Rambler's Top100 Подводная лодка Б-156, Б-856. Проект 641

Б-156, Б-856
проект 641



фотография:

Подводная лодка Б-156

ПЛ Б-156 проекта 641 в г.Лиепая. Предположительно 1962 год
Фотография Т. Желвиса. Ретушь А. Николаева.




историческая справка:


1960 год 20 апреля
Заложена на эллинге судостроительного завода № 196 "Судомех" в г.Ленинград как большая подводная лодка;

1960 год 2 августа
Спущена на воду. Экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1960 год сентябрь
Переведена по внутренним водным системам из г.Ленинград в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;

1960 год 6 ноября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1961 год 18 апреля
Вступила в строй. На ПЛ, единственной во всем тогдашнем советском ВМФ, было установлено первое электрическое устройство быстрой перезарядки торпедных аппаратов (УБЗ). Это было новое устройство оригинальной конструкции, разработанное VI отделом ЦКБ-18 под руководством начальника отдела И.К. Кагановского, который получил авторское свидетельство на основной элемент этого устройства - захват. Для размещения этого УБЗ из носового отсека значительную часть оборудования пришлось разнести по другим отсекам. Испытания устройства дали положительные результаты. Но в связи с тем, что одновременно разместить УБЗ и гидроакустическую станцию МГ-10 не представлялось возможным, на ПЛ была установлена морально устаревшая станция «Ладога-М». На других лодках данного проекта УБЗ не устанавливалось, поскольку предпочтение было отдано установке станции МГ-10;

1961 год 20 мая
Включена в состав Северного флота;

1961 год осень
Переведена по внутренним водным системам из Белого в Балтийское море;

1961 год 3 октября
Перечислена в состав ЛенВМБ;

1962 год август
Находилась в г.Палдисски (Эстнская ССР). На ПЛ работали представители заводской команды;

1962 год осень
Перешла для базирования в г.Лиепая (Латвийская ССР);

1963 год декабрь
Вышла на межфлотский переход из Лиепаи на Северный флот. Однако во время прохода проливом Скагеррак в тумане была протаранена финским теплоходом «Фин Клипер». Удар пришелся в левую носовую оконечность лодки. Был смят легкий корпус и повреждена гидроакустическая станция "Ладога-М". Передние крышки торпедных аппаратов и прочный корпус повреждены, к счастью, не были. ПЛ своим ходом вернулась в Лиепаю и встала для ремонт на СРЗ "Тосмаре". Там в доке были выгружены торпеды из аппаратов и проведен ремонт или замена "Ладоги-М";

1964 год 24 января
Перечислена в состав КБФ;

1964 год 1 марта
Перечислена в состав СФ;

1964 год весна
Совершила межфлотский переход на Северный флот вокруг Скандинавии. Вошла в состав 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с базированием на Екатерининскую гавань (г.Полярный);

1964 год сентябрь
Имела столкновение с ЭМ "Московский комсомолец" проекта 56. ПЛ продулась прямо под днищем эсминца. Крен градусов 20-25, секунд 5-10 слышался скрежет с вибрацией. После столкновения в Полярный пришла своим ходом. В результате этой аварии на ПЛ было сильно повреждено ограждение боевой рубки и ее целиком заменили ограждением рубки подводной лодки Б-37. Ремонтные работы на ПЛ проводились прямо у причала рядом с ремонтными мастерскими эскадры;

1964 год осень - 1965 год зима
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Власов В.А.);

1965 год
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.3р. Емелин Г.В.);

1967 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1967 год
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Емелин Г.В.) в Северо-восточной Атлантике. К июню была переразвернута в Средиземное море (организационно была подчинена 14-й смешанной эскадре ВМФ, с 14.07.1967 - 5-я ОпЭск ВМФ). Во время "шестидневной" войны находилась в готовности вести боевые действия. Имела аварию электро-механического оборудования;

1968 год лето - осень
В конце лета экипаж ПЛ Б-156 в полном составе (командир- Емелин Г.В.) на плавбазе "Волга" ЧФ из Севастополя был отправлен для замены экипажа ПЛ Б-41 в Средиземном море. Основной экипаж самолетом улетел домой;

1969 год осень
Выполнила задачи дальнего похода (командир - Степанов В.В.) для спытания нового обородования. Поход длился 43 суток, и по возвращении в базу аппаратура была демонтирована и увезена с корабля;

1970 год 20 апреля
Переименована в Б-856;

1971 год 5 февраля - 1972 год 28 июля
На СРЗ-35 "Севморпуть" в пос.Роста (г.Мурманск) прошла капитальный ремонт (временно включена в состав 48-й ОБрРК). До этого на ПЛ стояла только активная гидроакустическая станция "Арктика-М", не имевшая обтекателя на носу корпуса лодки с блестящими покрытиями антенны, что было характерно для станции МГ-10. После ремонта на ПЛ установили ГАС МГ-10 вместо "Ладоги-М";

1973 год 19 марта - 31 октября
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Михайлов В.А.) на Средиземном море в составе 96-й БрПЛ. На БС произошло возгорание в 4-м отсеке - жертв не было (в четвертом отсеке произошло случайное возгорание матраса в мичманской кают-компании, пожара удалось избежать включив систему объемного химического пожаротушения, установленную в ходе последнего ремонта. Осуществила заходы в п.Дубровник (СФРЮ) и п.Тартус (Сирия). При возвращении с БС в Средиземном море на ПЛ внезапно вышла из строя матка основного гирокомпаса, указывающего истинное направление на север. Её пытались заменить тремя запасными, но все они поразительным образом не желали показывать истинное направление. Кое-как на вспомогательном гирокомпасе ПЛ ушла в отдалённый район, где ей было приказано ждать попутный танкер с запасом маток гирокомпаса. Но так как истинного места на ПЛ не знали, поиски танкера растянулись ещё на две недели. После этого ПЛ отправили на базу. Однако и возвращение не было безоблачным. На ПЛ не оказалось позывных на новый месяц, а нанесённый на рубку бортовой номер стёрся в море и под ним проявился старый, который уже нигде не числился. На подходе к базе ПЛ была обнаружена своим дозорным кораблём, при этом на позывные она не отвечала. На запрос с дозорного корабля указать свой бортовой с ПЛ просемафорили новый, а с корабля видели совсем другой. В довершение всего с ПЛ семафорили, что она идёт в Кольский залив, в то время как курс ее вёл к базе АПЛ в Гремихе. По флоту была объявлена боевая тревога — прорыв неопознанной ПЛ к нашим базам. В воздух подняли авиацию, вышли корабли. Когда разобрались, в чём дело, о «прорыве» ПЛ Б-156 знали уже все, вплоть до Министра Обороны. Когда ПЛ всё же завели в базу, оказалось, что и новые матки гирокомпасов на ней вышли из строя. Невязка ПЛ составляла более 200 морских миль. То, что с такой невязкой ПЛ всё же дошла до базы, можно считать чудом;

1975 год июнь - 1976 год июль
Выполнила задачи БС (командир - Круглов В.Н.) в Средиземном море. В октябре 1975 году находилась в ремонте в порту г.Александрия (АРЕ), но затем из-за политических проблем во взаимоотношениях между нашими государствами была переведена (сначала под буксиром, а после прохода Эль-Кебир - своим ходом) в порт Тартус (Сирия). После ревизии механизмов переведена в Тиват (СФРЮ) где и был закончен ремонт;

1977 год
Перечислена в состав 49-й БрПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ура (пос.Видяево);

1977 год 1 декабря
Выведена из боевого состава, законсервирована и в губе Ура (пос.Видяево) поставлена на отстой;

1979 год (приблизительно)
Перечислена в состав 28-го ДнПЛ консервации 9-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1983 год 1 марта
Расконсервирована и вновь введена в строй. Возможно вошла в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ;

1990 год 19 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

1990 год 31 декабря
Расформирован эипаж. Поставлена на прикол в губе Ура. В дальнейшем разделана на металл или брошена в полузатопленном состоянии. К 2010 году к реализации на лом предлагались две полузатопленные на Севере (затопленные на небольшой глубине) ПЛ проекта 641. Буду благодарен за информацию по утилизации.



командиры (в/ч 69152):

1. Андреев Ф.А. (1961-1962)
2. Власов В.А. (1962-1965)
3. Емелин Г.В. (1965-1969)
4. Степанов В.В. (1969-1971)
5. Михайлов В.А. (1971-1974)
6. Круглов В.Н. (1974-1976-1980?)
7. Маслов В.Д. (1980-1981?)
8. Шеховец Е.Н. (1980?-1981-1983-1984?)
9. Слотников Л.В. (1983?-1984-1987-1990?)



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Коликов В. "Невезучая Б-156".
4. Шигин В.В. ""Несчастливые счастливцы"
5. Воспоминания членов экипажа.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2018 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2018 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»