 год май
Поставлена на Балтийский судостроительный завод для конвертации и подготовке к продаже за рубеж;

1995 год 3 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации;

1995 год лето
Прошла докование и конвертовку в плавдоке Канонерского завода;

1995 год 1 октября
Расформирован экипаж;

1995 год октябрь
Продана бельгийской компании "Maritime Theme Park";

1996 год февраль
Отбуксирована в Бельгию для постановки на прикол у причала в Рыбной гавани г.Зеебрюгге (Бельгия) в качестве экспоната Национального Музея моря - ПЛ U-480;

1996 год - 2018 год
Была открыта для посетителей как экспонат Национального Музея моря;

2018 год 16 июля
В социальных группах Национального Музея моря в г.Зеебрюгге (Бельгия) появилась информация о том что, через 174 дня экспозиция на подводной лодке будет закрыта, а сама лодка будет уведена из порта. Пока не совсем понятно будет ли она утилизирована или её отремонтируют и она и продолжит свою жизнь как музейный экспонат;

2019 год 13 - 14 июня
Переведена из Зеебрюгге в Гент (Бельгия). Предположительно для ожидания утилизации, после продажи на металлолом.

В большинстве источников, в качестве музейного экспоната ошибочно указывается ПЛ Б-143. В действительности, Б-143 закончила свою службу в г.Владивосток и за рубеж не передавалась.




командиры (в/ч 53114):


1. Иванов В.И. (1964-10.1967)
2. Даньков Ю.Н. (10.1967-1971)
3. Перепеч А.И. (1971-1973)
4. Трусов А.Н. (1973-1975)
5. Иванов В.Е. (1975-1975)
6. Голубь В.Н. (1975-1976)
7. Миркитантов И.И. (1976-1981)
8. Ящук В.С. (1981-1983)
9. Косолапов Д.Н. (1983-1985)
10. Абрамков Н.А. (1985-06.1986)
11. Зенюк В.Ф. (06.1986-06.1988)
12. Хрулев А.Д. (06.1988-02.1990)
13. Сырочев К.Ю. (02.1990-07.1995)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-21 (Б-821):


1. Абрамов К.К. (1967) командир резервного 465-го экипажа 69-й БрПЛ
2. Фалютинский Е.С. (1967) командир ПЛ Б-6




дополнительная информация:


1. Экипажная фотография. 1965 год.
2. ПЛ Б-821 в плавдоке Канонерского завода перед отправкой в Бельгию. 1995 год. (сайт "Русский Подплав")
3. Бывшая ПЛ Б-821 проекта 641 на приколе у причала в Рыбной гавани г.Зеебрюгге (Бельгия).



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Информация с сайта "Maritiem themapark" (http://www.seafront.be).
3. Спецвыпуск ВТА Тайфун №2, Санкт-Петербург, 2003г.
4. Самко Ю.Г. "ВМФ России в Прибалтике", ВТА Тайфун, №3, 1998г.
5. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.;
6. Акатов А. "Судьба офицера подводника".
7. Даньков Ю.Н. "Одночное плавание".
8. Спецвыпуск ВТА Тайфун №7, Санкт-Петербург, 2008г.
9. Хромов Н.Е. "Подводные Силы Балтийского флота. 1906-2006гг.", Кладезь, Калининград, 2006г.
10. Информация от ветеранов-подводников.
11. Информация с сайта Национального Музея моря в г.Зеебрюгге (Бельгия) - http://www.seafront.be/NL/foxtrot.asp
12. Информация с сайта "Русский Подплав"


© 2002-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»