Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "Акула"

Тип «Акула».



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка Акула 1912
вариант 1912 года


Подводная лодка Акула 1917
вариант 1915 года



3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Балтийский Завод (1)

1

 «Акула»

-

12.1906

22.08.1909

09.1911

 1?.11.1915 - погибла
 2014 - обнаружена



4. История проекта:


Проект этой подводной лодки был создан И.Г. Бубновым еще в период русско-японской войны в связи с необходимостью иметь на Дальнем Востоке лодки с большим радиусом действия, способные плавать до берегов Японии и наносить удары противнику в его портах и базах. Морское министерство решило тогда приобрести у фирмы Лэка четыре подводные лодки водоизмещением по 400 т. (ПЛ типа "Кайман"), а по проекту Бубнова построить на Балтийском заводе лишь одну подводную лодку. Являлась развитием проекта ПЛ "Минога", отличалась увеличенным водоизмещением, лучшей мореходностью и усиленным составом вооружения.

Проект был представлен в Морской Генеральный Штаб (МГШ) в январе 1905г. и одобрен Морским Техническим Комитетом – 3 мая 1905г. В своем проекте Бубнов предусматривал установку бензиновых моторов, но 15 сентября 1905г. был вынужден подать докладную записку о замене их дизелями. Это вызывалось, с одной стороны, выявившейся возможностью постройки на заводе Нобеля дизелей мощностью 300 л. с., а с другой, - частыми случаями взрывов на подводных лодках с бензиновыми моторами и особенно в связи с аварией, происшедшей во Владивостоке на лодке "Дельфин" 5 мая 1905 г.

Переработанный проект предусматривал установку трех дизелей мощностью по 300 л.с. каждый. Двигатели четырехцилиндровые четырехтактные, реверсивные, с воздушным распыливанием топлива. Диаметр поршня 330 мм, ход поршня 380 мм. Расход топлива при полной мощности составлял 190 г/л. с./час.

Наряд на постройку был выдан Балтийскому заводу 9 февраля 1906г. Ввиду задержки с заказом дизелей оформление договора на постройку лодки также задерживалось, и Балтийский завод начал работы на свою ответственность. Окончательно условия заказа были оформлены лишь в декабре 1906 г., и начало постройки лодки считалось с этого срока. Кроме того, постройка задержалась из-за уничтожения аккумуляторной батареи, сгоревшей во время пожара на заводе в ночь на 21 марта 1908 г. Новая батарея была получена и готова к погрузке на лодку к весне 1909 г. К этому времени изготовили и три дизеля, на их установку ушло все лето.

Спуск лодки на воду состоялся 22 августа 1909 г., а в октябре того же года лодка уже вышла в Бьерке для предварительных заводских испытаний. Первые испытания выявили необходимость замены главного электродвигателя более мощным (300 л.с. вместо 225 л.с.) производства фирмы Вольта, установки новых гребных винтов (в итоге их меняли четыре раза, в частности устанавливались новые гребные винты, приобретенные у фирмы Цензе), а также волнорезов у торпедных аппаратов для обеспечения лучшей обтекаемости лодки. Эти работы производились до весны 1910 г. Начавшиеся в июле 1910 г. ходовые испытания показали непригодность новых гребных винтов - лодка не могла развить скорость хода более 8,6 узла. Пришлось новые винты снять и поставить старые, с ними "Акула" продолжала ходовые испытания. 22 августа лодка вернулась к Балтийскому заводу, где для нее изготовили другие гребные винты, установленные 30 сентября. 4 октября лодка завершила успешные заводские испытания и подготовилась к сдаточным испытаниям.

Ввиду мелководья близ Кронштадта сдаточные испытания для погружения на рабочую глубину решено было провести в Ревеле. 15 ноября 1910 г. лодка вышла из Петербурга в Ревель, но при следовании в Морском канале наткнулась на затопленную баржу, повредив при этом гребные винты и вертикальный руль. Лодка вынуждена была вернуться к заводу на ремонт. Сдаточные испытания пришлось перенести на 1911 г.

В конструктивном отношении подводная лодка "Акула" была развитием проекта "Миноги". Лодка "Акула" также была однокорпусной и имела то же расположение цистерн главного и вспомогательного балласта. От предыдущих лодок русского типа "Акула" отличалась увеличенным водоизмещением, что обеспечивало ей большую автономность, лучшую мореходность и возможность установки более мощного торпедного вооружения.

Для постройки корпуса подводной лодки применили никелевую сталь, толщина листов обшивки прочной части корпуса составляла 12 мм, наружного корпуса – 4,5 мм. Рубка была изготовлена из маломагнитной стали толщиной 12 мм, а надстройка из обычной стали толщиной 3 мм.

С увеличением водоизмещения лодки до 370 т балластные цистерны получили следующую вместимость:

- концевые: носовая около 29 т, а кормовая около 26 т;

- средняя и уравнительная по 6,4 т;

- дифферентные по 1 т каждая.

Таким образом, всего при погружении лодки принималось около 100 т водяного балласта, который можно было продуть сжатым воздухом на любой глубине (доступной по проекту).

Расположение главных механизмов на "Акуле" отличалось от принятого на "Миноге".

В носовой оконечности были установлены два трубчатых торпедных аппарата той же конструкции, что и на "Миноге". В носовом отделении были расположены: электрокомпрессор, трюмно-пожарная помпа, камбуз, умывальник, гальюн, электродвигатель с приводом якорного устройства и торпедопогрузочное устройство. В верхней части носового отделения лодки находился входной люк (он же и торпедопогрузочный). Расположение штурвалов горизонтальных рулен было то же, что и на "Миноге": один в носу, другой - в корме.

В носовой части лодки размещалась аккумуляторная батарея из двух групп по 63 элемента в каждой. Под полом аккумуляторной ямы, в трюме, размещались 12 баллонов-воздухохранителей, разделенных на три группы по 4 в каждой, и три воздухохранителя для торпедной стрельбы.

Помещение над аккумуляторной батареей было приспособлено, как и на "Миноге", для отдыха команды в свободное от вахты время. Для офицеров имелись три каюты и кают-компания. Кормовой переборкой этих помещений служили стены двух топливных цистерн, расположенных по бортам, с проходом между ними в центральный пост. В рубке были установлены два перископа, штурвал вертикального руля и компас для управления лодкой при подводном ходе; для управления в надводном положении имелся штурвал вертикального руля и нактоуз для переносного компаса на мостике.

Система судовой и батарейной вентиляции ничем не отличалась от примененной на лодке "Минога".

Как уже упоминалось, в измененном проекте "Акулы" были предусмотрены три дизеля; из них два работали на бортовых линиях гребных валов, а третий мог работать на свой гребной винт (средний) и на динамо для зарядки батареи аккумуляторов. Дизели имели устройство, позволявшее менять ход без снятия нагрузки, что обеспечивало маневренность лодки при швартовках и отходах от пристани. Для этой цели, однако, командир чаще пользовался электродвигателем как более надежным средством реверсирования ходов.

Гребные винты на "Акуле" (четырехлопастные), как и на "Миноге", имели приспособление для изменения шага.

Бортовые дизели разобщались от гребных валов посредством фрикционных муфт такого же устройства, как у дизелей на "Миноге". На средней линии гребного вала имелись две муфты - фрикционная (между дизелем и электродвигателем) и кулачковая (между электродвигателем и гребным валом). Для подводного хода средний дизель отключался от электродвигателя. При зарядке батареи в надводном положении лодки муфта гребного вала отключалась от электродвигателя и он соединялся с дизелем- установка превращалась в дизель-динамо.

Выхлопные газы от дизелей поступали в глушители, расположенные в кормовой палубной цистерне, откуда отводились в общую газоотводную трубу, расположенную в кормовой части кожуха рубки.

Кроме дизелей с их вспомогательными механизмами, в машинном отделении размещались водяная станция и электропомпа; по бортам машинного отделения и в трюме находились воздухохранители (одна группа из четырех воздухохранителей запаса сжатого воздуха и четыре - пусковые и форсуночные для дизелей). За средним дизелем, над главным электродвигателем, располагалась главная станция.

Под бортовыми дизелями имелось по пять масляных цистерн и четыре цистерны были размещены по бортам, у среднего дизеля.

В кормовой части лодки, кроме двух трубчатых аппаратов с их торпедоразгрузочным устройством, был установлен электродвигатель с приводом для кормового шпиля. Кормовой входной люк, одинаковый по устройству с носовым, использовался для погрузки торпед. В кормовом отделении на "Акуле" имелись: электрокомпрессор, гальюн, умывальник и четыре койки для команды.

Якорное устройство состояло из надводного якоря Холла весом 0,5 г с якорной цепью длиной 50 саженей и двух грибовидных подводных якорей весом по 0,25 г, расположенных в оконечностях и снабженных тросовыми канатами такой же длины. Наличие подводных якорей позволяло лодке, находясь на позиции, стоять на перископной глубине для наблюдения за горизонтом.

В процессе эксплуатации ПЛ были выявлены следующие недостатки:

- неудачная компоновка главных механизмов (заклинивание средней линии вала при «проваливании» кормой при погружении и ударе о грунт);

- неудачное расположение постов управления ГР;

- невозможность перезарядки ТА в подводном положении.

В 1915 году на ПЛ проводились различные модернизационные работы – установлено артиллерийское вооружение, устройство для транспортировки и постановки 4-х мин заграждения (на палубе надстройки позади рубки),  также проводились испытания устройства для работы дизелей на перископной глубине, разработанного командиром ПЛ «Акула» Н.А. Гудимом.

Подводная лодка "Акула" отличалась от предыдущих лодок типа "Касатка" и лодки "Минога" хорошей мореходностью в надводном положении и в позиционном положении при незаполненных палубных цистернах. Конструкция подводной лодки "Акула" является переходной к проектам подводных лодок типа "Морж" и "Барс", предложенных Бубновым в 1911 г.


5. Схема проекта:


Схема ПЛ Акула

Укрупненная схема (84,8 Кб)


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное, тонн: 370
  подводное, тонн: 468 (475?)
  скорость хода  
  полная надводная, узлов: 10,65 (16 по проекту)
  полная подводная, узлов: 6,39 (7 по проекту)
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

1000 (3 дизеля), 1400 (2 дизеля), 1900 (1 дизель)
  в подводном положении:

38 (4,75) миль
  глубина погружения  
  предельная: 100 метров
  рабочая: 50 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 56,08 метров
  ширина: 3,76 метра
  осадка средняя: 3,28 (3,4?) метра
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  пулеметы (с 1915):

2 х 7,62 мм
  число и калибр артиллерийских установок (с 1915): 1 х 47 мм
  число мин заграждения (с 11.1915): 4 шт.
  457-мм трубчатые кормовые торпедные аппараты: 2
  457-мм трубчатые носовые торпедные аппараты: 2
  палубные торпедные аппараты Джавецкого: 4
  общеечисло торпед: 12
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 3 х 300
  количество х мощность электромоторов, л.с.: 1 х 300
  количество валов: 3
  число групп АБ х количество элементов в группе: 2 х 63
  обитаемость  
  автономность:

10 суток
  экипаж:

34 человека

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2014