Rambler's Top100 Подводная лодка Б-435, U01 "Запорiжжя". Проект 641

Б-435 (ВМФ СССР и ВМФ России)
U01 "Запорiжжя" (ВМС Украины 11.07.1997-21.03.2014)
проект 641




фотография:


Подводная лодка U01 Запорiжжя


ПЛ U-01 "Запорiжжя" проекта 641 ВМС Украины. 2012 год.




историческая справка:


1970 год 11 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки был подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1970 год 24 марта
Заложена на эллинге Ново-Адмиралтейского ССЗ в г.Ленинград как большая торпедная подводная лодка;

1970 год 29 мая
Спущена на воду;

1970 год лето
Перешла на сдаточную базу завода в г.Лиепая (Латвийская ССР) для прохождения сдаточных испытаний. Временно включена в состав 37-й ДиПЛ ДКБФ;

1970 год 16 октября
Начата программа государственных испытаний;

1970 год ноябрь
Выполнена программа государственных испытаний. В период ходовых испытаний в течение 20 суток с сентября по ноябрь 1970 года лодка прошла в надводном положении 1660 миль (236 ходовых часов) и в подводном положении - 432 мили (188 ходовых часов) израсходовав 125 тонн топлива;

1970 год 6 ноября
Вступила в строй;

1970 год 24 ноября
Зачислена в состав Краснознаменного Северного флота;

1971 год январь
Выполнила межфлотский переход вокруг Скандинавии к постоянному месту базирования в Екатерининскую гавань (г.Полярный). На переходе, в Северном море, матросу электрику выполнена хирургическая операция по удалению аппендицита (операцию проводили на глубине 50 метров из-за сильного шторма на поверхности). Вошла в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ;

1971 год 5 мая - 28 декабря
Выполнила задачи БС (командир - Косенко В.М.) на Средиземном море (с заходом в порт г.Александрия) и в Северо-восточной Атлантике продолжительностью 210 суток. С 31 октября по 9 ноября 1971 года отряд кораблей ВМФ СССР (командир отряда - контр-адмирал Соловьев Н.В.) посетил с официальным визитом Гавану (Куба). В состав отряда входили РКР проекта 1134 "Севастополь", ЭМ проекта 56ПЛО "Смышленый", ПЛ Б-435 проекта 641 и танкер торгового флота. В порту Гаваны ПЛ совершила навал на РКР "Севастополь", в результате чего получила повреждения обтекателя ГАС, не приведшие к выходу из строя материальной части. За время боевой службы зафиксировано 5 контактов с иностранными ПЛ. В общей сложности за время похода ПЛ прошла в надводном положении 18342 мили, в подводном - 5340 миль, осуществлено 71 погружение и израсходовано 825 тонн топлива;

1972 год 27 июня - 10 августа
Прошла ремонт с докованием на СРЗ-35 "Севморпуть" (Роста, г.Мурманск);

1972 год осень - 1973 год 3 мая
Выполнила задачи БС на Средиземном море в составе 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ. В январе 1973 года осуществила заход в п.Тартус (Сирия) и 23-26.03.1973 посетила г.Риека (СФРЮ) вместе с РКР "Грозный" проекта 58;

1973 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1973 год лето
Предположительно прошла межпоходовый ремонт на одном из СРЗ на ДКБФ (экипаж отдыхал в г.Рига);

1973 год осень - 1974 год весна
Выполнила задачи БС на Средиземном море. Осенью и в марте заходила в п.Александрия (Египет). В декабре 1973 года осуществила заход в Марокко;

1975 год 10 октября - 13 декабря
Выполнила задачи БС;

1977 год 3 января - 29 сентября
Выполнила задачи БС на Средиземном море в составе 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ. С 30.06.1977 по 04.07.1977 нанесла визит в Тунис;

1979 год 24 декабря - 1981 год 14 июля
На КМОЛЗ в г.Кронштадт прошла заводской ремонт;

1982 год сентябрь
Во второй половине сентября в Баренцевом море состоялись призовые стрельбы атомных и дизельных лодок Северного флота, в том числе и Б-435, по отряду боевых кораблей «противника». Призовая стрельба прошла успешно, обе выпущенные торпеды прошли под главной целью, за что лодка получила отличную оценку;

1982 год 30 октября - 1983 год 30 июня
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Пучнин В.В.) на Средиземном море. 18.01.1983 имела контакт с авианосно-ударной группой ВМС США в Тунисском проливе. Подводная лодка, скрытно форсируя в подводном положении пролив, вышла на гидроакустический контакт с американским атомным авианосцем «Нимитц» и двумя кораблями его охранения (эсминцем УРО и крейсером УРО). Американские корабли шли со стороны Гибралтарского пролива. Командир ПЛ смог уклониться от обнаружения, выполнил маневрирование для занятия необходимой позиции и выполнил учебную атаку по авианосцу;

1984 год 20 февраля - 30 апреля
Выполнила задачи БС в Северо-восточной Атлантике;

1989 год
Выполнила задачи 2 БС;

1990 лето
Переведена по внутренним водным системам из Белого моря через Азовское море на Черное море;

1990 год 27 августа
Перечислена в состав КЧФ. Зачислена в состав 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на Южную бухту г.Севастополь;

1994 год
Находилась в текущем ремонте;

1994 год сентябрь
После окончания ремонта занималась боевой подготовкой. На ПЛ проводились съемки рекламного ролика Спид-Инфо с актерами и съемочной группой на борту;

1994 год 1 октября
Переформирована в состав 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ ЧФ (с 15.12.1994г. - 155-я БрПЛ ЧФ). Перешла для базирования в Балаклавскую бухту;

1994 год
По итогам года удостоена звания "отличной" ПЛ на ЧФ. В течении года ПЛ находилась в море в течении 16 суток, имея 82 ходовых часа, прошла 243,5 мили в надводном положении и 4,2 мили под водой;

1995 год январь
Под буксирами переведена из Балаклавской бухты в Южную бухту г.Севастополь;

1995 год 16 февраля
155-я БрПЛ ЧФ передислоцирована на Южную бухту г.Севастополь;

1995 год - 1996 год
Прошла средний ремонт на СРЗ-13 в Киленбухте г.Севастополь и выполнила программу заводских ходовых испытаний без погружения в связи с истекшим сроком эксплуатации аккумуляторных батарей;

1997 год 10 апреля
Принята ВМСУ от войсковой части 95200 ЧФ РФ в соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Украиной от 9 июля 1995 года о разделе Черноморского флота;

1997 год 11 июля
Зачислена в состав ВМС Украины;

1997 год 21 июля
Над ПЛ взял шефство Запорожский горсовет, в связи с чем ПЛ присвоено наименование U-01 «Запорiжжя»;

1997 год 1 августа
По соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 официально передана ВМС Украины. Поднят флаг ВМС Украины;

1997 год 3 августа
Переведена для дальнейшего базирования в Балаклавскую бухту. В связи с отсутствием средств на приобретение аккумуляторной батареи поставлена на прикол;

1997 год 8 сентября
Исключена из состава ВМФ РФ. За время службы в ВМФ СССР и России выполнила 14 боевых служб;

2002 год август
В связи с истечением срока освидетельствования баллонов ВВД поставлена в док судоремонтного завода "Металлист" в Балаклавской бухте;

2003 год 22 февраля
Спущена на воду после окончания докового ремонта;

2003 год 23 февраля
Буксирами ВМС Украины «Корець», «Кременець» и «Красноперекопск» из Балаклавской бухты отбуксирована в ковш Килен-бухты;

2003 год 31 марта
Поставлена в судоремонтный завод №13 ЧФ (в Стрелецкой бухте Севастополя) для выполнения отдельных работ с вооружением, погрузки и монтажа АБ. 30.01.2003 большой десантный корабль ВМС Украины "Константин Ольшанский" привез в Севастополь из Греции АБ для ПЛ, изготовленную греческой компанией "Сегтапоз 8А ", стоимостью 18 млн гривен. Завершающий этап ремонта должен был проходить при финансовой поддержке предприятия "АвтоЗАЗ-ДЭУ" и властей Запорожской области Украины;

2007 год
Находилась на ФГУП «13 СРЗ» ЧФ. Рассматривалась возможность продажи ПЛ ВМС Ливии после окончания ремонта (по данным http://gazeta.delo.ua);

2009 год
Находилась в ремонте на ФГУП «13 СРЗ» ЧФ. В ходе ремонта были проведены работы по замене участков обшивки корпуса, ремонт донно-забортной арматуры, торпедных аппаратов, винто-рулевого комплекса, дейдвудных сальников, монтаж носового шпиля, очистка и окрашивание корпуса и цистерн главного балласта. Полностью проведено испытание главной энергетической установки;

2009 год март - апрель
18.03 переведена из ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ в плавдок в бухте Троицкая для ремонта в течении 45 суток, за это время выполнены работы на донно-забортной арматуре, по очистке и покраске подводной части корабля, проверке винто-рулевой группы и других работ по восстановлению готовности подводной лодки. После докования возвращена на акваторию ФГУП «13 СРЗ» ЧФ в Килен-Бухте;

2009 год сентябрь
Находилась в ремонте на ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ. Была подготовлена к загрузке аккумуляторных батарей. По состоянию на сентябрь для окончания ремонта подводной лодки было необходимо 10 млн.гривен (по данным http://www.best-ukraine.com.ua);

2010 год 29 декабря
Прошла заводские ходовые и швартовные испытания на упоре на ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ;

2011 год 31 мая
Был запланирован выход на мерную линию. Выход не состоялся. Причина невыхода в море - попадание воды в масло правого главного дизеля 37Д (6ДН39/45);

2011 год август
Находилась в Килен-Бухте у стенки ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ. Сформирован второй экипаж. Обеспечивающие жизнедеятельность ПЛ члены экипажа живут на учебном катере "Чигирин" ВМС ЗСУ, стоящего так же во ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ;

2011 год
Приняла участие в российско-украинских учениях "Фарватер Мира", использовалась как условно-затонувшая. На ней отрабатывалась задача по спасению аварийной субмарины, лежащей на грунте - эпизод учения проходил прямо у причала ФГУП «13 СРЗ» ЧФ РФ;

2012 год март
Находилась на рейде Севастопольской бухты для размагничивания и подготовки к проведению заводских испытаний;

2012 год 25 апреля
Департамент прессы и связей со средствами массовой информации Министерства обороны Украины сообщил, что после завершения швартовых испытаний корабль покинул заводскую причальную стенку, где он находился в ремонте, и в надводном положении вышел из Севастопольской бухты в Черное море. С 1993 года это первый выход ПЛ с использованием собственной силовой установки - своим ходом в надводном положении ПЛ прошла 60 миль по плану ходовых испытаний. Министр обороны Украины Дмитрий Саламатин по этому поводу сказал, что успешное проведение ходовых испытаний обеспечит возрождение подводных сил флота Украины и в свою очередь позволит эффективно и на высоком уровне проводить обучение и тренировки противолодочных сил ВМС Украины. Ходовые испытания во многом обеспечивают российские моряки — своих спасательных кораблей у Украины нет, поэтому во время испытаний дежурят спасательные службы Черноморского флота России;

2012 год 22 - 25 мая
Принимала участие в украинско-российских учениях "Фарватер мира-2012". В последний день активной фазы учения, объединенные спасательные силы Черноморского флота и Военно-морских сил Вооруженных Сил Украины отработали спасение экипажа "аварийной" подводной лодки. Эпизод проводился в Килен-бухте Севастополя на территории 13-го судоремонтного завода Черноморского флота. Аварийную подлодку имитировала ПЛ ВМС Украины «Запорiжжя». После получения сигнала об аварии и возникшем пожаре, в базе был сформирован объединенный спасательный отряд, который приступил к оказанию помощи личному составу, выходящему из аварийной подводной лодки через торпедные аппараты, а также к локализации пожара на ней. Позднее в Килен-бухту прибыл плавкран ЧФ со спасательным колоколом СК-64 на борту. В ходе этого эпизода спасательная камера была пристыкована к комингс-площадке подводной лодки, находящейся в надводном положении, и при её помощи был осуществлен вывод подводников из ПЛ. После завершения спасательной операции силы и средства, привлекаемые к ней, направились к местам постоянной дислокации;

2012 год 18 - 20 июля
Вышла в море для проведения погружения и ходовых испытаний под водой. За ходом испытаний ПЛ наблюдали министр обороны Дмитрий Саламатин и временно исполняющий обязанности командующего Военно-морских сил вице-адмирал Юрий Ильин;

2012 год 29 июля
Приняла участие в празднование Дня ВМФ в г.Севастополь;

2012 год 3 августа
Провела успешное погружение на перископную глубину (14 метров), выполнила вывеску и дифферентовку, отработку движения в подводном положении;

2013 год январь
В Севастополе состоялись торжественные мероприятия по случаю принятия подводной лодки «Запорiжжя» в боевой состав ВМС Украины;

2013 год 12 мая
Находилась в парадном строю кораблей на праздновании 230-ой годовщины Черноморского флота в г.Севастополь;

2013 год
Находилась в боевом составе ВМС Украины. Базировалась на Стрелецкую бухту г.Севастополь;

2014 год 22 марта
На ПЛ подняты военно-морской флаг и гюйс ВМФ России. ПЛ перешла под командование Черноморского флота России по наименованием Б-435. С корпуса демонтированы герб Украины и табличка с прежним названием. Переведена в Южную бухту г.Севастополь в состав 247-го ОДнПЛ ЧФ;

2014 год 30 марта
В СМИ появиллась информация о том, что Черноморский флот России отказался от использования этой ПЛ и согласился на передачу ее украинской стороне. "По характеристикам шумности и своим боевым возможностям дизельная подводная лодка "Запорожье" перестала отвечать требованиям современного морского боя еще в начале 80-х годов, - сообщили в Черноморском флоте. - По причине устаревания систем жизнеобеспечения, вооружения, средств борьбы за живучесть эксплуатация лодки небезопасна для экипажа". Экипажу предложено продолжить службу в составе Черноморского флота;

2014 год 31 марта
По сообщению ИТАР-ТАСС, предполагается что ПЛ будут транспортировать в Одессу на буксире. При этом, как сообщили ИТАР-ТАСС в штабе Черноморского флота, заниматься транспортировкой, по всей видимости, будут украинские военнослужащие. "На следующей неделе российские и украинские военные проведут консультации, на которых обсудят, как лучше организовать этот процесс, - сообщил источник агентства. - Ожидается, что буксиры будут украинскими и придут из Одессы". ПЛ добраться до нового места дислокации своим ходом не сможет;

2014 год июнь
Окончательная судьба по-прежнему не ясна. В СМИ озвучивался вариант перевода ПЛ в Балаклаву и ее размещения в музее-штольне. Говорилось также и о возможном возвращении ПЛ Украине после нормализации политической обстановки;

2014 год 1 декабря
Переформирована в состав 4-й ОБрПЛ ЧФ (сформирована из 247-го ОДнПЛ ЧФ);

2015 год 10 августа
Находилась в Южной бухте г.Севастополь. Издание "Крыминформ" сообщило, что ЦКБ "Черноморец" передало властям г.Севастополя конкретные предложения относительно реализации Концепции социально-экономического развития города до 2030 года в части создания федерального центра военно-патриотического туризма. По словам директора предприятия Александра Бородина, речь идет о создании в Севастополе морского музейного комплекса. "Экспонаты для него есть - выслужившие свои сроки корабли. Это артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов", большой противолодочный корабль "Очаков", подводная лодка "Запорожье", - сказал Бородин и добавил, что ЦКБ "Черноморец" готово стать подрядчиком по переоборудованию названных выше кораблей и подводной лодки в музейные экспонаты;

2019 год - 2020 год
Находилась в Южной бухте г.Севастополь и содержалась в режиме хранения. Как сообщает Интерфакс, на ПЛ несет службу экипаж Черноморского флота, который поддерживает ее системы и механизмы в работоспособном и безопасном состоянии;

2020 год март
В середине месяца переведена из Южной бухты г.Севастополь в бухту Инженерная (к 16.03 уже была там). Находилась под андреевским флагом, но на обвесе было написано "Запорожье". Возможно будет входит в число бывших кораблей и судов ВМСУ, которые для отстоя переведут на озеро Донузлав. Концентрация в Донузлаве позволит сократить численность персонала, обслуживающего эти корабли и суда;

2021 год лето
Находилась в г.Севастополь у пирса между Инженерной и Доковой бухтами;

2021 год 4 сентября
Подводная лодка станет музеем. Об этом ресурсу "Морской" сообщил источник в парке "Патриот" Южного военного округа. После конвертации в лодку-музей, она встанет вторым бортом к кораблю-музею "Сметливый" у Минной стенки в Южной бухте Севастополя;

2021 год осень
Возвращена в Южную бухту г.Севастополь и содержалась в режиме хранения.




командиры в составе ВМФ СССР (в/ч 15019):


1. Косенко В.М. (16.10.1970-21.05.1976)
2. Потешкин С.А. (1976-1978)
3. Маначинский М.Я. (1978-09.1979)
4. Косолапов Д.Н. (09?1979-12.1979)
5. Пучнин В.В. (12.1979-09.1983)
6. Семенов В.А. (09.1983-10.1984)
7. Кулик О.М. (10.1984-10.1985)
8. Прохоров Ю.В. (10.1985-09.1986)
9. Фёдоров В.Н. (29.09.1986-11.03.1992)
10. Табачный С.Г. (11.03.1992-14.08.1993)
11. Егоров А.Ю. (14.08.1993-26.12.1996)
12. Дмитриев И.Г. (26.12.1996-11.07.1997)

командиры в составе ВМС Украины (в/ч А-4430):


1. Джемела И.И. (11.07.1997-01.02.2000)
2. Орлов О.А. (01.06.2000-15.01.2010)
3. Клочан Д.В. (15.01.2010-10.10.2011) 1-й экипаж
4. Шагеев Р.М. (2010-10.10.2011) 2-й экипаж
5. Шагеев Р.М. (10.10.2011-21.03.2014) 1-й экипаж
6. Клочан Д.В. (10.10.2011-2014) 2-й экипаж

командиры (ПЛ в составе ВМФ России):


1. Шагеев Р.М. (03.2014-2015)



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ Б-435 в составе ВМФ СССР.
2. Репортаж о первом выходе в море после ремонта. Телерадиокомпания "Звезда". 25.04.2012.
3. Фотография ПЛ U01 "Запорiжжя" на репетиции прада в г.Севастополь. 23.07.2013г.
4. Фотография ПЛ "Запорожье" в Стрелецкой бухте после подъема военно-морского флага и гюйса ВМФ России. 22.03.2014г.
5. Фотография ПЛ Б-435 на переходе в Южную бухту г.Севастополь. 22.03.2014г.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
2. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.;
3. Статья "Краснознаменный Северный флот" (информация с сайта www.submarina.id.ru);
4. Костриченко В.В. статья "ЗАПОРIЖЖЯ - дизельний торпедний великий підводний човен" для журнала "Морська Держава";
5. Костриченко В.В. "Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.";
6. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2003г.
7. Фотография с сайта http://www.submarine.id.ru;
8. Информация с сайта www.regionline.dp.ua;
9. Информация с сайта http://for-ua.com/annonce.html;
10. Информация с сайта http://www.oda.zp.ua/ps/2001/01/22/980236480.html;
11. Информация с сайта http://gazeta.delo.ua/?date=2006-04-03&id=5453;
12. Информация с сайта http://www.best-ukraine.com.ua/index.html?go=11203;
13. Информация с сайта http://sevas.com.ua/news/view/10193;
14. Пучнини В.В. "Как советская дизельная подлодка могла утопить американский атомный авианосец"
15. Воспоминания членов экипажа.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2021 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2021 Design by and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»