Rambler's Top100 ПЛ Акула, тип Акула

ПЛ "Акула"
тип "Акула"



фотография:


ПЛ Акула



историческая справка:


1906 год декабрь
Заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге;

1907 год 27 июня
Зачислена в списки кораблей БФ;

1909 год 22 августа
Спущена на воду;

1909 год октябрь
Предварительные ходовые испытания в районе Бьерке;

1909 год - 1910 год весна
Устранение недостатков по результатам ходовых испытаний;

1910 год июль - 22 августа
Продолжение ходовых испытаний;

1910 год 30 сентября
Установка новых гребных винтов;

1910 год 4 октября
Окончание заводских испытаний;

1910 год 15 ноября
Начало сдаточных испытаний. ПЛ вышла из Санкт-Петербурга в Ревель (для погружения на рабочую глубину), но при следовании в Морском канале наткнулась на затопленную баржу, повредив при этом гребные винты и вертикальный руль. До Ревеля ПЛ дошла под одним дизелем и встала там на длительный ремонт;

1911 год март
Зачислена в состав 2-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год сентябрь
Закончила сдаточные испытания (испытывалась в Бьорке-Зунде, Кронштадте и Ревеле). Вступила в строй;

1911 год 6 ноября
Вошла в состав Балтийского Флота;

1911 год
Осуществила 40 погружений, прошла под водой 182 мили;

1912 год 25 марта
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 1 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год
В составе дивизиона всю первую половину кампании провела в Бьорке-Зунде, производя исследования модернизированных Подгорным торпедных аппаратов и способов стрельбы из них. За год осуществила 45 погружений, прошла в НП 1400 миль и в ПП - 166 миль. Произвела 16 выстрелов по подвижной цели и 56 - по неподвижной;

1913 - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;

1914 год 30 апреля
Произвела минные стрельбы (пятью минами) при нахождении в порту Императора Александра III;

1914 год
По плану подготовки слушателей УОПП совершила 1 выход в море и произвела 2 торпедных выстрела;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила в Либаве;

1914 - 1915 год
Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море, обеспечение и прикрытие минно-заградительных и набеговых действий легких сил флота, совершила 17 боевых походов;

1914 год 9 октября
При выходе из Соэлозунда вместе с ПЛ "Аллигатор", обе ПЛ сели на мель. ПЛ "Акула" удалось сняться с мели самостоятельно;

1914 год 14 - 15 октября
Совместно с ПЛ "Е-1" и "Е-9" прикрывала постановку минного заграждения крейсерами "Рюрик" и "Адмирал Макаров" к западу от о. Борнхольм;

1914 год 7 ноября
Вышла в поход к Дагерорту, а затем вместо того, чтобы вернуться, по инициативе командира осталась в море и прошла к берегам Швеции;

1914 год 8 ноября
Обнаружила крейсер "Amazone" у Готска-Скандэ и с расстояния около 7 каб. В 4:05 выстрелила одной торпедой по приближающимся миноносцам. Немцы, заметив пенную дорожку, отвернули. Так прошла первая атака русской подводной лодки;

1914 год 22 октября
В боевом походе промахнулась торпедой по пароходу;

1914 год - 1915 год зима
Прошла капитальный ремонт двигателей надводного и подводного хода зимой на Балтийском заводе. Кроме того, было установлено 47-мм орудие и на палубе надстройки (за ограждением рубки) смонтировано устройство для транспортировки и постановки 4 мин заграждения;

1915 год 17 марта
Вошла в состав 3-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 8 мая
Обнаружила крейсер типа "Бремен" и пыталась сблизиться с ним, но была атакована гидросамолетом, сброившим 4 бомбы и отказалась от атаки;

1915 год 21 мая
На траверзе озера Папензее промахнулась двумя торпедами по германскому броненосцу береговой обороны "Beowulf" (торпеды прошли в нескольких метрах от цели);

1915 год 23 мая
На Ревельском рейде испытывала приспособление для работы дизеля под водой;

1915 год июнь
Находилась в боевом походе. 19.6 безрезультатно атакована гидросамолетом, который сбросил 2 бомбы. 21.6 безрезультатно атаковала обнаруженную подводную лодку;

1915 год 28 июля - 2 августа
Находилась в боевом походе на позиции между Курляндским берегом и о-вом Готланд;

1915 год 2 - 9 августа
Находилась в боевом походе на позиции в 55 милях западнее Либавы. 3.8 атакована думя германскими миноноцами;

1915 год 17 - ? августа
Находилась в боевом походе;

1915 год 27 августа
При пробном погружении на Ревельском рейде приняла 1,5 т воды в аккумуляторную яму через перекошенный при закрывании клапан батарейной вентиляции;

1915 год сентябрь
12.09 вышла из Ревеля на позицию к Либаве. 16.09 в прибрежном районе, в штормовую погоду во время погружения ПЛ несколько раз ударилась о грунт. В результате средний вал стал работать ненормально, а вертикальный руль перекладывался с большим трудом. 18.09 прибыла в Балтийский порт, а 21.09 возвратилась в Ревель, где стала в док. У ПЛ оказались погнутыми рулевые рамы, свернута пятка руля, две лопасти среднего винта срезаны, а две погнуты;

1915 год 14 - 16 ноября
Погибла по неизвестной причине при следовании на минную постановку между Либавой (Лиепая) и Мемелем (Клайпеда). Весь экипаж погиб (35 человек). Основной версией гибели длительное время считалось опрокидывание ПЛ - из-за установки устройства постановки мин заграждения была снижена остойчивость подводной лодки в надводном положении и она опрокинулась во время шторма;

1917 год 15 марта
Исключена из списков БФ;

2014 год 21 июня
Обнаружена эстонскими дайверами Tanel Urm и Madis Tapupere (из организации Technical Diving Estonia) недалеко от о.Хийумаа. При осмотре сделано заключение, что причиной гибели ПЛ стал столкновение с миной. Вывод, что эта ПЛ именно "Акула", сделан на основании уникальной формы надстройки и устройства постановки мин на палубе.



дополнительная информация:


1. Фотография Бубнова И.Г. на фоне ПЛ "Акула" на стапеле. 1909 год.
2. Фотография ПЛ "Акула" на фоне крейсера "Рюрик". 1913 год.
3. Фотография корпуса ПЛ "Акула" на дне. 2014 год.



командиры:


1. Власьев С.Н. (19.11.1907-20.02.1915)
2. Виноградов В.А. (1909) ВРИД, по данным источника №6, но в это время был старшим помошником командира ПЛ
3. Гудим Н.А. (20.02.1915-1?.11.1915)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
9. Статья "Hiiumaa lahistelt leiti 99 aastat tagasi kadunud Vene allveelaev" (сайт http://epl.delfi.ee)



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2014