Rambler's Top100 Проект 644

Проект 644(NATO – “Whiskey Twin Cylinder”).

Модификация проекта 613.

Модернизации: 644Д, 644-7. Нереализованный проект: 644П.


1. Количество подводных лодок проекта - 6


2. Изображение проекта:


проект 644


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: "Красное Сормово" им. А.А. Жданова (ССЗ № 112) (6)

1

 С-69

407

15.12.1958

21.09.1960

1960

 Модерн. по проекту 644

2

 С-80

801

01.07.1957

15.01.1960

30.06.1960

 Модерн. по проекту 644
 27.01.61 - погибла

3

 С-44

803

1957?

1960

1960

 Модерн. по проекту 644

4

 С-46

805

25.06.1957

19.07.1960

1960

 Модерн. по проекту 644

5

 С-158

504

14.10.1958

31.08.1960

20.12.1960

 Модерн. по проекту 644
 Модерн. по проекту 644-7

6

 С-162

603

14.03.1958

21.07.1960

1960

 Модерн. по проекту 644
 Модерн. по проекту 644Д


4. История проекта:


Работы по созданию в СССР баллистических и крылатых ракет велись параллельно. Над созданием КР работали КБ возглавляемые Г.М. Бериевым и В.Н. Челомеем. Причем бюро, возглавляемое Бериевым пошло по пути, сходным с американским. То есть создавало ракету ангарного хранения, которую следовало перед пуском выкатывать из ангара, раскрывать крылья и лишь после этого был возможен запуск. Для крылатых ракет такого типа (П-10) предполагалось переоборудовать большие ДПЛ пр. 611. Бюро же возглавляемое Челомеем предложило размещать ракету в специальном контейнере из которого и осуществлялся бы пуск. Старт происходил при помощи пороховых ускорителей, а крылья автоматически раскрывались в полёте. В качестве носителя должны были использоваться торпедные ДПЛ пр. 613. Крылатая ракета П-5 предназначалась для стрельбы по береговым целям и явилась первой отечественной стратегической КР (СКР). Поскольку она имела турбореактивный двигатель, запуск был возможен только из надводного положения. Причем перед стартом двигатель необходимо было запустить и вывести на рабочий режим. Дальность стрельбы составляла около 300 км. Испытания СКР П-5 проводились на опытовой ПЛ пр. П613 С-146 и были завершены к 1959 году.

В 1956-1957гг. для использования крылатых ракет комплекса П-5 был разработан проект 644 переоборудования лодки пр. 613 (ЦКБ-18, СКБ-112 (рабочие чертежи), главный конструктор П.П. Пустынцев). А уже к концу 1960 года в составе ВМФ СССР было шесть ПЛ пр. 644. Это были первые серийные отечественные ПЛ с крылатыми ракетами.

В соответствии с проектом переоборудование ПЛ пр. 613 происходило без изменения прочного корпуса лодки. Это было достигнуто за счет демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках. КР комплекса П-5 размещались в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, параллельно друг другу. Малые размеры ПЛ пр. 613 не позволили установить ракетные контейнеры в носовой части лодки. Целеуказание ракетам осуществлялось при помощи навигационного комплекса "Север-Н-644" и астронавигационного перископа "Лира." Остальное РЭВ осталось таким же как на ПЛ пр. 613. Помимо этого на лодке установили систему управления ракетной стрельбой "Север-А644У" и другое оборудование, системы и устройства, обслуживающие ракетный комплекс, а также, цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной ПЛ с одним затопленным ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны ВВД, а твердый балласт размещен в доковом киле. В результате модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение рубки и изменена надстройка. ЭУ состояла из двух дизелей 37Д (каждый мощностью по 2000 л.с.), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (каждый мощностью 1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (каждый мощностью 50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцово-кислотных элементов 46СУ. Всего было две батареи по 112 элементов в каждой. Вооружение состояло из двух СКР П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и четырех носовых 533-мм ТА с боезапасом в 4 торпеды (из-за перепланировки помещений, кормовые ТА и запасные торпеды были сняты). Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.

Поскольку КР хранились полностью готовыми к стрельбе в контейнерах поддерживался особый микроклимат. Стрельба осуществлялась из надводного положения ПЛ при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился в корму лодки, т.е. против движения. Стрельба залпом не предусматривалась.
При старте первой ракеты, вторая находилась в закрытом контейнере. Согласно проекту стрельба могла осуществляться при волнении на море 4-6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако при испытаниях было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная стрельба с этих ПЛ возможна при волнении моря до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов. Лодки проекта 644 в течении 60-х годов находились на боевой службе.

КР П-5 были присущи недостатки, в числе которых отмечалась низкая точность стрельбы. В усовершенствованной модификации П-5Д была применена радиолокационная доплеровская система измерения угла сноса и путевой скорости, а также установлены более точные гироскопы в автопилоте. Кроме того в бортовой системе управления был применен радиовысотомер позволивший ракете совершать полет на меньшей, чем ранее, высоте (до 250 м) и тем самым сделать ракету менее уязвимой для средств ПРО противника. Для испытаний СКР П-5Д была использована ПЛРК пр. 644 "С-162" (заводской номер 603). Она была дооборудована до проекта 644Д на заводе "Красное Сормово" и на северодвинском заводе №402. Испытания проводились в конце 1961 года на Белом море. Они подтвердили повышенную, по сравнению с КР П-5 точность стрельбы. Усовершенствованная ракета П-5Д была рекомендована комиссией Госприемки к принятию на вооружение.

Разрабатывался также улучшенный проект 644П с двумя ракетами П-5, однако дальнейшего развития разработка не получила.

В начале 60-х годов была создана ракета комплекса П-7 с увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью. Итоговые испытания новой ракеты проводились в 1962-1964 в Белом море на ПЛ "С-158" (заводской номер 504), переоборудованной по проекту 644-7 на заводе "Красное Сормово". Причем предусматривалось возможность стрельбы КР двух типов П-5Д и П-7. Для этого были переделаны ракетные контейнеры, установлены унифицированные пульты предстартовой подготовки и новая система управления ракетной стрельбой. Потребовалось также перебалансировать ПЛ для возможности использования КР комплекса П-7 с большей массой, чем у ракеты П-5. Несмотря на положительные результаты испытаний, ракеты П-5Д и П-7 в серийное производство не пошли. Работы с ними были прекращены в 1965 году, а в 1966 году были сняты с вооружения ракеты комплекса П-5. ПЛРК пр. 644 в 1969-1974 гг. были выведены из состава флота.

С середины 60-х годов задачи отечественных ПЛ по поражению наземных объектов были возложены на лодки с БР. К этому времени БР стали превосходить КР по дальности стрельбы и защищенности от средств ПРО, а их подводный старт обеспечивал ПЛ лучшую защиту от сил ПЛО. Но в конце 50-х - начале 60-х БР с надводным стартом и малой дальностью стрельбы не имели перед КР комплекса П-5 никаких преимуществ и создание ДПЛКР продолжалось.


5. Схема проекта:


схема проекта 644


1 - носовые ТА, 2 - торпедный (жилой) отсек, 3 - носовой аккумуляторный (жилой) отсек
4 - центральный пост, 5 - астронавигационный перископ, 6 - кормовой аккумуляторный (жилой) отсек,
7 - помещение приборов ракетного комплекса, 8 - подъемный ракетный контейнер, 9 - дизельный отсек,
10 - электромоторный отсек, 11 - кормовой отсек


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  нормальное надводное: 1160 тонн
  нормальное подводное: 1430 тонн
  скорость хода  
  наибольшая надводная: 16,0 (17,5?) узлов
  наибольшая подводная: 9,5 (11,5?) узлов
  экономическая подводная: 2,0 узлов
  в режиме РДП: 6,0 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в подводном положении под АБ:

10 (10,0), 260 (2,0) миль
  в режиме РДП:

5000 (6,0) миль
  глубина погружения  
  предельная: 200 (230?) метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 76,0 метров
  ширина: 6,6 метра
  осадка средняя: 5,4 метров
  конструктивный тип: двухкорпусная, с доковым килем
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 50 л.с. (ПГ103)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 2 х 112
  вооружение  
  крылатые ракеты П-5:

2 шт.
  533-мм НТА:

4 шт.
  общее число торпед:

4 шт.
  обитаемость  
  автономность:

35 суток
  экипаж:

55 человека

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- "Подводные лодки 613 проекта", Корабли и сражения, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Постнов А.А. "Модернизация подводных лодок проекта 613", ВТС "Бастион", №2, 2000г.
- "История отечественного судостроения", т.5., Санкт-Петербург, 1996г.
- Широкорад А.Б. "Огненный меч Российского флота", Яуза, ЭКСМО, Москва, 2004г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2013