Rambler's Top100 Подводная лодка Б-36. Проект 641

Б-36
проект 641




фотография:


Подводная лодка Б-36




историческая справка:


1958 год 29 апреля
Заложена на эллинге судостроительного завода №196 «Судомех» в г.Ленинград как большая подводная лодка, экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМР;

1958 год 22 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1959 год 31 августа
Спущена на воду;

1959 год сентябрь
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;

1959 год 30 сентября
Вошла в строй;

1959 год 29 декабря
Вошла в состав Северного флота. Включена в состав 96-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием в Екатерининской гавани (г.Полярный);

1960 год
Перечислена в состав 211-й БрПЛ 33-й ДиПЛ (с 1961 - 4-я ЭскПЛ) СФ с прежним местом базирования;

1960 год
Прошла ремонт, который длился более 6 месяцев;

1961 год
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;

1962 год 1 июля
Перечислена в состав 20-й ЭскПЛ СФ (эскадра была создана перед переходом на Кубу);

1962 год 1 октября
Начало операции "Кама" (знаменитого "Карибского" похода ПЛ Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4 из Баренцева в Саргассово море и обратно, являлась частью операции "Анадырь");

1962 год 2 - 5 октября
Уже в Норвежском море большинство лодок получило различные повреждения. Так, на Б-36 штормом сорвало крышку ВИПС в кормовом отсеке, ограничив глубину погружения 70 метрами;

1962 год 20 октября
На двадцатые сутки плавания лодки в условиях Саргассова моря, оказались в сложнейших условиях. Здесь четырем подводным лодкам противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолетоносцев плюс корабли охранения и самолеты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. В свою очередь, дизель-электрические подводные лодки того времени нуждались в периодическом всплытии для подзарядки аккумуляторных батарей. А обстановка как раз и не позволяла сделать это даже под РДП. К тому же, высокая температура в отсеках, доходившая до 60 градусов, осложняла несение вахт личным составом и в ряде случаев приводила к тепловым ударам. Предназначенная для применения в северных условиях техника в тропических условиях часто выходила из строя. Особенно опасными представлялись выходы из строя, даже кратковременные, приемников, позволявших получать информацию о работе РЛС патрульных самолетов США. Вынужденные подвсплывать каждые 4 часа для сеансов связи с Москвой, лодки рисковали демаскировать себя. Более того, находясь длительное время под водой и не зная обстановки, подводники только по отсутствию реальной бомбежки узнавали, находятся ли СССР и США в состоянии войны или еще нет. Не надо забывать, что лодки маневрировали с боевыми торпедами, поэтому малейшая ошибка или нервный срыв одного командира могли привести к непоправимым последствиям;

1962 год октябрь - ноябрь
ПЛ имела контакт с силами ПЛО после прохождения Бермудского рубежа. Вынужденный задержаться на переходе из - за необходимости срочной операции аппендицита одного из членов экипажа, командир, чтобы наверстать график движения, принял решение всплыть и следовал дальше в надводном положении. Интересно, что, во время уклонения лодки от встреченных на переходе американских эсминцев, акустики Б-36 обнаружили, что местная гидрология позволяет гидроакустическими средствами обнаруживать цели намного дальше обычного. Командир лодки тут же стал активно использовать это и успешно уклоняться от преследователей. Это продолжалось до тех пор, пока из Москвы не поступил приказ занять выделенную лодке позицию и приступить к патрулированию. 36 часов подряд это удавалось. Однажды ночью, застигнутая врасплох в надводном положении, лодка даже уклонялась, как показалось акустикам, от выпущенной атаковавшим эсминцем торпеды (!). При каждой попытке подвсплыть американские противолодочные самолеты сбрасывали по курсу лодки гранаты или взрывпакеты. В конце концов, аккумуляторные батареи полностью разрядились и лодка была вынуждена всплыть почти у борта эсминца "Чарльз Б. Сесил" (в некоторых источниках указывается, что это была ПЛ Б-59). По воспоминаниям командира, американцы долго не позволяли ему установить радиосвязь с Москвой (радиограмму удалось передать с сорок восьмой попытки!). Использовав всплытие для вентилирования отсеков, ремонта поврежденной крышки ВИПСа и полной зарядки аккумуляторных батарей, командир неожиданно для американских кораблей произвел срочное погружение и, поднырнув под один из эсминцев, совершил классический отрыв от противолодочных сил с уходом на двухсотметровую глубину. Лодка продолжила патрулирование на указанной ей ранее позиции. После того, как 7 ноября вышли из строя сразу два из трех главных дизелей, Б-36 до самого получения приказа о возвращении несла службу под одним оставшимся дизелем, сопровождая на расстоянии вертолетоносец "Тетис Бей";

1963 год
Возвращена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;

1964 год 26 декабря - 1965 год 14 декабря
Проходила ремонт на ССЗ "Судомех" в г.Ленинград;

1966 год июнь
Приняла участие в торпедных стрельбах на Приз ГК ВМФ. Впервые от флотов принимали участие не одиночные ПЛ, а бригады подводных лодок. От КСФ участвовала 69-я БрПЛ в составе Б-36, Б-103, Б-130 и Б-21. Приз ГК ВМФ в этом году не вручался;

1967 год
Перечислена в состав 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1967 год 24 марта - 12 октября
Совместно с ПЛ Б-21 участвовала в экваториальной ЭОН "Прилив-1" (ПБ "Тобол", ПМ-93, ЭОС "Полюс", ТН "Лена", ТН "Койда") вокруг Африки с межпоходовым ремонтом на большом удалении от базы и сменой экипажей;

1968 год 18 января - 1969 год 19 ноября
Прошла послепоходовый ремонт на КМОЛЗ в г.Кронштадт. На время ремонта входила в состав 10-го ОДнРПЛ (?) ЛенВМБ;

1969 год
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1975 год 7 марта - 1976 год 1 октября
Прошла капитальный ремонт на КМОЛЗ в г.Кронштадт. На время ремонта входила в состав 10-го ОДнРПЛ (?) ЛенВМБ;

1977 год 19 июня - 1978 год
Выполнила задачи БС в Средиземном море;

1978 год 12 июня - 22 июля
Выполнила задачи БС по теме "Борец";

1978 год 20 августа - 8 октября
Выполнила задачи БС по теме "Борец";

1980 год - 1981 год
Совершила межфлотский переход на КЧФ с выполнением задач БС в Средиземном море и ремонтом в п.Тиват (с 02.08.1980);

1981 год 10 ноября
Перечислена в состав Краснознаменного Черноморского флота. Зачислена в состав 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ ЧФ с базированием на на Южную бухту (г.Севастополь);

1982 год январь
Проведено показное учение на тему "Оказание помощи подводной лодке в надводном положении, получившей большие повреждения". В учении принимали участие авиация флота, силы АСС и боевые корабли. Отрабатывалась подача на аварийную лодку сжатого воздуха, электроэнергии по канатной дороге со спасательного судна. Лодка длительное время буксировалась большим противолодочным кораблём "Керчь" под различными курсовыми углами к волне и ветру. И буксировка, и подача запасов производились одновременно, что требовало определённых навыков как у спасателей, так и у экипажа ПЛ;

1984 год
Завоевала приз в состязаниях на первенстве ВМФ по атаке ОБК;

1985 год июль
Приняла участие в съемках художественного фильма "Слушать в отсеках" (Киностудия им. А.П.Довженко, 1985 год);

1985 год
На итоговой проверке флота получила звание "отличной";

1986 год 14 марта
На ПЛ произошло ЧП. Началось всё с того, что командир БЧ-3 лейтенант А.Курилкин, заступив в дежурство по кораблю, решил проверить герметичность медного шланга набивки воздуха в торпеды, полученного накануне из флотского арсенала, для чего установил его на торпеду САЭТ-60 в кормовом ТА. Дал давление воздуха, предварительно открыв заднюю крышку ТА. В этот момент его вызвали в центральный пост. Оставшийся в отсеке матрос в нарушение руководства по БЗЖ самостоятельно отдраил аварийно-спасательный люк отсека и вышел на верхнюю палубу для выноса мусора. Люк оставил открытым. В результате поданного давления воздуха в торпеду произошли разгерметизация и заливка её АБ. От нагревания аппаратуры самонаведения торпеды произошли нагревание, возгорание и взрыв боевой части торпеды. Взрывная волна вышла из ТА в отсек, выгнула переборку между отсеками, рассчитанную на давление 10 кг/см2, и вышла из отсека ПЛ через отдраенный аварийно-спасательный люк. Стоящие на пирсе матросы наблюдали выброс огня из люка на высоту до 50 м. Под давлением взрыва отжало переднюю крышку ТА, торпеда была залита водой, пожар был потушен, задняя крышка ТА закрыта. На следующий день ПЛ поставили в аварийный ремонт;

1986 год март - апрель
Прошла аварийный ремонт;

1986 год 16 - 17 апреля
После окончания аварийного ремонта, стоя на якоре в районе мыса Тарханкут, обеспечивала отработку личного состава бригады спецназа по выходу из ТА, одновременно отрабатывала задачу № 1 на якоре. В 17.02 16.4 при проведении технического обслуживания материальной части произошел выброс пламени из отсечного распределительного щита, возник объёмный пожар в 4-м отсеке. Пожар развивался стремительно с большим выделением черного дыма. Личному составу дали команду выйти в корму. Через две минуты связь с аварийным отсеком, где находились еще два человека, прервалась. Разведчики смогли найти и вынести в бессознательном состоянии только одного. Спустя 22 минуты с начала пожара дали ЛОХ на аварийный отсек. Через клинкет вдувной вентиляции загазовали третий отсек и вынуждены были вывести личный состав на подошедший катер ВМ-230. ЛОХ включали еще три раза на 4-й отсек и один раз - на 3-й. Однако прекращения горения не наблюдалось. С целью предупреждения горения смежных отсеков приняли решение тушить пожар водой через съемный лист. С ВМ-230 подали воду, полностью заполнив отсек. В 22.00 на аварийную лодку по приказанию командующего флотом прибыли начальник штаба 14-й ДиПЛ капитан 1 ранга А.Евстафьев и заместитель командира 14-й ДиПЛ по ЭМС капитан 1 ранга Л.Басенко. С появлением признаков затухания пожара начали осушать отсек. В 5 часов 50 минут следующих суток после осушения отсека на нижнем ярусе аккумуляторной ямы обнаружили тело командира отделения электриков. 4-й отсек выгорел полностью. Причиной короткого замыкания стала ножовка по металлу, по небрежности упавшая на оголённые концы, выходящие из АБ на распределительный щит отсека. К 9.00 к лодке подошёл спасательный отряд во главе с первым заместителем командующего ЧФ вице-адмиралом Н.Клитным. После вентилирования лодки, расшиновки АБ 4-го отсека были запущены дизели и она своим ходом вернулась в базу;

1987 год - 1988 год (предположительно)
Предположительно прошла ремонт в г.Варна (Болгария) на СРЗ "Флотский Арсенал";

1988 год 15 - 28 сентября
Участвовала в оперативно-стратегическом КШУ "Осень-88". В ходе учений произвела успешную торпедную атаку;

1989 год - 1990 год май
Выполнила боевую службу в Средиземном море. К этому времени на ПЛ установили разработанные в ленинградском НИИ малошумные воздушные амортизаторы. За время службы на ЧФ совершила пять боевых служб;

1990 год
Завоевала приз ГК ВМФ по атаке морской цели. Была представлена к награждению вымпелом министра обороны СССР "За мужество и воинскую доблесть", но, видно, время уже было такое, что представление где-то затерялось;

1991 год
Признана лучшей на флоте по торпедной атаке и минной постановке. Получила переходящее Красное знамя Военного совета КЧФ;

1992 год апрель
Участвовала в оперативно-тактическом учении Крымской ВМБ;

1992 год
Произвела минную постановку полным боекомплектом мин способом "непрерывной" постановки с глубины более 50 метров;

1992 год
Признана лучшей на флоте по торпедной подготовке;

1993 год 24 августа
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации. Была поставлена в СРЗ №13 для использования в качестве запасных частей при ремонте ПЛ Б-435;

1993 год 31 декабря
Расформирован экипаж;

1994 год
На Севастопольской судоразборочной базе в пос.Инкерман разделана на металл.




командиры (в/ч 60085):


1. Дубивко А.Ф. (1958-1962)
2. Судаков Л.М. (196?-1966-1967-1968?)
3. Белобров А.Н. (1967?-1968-1969)
4. Коновалов М.В. (1969-1973)
5. Хорьков А.М. (1973-1979-1980?)
6. Долматов П.В. (1980-1981-1982?)
7. Чикин А.М. (1981?-1982-03.1986)
8. Емельянов В. (04.1986-1986)
9. Головань А.И. (1986-1988)
10. Ляшок В.Ф. (1988-1991-1992?)
11. Манучаров А. (1991?-1992-1993?)

командиры сменных экипажей:


1. Стрюков И.М. (1967) командир 276-го резервного экипажа 211-й БрПЛ



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Б-36" во время Карибского кризиса. 1962 год.
2. Фотография ПЛ "Б-36" во время Карибского кризиса. 1962 год.
3. Фотография ПЛ "Б-36" во время съёмок фильма "Слушать в отсеках". 1985 год.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Паргамон И.Н. "Кто не рискует, тот не пьет шампанского", спецвыпуск №2, ВТА "Тайфун", 2003г.
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
4. Статья "Краснознаменный Северный флот" (информация с сайта www.submarina.id.ru)
5. Лебедько В.Г. "На всех океанах планеты 1945-1995гг.".
6. Костриченко В.В. "Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.".
7. Заболоцкий В.П.""Большая охота" в Саргассовом море или советские подводные лодки против US Navy".
8. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
9. Информация с сайта http://www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/NSAEBB75/#IV
10. Воспоминания членов экипажа.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016