Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 613

Проект 613 (NATO – “Whiskey I, II, III, IV, V, VI”).



Модификации: 613В, 613Ц, 613М, 613Е, 613АД, 613Ш, 3П-613, 613А, 613Х, 613 "Август", 61311, 613Д4, 613Д5, 613Д7, П-613, 613РВ, 613С, 666, 640, 644, 665, В613, 613Э, 613 с УПАК, УТС-613.

Нереализованные: 613Б, 613Л, 613У, ЕП-613, 613П-120, 613Д6.


1. Количество подводных лодок проекта: 215


2. Изображение проекта:


Проект 613 I

ПЛ проекта 613 с АУ 2М-8 и СМ-24-ЗИФ


Проект 613 II

ПЛ проекта 613 с АУ 2М-8


Проект 613 III

ПЛ проекта 613 без или после демонтажа АУ


Проект 613 V

ПЛ проекта 613 без АУ с новым РЭВ и обтекателем носовой антены ГАК


3. Состав проекта:



ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод имени С. Орджоникидзе (завод № 189) (16) ПЛ C-187...С-191, С-355...С-365

НИКОЛАЕВ: Черноморский судостроительный завод (завод № 444) (72) ПЛ С-61...С-79, С-86...С-91, С-95...С-98, С-100, С-217..С-246, С-250, С-374...С-384

ГОРЬКИИ: Завод "Красное Сормово" (завод № 112) (116) ПЛ С-43...С-46, С-80, С-140...С-186, С-192...С-200, С-261...С-297, С-300, С-325...С-329, С-338...С-349

КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (завод № 199) (11) ПЛ С-331...С-337, С-390...С-393



4. История проекта:


Первой послевоенной дизель-электрической ПЛ стала самая массовая в ВМФ СССР ДПЛ проекта 613 (по классификации НАТО "Whiskey"). Проект явился развитием ПЛ среднего водоизмещения проекта 608, разрабатывавшегося в 1942-1944г. В конце 1944г. ВМФ получил материалы по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей ТТЭ, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над проектом 608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), Главком ВМФ по представлению ГУК утвердил ТТЗ на проектирование ДПЛ проекта 613. В нём было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн. Проектирование поручили ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин"), а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдана ТТЗ на проект 613,а 15.08.1948 технический проект был утвержден Советским правительством. При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов (вместо 12). Вооружение включало четыре носовых 533-мм ТА и два кормовых 533-мм ТА. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед. Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс".Первоначально размещалось артиллерийское вооружение из одного спаренного 57-мм автомата  СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже (к 1956 году) всё артиллерийское вооружение со всех ДПЛ проекта 613 было снято. По данным класификации NATO проект получил наименование Whiskey I (базовый проект подводной лодки с артиллерийским вооружением), в дальнейшем - Whiskey II (имели только носовое орудие), Whiskey IV (имели только кормовое орудие), Whiskey III (артиллерийское вооружение снято), Whiskey V - (модернизированные ПЛ без орудий, с новой ГАС и новым РЭВ).

По конструкции - это была двухкорпусная ПЛ. Прочный корпус - цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку", причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 ЦГБ, размещенных в легком корпусе. ЦГБ бескингстонные (только в средней группе цистерны №4 и №5 имели кингстоны), что упростило конструкцию и удешевило постройку. Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах объемом около 900 литров, рассчитанных на давление 200 кг/см2. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. Главный осушительный насос типа 6МВх2 обладал производительностью 180 мЗ/час при напоре 20 м водяного столба и 22 мЗ/час при напоре 125 м водяного столба. Кроме этого, имелись трюмно-поршневые насосы ТП-20/250 (20 мЗ/час при 250 м водяного столба). Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля.

 Главная ЭУ лодки включала двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. Имелось также устройство РДП с шахтой и поплавковым клапаном (впервые в советском подводном кораблестроении). Два главных электродвигателя ПГ-101 по 1350 л.с. обеспечивали полный ход, столько же 50-сильных ПГ-103 - экономичный и так называемый режим подкрадывания. Однако двухтактные дизели 37Д имели более высокий уровень шума. Механизмы линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. ЭД экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные текстропные передачи с передаточным числом 1:3 и фрикционные муфты экономического хода. Между дизелями и ГЭД разместились шинно-пневматические разобщительные муфты (ШПРМ) и такие же муфты - между ГЭД и упорными валами, которые соединялись с гребными валами жесткими фланцами. ШПРМ были применены ввиду явного преимущества перед муфтами типа "БАМАГ", устанавливавшимися на ПЛ довоенных проектов - они позволяли осуществить звукоизоляцию дизелей и линии вала, производить монтаж линии вала на стапеле, а не после спуска на  воду, так как допускали значительно большие изломы и смещение сопрягаемых осей отдельных частей валопровода.

 Для обеспечения работы дизелей надводного хода на перископной глубине на этих лодках, имелось, как упоминалось, специальное устройство РДП, представлявшее собой выдвижную шахту для подачи свежего воздуха внутрь корпуса лодки, что и обеспечивало работу главных двигателей. Воздушный канал этого устройства снабжался поплавковым клапаном для предотвращения попадания воды при захлестывании или заглублении его верхней части, а удаление выхлопных газов производилось через стационарную шахту, размещенную в кормовой части ограждения рубки. Необходимо отметить, что прообраз РДП еще в начале века был сконструирован нашим офицером-подводником Гудимом и установлен на одной из русских ПЛ. И лишь спустя несколько десятилетий, уже в качестве отработанного образца, подобное устройство стало широко известно под названием "шнорхель". Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки ТА имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены сточные баллоны. Предполагалось установка холодильной машины для охлаждения воздуха в ПЛ, но из-за неудовлетворительной работы она была снята.  Лодки проекта 613 строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической сварки. 11.04.1950 на заводе № 444 (ныне Черноморский судостроительный завод) в Николаеве установкой на стапель 1-й секции состоялась закладка головной ПЛ С-61. Всего до 1957 года на этом заводе было построено 72 ДПЛ этого проекта. На заводе "Красное Сормово" в Горьком, первая ПЛ - С-80 (заказ 801) - заложили 13.03.1950. Спущена на воду 21.10.1950 при 70% технической готовности. 01.11.1950 ПЛ прибыла в Баку, где с 31.12.1950 по 26.04.1951 проходила испытания. 09.06.1951 состоялись глубоководные погружения, а 02.12.1951 был подписан приемный акт. На этом заводе до 1956 года было построено 116 ДПЛ. Кроме того, на Балтийском ССЗ было построено в 1953-1958 годах 16 ДПЛ и на СЗЛК в 1954 - 1957 годах 11 ДПЛ. В процессе испытания лодок С-61 и С-80 выявились следующие конструктивные недостатки:

- в систему гидравлики попадала забортная вода, наблюдались гидравлические удары, некачественно выполнялись уплотнения и фильтры очистки, ненадежной была работа машинок клапанов вентиляции;

- разворачивало выдвижные устройства (отсутствовали направляющие для них);

- повышенная температура подшипников и муфт на линиях валов, вибрация механизмов, выход из строя баллонов шиннопневматических муфт и проблемы с их заменой.

 В 1954г., при испытаниях одной из серийных ДПЛ, выяснилось, что при кратковременной работе дизелей, продолжавшейся после закрытия захлопок, в газоотводе образуется взрывоопасная смесь и первые же искры, попавшие из дизеля в ресивер, вызывают взрыв. Пришлось, для ликвидации этой проблемы, устанавливать блокировочные устройства. Станция радиоразведки "Накат" не была готова к моменту сдачи флоту большинства ДПЛ и устанавливалась на них уже в процессе эксплуатации. В 1956г. по решению Совмина СССР с лодок было демонтировано артиллерийское вооружение, после чего несколько увеличились скорость и дальность плавания в подводном положении. В процессе плановых ремонтов, на кораблях заменялись некоторые образцы радиотехнического вооружения. Всего предполагалось построить 340 ПЛ этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности постройки ПЛ в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских подводных сип. В процессе серийного производства в проект вносились некоторые изменения, в частности, в расположении артвооружения - часть ПЛ имела орудие перед рубкой, часть - за рубкой. Кроме этого, на первых 10 ПЛ серии были установлены многоопорные волнорезные щиты конструкции Лебедева, которые имели величину открытия крышек больше, а усилие на тягу меньше, чем волнорезы обычной конструкции. Однако, у этих волнорезов даже при незначительной деформации происходило заклинивание щитов, поэтому, начиная с 6-й лодки серии устанавливались обычные волнорезы.

Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надежная ПЛ была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной из самых малошумных ПЛ ВМФ СССР. В какой-то степени историю жизни ПЛ проекта 613 можно сравнить с жизнью знаменитой русской 3-х линейной винтовки образца 1891 года. Тоже не выдающаяся, но надежная и любимая всеми воинами России. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация на ПЛ передали Китаю (КНР). По условиям договора, первые 3 ПЛ полностью строились в СССР, а затем секциями перевозились в КНР для сборки. Собирались они в Шанхае, на судостроительном заводе "Дзянань" и испытывались в Порт-Артуре в конце 1957 г. (по другим данным это не соответсвует действительности - из СССР на первую ПЛ были поставлены в собранном виде, кроме оборудования, только концевые (литые) прочные переборки, а листовой и профильный прокат поставлялся партиями с металлургических комбинатов). Все последующие ПЛ строились в Китае, но СССР поставлял для них сталь, электрооборудование, механизмы и вооружение. В конце 1957 года, после успешного завершения испытаний первых трех ПЛ, в Китае началась подготовка производства к строительству ПЛ на Уханьском судостроительном заводе в Ханькоу. Головная ПЛ этого завода испытывалась в Порт-Артуре в период с ноября 1958 г. по январь 1959 г. К этому моменту в Порт-Артуре находилось уже 15 ПЛ постройки завода "Дзянань", а всего в ВМС КНР вошли 26 (21?) ПЛ этого проекта.

Лодки проекта 613 часто модернизировали или переделывали. Так, у 27 увеличили автономность до 45 суток (проект 613В), на ПЛ С-384 испытывали различные типы АБ (проекты 613М и 613Ц, а также, по некоторым данным, довели глубину торпедной стрельбы до 70 м), четыре корабля оборудовали станциями дальнего радиолокационного обзора - проект 640 (одна из них дооборудована по проекту 640Ц, также разрабатывались проекты 640У и 640Т, которые не были реализованы). Лодки этого проекта использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые из них получили на вооружение ракеты. ДПЛ С-146 была переоборудована по проекту П-613 для испытаний крылатых ракет комплекса П-5. После завершения этих испытаний и принятия ракет на вооружение, шесть ПЛ прошли переоборудование по проекту 644 (две из них были модернизированы вторично по проектам 644Д и 644.7, также разрабатывался проект 644У, который не был реализован) и получили на вооружение комплекс П-5 и 2 крылатые ракеты и контейнерах за рубкой, а еще шесть ПЛ переоборудованы по проекту 665 (развитие проектов 644П и 644ПУ), разработанному в ЦКБ-112 и получили на вооружение комплекс П-5 и 4 ракеты, размещенные в ограждении рубки. ПЛ С-229 переоборудована по проекту 613Д4 в опытовую лодку для проведения испытаний по подводному старту баллистических ракет Р-21. Проект 613Д5 – испытания комплекса Р-27, проект 613Д7 – испытание комплекса Д-7, С-65 прошла переоборудование по проекту 613РВ для отработки ракето-торпед. Более 30 ДПЛ было модернизировано по другим проектам, в том числе ДПЛ С-273 была переоборудована по проекту 613Э "Катран" с воздухонезависимой ЭУ с ЭХГ, С-43 переоборудована для отработка новых видов спасательной техники, включая спасательную камеру (проект 613С), С-63 переоборудована в спасательную ПЛ по проекту 666. В 1959г. на С-345 и С-378 испытывалась станция звукоподводной связи (проект 613Х). С-72 модернизирована по проекту 613А, затем 613АД (для испытаний новых образцов оборудования ракетного оружия – КР «Аметист»), С-45 использовалась для тестов на разрушение. Проект 613Е был оснащен системой ВДВ 400 кг/см.кв. Проект 613Ш – испытание подледного гидроакустического комплекса и возможности длительного пребывания под водой. Проект В-613 – испытание ракеты Р-11ФМ. Проект 3П-613 – испытание РЛС "Залив П". Проект 613 "Август" - испытания резинового покрытия типа "НППРК-1". Проект 61311 - гидроаккустические исследования. ПЛ С-76, С-233, С-186 и С-89 использовалась для обеспечения испытаний новых противолодочных комплексов, причем первые две - в качестве лодок-мишений, для этого они были обшиты тремя слоями дерева: внутренний лиственница, два наружных - дуб, а защита гребных винтов обеспечивалась специальным кольцевым ограждением. Несколько ПЛ были переведены в подкласс ПЛ ПЛО - на кормовой надстройке у них были установлены УПАК (управляемый противолодочный авиационный комплекс). Многие разработки были не реализованы - проект 613Б – танкер (50-е годы, ЦКБ-112, ныне - ОАО «ЦКБ Лазурит») для заправки топливом гидросамолетов Б-10, проект ЕП-613 – предпроектная разработка П-613, проект 613Л - для испытания устройства для протаивания льда, проект 613У - с устройством для приема топлива на ходу, проект 613П-120 - для испытания крылатых ракет "Малахит". Кроме этого существует (по данным зарубежных источников) несколько «неприжившихся» наименований проектов: 613М – после снятия артвооружения, 613И – экспортный вариант, проект 613Х – 15-килотонная ракета в одной шахте (не реализован). Некоторые из ПЛ были переоборудованы в учебно-тренировочные станции (УТС) и плавучие зарядовые станции (ПЗС).

Эти ДПЛ активно передавались другим странам. 10 ДПЛ переданы Египту, 12 – Индонезии (получили наименования: KRI Cakra (401), KRI Nanggala (407), KRI Nagabanda (403), KRI Trisula (402), KRI Nagarangsang (404), KRI Candrasa (408), KRI Alugoro (406), KRI Cundamani (411), KRI Hendrajala (405), KRI Pasopati (410), KRI Wijajadanu (409), KRI Bramastra (412)), 4 - КНДР, 3 - Сирии, 4 - Польше, 2 - Болгарии, 1 - Кубе и еще 4 корабля были оставлены Албании на базе во Влере в момент разрыва советско-албанских отношений.

Одна (две??) ДПЛ передана министерству рыбного хозяйства и переоборудована для океанографических и рыболовных исследований, получила название "Северянка" (вторая?? - "Славянка"??).

Два корабля этого типа погибли: С-178 - в октябре 1981 г. на Тихом океане в проливе Босфор Восточный и С-80 (проекта 644) - в январе 1961 г. в Баренцевом море.

Несколько из кораблей этого проекта переоборудованы в музеи. Была проданы и переоборудованы в музеи: в Швецию - "U-194" (пока не идентифицирована с ПЛ в ВМФ СССР), в Данию - "U-359" (пока не идентифицирована с ПЛ в ВМФ СССР), в Индонезии - "Pasopati" (бывшая С-79), в России в Санкт-Петербурге - С-189. В качестве мемориальных установлены несколько рубок с подводных лодок этого проекта. Также планируется установка в качестве музея в Праге (Чехия) одной из албанских лодок.

Дальнейшим развитием ДПЛ проекта 613 стала ДПЛ проекта 633.


5. Схема проекта:


Схема ПЛ 613 проекта


Подробная схема. Укрупненный вид (104 Кб)


Подробная схема подводной лодки 613 проекта
1 - торпедный аппарат; 2 - аварийный телефонный буй; 3 - электродвигатель экономического хода; 4 - баллон сжатого воздуха; 5 - дизельный двигатель 37Д; 6 - артиллерийская установка СМ-24-ЗИФ; 7 - газоотвод двигателя 37Д; 8 - антенна "ВАН"; 9 - антенна "Накат"; 10 - перископ атаки; 11 - магнитный компас ГОН-23М; 12 - артиллерийская установка 2М-8; 13 - 4-местная каюта офицеров; 14 - аккумуляторная батарея; 15 - горизонтальный руль; 16 - гидролокационная станция "Тамир-5Л": 17 - цепной ящик; 18 - дифферентная цистерна; 19 - цистерна пресной воды; 20 - торпедозаместительная цистерна; 21 - топливная цистерна внутри прочного корпуса; 22 - зенитный перископ; 23 - неподвижная воздушная шахта РДП; 24 - антенна "Флаг"; 25 - жилое помещение старшин; 26 - дизель-компрессор ДК-2; 27 - топливная цистерна вне прочного корпуса; 28 - гребной электродвигатель ПГ-101; 29, 39, 40, 41, 42 - цистерны главного балласта; 30 - вертикальный руль; 31 - гребной винт; 32 - стабилизатор; 33 - электрокомпрессор воздуха высокого давления; 34 - рубка радиолокации; 35 - основной компас, 36 - 2-местная каюта офицеров, 37 - запасная торпеда, 38 - стрельбовой баллон.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное: 1050-1080 тонн
  подводное: 1350 тонн
  скорость хода  
  наибольшая надводная: 18,2 (18,3) узлов
  наибольшая подводная: 13,1 узлов
  экономическая подводная: 2,0 узла
  в режиме РДП: 5 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении при усиленном запасе топлива:

8580 (10) миль
  в подводном положении:

13 (13) миль, 353 (2) мили
  в режиме РДП:

13000 (5) миль (?)
  глубина погружения  
  предельная: 200 метров
  рабочая: 170 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 76 метров
  ширина: 6,3 (6,6) метра
  осадка средняя: 4,55 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  тип автоматических спаренных зенитных установок (до 1956 года):

СМ-24-ЗИФ и 2М-8
  число и калибр артиллерийских установок (до 1956 года): 1х57 мм и 1х25 мм
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 12
  число и тип мин (взамен торпед): 22 (АМД-1000)
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 50 л.с. (ПГ103)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 2 х 112
  обитаемость  
  автономность:

30 суток
  экипаж:

52 (53) человека (в т.ч. 10 офицеров)

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Боечин И. "Новые средние", Техника-Молодежи, №3, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Справочная информация с сайта http://www.warships1.com.
- Кулинченко В. “Стала субмарина полигоном”
- "Подводные лодки 613 проекта", Корабли и сражения, Санкт-Петербург, 2002г. - Гусев А.Н. "Подводные лодки специального назначения", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Постнов А.А. "Модернизация подводных лодок проекта 613", ВТС "Бастион", №2, 2000г.;
- Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016