Rambler's Top100 Подводная лодка "Акула". Тип "Акула"

ПЛ "Акула"
тип "Акула"




фотография:


Подводная лодка Акула

Подводная лодка "Акула" типа "Акула" на маневрах.




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1906 год декабрь
Заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге;

1907 год 27 июня
Зачислена в списки кораблей БФ;

1909 год 22 августа
Спущена на воду;

1909 год октябрь
Предварительные ходовые испытания в районе Бьерке;

1909 год - 1910 год весна
Устранение недостатков по результатам ходовых испытаний;

1910 год июль - 22 августа
Продолжение ходовых испытаний;

1910 год 30 сентября
Установка новых гребных винтов;

1910 год 4 октября
Окончание заводских испытаний;

1910 год 15 ноября
Начало сдаточных испытаний. ПЛ вышла из Санкт-Петербурга в Ревель (для погружения на рабочую глубину), но при следовании в Морском канале наткнулась на затопленную баржу, повредив при этом гребные винты и вертикальный руль. До Ревеля ПЛ дошла под одним дизелем и встала там на длительный ремонт;

1911 год март
Зачислена в состав 2-го ДнПЛ ОПП Балтийского моря с базированием на Ревель;

1911 год сентябрь
Закончила сдаточные испытания (испытывалась в Бьорке-Зунде, Кронштадте и Ревеле). Вступила в строй;

1911 год 6 ноября
Вошла в состав Балтийского Флота;

1911 год
Осуществила 40 погружений, прошла под водой 182 мили;

1912 год 25 марта
Перечформирована в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1912 год 1 апреля
Вступила в кампанию;

1912 год
В составе дивизиона всю первую половину кампании провела в Бьорке-Зунде, производя исследования модернизированных Подгорным торпедных аппаратов и способов стрельбы из них. За год осуществила 45 погружений, прошла в НП 1400 миль и в ПП - 166 миль. Произвела 16 выстрелов по подвижной цели и 56 - по неподвижной;

1912 год июнь
Участвовала в маневрах флота. Успешно вышла в атаку на крейсер "Громобой". По окончании маневров заняла новые позиции для атаки крейсера "Баян", на котором шел из Кронштадта командующий войсками Петербургского округа. Успешно вышла в атаку на крейсер "Баян";

1913 год июль (приблизительно)
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Балтийского моря;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка в Ревеле;

1914 год 30 апреля
Произвела минные стрельбы (пятью минами) при нахождении в порту Императора Александра III;

1914 год
По плану подготовки слушателей УОПП совершила 1 выход в море и произвела 2 торпедных выстрела;

1914 год 17 июля
В полночь была объявлена мобилизация флота;

1914 год 18 июля
В 7.00 вышла вместе с другим ПЛ на позиции перед устанавливаемыми минными заграждениями на подходах к Ревелю. Расстановку ПЛ осуществлял миноносец "Молодецкий". Лодки становились на якоря от старых мин, которые были приняты на палубы надстройки. В 11.20 была окончена постановка минных заграждений. В 16.00 все ПЛ снялись с якорей и перешли на рейд Векшера, где был развернут маневренный пункт базирования;

1914 год - 1915 год
Участвовала в 1-й мировой войне. Участвовала в несении позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, прикрытии набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота. Совершила 20 боевых походов. Выполнила 5 безуспешных торпедных атак с выпуском 10 торпед;

1914 год 19 июля
Начало Первой мировой войны встретила на рейде Векшер;

1914 год 20 июля
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Власьев С.Н.). На рассвете вместе с ПЛ бригады вышла в дозор на позиции у Ревеля. После полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 29 июля
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Власьев С.Н.). Опасаясь прорыва немецких крейсеров, командование ночью вывело все ПЛ бригады (в т.ч. и ПЛ "Акула") на дозорные позиции у Ревеля. Около полудня все ПЛ были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 31 июля
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Власьев С.Н.). Из-за обстрела немецкими крейсерами Дагерорта, командование опять вывело все ПЛ (в т.ч и ПЛ "Акула") на позиции у Ревеля. Однако из-за свежей погоды и ухода противника на юг, все ПЛ вскоре были возвращены на рейд Векшера;

1914 год 17 августа
Перешла для докования в Ревель;

1914 год 25 - 27 августа
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Власьев С.Н.). Утром 25 августа вышла на позицию к весту от Дагерорта, где находилась до наступления сумерек. Вечером, пользуясь полученным при высылке на позицию разрешением действовать по собственному усмотрению и не обнаружив в назначенном ей районе до сумерек никаких признаков противника, решила пройти к весту к берегам Швеции в надежде встретить там противника. Пройдя около 60 миль на вест, в 0 ч. 20 м. 26 августа, следуя под дизелями в крейсерском положении, обнаружила на вест в темной части горизонта в расстоянии 4-6 каб. идущий на пересечение ее курса крейсер. Это был находившийся в дозоре вместе с германскими миноносцами 6-й флотилии крейсер "Амазоне" ("Amazone"). Не имея возможности атаковать, командир ПЛ положил руль право на борт, чтобы лечь на параллельный курс, и стремительно погрузился, уйдя на глубину 24-27 м (80-90 фут.). Поздно заметив лодку, крейсер сделал один выстрел, в то время как она погружалась, и безуспешно пытался ее таранить. Пройдя около часа под водой, ПЛ всплыла и пошла, снова под дизелями дальше на вест. В 4 ч. 05 м. справа в расстоянии 1-2 кабельтовых были замечены два неприятельских миноносца, идущих контркурсом с лодкой. Это были дозорные миноносцы 6-й флотилии. ПЛ стала срочно погружаться, в то же время миноносцы бросились в атаку, охватывая лодку с кормы и левого борта. Погружаясь, командир ПЛ развернулся кормовыми аппаратами и выстрелил торпедой в миноносец на расстоянии 0,5-1 каб. Торпеда в цель не попала. Всплыв через 2 часа под перископ, командир снова увидел в 10-12 каб. два неприятельских миноносца, открывших по перископу огонь. Снова уйдя на глубину, ПЛ пошла самым малым ходом на норд. Пройдя еще 5 часов под водой, в 11 ч. 10 м. ПЛ всплыла и немедленно начала зарядку батареи, идя курсом 70°. В 16 часов слева по траверзу она увидела на расстоянии 80-90 каб. возвращавшийся из Ботнического залива германский крейсер "Газелле". Атаковать крейсер не представлялось возможным, и ПЛ, уйдя ненадолго под воду, продолжала движение в прежнем направлении, одновременно заряжая батарею. Ночь она провела, держась в позиционном положении в районе банки Олег. ПЛ утром 27 августа, следуя на ост в районе маяка Бенгтшер, была замечена русскими миноносцами, которые, приняв ее за неприятельскую ПЛ, пытались атаковать. ПЛ не зная точного местоположения завесы русских миноносцев, также приняла приближавшиеся миноносцы за неприятельские. ПЛ погрузилась, прошла под водой на ост в течение трех часов и, всплыв, обнаружила идущую на вест русскую эскадру. Немного позже ПЛ получила приказание идти в Моонзунд, куда она и пришла в 20 часов 27 августа;

1914 год 11 сентября
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Власьев С.Н.) на позицию в устье Финского залива. Получив сведения о появлении у Виндавы крупных сил противника, командующий флотом, считая возможным, что неприятель будет держаться в районе Виндавы несколько дней, перенаправил туда подводные лодки "Акула" и "Дракон". Однако "Акула" из-за неисправностей своих механизмов перейти не смогла и вернулась на базу;

1914 год 27 сентября
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Власьев С.Н.). При выходе из Соэлозунда на позицию к Дагерорту вместе с ПЛ "Аллигатор", обе ПЛ сели на мель. ПЛ "Акула" удалось сняться с мели самостоятельно;

1914 год 28 октября
Перешла в Ревель;

1914 год 1 - 2 ноября
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Власьев С.Н.). Совместно с ПЛ "Е-1" и "Е-9" прикрывала постановку минного заграждения крейсерами "Рюрик" и "Адмирал Макаров" к западу от о. Борнхольм. После возвращения встала в док;

1914 год 5 - 11 ноября
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Власьев С.Н.). 5 ноября после выхода из дока вышла в море для следования в Данцигскую бухту. На ночь ПЛ зашла в Балтийский порт, и утром 6 ноябряo вместе с портовым судном направилась в Моонзунд. Узнав из радио, что в Балтийском море дует сильный норд-ост, ПЛ осталась для пополнения запасов с портового судна и ночевки у Вердера. С рассветом 7 ноября, пройдя через Рижский залив, ПЛ направилась в Данцигскую бухту. 8 ноября в 7 часов ПЛ пришла на параллель Мемеля и начала крейсеровать у входа в Данцигскую бухту. В 18 часов лодка стала на балластины в 13-15 милях от Риксхефта. С рассветом 9 ноября ПЛ всплыла и пошла на вест, атаковав в пути, не опуская перископа, пароход без флага. Торпеда прошла мимо, так как пароход заметил лодку и уклонился. К этому времени погода настолько засвежела, что начало разбрызгивать кислоту из аккумуляторов. Вследствие этого ПЛ, дойдя до меридиана Стило, чтобы укрыться от непогоды, пошла к южной оконечности Готланда, рассчитывая в то же время встретить там корабли противника. Не обнаружив противника, ПЛ ночью направилась в район Форэ-Готска-Сандэ, но и в этом районе никого не нашла. В 14 ч. 30 м. 10 ноября ПЛ заметила идущую в крейсерском положении подводную лодку. Это была германская "U-23", возвращавшаяся с позиции у русских заграждений в устьи Финского залива. Обе лодки одновременно погрузились и больше друг друга не видели. 11 ноября утром из-за сильного дождя и тумана, ПЛ вернулась к Дагерорту;

1914 год 3 - 5 декабря
Совершила боевой поход (командир - кап.2р. Власьев С.Н.). 3 декабря вышла для участия в заградительной операции и направилась к Готска-Сандэ. ПЛ не удалось в темноте обнаружить движение оряда кораблй противника. В 15 ч. 20 м. 4 декабря за 10 минут до захода солнца на ПЛ заметили приближающиеся корабли. ПЛ погрузилась, но снежная пурга и плохое освещение не позволяли вести через перископ наблюдение. В 40 каб. от лодки крейсеры, определившись по Готска-Сандэ, повернули на новый курс и атака стала невозможной. В 19 часов, уже в темноте, обнаружила германский крейсер "Аугсбург". Снежная пурга и большая волна сильно затрудняли атаку. Перейдя в позиционное положение, ПЛ с расстояния около 10 каб. на-глаз произвела из наружных решетчатых аппаратов залп из двух торпед. Торпеды не попали. Крейсер ПЛ не заметил и ушел на зюйд. ПЛ находилась на позиции до полудня 5 декабря, после чего вернулась в Утэ;

1914 год 14 декабря
Перешла для зимовки и ремонта в Ревель;

1914 год - 1915 год зима
Прошла капитальный ремонт двигателей надводного и подводного хода зимой на Балтийском заводе. Кроме того, было установлено 47-мм орудие и на палубе надстройки (за ограждением рубки) смонтировано устройство для транспортировки и постановки 4 мин заграждения. Для постановки мин на верхней палубе были сделаны позади рубки гнезда для четырех мин образца, применявшегося для постановки с черноморского подводного заградителя "Краб". Мины располагались по две с каждого борта и крепились к палубе с помощью особых бугелей. С бортов к надстройке лодки были пристроены выстреливающиеся кронштейны, заменявшие собою наклонные площадки, по которым мины должны были скатываться за борт. Так как все устройство действовало только вручную, то мины можно было ставить только в надводном положении. Для постановки мин требовалось послать на палубу двух человек, которые должны были снять с мин походные крепления, предохранительные крышки и чеки механизмов якорей, завести крепления кронштейнов наклонных бортоввых площадок и затем, по команде, закладывая поочередно особый рычаг за стропы каждой мины, сбрасывать их, начиная с кормовых, за борт. В силу сложности манипуляций, постановка ночью была вряд ли возможна. Это сильно ограничивало возможность постановок мин вблизи неприятельских берегов. Испытания устройства практической постановкой на Ревельском рейде дали вполне удовлетворительные результаты. Опасения личного состава, что мины, падая в воду, будут ударяться о корпус лодки и что в воде, отделяясь от якорей, мины окажутся слишком близко к гребным винтам лодки и минрепы их могут намотаться на винт - не оправдались; мины, скатываясь с площадок, падали в воду в значительном расстоянии от корпуса лодки и проходили далеко от гребных винтов. Испытание дало уверенность в возможности выполнения с лодки боевых постановок;

1915 год 17 марта
Вошла в состав 3-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 17 апреля
Совершила боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.). Вышла из Ревеля в Рижский залив вместе с четырмя миноносцами. По выходе из Суропского пролива они встретили тяжелый лед и были вынуждены вечером вернуться и войти в Балтийский порт;

1915 год 29 апреля
Начальник минной обороны получил предписание - держать одну из двух ПЛ ("Акула" и "Минога"), базирующихся на Моонзунд, в готовности к выходу в море для действий в районе к югу от параллели маяка Люзерорт;

1915 год 1 - 11 мая
Совершила боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.). Получила предписание, согласно которому должна была выйти из Ревеля через Рижский залив к южной оконечности Готлавда, где у Хоборга предполагалось базирование неприятельских дозорных кораблей. Затем ПЛ должна была идти к Полангену для действий на путях неприятеля между Либавой и Мемелем. Через 4-5 дней лодке предписывалось прибыть в Моонзунд. Выйти из Ревеля ПЛ смогла только 1 мая. Поздно вечером, выходя из Рижского залива, лодка через миноносец "Достойный" получила радио от командующего флотом с приказание: идти к Готска-Сандэ, где в эту ночь ожидалось прибытие неприятельского корабля. Ввиду того что она уже не могла успеть к назначенному времени к Готска-Сандэ и имела повреждения в концевых цистернах, ПЛ осталась на ночь у Михайловского маяка, сообщив об этом командующему. Только 5 мая, исправив повреждения, ПЛ смогла выйти из Рижского залива для выполнения первоначального задания. 6 мая ПЛ подошла к южной оконечности Готланда и продержалась весь день в 15 милях к зюйду от Хоборга. За весь день ПЛ ничего не обнаружила и вечером направилась к Полангену, куда она и прибыла к 7 часам 7 мая. Погода была мглистая при слабом ветре с норда. В 9 ч. 45 м., обнаружив германские крейсера "Аугсбург" и "Любек", ПЛ пошла в атаку, но сблизиться не смогла. В 11 ч. 45 м. она всплыла и пошла к Мемелю. Подойдя на 7 миль к городу и убедившись, что там никаких кораблей нет, ПЛ пошла обратно. В 13 ч. 45 м. она ушла на два часа под воду от моторной шлюпки. В 17 ч. 30 м., обнаружив пароход, ПЛ погрузилась и безуспешно пыталась сблизиться с ним для атаки. В 18 ч. 30 м. ПЛ увидела на норд приближающийся рангоут большого корабля и пошла, идя контркурсом, в атаку. Это был германский крейсер "Аугсбург", возвращавшийся с тремя миноносцами из Либавы в Мемель. В расстоянии 20 каб. лодка повернула на 90° вправо с расчетом пересечь крейсеру курс и атаковать его, стреляя из кормового аппарата по его левому борту, у которого шел лишь один миноносец охранения. Пересекая курс в расстоянии 8 каб., командир опустил перископ и, когда через 1,5-2 минуты его вновь поднял, увидел, что находится в 1,5-2 каб. от идущего прямо на лодку крейсера. Отказавшись от атаки и стремясь избежать таранного удара, лодка с диферентом в 10° пошла на глубину. В 20 ч. 20 м., когда лодка была на глубине 12 м, все еще имея 10° диферента, крейсер, судя по очень резким ударам его винта прошел над рубкой или очень близко от нее. Когда шум винтов стих, ПЛ всплыла под перископ и обнаружила, что находится в 6-7 каб. за кормой крейсера с правого его борта. По немецким данным, крейсер не видел ПЛ и потому миноносцы ее не преследовали. Видимо, крейсер шел переменными курсами, чего не учли на ПЛ, или случайно ворочал влево. Несомненно, что пересекать курс крейсеру в столь близком расстоянии было чрезвычайно рискованно. Оставаясь под водой до 21 часа, ПЛ наблююдала еще пароход, но уже не пыталась его атаковать. С темнотой она всплыла в позиционное положение и начала зарядку батарей. Ночь ПЛ провела в море вдали от берега. 8 мая в 9 ч. 30 м. ПЛ подошла немного севернее Полангена и держалась в этом районе, застопорив машины, в позиционном положении. Погода была ясная и тихая. В море находилось много рыбачьих шлюпок, на которых появление лодки не произвело никакого впечатления. В 10 ч. 30 м. ПЛ увидела крейсер с тремя миноносцами (вероятно возвращавшийся в Мемель германский крейсер "Любек"), погрузилась и пыталась атаковать крейсер, но он в 40 каб. от лодки изменил курс, вследствие чего сблизиться не удалось. В 12 ч. 35 м., будучи вне видимости с крейсера, ПЛ снова всплыла в позиционное положение и оставалась без хода. В 14 ч. 15 м. она погрузилась, пытаясь атаковать появившийся миноносец. Атака опять не удалась из-за поворота миноносца. Вслед за этим ПЛ обнаружила крейсер "Аугсбург", идущий с тремя миноносцами в Либаву. Сблизиться для атаки не удалось, и в 16 ч. 50 м. лодка всплыла, но сейчас же погрузилась, увидев в 70 каб., как считал командир, германский заградитель "Альбатрос". В действительности это был германский броненосец береговой обороны "Беовульф", переходивший из Мемеля в Либаву. В 17 ч. 40 м. с расстояния 5-б каб. ПЛ произвела четырехторпедный залп. "Беовульф", заметив выстрел, поворотом уклонился от торпед. ПЛ после залпа ушла на глубину. Миноносцы, видимо, взорвали патроны своих противолодочных тралов. Когда через 15 минут ПЛ всплыла под перископ, она увидела удалявшегося на север противника. В 19 часов ПЛ всплыла и вследствие сильного разряда батареи вынуждена была отойти на вест для зарядки. Вскоре расплавился подшипник дизеля. Не имея возможности исправить повреждение, командир ПЛ решил возвращаться в базу. Возвращаясь обратно, утром 9 мая ПЛ обнаружила германский самолет, высланный на поиск лодки, после того как стала известна атака на "Беовульф". Самолет, сделав выпуском ракет опознательные знаки и не получив ответа, сбросил, пересекая курс, четыре бомбы. Лодка уклонилась от атаки поворотом навстречу самолету. 37-мм пушку, бывшую внизу, не успели приготовить для стрельбы. Сбросив бомбы, самолет полетел в Либаву. Когда он скрылся, лодка изменила курс на норд. Считая, что самолет обнаружил движение лодки к Ирбену, и поэтому он вызовет в этот район миноносцы и другие самолеты, командир ПЛ решил идти в Рижский залив через Соэлозунд. Расчет командира был совершенно верен. Самолет, прилетев в Либаву и пополнив боезапас, вылетел со вторым самолетом. Они искали лодку в Рижском заливе, при входе в него и у Готланда, но обнаружить ее им не удалось. 10 мая в 13 ч. 40 м. ПЛ, идя на норд и находясь в средней части Балтийского моря, обнаружила перископ идущей подводной лодки (видимо "U-26", которая в это время также находилась в этом районе). ПЛ "Акула" уклонилась поворотом от обнаруженного перископа, после чего продолжала свое движение в направлении Готска-Сандэ. 11 мая ПЛ прошла через Соэлозунд в Моонзунд, а оттуда перешла в Ревель, где встала в док;

1915 год 11 мая
Согласно директиве командующеего флотом № 3576 передавалась в распоряжение начальника минной дивизии. Предназначалась для дальних походов. В соответствии с этим базирование ПЛ "Акулы" было перенесено на Моонзунд;

1915 год 23 мая
На Ревельском рейде испытывала приспособление для работы дизеля под водой;

1915 год 27 - 28 мая
Перешла из Ревеля в Аренсбург;

1915 год 10 - 13 июня
Совершила боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.). 10 июня вышла на позицию к Стейнорту. Утром 11 июня, подходя к Стейнорту, обнаружила два германских дозорных миноносца. Атаковать их не представлялось возможным. Считая, что эти миноносцы несут дозор у входа в фарватер, ПЛ подправила по их положению свое счислимое место и в соответствии с этим пошла на норд-ост в расчете выйти на указанный фарватер. Впоследствии, определившись по Стейнорту, ПЛ выяснила, что предположение о месте миноносцев была ошибочным, а первоначальное счислимое место было правильно. В 7 часов, когда миноносцы скрылись на зюйд-ост, ПЛ всплыла и в позиционном положении под одним дизелем направилась вслед за ними. В 12 ч. 30 м. ПЛ определилась и начала крейсеровать вдоль фарватера. В 18 ч. 45 м. она заметила дымы германского крейсера "Любек" и миноносца "S-130". Эти корабли были высланы в дозор на линию Церель-Форэ. ПЛ находясь в 23 милях от Стейнорта, погрузилась и пошла навстречу германским кораблям. В 19 часов противник повернул в 7 милях от лодки на вест. Командир принимал оба корабля за крейсеры. В этот момент горизонтальный рулевой зарыл лодку на глубину 40 футов (12 м) и никак не мог привести ее на перископную глубину. Когда лодка в 20 ч. 20 м., наконец, всплыла под перископ, никого уже не было видно. В 23 часа ПЛ в позиционном положении приблизилась на 6 миль к Стейнорту для определения, после чего отошла на ночь на норд-вест. 12 июня в 00 ч. 40 м. в расстоянии 30 каб. на ост был обнаружен силуэт, видимо, легкого крейсера. Это был, вероятно, возвращавшийся из дозора "Любек". ПЛ погрузилась, но из-за темноты в перископ ничего разглядеть не могла. Всплыв в 1 ч. 20 м. в позиционное положение, ПЛ обнаружила на зюйд-вест два дыма, которые сначала удалялись на зюйд, а затем стали снова быстро приближаться. В 1 ч. 50 м. лодка снова погрузилась, но опять разглядеть в перископ ничего не смогла. Не видя ничего в перископ, командир решил дать отдых личному составу, для чего погрузился ча глубину 45 футов (13,5 м) и пошел малым ходом. Всплыв в 4 часа в позиционное положение, ПЛ направилась к Стейнорту для определения своего места. К полудню погода ухудшилась, ветер достиг 6 баллов. В 15 часов по пеленгу норд-норд-вест показался дым, а затем и мачты корабля. Лодка курсом 215° шла с ним на сближение. В 16 часов, когда показались до половины трубы крейсера, она стала погружаться; в это время крейсер изменил курс на 45° влево. Погружалась лодка на волне, имея малый ход под электромотором. Вследствие стука в электромоторе, его пришлось остановить на 20 минут для исправления. В течение всего этого времени ПЛ оставалась без хода в позиционном положении. Крейсер "Тетис", возвращаясь из операции как раз прошел в это время в 40 каб. от лодки. Положение последней было критическим. В случае обнаружения крейсером или миноносцами единственным выходом оставалась покладка на грунт. Однако, глубина в этом месте в 30 сажен (54 м) делала для ПЛ такое погружение опасным. В 17 ч. 30 м., когда крейсер скрылся, лодка всплыла. Погода еще больше ухудшилась. При всплытии лодку положило на 40°, зеледствие чего из аккумуляторов стала выливаться кислота. В 17 ч. 35 м. ПЛ пошла под одним дизелем на норд-ост. Осмотр электромотора выявил значительные повреждения, поэтому командир решил возвращаться. 13 июня в 7 часов лодка подошла к Церелю. Вернулась в Куйвасто;

1915 год 19 - 22 июня
Совершила боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.). 19 июня с рассветом вместе с полу-дивизионом миноносцев особого назначения вышла из Ирбена для поддержки крейсеров на случай их вынужденного под давлением противника отхода. В 12 часов ПЛ было передано приказание идти к Эстергарну и там держаться с целью мешать противнику. По пути в 18 ч. 40 м. в 30 милях от Эстергарна ПЛ была атакована неприятельским самолетом, сбросившим на лодку безрезультатно две бомбы. Самолет этот был послан германским командованием к выбросившемуся на берег германскому "Альбатросу", но не нашел его и обнаружил лодку уже на обратном своем пути. Утром 20 июня ПЛ подошла к "Альбатросу", рядом с которым стояли на якорях четыре шведских миноносца. При подходе ей казалось, что она видела неприятельскую лодку. Установив точно, что выбросившийся корабль является "Альбатросом", ПЛ осмотрела его снаружи и затем осталась крейсеровать в этом районе, согласно полученному приказанию. Германское командование для защиты "Альбатроса" от возможных действий против него русских кораблей также выслало подводную лодку "U-A" (выйдя из Либавы утром 20 июня, 21 июня подошла к "Альбатросу", осмотрела его и направилась на ост для зарядки). В 18 часов ПЛ "Акула" обнружила ПЛ "U-А" и погрузилась для ее атаки. Поверхность моря была зеркально-гладкая. В свою очередь "U-A" заметила ПЛ "Акула" в момент ее погружения, но рассмотреть против солнца точно, что это за предмет перед нею она не смогла. Все же германская ПЛ тоже погрузилась. ПЛ "Акула", не видя в перископ лодки, оставалась под водой. "U-A", не обнаруживая ничего подозрительного, всплыла в позиционное положение и тогда вновь была замечена ПЛ "Акула" в расстоянии 12 каб. Повернув на лодку, ПЛ "Акула" через 3 минуты выпустила одну торпеду, а еще через 2 минуты - вторую. ПЛ "U-A" заметила перископ приближающейся лодки. Командир всплыл в крейсерское положение и пустил оба дизеля для лучшего маневрирования Первая торпеда, выпущенная с расстояния около 10 каб., не дошла, от второй ПЛ "U-A" уклонилась, после чего ПЛ ушла из этого района на норд-вест. В 23 часа ПЛ "Акула" направилась в Ирбенский пролив, куда и прибыла в 20 часов 22 июня;

1915 год 5 - 6 июля
Совершила боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.). В 15 ч. 35 м. 5 июля вышла на позицию к Виндаве. Следуя северным проходом Йрбена в 12 милях от Люзерорта обнаружила вокруг себя всплывшие неприятельские мины. Развернувшись машинами, ПЛ вышла из опасного района и обошла его с норда. Вечером сломался валик масляной помпы, качающей отработанное масло в масляный ящик. Пришлось масло спускать в трюм и оттуда откачивать за борт. Из-за этого за ПЛ оставался сильный масляный след. 6 июля ПЛ держалась в трех милях от берега посередине между Люзерортом и Виндавой. В 18 ч. 30 м., получив известие по радио, что Виндава занята немцами, а Люзерорт оставлен, а также ввиду наступления густого тумана, командир ПЛ решил оставить позицию и идти обратно к Церелю. Переданное ей по радио приказание продолжать крейсерство еще в течение двух суток не было принято. Ночью ПЛ возвратилась к Церелю;

1915 год 11 - 13 июля
Совершила боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.). Находилась на позиции к весту от Люзерорта с целью помехи тральным работам противника в Ирбенском проливе. С утра 11 июля вышла от Цереля и в течение двух суток крейсеровала в позиционном положении на заданной ей позиции. Никаких судов ни в Виндаве, ни в море не обнаружила. В 4 ч. 30 м. 13 июля вернулась в Рижский залив и прибыла в Аренсбург. Позже перешла в Ревель;

1915 год 1 - 10 августа
Совершила боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.). Вышла из Ревеля на позицию между Готландом и Курляндским побережьем. В 22 ч. 30 м. 2 августа подошла к своей позиции. Около 2 ч. 18 м. 3 августа обнаружила на вест огонь, похожий на факел из трубы корабля. Огонь скрылся в направлении на север. Утром 16 августа, находясь посредине своей позиции, наблюдала далеко на ост продвижение на север дымов. Видимо, это были отряды тральщиков, направлявшихся к Ирбену. В 10 ч. 15 м., находясь в норд-остовом углу позиции в крейсерском положении, обнаружила мачты двух однотрубных больших кораблей. Это были германские прорыватели заграждений, шедшие к Ирбенскому проливу. Лодка в позиционном положении сближалась с кораблями. В 10 ч. 45 м., когда показались уже мостики кораблей, командир лодки, видя, что пеленг при движении в позиционном положении не меняется, и считая потом, атаку невозможной, повернул обратно на свою позицию. С прорывателей заграждения лодка была замечена, и так как она отходила, оставаясь в позиционном положении, то была принята за германскую лодку. Головной корабль "Отенсен" повернул к ней и сделал прожектором опознательные. Лодка начала погружаться, после чего пароход от нее отвернул. Таким образом, о нахождении ПЛ "Акула" в этом районе стало известно. В 19 ч. 35 м. ПЛ, находясь в норд-вестовом углу своей позиции, обнаружила на ост два германских миноносца, идущих курсом норд-вест. Это были миноносцы, высланные на поиск лодки. Один из них - "S-168" - заметил лодку и повернул на нее. В 19 ч. 50 м. ПЛ в расстоянии 15 каб. от миноносца погрузилась с намерением пересечь ему курс для атаки кормовыми торпедами, но видя, что миноносец держит прямо на лодку, командир, отказавшись от атаки, ушел на 45 футов (13,5 м). В 20 ч. 06 м. один из миноносцев прошел над лодкой. Подняв через 6 минут перископ, командир увидел, что миноносцы заняты поиском лодки. Обнаружив ее перископ, они вновь бросились к ней. Командир снова ушел на 45 футов (13,5 м). В 20 ч. 21 м. в лодке послышался шуршащий звук, как будта по корпусу трется стальной трос. Через минуту раздался оглушительный взрыв. Взрыв был чрезвычайно резким, однако он повреждений лодке не причинил. В 22 ч. 10 мин., не слыша больше работы винтов, командир всплыл и пошел к Эстергарну для определения места. 4 августа ПЛ держалась посредине своей позиции. Около 11 часов она пыталась атаковать два германских линкора, которые шли в Путциг на погрузку угля. Ей удалось сблизиться лишь на 40 каб. После этого лодка перешла на линию их курса, надеясь атаковать их при возвращении. Около 15 часов к Стейнорту прошел миноносец, которого ПЛ пыталась также атаковать. Атака сорвалась, так как лодка не могла подойти ближе 25 каб. Вечером ПЛ направилась для определения своего места к Эстергарну. Подойдя около полуночи на видимость огня маяка, лодка южнее его заметила второй огонь, временами пропадающий. Не выяснив, кому принадлежит этот огонь, ПЛ повернула обратно на свою позицию. ПЛ крейсеровала в течение 5 августа вдоль вестовой границы своего квадрата. В 16 ч. 30 м. на зюйд-зюйд-вест показался в 7 милях линейный корабль, шедший на север. Лодка погрузилась и пошла курсом вест в атаку. Вскоре выяснилось, что идут четыре линейных корабля I эскадры. Со стороны ПЛ корабли охранялись четырьмя миноносцами В 16 ч. 55 м. головной корабль пересек курс лодки в расстояние 35-40 каб., в 17 ч. 18 м. прошел концевой корабль на расстоянии 15 каб. Когда эскадра уже прошла, один из миноносцев развернулся на обратный курс. Не желая выдавать свое присутствие, ПЛ ушла на глубину. В 18 часов, когда корабли скрылись, лодка всплыла и отошла на зюйд. ПЛ в ночь на 6 августа в темноте обнаружила, а затем, погрузившись, слышала шум винтов большого корабля, прошедшего на норд-ост кабельтовых в 7-ми от нее. ПЛ не могла его атаковать, так как в перископ ничего не было видно. Утром ПЛ перешла в зюйд-вестовый угол своего квадрата, и в 10 часов заметила в тумане в расстоянии 6 миль германские линейные корабли "Брауншвейг" и "Эльзас", шедшие без всякого охранения в Нейфарвассер для приемки топлива. Лодке удалось сблизиться лишь на 35 каб. "Брауншвейг" при этом заметил лодку. ПЛ оставаясь 7 августа на прежней позиции, вследствие плохой видимости, никого за весь день не обнаружила. В 8 часов 8 августа ПЛ обнаружила на зюйд-вест в расстоянии 5 миль два линейных корабля, видимо, "Брауншвейг" и "Эльзас", возвращавшихся к эскадре после приемки топлива. Командир лодки, заметив сначала дым и бурун головного корабля, через полминуты ясно разглядел оба корабля. ПЛ срочно погрузилась, но корабли заметили ее и, повернув "все вдруг" на обратный курс, ходом ушли. В 8 ч. 30 м. командир всплыл и, так как лодка в этом районе была обнаружена, решил перейти на другую позицию в 25 милях на норд-вест. Командир выбрал это место по карте службы связи с нанесенными курсами кораблей противника. На этой позиции лодка пробыла до 18 часов. Никого не обнаружив, ПЛ пошла к Эстергарну. В 19 часов в тумане был замечен неясный силуэт подводной лодки. Это была направлявшаяся к Дагерорту ПЛ "Е-8". В 23 часа, определившись по Эстергарну, лодка пошла к входу в Рижский залив, решив провести там весь следующий день. Туманная погода помешала ПЛ обнаружить возвращавшиеся гетманские главные силы. Разведывательная группа и I эскадра немцев проходили район позиции лодки, видимо, восточнее и уже в темное время. 9 августа ПЛ из-за полного штиля и мглы, считая обстановку неблагоприятной для атак, пошла к Дагерорту и, не получив с маяка никаких распоряжений, направилась в Ревель, куда и прибыла днем 10 августа;

1915 год 27 августа
При пробном погружении на Ревельском рейде приняла 1,5 т воды в аккумуляторную яму через перекошенный при закрывании клапан батарейной вентиляции;

1915 год 30 августа - 5 сентября
Совершила боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.). Вышла из Ревеля к Дагерорту утром 30 августа. С Дагерорта лодка получила приказание идти на позицию к Либаве, чтобы находиться в крейсерстве между Либавой и Мемелем у берега, где идет большое движение неприятельских транспортов. Направляясь на указанную позицию ПЛ пройдя Нижний-Дагерорт обнаружила впереди по курсу рубку германской подводной лодки "UC-4", шедшей на постановку мин у Штапельботена. Считая, что это ПЛ "Е-8", которая обогнала ее утром и о назначении которой она ничего не знала, ПЛ "Акула" продолжала идти ей навстречу. Увидев, что лодка погружается, ПЛ "Акула" отвернула на всякий случай на 90° влево и перешла в позиционное положение. Через 25 минут, справа позади траверза, в 5-6 каб. был замечен перископ с большим буруном, двигающийся с большой скоростью на пересечение курса. ПЛ "Акула" привела перископ за корму и направилась обратно к Н.-Дагерорту. ПЛ UC-4 долгое время следовала за ней. С темнотой ПЛ "Акула" спустилась на зюйд и оттуда уже легла на курс для следования на позицию, сообщив командованию о встрече с неприятельской лодкой. 31 августа утром лодка встретила парусную шхуну. Не желая обнаруживать действительного направления своего движения, лодка отвернула на норд и, обойдя шхуну, снова легла на зюйд, идя вдоль берега Готланда. Большую часть пути в этот день лодке пришлось итти в тумане. Выйдя поздно вечером из тумана и решив определиться, лодка направилась по счислению к Хоборгу и вскоре заметила проблески маяка, совершенно не подходившие под характер огня расположенных в этом районе маяков. Для выяснения, что это за маяк лодка задержалась до рассвета 1 сентября, и тогда выяснилось, что наблюденный ею огонь принадлежит маяку Ронехамн, в то время как лодка считала себя находящейся у Фалуддена, т. е. за сутки пути ошибка в счислении оказалась равной 22 милям. Спустившись к Фалуддену, лодка повернула на Либаву. Подходя в 18 часов к Либаве, она заметила силуэт небольшого парохода, видимо находившегося в дозоре. В то время как лодка под водой приближалась к нему, пароход, державшийся до этого на месте, дал ход и направился в Либаву. Расстояние до парохода было порядка 30 каб. Лодка некоторое время следовала за ним, после чего отошла в море. В 19 ч. 30 м. во время движения под лерископом команда в носу лодки услышала шум пропеллера, а вслед затем были услышаны и глухие взрывы бомб. Через несколько минут в перископ был замечен самолет, пересекавший лодке курс и поворачивавший ей навстречу. Уйдя на глубину 40 футов (12 м), она избежала дальнейшего преследования. В 21 ч. 40 м. лодка всплыла. Считая себя обнаруженной самолетом и опасаясь поиска ночью миноносцами, ПЛ направилась в позиционном положена в разрез волны на норд-вест. Утром 2 сентября лодка вновь приближалась к Либаве и пыталась атаковать новый дозорный корабль. Вследствие поворота парохода и отхода его к осту атака не удалась. После этого лодка продолжала движение на зюйд, направляясь на позицию между Полангеном и Пограничным. При подходе к ней ПЛ обнаружила большой транспорт шедший на юг, но атаковать его не представлялось возможным. Определившись, лодка, опасаясь сноса на находящиеся вблизи минные заграждения, стала на 17-саженной глубине на дрек. Дректов на зыби вскоре лопнул, после чего лодка отошла на 6 миль на зюйд-ост и здесь оставалась без хода до рассвета 3 сентября Утром ПЛ направилась к Полангену. Выходя немного севернее его, лодка обнаружила транспорт, идущий под берегом с зюйда в сопровождении миноносца. Лодка пыталась его атаковать, но сблизиться с ним менее 35 каб. не смогла; в то же время был замечен сзади второй транспорт. В 7 ч. 55 м. этот транспорт пересек курс лодки в расстоянии 12 каб. Конвоировавший его миноносец обнаружил лодку и пошел зигзагом на ее курсе. Заметив это, лодка увеличила глубину на 10 футов (3 м) и через 5 минут коснулась грунта. Углубление киля при этом было 54 фута (16 м). Уменьшив глубину на 10 футов (3 м), командир решил отходить в море и с этой целью начал ворочать на вест. Вскоре лодка вновь ударилась о дно. Опасаясь всплыть вблизи противника, командир решил здесь же лечь на грунт. Проверив работу валов, он снова всплыл и сразу же вновь ударился о дно; пришлось застопорить ход и опять лечь на грунт. Видя, что рулевой горизонталыцик, а также и остальная команда нервничает, командир решил остаться на грунте и дать всем успокоиться. В 10 ч. 30 м. лодка отделилась от грунта и легко перешла на подводный ход, продолжая отходить в море. В это время под берегом были замечены два буксира, один из них с двумя баржами; через полчаса на север прошли еще два транспорта. В 12 ч. 15 м., находясь вне видимости с берега, лодка всплыла. Ввиду того что после ударов о грунт средний вал работал ненормально, а вертикальный руль перекладывался с большим трудом, командир, не решаясь снова подходить к берегу, направился на позицию у Либавы. Однако вследствие начавшегося с вечера шторма, он был вынужден вернуться в Ревель. При возвращении лодка встретила у Готланда парусную шхуну. Приняв ее издали за подводную лодку, она погрузилась. Расходясь близко со шхуной, командир лодки заметил на ее гротмачте бочку для наблюдения. 5 сентября, направившись из-за шторма в Балтийский порт, лодка увидела у б. Грасгрунд подводную лодку. Сближаясь с ней для атаки, командир опознал ПЛ "Гепард". После этого ПЛ "Акула", не всплывая из-за волны, вошла в Балтийский порт;

1915 год 8 сентября
Перешла в Ревель, где стала в док. У лодки оказались погнутыми рулевые рамы, свернута пятка руля, две лопасти среднего винта срезаны, а две другие загнуты. Кроме того штормом была сдвинута батарея аккумуляторов, кислота из многих баков пролилась, два бака лопнули. Торпеды в наружных решетчатых аппаратах, несмотря на двухсуточный шторм, оказались при проверке вполне исправными;

1915 год 15 - 24 сентября
Совершила боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.). Вышла на позицию а районе Бакгофен - Либава. Утром 17 сентября, снявшись с якоря и идя мимо Н.-Дагерорта, лодка получила с маяка сведения о том, что на зюйд-вест от него только что были видны неприятельский крейсер и миноносец. Это был "Аугсбург" с миноносцем "V-100", выходившие для нападения на русские дозорные миноносцы. Лодка пошла по указанному ей направлению, но, никого не обнаружив, через час повернула на позицию № 1. Продержавшись в течение дня на этой позиции в надежде, что противник вновь появится в этом районе, и не обнаружив ушедшего к Хуфвудшеру "Аугсбурга", командир ПЛ решил перейти ночью на позицию № 2, на которой в предыдущий поход неоднократно наблюдались корабли противника. Считая, что появление противника может быть связано с действиями более крупных сил, он предполагал остаться на этой позиции. Ночью и утром 18 сентября был сильный туман. В течение дня лодка оставалась без хода в позиционном положении. Никого не обнаружив, вечером она направилась для определения своего места к Эстергарну. Оказалось, что за 1,5 суток, в течение которых лодка не имела определения, ее снесло на 22 мили на норд-норд-ост. От Эстергарна лодка направилась к Либаве. По дороге ей пришлось маскировать направление своего движения от двух парусников, один из которых упорно следовал за лодкой. К 15 часам 19 сентября лодка подошла на 28 миль к Либаве. Вскоре обнаружила идущие вдали под берегом по направлению к Либаве 4-5 больших кораблей и 10-12 миноносцев. Крейсеруя в районе позиции, лодка обнаружила три вешки. Подойдя к средней из них, она удерживалась за нее, пока засвежевший зетер не стал дрейфовать лодку вместе с вешкой. В течение 20 сентября лодка крейсеровала между позициями № 15 и № 18. Несколько раз она наблюдала под берегом дымы. Когда в 14 часов она приблизилась для определения места к Либаве, оказалось, что за сутки ее снесло на 12 миль к зюйд-весту. К ночи ветер перешел в шторм до 9 баллов от норд-оста. ПЛ пошла к Готланду. Волны перекатывались через рубку, покрывая с голозой стоявших на рубке людей. Пришлось уменьшать скорость хода. Размахи были свыше 40° Правая полубатарея аккумуляторов сдвинулась и произошло несколько замыканий с корпусом. Пролилась кислота. Вследствие заливания рубки нельзя было открыть клапаны вентиляции. В таком положении лодка шла всю ночь и день 21 сентября. Открыв в 18 ч. 40 м. Эстергарн, она направилась к Хоборгу, чтобы укрыться от шторма. Обогнув Хоборг 22 сентября, в 4 часа лодка подошла к Бурксвику и на 30-метровой глубине стала за подводный якорь. Простояв под водой (на глубине 15 м) на якоре 16 часов, экипаж за это время привела в порядок поврежденную полубатарею. Вследствие пролившейся во время качки кислоты последние часы пребывания под водой дышать было уже трудно. В 20 ч. 15 м. лодка всплыла. Был туман, но шторм еще продолжался. Зарядившись за ночь, лодка днем 23 сентября отстаивалась под водой, причем обнаружилось, что из-за стремительной качки свинцовый балласт сместился, вызвав крен до 5°. К вечеру ветер продолжал оставаться все еще свежим. Поэтому командир, учитывая ненадежность крепления батареи, решил возвратиться в Ревель. Снявшись с якоря, ПЛ обогнула с западной стороны Готланд, следуя кратчайшими курсами, к утру 24 сентября вернулась в Ревель;

1915 год 10 - 20 октября
Совершила боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.). Вышла из Ревеля утром 10 октября, имея приказание идти на 7-8 суток в крейсерство с целью захвата нейтральных пароходов с военной контрабандой и уничтожения германских в районе к западу от острова Готска-Сандэ и севернее 58-й параллели. 11 октября в 8 часов утра, обойдя с севера плавучий маяк Коппарстенарнэ, лодка прошла на вест и, с темнотой подойдя к острову Готска-Сандэ, стала на подводные якоря. 12 октября с рассветом лодка всплыла и прошла на зюйд-вест, а затем по 58-й параллели на вест. Подойдя на 20 миль к шведскому берегу, она легла на маяк Ландсорт. На ночь она стала у Ландсорта на подводные якоря. 13, 14 и 15 октября, в виду невозможности из-за штормовой погоды производить осмотр пароходов, лодка оставалась на подводых якорях, всплывая на ночь для вентилирования лодки, приготовления пищи и зарядки. 16, 17 и 18 октября лодка держалась в 10 милях на зюйд-зюйд-аест от маяка Ландсорт. Там она наблюдала большое движение судов по курсу зюйд-зюйд-вест и обратному ему, а также вдоль шхер. Наиболее оживленное движение судов наблюдалось с рассвета до полудня и с наступлением темноты до полночи. Немецких судов или нейтральных с контрабандой лодка не встретила. Все обнаруженные суда были под нейтральными флагами. Все три дня она видела крейсерующие в этом районе немецкие миноносцы. К этому времени немцы, получив сведения о появлении русских лодок у Кальмарзунда, Ландсорта и Хефрингэ, перенесли свою дозорную позицию I к северной оконечности Эланда и организовали новую позицию VII у Хефрингэ-Ландсорта. На этих нозициях держались непрерывно миноносцы VIII и X флотилий. 17 октября в 8 ч. 15 м. лодка обнаружила два миноносца, идущих к Ландсорту. Заметив погружающуюся лодку, миноносцы бросились на нее полным ходом, открыли стрельбу и два раза прошли над ней. Каждый раз после прохода миноносца над лодкой слышались очень резкие свистящие звуки, сильно отличавшиеся характером и продолжительностью от шума винтов. Видимо, это были новые немецкие тралы против подводных лодок. Задеваний тралов за корпус лодки не было. От миноносцев лодка ушла на глубину 21 м. 18 октября миноносцы обнаруживались три раза, причем один раз миноносцы прошли от лодки в 12-15 каб. Сблизиться на торпедный выстрел лодке не удалось. Миноносцы ее не видели. С наступлением темноты ПЛ легла курсом на Дагерорт и 20 октября вернулась в Балтийский порт;

1915 год 4 ноября
Перешла в Ревель. Предположительно для погрузки мин и подготовке к минной постановке;

1915 год 14 - 16 ноября
14 ноября вышла в боевой поход (командир - ст. л-т. Гудим Н.А.) для следования на минную постановку между Либавой и Мемелем (имела на палубе 4 мины). 15 ноября с утра погода значительно ухудшилась, ветер перешел в снежный шторм. Вечером 15 ноября ПЛ была усмотрена с постов, когда она укрывалась за берегом от шторма. Это - последние сведения, которые имелись о лодке. ПЛ "Акула" из похода не вернулась и погибла по неизвестной причине. Весь экипаж погиб (35 человек). Основной версией гибели длительное время считалось опрокидывание ПЛ - из-за установки устройства постановки мин заграждения была снижена остойчивость подводной лодки в надводном положении и она опрокинулась во время шторма. Тем не менее причиной гибели ПЛ оказался подрыв на одном из германских минных заграждений, вероятнее всего на заграждении Н-1;

1917 год 15 марта
Исключена из списков БФ;

2014 год 21 июня
Обнаружена эстонскими дайверами Tanel Urm и Madis Tapupere (из организации Technical Diving Estonia) недалеко от о.Хийумаа. При осмотре сделано заключение, что причиной гибели ПЛ стал столкновение с миной. Вывод, что эта ПЛ именно "Акула", сделан на основании уникальной формы надстройки и устройства постановки мин на палубе.




командиры:


1. Власьев С.Н. (19.11.1907-20.02.1915)
2. Виноградов В.А. (1909) ВРИД, старший помошник командира ПЛ
3. Гудим Н.А. (20.02.1915-11.1915)



дополнительная информация:


1. Фотография Бубнова И.Г. на фоне ПЛ "Акула" на стапеле. 1909 год.
2. Фотография ПЛ "Акула" на фоне крейсера "Рюрик". 1913 год.
3. Фотография корпуса ПЛ "Акула" на дне. 2014 год.



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
8. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
9. Статья "Hiiumaa lahistelt leiti 99 aastat tagasi kadunud Vene allveelaev" (сайт http://epl.delfi.ee)
10. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018