Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 613Э

Проект 613Э (NATO – “Whiskey ?”).

Модернизация ПЛ проекта 613.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка. Проект 613Э


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступления в строй

 ГОРЬКИИ: Завод "Красное Сормово" (1)

1

 СС-273

714

27.10.1980

22.07.1986

1989?

 Модер. по проекту 613Э



4. История проекта:


Основной недостаток дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) в сравнении с атомными подводными лодками - необходимость периодически подвсплывать в режим работы дизеля под водой для зарядки аккумуляторной батареи (АБ). Очевидно желание проектантов ПЛ создать энергетическую установку (ЭУ), независимую от атмосферного воздуха.

В СССР работы по созданию ПЛ с ЭУ с электрохимическими генераторами (ЭХГ) были начаты в первой половине 70-х годов. Центральное конструкторское бюро «Лазурит», научно-производственные объединения «Квант» и «Криогенмаш» приступили к созданию для подводных лодок ВНЭУ с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Дизель-электрическую подлодку С-273 (в некоторых источниках ошибочно указывается на ПЛ С-296) проекта 613 переоборудовали по проекту 613Э шифр «Катран». Опытная ПЛ проекта 613Э разработки ЦКБ "Лазурит" была предназначена для отработки корабельной опытной ЭУ с ЭХГ, обеспечивающей электроэнергией ГЭД и общекорабельные электропотребители в режиме экономического хода ПЛ. ЭХГ, состоящий из 28 блоков, представлял собой источник постоянного тока на базе низкотемпературных водородно-кислородных топливных элементов с металлокерамическими электродами и жидким электролитом. Переоборудование ПЛ было осуществлено при сохранении неизменным ПК исходной ПЛ и уширения наружного корпуса и надстройки, в которой расположены цистерны-хранилища реагентов ЭХГ. Установка ЭХГ с обслуживающим оборудованием размещена в отдельном отсеке за центральным постом вместо демонтированных жилых помещений и второй группы АБ. С исходной ПЛ было также снято торпедное вооружение и один дизель.

В 1989 году ПЛ СС-273 с опытной ЭУ с ЭХГ успешно прошла Государственные испытания и подтвердила принципиальную возможность создания и эффективного использования новой энергетики на ПЛ. Если обычные подлодки 613 проекта на малой скорости в 2 узла без подзарядки аккумуляторных батарей могли находиться под водой в течение чуть более 7 суток (это по «паспорту», а на деле - не более 3-4), то СС-273 с ЭХГ на скорости 2,5 узла оказалась способной «бегать» в глубинах 4 недели.

Первая отечественная вспомогательная ВНЭУ с ЭХГ водородно-кислородного типа, установленная на СС-273, имела значительные габариты. Четыре большие емкости для хранения жидкого кислорода и водорода, смонтированные в легком корпусе, не украшали корабль, а главное - ухудшали его гидродинамические характеристики. Однако на этой установке и на самой подводной лодке были отработаны многие элементы перспективных анаэробных ЭУ, в том числе по обеспечению пожаровзрывобезопасности.


5. Схема проекта:


Проект 613Ш


Подробная схема. Укрупненный вид (83,2 Кб)


1 - цистерны-хранилища реагентов ЭХГ, 2 - прочная рубка, 3 - жилой отсек,
4 - аккумуляторный (жилой) отсек, 5 - ЦП, 6 - отсек установки ЭХГ, 7 - дизельный отсек,
8 - электромоторный отсек, 9 - кормовой отсек.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  нормальное надводное: 1285 тонн
  скорость хода  
  наибольшая надводная: около 15 узлов
  наибольшая подводная: 13,1 узлов
  экономическая подводная: около 2 узлов
  в режиме РДП: 5 узлов
  в режиме ЭХГ: 2,5 узла
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

4000 (9) миль
  в подводном положении под АБ:

20 (5,0) миль
  в подводном положении под ЭХГ:

1700 (2,5) миль
  глубина погружения  
  предельная: 100 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 76,0 метров
  ширина: 7,3 метра
  осадка средняя: около 5 метров
  конструктивный тип: двухкорпусная
  энергоустановка  
  тип: комбинированная (дизель-электрическая + ЭХГ)
  количество х мощность дизелей, л.с.: 1 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 50 л.с. (ПГ103)
  количество х мощность ЭХГ, кВт.: 1 х 120 кВт (ЭХГ-280)
  количество валов: 2
  способ хранения реагентов ЭХГ: криогенный
  запас кислорода: 32 т
  запас водорода: 4 т
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 1 х 112
  обитаемость  
  автономность:

30 суток
  экипаж:

54 человека

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Никифоров Б.В., Соколов В.С., Юрин А.В "Электроэнергетические системы с электрохимическими генераторами перспективных подводных лодок", ФГУП ЦКБ МТ Рубин (http://www.setri.spb.ru/rus/conference/p_8.html).
- Мозговой А. "Подводная война" за рынок ХХI века" (http://www.submarine.logicsystems.ru/review/market/08.htm)
- "Подводные лодки 613 проекта", Корабли и сражения, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Постнов А.А. "Модернизация подводных лодок проекта 613", ВТС "Бастион", №2, 2000г.;


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016