Rambler's Top100 Подводные лодки в «шестидневной войне» на Средиземном море в 1967 году

Подводные лодки в «шестидневной войне» на Средиземном море в 1967 году.

 

Подводные лодки в «шестидневной войне» на Средиземном море в 1967 году

Подводная лодка ВМС Израиля Z-71 «Tanin»

«Шестидневная война» - война на Ближнем Востоке между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой, продолжавшаяся с 5 по 10 июня 1967 года. Однако в зоне конфликта присутствовали корабли и подводные лодки ВМФ СССР и 6-го флота ВМС США, которые находились в повышенной боевой готовности, но непосредственного участия в боевых действиях не принимали.

Подводные лодки ВМФ СССР.

Перед началом и во время этой войны ВМФ СССР в Средиземном море вел напряженную деятельность, направленную на поддержание паритета с американским флотом и демонстрацию потенциальной возможности оказания военной помощи дружественным арабским странам в случае эскалации вооруженного конфликта с Израилем.

24 апреля 1967 года из Севастополя в Средиземное море вышла очередная 14-я смешанная эскадра под командованием командира 17-й бригады противолодочных кораблей КЧФ капитана 1 ранга Солдатова Н.Д.  Естественно советские корабли к этому времени уже неоднократно были в регионе Средиземного моря, поэтому существовала следующая форма управления: из состава флотов посылались сюда по 3-4 корабля, здесь они объединялись и получали наименование эскадры, а также очередной порядковый номер (к этому моменту - 14). Основной ударной силой были дизельные подводные лодки, их обеспечивала плавбаза «Дмитрий Галкин» из состава СФ.


По состоянию на 22 мая 1967 года в Средиземном море находились пять подводных лодок: Атомная с крылатыми ракетами – «К-131» проекта 675 (из состава 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ, командир – кап.1р. Шеховцов В.П., старший на борту ЗКД 11-й ДиПЛ кап.1р. Поникаровский В.Н.), дизельные -  «Б-4» (из состава 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ, командир – кап.2р. Корнеев Г.И.) и «Б-38» (из состава 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ, командир – кап.2р. Голубенцев В.) проекта 641, «С-38» (из состава 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ, командир – кап.2р. Скипидарников Л.И.) проекта 633 и «С-100» (из состава 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ, командир – кап.3р. Барановский В.Я., старший на борту – ЗКБр 155-й БрПЛ кап.2р. Бежанов В.И.) проекта 613.

К началу «шестидневной войны» на 5 июня 1967 года группировка сил ВМФ СССР в Средиземном море была существенно усилена. Количество подводных лодок выросло в 2 раза и достигло десяти. К уже находящимся ПЛ в Средиземном море добавились подводные лодки: атомная торпедная – «К-52» проекта 627А (из состава 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ, командир – кап.2р. Борисенко В.Д.), дизельные – «Б-105» (из состава 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ, командир – кап.2р. Смирнов Ю.Ф.) и «Б-109» (из состава 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ, командир – кап.2р. Хлопунов В.И., переразвернута из Атлантики) проекта 641, «С-154» (из состава 22-й БрПЛ 37-й ДиПЛ ДКБФ, по командиру нет данных) и «С-160» (из состава, предположительно, 157-й ОБрПЛ ДКБФ, по командиру нет данных) проекта 613В (по некоторым данным на одной из этих двух лодок находился подводный спецназ ВМФ).

6 июня 1967 года 14-я эскадра получила новое подкрепление, в Средиземное море прибыла группа из пяти больших дизельных подводных лодок: четыре  проекта 641 – «Б-7» (из состава 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ, командир – кап.2р. Вильдерман Е.И.), «Б-31» (из состава 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ, командир – кап.3р. Бочкарев О.П., переразвернута из Атлантики) , «Б-34» (из состава 161-й или 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ, командир – кап.2р. Шевченко Г.Я.), «Б-156» (из состава 211-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ, командир – кап.2р. Емелин Г.В., переразвернута из Атлантики) и одна проекта 611 - «Б-74» (из состава 161-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ, командир – кап.2р. Разгонин И.В.).

Таким образом на второй день боевых действий «шестидневной войны» группировка подводных лодок ВМФ СССР в зоне конфликта достигла 15 единиц в обеспечении уже четырех плавбаз – «Дмитрий Галкин», «Фёдор Видяев», «Магомед Гаджиев» и «Виктор Котельников».


С началом боевых действий «шестидневной войны» подводные лодки получили шифровку за подписью Главкома ВМФ: «Быть готовыми к использованию спецружия» (спец.оружие это торпеды с ЯБЧ). Однако этим участие в конфликте и ограничилось для большинства ПЛ, за исключением атомных ПЛ.

АПЛ «К-52» проекта 627А в ночь с 5 на 6 июня 1967 года по приказу прибыла в район Тель-Авива (Израиль). Обнаружила АУГ США и несколько раз осуществила выход в учебную торпедную атаку. На АПЛ кончились продукты (АПЛ была оставлена на БС после окончания ее первичного планового срока), только в ночь с 10 на 11 июля по инициативе КП ГК ВМФ АПЛ пополнила запасы провизии и регенерации с плавбазы «Магомет Гаджиев» на рейде Александрии (Египет). 

АПЛ «К-131» проекта 675 в ночь с 5 на 6 июня получила приказ достичь побережья Израиля и быть готовой нанести удар по береговым целям. Для того, чтобы добраться из Адриатики до указанной точки надо было пройти мимо Греции, острова Крит, но скорость АПЛ при этом должна была бы быть 57 узлов. К тому времени, когда АПЛ прибыла на место, конфликт уже закончился.

После наступления перемирия, с 11 июня 1967 года активность советского флота в Средиземном море постепенно снизилась до обычного уровня. Но с 14 июля 1967 года было сформировано новое, постоянно действующее оперативное соединение в этой зоне – 5-я Оперативная Эскадра ВМФ СССР.

Подводные лодки ВМС США.

В составе американского 6-го Флота в период «шестидневной войны» на Cредиземном море действовало три дизельные подводные лодки «Amberjack» SS-522 типа «Tench» , «Trutta» SS-421 типа «Tench» и «Requin» SS-481 типа «Tench». Количество атомных лодок ВМС США точно неизвестно, но не менее одной. Подводные лодки действовали позиционно и в боевых действиях не участвовали.

При этом  ПЛ «Amberjack» SS-522, выполняя разведывательное задание находилась в пределах территориальных вод ОАР. А при переходе из района патрулирования в залив Сузарит), стала свидетелем израильской атаки на разведывательный корабль “Liberty” ВМС США, но никакой помощи не оказала из-за специфики своей миссии.

После наступления перемирия, с 11 июня 1967 года активность американского флота в Средиземном море постепенно снизилась до обычного уровня.


Подводные лодки ВМС Израиля.

На момент «шестидневной войны» в составе ВМС Израиля были только две ПЛ Z-71 «Tanin» и Z-73 «Rahav», при этом только Z-71 «Tanin» являлась боеспособной. 25 мая 1967 года ПЛ Z-75 «Leviathan» после модернизации покинула Англию и прибыла в Израиль только 12 июня, через день после окончания боевых действий.

В 19.00 5 июня 1967 года израильская ПЛ Z-71 «Tanin» (командир - лейтенант-коммандер Абрахам Дрор) скрытно высадила группу из шести боевых пловцов из состава разведывательно-диверсионной 13-й флотилии у входа в порт Александрии. Они собирались атаковать суда, стоявшие в порту. Но атака сорвалась, а из-за сильного течения и потери ориентации пловцы на три часа опоздали на встречу с подводной лодкой, которая была вынуждена уйти без них. Вся группа в дальнейшем попала в плен. ПЛ Z-71 «Tanin» была обнаружена еще на подходе к Александрии вечером 5 июня гидроакустикой стоявшего у входа в гавань египетского эсминца «Suez» (бывший ЭМ «Бурный» проекта 30-бис), однако решения об атаке неопознанной ПЛ не было принято, поскольку египетским командованием было сочтено, что она может быть одной из египетских подводных лодок, как раз в это время выходивших для развертывания к побережью Израиля. ПЛ Z-71 «Tanin» 6 июня продолжала находиться у Александрии, надеясь на возвращение диверсантов. При этом она обнаружила и атаковала двумя торпедными залпами, по 4 торпеды в каждом вышедший в базовый дозор египетский фрегат «Tarek» (бывший английский шлюп «Whimbrel»). Фрегат от торпед уклонился, контратаковал ПЛ глубинными бомбами и повредил ее. ПЛ Z-71 «Tanin» вернулась в Хайфу только 9 июня и больше в боевых действиях не участвовала. В дальнейшем контр-адмирал Абрахам Дрор  стал  командующим  подводными  силами  Израиля.

Подводные лодки ВМС Объединенной Арабской Республики.

В боевой состав подводных сил ВМС ОАР входили пять подводных лодок проекта 633 (бывшие советские «С-32», «С-34», «С-352», «С-353» и «С-354») и пять подводных лодок проекта 613 (бывшие советские «С-182», «С-184», «С-226», «С-227» и «С-228»). При этом боеспособность «С-182» и «С-184» вызывает серьезное сомнение, скорее всего они были переведены на Красное море и в боевых действиях не участвовали.  

Единственной наступательной операцией египетского флота,  была отправка 6 июня 1967 года, трех подводных лодок  к израильским берегам: одна находилась в районе севернее Хайфы, другая - южнее Хайфы и третья - около Ашдода. Эти ПЛ не произвели ни одной атаки, так как все торговое судоходство израильскими судами и другими кораблями идущими в их порты было прекращено в начале войны. Кроме того тактика египетских подводников была примитивной и они очень часто без нужды использовали перископы для ориентировки, не доверяясь современной аппаратуре, что в конечном счете и привело к обнаружению лодок.

Утром 6 июня 1967 года израильское патрульное судно в районе Хайфы обнаружило торчащий из воды перископ и оповестило об этом корабли флота. На поиск отправились эсминцы «Elath», «Yaffo» и вернувшийся из безрезультатного рейда к сирийским берегам сторожевой корабль «Nogah». Надводные корабли обнаружили и  атаковали египетскую ПЛ  у Ашдода утром 6 июня, по заявлениям израильтян после атаки на поверхности вышло немного нефтепродуктов и они считали, что подлодку они повредили.

Второе столкновение имело место около полудня 7 июня 1967 года, когда израильский фрегат «Haifa» патрулировавший в районе Хайфы обнаружил две египетские ПЛ около ливанской границы и немедленно атаковал их глубинными бомбами. Одна из ПЛ ушла на большой скорости, а вторая по израильским данным была повреждена и была вынуждена вернуться в базу.  В результате бомбометания на поверхности моря наблюдалось масляное пятно. По  израильским данным, это была подводная лодка проекта 633 с бортовым номером "24".

Египетский флот, однако, никогда не подтверждал повреждение или потерю какой либо из своих подводных лодок. В дальнейшем подводные лодки ВМС ОАР в боевых действиях не участвовали

Подводные лодки других флотов.

По некоторым данным в зоне конфликта присутствовали и подводные лодки других государств - как минимум по одной от ВМС Италии  и ВМС Франции. Эти подводные лодки в конфликте не участвовали и выполняли, скорее всего, разведывательные миссии.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2016-2023