Rambler's Top100 Подводная лодка Б-33. Проект 641

Б-33
проект 641



фотография:

Подводные лодки в ПМТО Камрань

ПЛ (слева направо) "Б-33", "Б-8" (обе проекта 641) и РЗС "РЗС-324" (проекта 613) у пирса в ПМТО Камрань (Вьетнам)
1984 год (приблизительно). Фотография с сайта "Русский Подплав".




историческая справка:


1960 год 10 сентября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1961 год 3 февраля
Заложена на эллинге судостроительного завода № 196 "Судомех" в г.Ленинград как большая подводная лодка. Экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1961 год 27 апреля
Спущена на воду;

1961 год 27 ноября
Вступила в строй;

1961 год 13 декабря
Включена в состав Краснознаменного Балтийского флота. Вошла в состав 37-й ДиПЛ КБФ с базированием на г.Лиепая (Латвийская ССР);

1962 год 9 апреля
Перечислена в состав Северного флота;

1962 год май (приблизительно)
Переведена по внутренним водным системам из г.Ленинград в г.Северодвинск для включения в состав ЭОН и подготовки к межфлотскому переходу;

1962 год лето - осень
Совершила межфлотский переход в составе ЭОН-72 по трассе Севморпути из Екатерининской гавани в бухту Крашенинникова на Камчатке;

1962 год 20 октября
Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 182-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1964 год
Выполнила задачи боевой службы;

1967 год
Перечислена в состав 8-го ОДнПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Бечевинская (требует уточнения, возможно перечислена несколько позже);

1968 год - 1970 год
Выполнила задачи двух боевых служб (командир - Ляхов Э.А.) длительностью 98 и 72 суток. Во время второй боевой службы приняла участие в учениях "Океан";

1971 год 18 июля
Перечислена в состав 182-й ОБрПЛ КТОФ с прежним местом базирования;

1972 год 6 октября - 1974 год 20 сентября
Прошла капитальный (средний?) ремонт на СРЗ-49 в бухте Сельдевая. Экипаж на время ремонта был подчинен 245-му ДнСРПЛ;

1974 год осень
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Гордеев И.Г.). ПЛ находилась в районе гибели ПЛ К-129 проекта 629А;

1979 год
Находилась на СРЗ-49 в бухте Сельдевая. Экипаж на время ремонта был подчинен 245-му ДнСРПЛ;

1980 год 17 мая - 1981 год 22 февраля
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.3р. Воронов С.) в Индийском океане (с выполнением боевых задач в Южно-китайском море, Персидском заливе и Аравийском море). Осуществила заходы на о.Сокотра (Йемен), архипелаг Дахлак (Эфиопия), порт г.Аден (Йемен) и ПМТО Камрань (СРВ);

1983 год
В течение 6 часов скрытно осуществляла слежение за АПЛ типа "Джордж Вашингтон" в Охотском море (командир - кап.3р. Востриков А.И.). По воспоминаниям членов экипажа, были подготовлены к применению торпеды с ЯБЧ. По итогам выполнения этой боевой задачи ПЛ присвоено звание "отличной";

1986 год (приблизительно)
Перечислена в состав 4-й БрРПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Золотой Рог (г.Владивосток);

1987 год 18 февраля
При отработке элементов курсовой задачи в море на глубине 10 метров, в результате короткого замыкания в электрощите № 1 во 2-м отсеке, произошло возгорание кабельных трасс, деревянных перегородок и других горючих материалов. Подводная лодка всплыла в надводное положение, через 4 минуты дан ЛОХ во 2-й отсек из 1-го. Пожар и сильная задымленность во 2-м отсеке продолжались, поэтому принято решение вывести личный состав 2-го отсека в 3-й. Во время эвакуации 3-й отсек был также загазован, ГКП перенесен на мостик. Через 8 минут произошло возгорание на кормовой переборке в 1-м отсеке, был дан ЛОХ в 1-й отсек, но пожар продолжался. Принятыми мерами по отключению батарейных автоматов и подачей фреона от станций ЛОХ локализовать пожар не удалось. Возникла угроза взрыва боезапаса, во избежании которого командир приказал затопить 1-й отсек. Пожар прекратился лишь спустя 1 час 20 мин., однако тление наблюдалось до 21 февраля. ПЛ была посажена на отмель о-ва Аскольд, где усилиями подошедших спасательных судов пожар был полностью ликвидирован. В результате аварии 5 человек погибло и 15 человек получили отравление окисью углерода различной степени;

1987 год 19 февраля
Снята с мели и отбуксирована в бухту Золотой Рог для востановительного ремонта;

1989 год - 1990 год (приблизительно)
Перечислена в состав 19-й БрПЛ (с 01.04.1990 - 19-я ОБрПЛ ПрФлРС) 6-й ЭскПЛ (с 01.09.1989 по 01.04.1990 - 46-я ДиПЛ) КТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1990 год
После ремонта введена в линию экипажем кап.2р. Петрова С.О. (выполнили все задачи, включая 5 стрельб с оценкой "хорошо");

1990 год
Выполнила задачи боевого дежурства. В декабре вышла из дежурства и выгрузила часть боезапаса, включая ЯБП;

1991 год 3(1?) января
Выведена в резерв 2-й категории и поставлена на прикол у пирса в бухте Улисс;

1991 год 25 января
На ПЛ 24.01.1991 проводились работы по выгрузке торпедного боезапаса. После выгрузки торпед и спрямления продуванием носовой группы ЦГБ, экипаж убыл с ПЛ, не осушив носовые торпедные аппараты и не приведя все механизмы в исходное положение. ПЛ была передана командиром БЧ-5 дежурному по ПЛ в состоянии, не обеспечивающем ее непотопляемость с дополнительным указанием осушить носовые торпедные аппараты. Попытка дежурного торпедиста, матроса с низкой подготовкой, осушить носовые торпедные аппараты открыванием задних крышек и сливом воды в трюм, привела к затоплению первого отсека. НШ БрПЛ организовал аварийную партию с целью спуститься в ПЛ через кормовой люк и попытаться герметизировать прочный корпус, пустить водоотливные средства, но дальше 7-го отсека ей пройти не удалось. В 03.04 ПЛ затонула у пирса на глубине 13 м. с дифферентом 5 градусов на нос, с креном 18 градусов на левый борт. Неграмотные действия вахты, а также прибывших СПК и НШ БрПЛ, привели к обесточению ПЛ, покиданию ее вахтой в негерметичном состоянии, затоплению других отсеков и затоплению ее у пирса вместо возможного своевременного выбрасывания ее задним ходом на берег. А вот как описывает причины этого происшествия командир ПЛ Б-33 капитан 2 ранга Петров Сергей Олегович: "Так как я знал, что с 1 января 1991 года лодку будут выводить из постоянной готовности, я предложил выгрузить весь боезапас, но мне запретили. Тогда я подписал у нач.штаба дивизии кап.2р. Фокина рапорт, что в мое отсутствие экипаж не будут трогать. Но когда я вышел из отпуска, у меня 22 человека не было - их забрали. Офицеров тоже. Командира БЧ-3 выгнали в отпуск, а флагманский минер тоже отсутствовал и на выгрузке не был. Моя вина в том,что при всех этих нарушениях, я не потребовал от командования письменного приказа на выгрузку. Выгружал лично сам (я - бывший минер). И старпома, который должен находиться на борту по тревоге, забрали проводить развод вахты несмотря на мой протест. Выгрузка производилась сначала с первого отсека, потом с носовых торпедных аппаратов (все торпеды были боевые). Когда этот случай разбирала комиссия из Москвы во главе с контр-адмиралом Зайцем, я показал мой рапорт подписанный Фокиным и что у меня 50% экипажа чужие люди, даже несколько человек после дисбата, он отпустил меня и сказал: "чтож ты не сделал запись обо всем в журнале ЦП". Вот пожалуй и все. Мне конечно жаль, что так случилось. Моя служба до этого складывалась неплохо и я не собирался на пенсию, но мне предложили спрятаться на год на должности командира группы, а потом когда все утихнет, опять вернуться. Но я не согласился и написал рапорт на пенсию, куда меня быстро и отправили по несоответствию, а месяцем раньше награждали ценным подарком за хорошее боевое дежурство";

1991 год 29 января
Была поднята силами АСС КТОФ;

1991 год 24 июня
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1991 год октябрь (приблизительно)
У стенки СРЗ-92 в бухте Золотой Рог поставлена на прикол, где впоследствии разделана на металл. По другим данным в 1999 году продана на слом и отбуксирована в Южную Корею.



командиры (в/ч 09672):

1. Ляхов Э.А. (196?-1967-1971)
2. Гордеев И.Г. (197?-1974-1975)
3. Иванов С.Н. (1975?-1978?)
4. Янчуркин (197?-1978-1980?)
5. Воронов С. (1979?-1980-1981)
6. Кравченко В.Г. (1981-1982)
7. Востриков А.И. (09.1982-1983)
8. Мотрич А.М. (1983?-1984-1987)
9. Капустин А.А. (1987-1990)
10. Петров С.О. (1990-01.1991)
11. Перфильев Г.А. (1991)


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-33:

1. Соколов В.Н. (1982-1983) командир ПЛ Б-8
2. Головань А.И. (1983) командир ПЛ Б-112



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Информация с сайта http://www.mbnews.ru/content/view/1568/85/.
4. Захар В.А. "Мартиролог подводных катастроф. 25 января 1991 года", ВТА "Тайфун", №4, 2002г.
5. Воспоминания членов экипажа.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2007-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2007-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»