Rambler's Top100 Подводная лодка Б-4, Челябинский комсомолец. Проект 641

Б-4, "Челябинский комсомолец"
проект 641



фотография:

Подводная лодка Б-4

ПЛБ Б-4 в доке на СРЗ-82 в п.Росляково. 1981 год осень - зима.
Фотография с сайта "Русский Подплав".



историческая справка:


1960 год 28 апреля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1960 год 14 июня
Заложена на эллинге судостроительного завода № 196 «Судомех» в г.Ленинград как большая подводная лодка. Экипаж после формирования и стажировки временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1960 год 2 октября
Спущена на воду;

1961 год весна
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;

1961 год 31 августа
Вошла в строй;

1961 год 28 сентября
Перечислена в состав Северного флота. Вошла в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1962 год 1 июля
Перечислена в состав 20-й ЭскПЛ СФ (создана перед переходом на Кубу);

1962 год 1 октября
Начало операции "Кама" (знаменитого "Карибского" похода ПЛ Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4 из Баренцева в Саргассово море и обратно). На ПЛ находился командир 69-й БрПЛ В.Н. Агафонов;

1962 год 20 октября
На двадцатые сутки плавания подводные лодки, в условиях Саргассова моря, оказались в сложнейших условиях. Здесь четырем одиноким ПЛ противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолетоносцев плюс корабли охранения и самолеты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. В свою очередь, дизель-электрические подводные лодки того времени нуждались в периодическом всплытии для подзарядки аккумуляторных батарей. А обстановка как раз и не позволяла сделать это даже под РДП. К тому же, высокая температура в отсеках, доходившая до 60 градусов, осложняла несение вахт личным составом и в ряде случаев приводила к тепловым ударам. Предназначенная для применения в северных условиях техника в тропических условиях часто выходила из строя. Особенно опасными представлялись выходы из строя, даже кратковременные, приемников, позволявших получать информацию о работе РЛС патрульных самолетов США. Вынужденные подвсплывать каждые 4 часа для сеансов связи с Москвой, лодки рисковали демаскировать себя. Более того, находясь длительное время под водой и не зная обстановки, подводники только по отсутствию реальной бомбежки узнавали, находятся ли СССР и США в состоянии войны или еще нет. Не надо забывать, что лодки маневрировали с боевыми торпедами, поэтому малейшая ошибка или нервный срыв одного командира могли привести к непоправимым последствиям…;

1962 год октябрь - ноябрь
В отличие от других лодок американцам вообще не удалось поднять Б-4 на поверхность. Правда, ее тоже периодически обнаруживали, благо, сверхнасыщенность "полигона" противолодочными силами иногда позволяла американцам это делать. Но каждый раз, применяя маневр по курсу и глубине, малошумный режим движения и уходя под слой температурного скачка, командиру Б-4 удавалось отрываться от преследования. Ночами лодка всплывала под РДП и заряжала аккумуляторную батарею. После отмены, в связи с изменившейся политической ситуацией, прорыва лодок на Кубу, Б-4 еще месяц, как и две другие лодки бригады, оставалась на назначенной ей боевой позиции, после чего получила приказ возвращаться в Кольский залив;

1963 год
Возвращена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;

1963 год 18 января
Присвоено почетное наименование - "Челябинский комсомолец". ПЛ стала приемницей славы М-105;

1966 год
Осуществила переход Полярный - Александрия (Египет) - Полярный для оказание помощи дружественному тогда Египту в египетско-израильском конфликте 1966 года;

1967 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1967 год весна - лето
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Корнеев Г.И.) в Средиземном море (организационно была подчинена 14-й смешанной эскадре ВМФ, с 14.07.1967 - 5-я ОпЭск ВМФ). Во время "шестидневной" войны находилась в готовности вести боевые действия. Во время БС на ПЛ произошла авария штурманского, торпедного вооружения и э/м оборудования;

1968 год
Выполнила задачи БС. В ходе выполнения БС была обнаружена силами ПЛО вероятного противника;

1969 год 30 июля - 1970 год 14 сентября
Прошла ремонт на СРЗ-35 ("Севморпуть") в п.Роста (г.Мурманск);

1970 год сентябрь
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1970 год
За успехи в боевой и политической подготовке экипаж награжден Почетной грамотой ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина;

1970 год 13 октября - 1971 год 17 января
Выполнила задачи БС в Северо-восточной Атлантике. Осуществила визит на Кубу. 8 декабря отряд кораблей в составе БПК проекта 61, ПЛ Б-4 проекта 641 и танкера прибыл в порт Антилья (Antilla, Куба). Плавбаза, которая в это время была в порту Сьенфуэгос (Куба), также присоединилась к ним. 14 декабря корабли вышли из порта и провели упражнения с кораблями ВМС Кубы на пути к Гаване (Куба). 21 декабря отряд кораблей покинул Гавану и перешел в Сьенфуэгос, где находились до 27 декабря. Во время БС произошел пожар в ГРЩ;

1971 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1972 год 3 сентября - 3 октября
Находилась в разведывательном походе вместе с ПЛ Б-2 на натовских учениях "Strong Express" в Норвежском море;

1972 год октябрь - 1973 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.3р. Мохов И.Н., старший на борту - кап.2р. Голованов Э.В.) в Средиземном море. В декабре прошла ППР в п.Александрия (Египет);

1974 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1974 год 15 августа - 1975 год 18 августа
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Мохов И.Н.) в Средиземном море в составе 211-й БрПЛ. 08.03.1975 обнаружила американскую АПЛ в Мессинском проливе. При попытке восстановления контакта при погружении на 150 метров, на ПЛ прорвало клинкет системы охлаждения кондиционера во 2 отсеке. Несмотря на то, что вода была перекрыта и отсек осушен, ПЛ аварийно всплыла. По окончании БС прошла межпоходовый ремонт в порту г.Тартус (Сирия);

1975 год - 1976 год
Выполнила задачи БС в Средиземном море. Осенью возвратилась в г.Полярный;

1977 год 22 ноября - 1978 год 9 июля
Поход совместно с ПЛ Б-26 и ГиСу "Полюс" со сменными экипажами на борту с задачей замера гравиметрического поля Земли в южной части Индийского Океана. ПЛ посетили порты Конакри (Гвинея), Луанда (Ангола), Порт-Луи (Маврикий). Во время похода экипажами была направлена приветственная телеграмма в адрес XVIII съезда ВЛКСМ;

1978 год 24 ноября - 1980 год 28 марта
Прошла средний ремонт на КМОЛЗ в г.Кронштадт. На время ремонта входила в состав 10-го ДнРПЛ ЛенВМБ;

1980 год
Перечислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1980 год 20 ноября (1 декабря?) - 1981 год 20 июля
Выполнила задачи БС в Средиземном море (командир - Сучков Г.А.). Была подчинена 51-й ОБрПЛ 5-й ОпЭск ВМФ. За время несения боевой службы было записано около 10 контактов АПЛ. Осуществила заходы в порт Риека, Дубровник (Югославия) и порт Тартус (Сирия);

1982 год 24 июля - 1983 год 8 апреля
Выполнила задачи БС в Средиземном море и Атлантике. Осуществила заходы в порт Луанда (Ангола) и порт Тартус (Сирия). В период с 12.1982 г. по 01.1983 г. экипаж ПЛ был сменен для отдыха резервным экипажем;

1983 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1984 год 28 марта - 4 апреля
Участвовала в оперативном КШУ ВМФ "Атлантика-84";

1984 год
Выполнила задачи 6-ти месячного боевого дежурства с ядерным оружием на борту;

1985 год
Прибыла в г.Кронштадт для проведения ремонта на КМОЛЗ. Включена в состав 10-го ДнРПЛ 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;

1986 год 21 августа - 1987 год 11 ноября
Прошла капитальный ремонт на КМОЛЗ в г.Кронштадт;

1987 год 11 ноября
Перечислена в состав ДКБФ. Вошла в состав 22-й БрПЛ 14-й ЭскПЛ ДКБФ с базированием на г.Лиепая (Латвийская ССР);

1988 год сентябрь - 1989 год март
Выполнила задачи БС в Средиземном море;

1991 год 24 июня
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1991 год 1 октября
Расформирован экипаж;

1994 год
Оставлена в г.Лиепая (Латвия) при выводе российских войск с территории Латвии, согласно контракту №148/8/14 СЗГВ. В дальнейшем силами частной фирмы утилизирована.



командиры (в/ч 10563):

1. Кетов Р.А. (06.1960-12.1962)
2. Тимошенков В.Я. (196?-1966-1967?)
3. Корнеев И.Г. (1966?-1967-1968?)
4. Горевой Г.И. (1968?-1969-1972)
5. Мохов И.Н. (1972-1975-197?)
6. Кучеренко В.А. (197?-1978-1980)
7. Сучков Г.А. (06.1980-08.1981)
8. Жуков Г.Н. (08.1981-10.1984)
9. Жуков И.Б. (10.1984-1985-1986?)
10. Хрулев С.Н. (1986-06.1988)
11. Зенюк В.Ф. (06.1988-05.1989)
12. Аникин И.Д. (05.1989-08.1991)



источники:

1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Спецвыпуск №2, ВТА "Тайфун", 2003г.
3. Информация с форума сайта http://www.referent.ru:2008/nvs/forum/archive/5/5308
4. Статья "Краснознаменный Северный флот" (информация с сайта www.submarina.id.ru)
5. Лебедько В.Г. "На всех океанах планеты 1945-1995гг".
6. Заболоцкий В.П.""Большая охота" в Саргассовом море или советские подводные лодки против US Navy".
7. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2003г.
8. Информация и фотография с сайта http://www.karavan.tver.ru/html/n376/article5.php3.
9. Касатонов И.В. "Командую флотом".
10. Рисунок с сайта http://shipandship.chat.ru/.
11. Воспоминания членов экипажа.
12. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу cайта «Штурм Глубины»