Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 877

Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”).


Модернизации 877Э, 877ЭКМ, 877В, 877ЛПМБ, 08773.

Модернизации кораблей проекта 877 в 2012-2016гг.

Нереализованный проект 877ЭК



1. Количество подводных лодок проекта: 24 + 19 экспорт + 1 достроена по проекту 636М


2. Изображение проекта:


877


вид сбоку первых ПЛ проекта 877 (ПЛ Б-401 и Б-402)

877

вид сбоку серийных ПЛ 877 проекта

Б-325

вид сбоку последних 8 ПЛ проекта 877 (ПЛ Б-345)

877В

вид сбоку ПЛ проекта 877В (ПЛ Б-871)


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Завод. номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: Завод "Красное Сормово" им. А.А. Жданова (9 + 8 экспорт + 1 достроена по проекту 636М)

1

 Б-401

601

06.10.1982

15.03.1984

30.09.1984
(30.10.1984)

 18.07.1998 - пер. в Новосибирск, снято
 отстой

2

 Б-402

602

24.08.1983

23.09.1984

30.12.1984

 03.03.1997 - пер. в Вологда
 отстой

3

 Orzel
 (291)

603

29.09.1984

07.06.1985

29.11.1985

 проект 877Э, в ВМФ СССР - Б-351
 с 29.06.1986 ВМС Польши

4

 Б-808

605

29.09.1986

30.07.1988

27.12.1988

 27.12.1999 - пер. в Ярославль

5

 Б-800

606

05.03.1987

07.05.1989

30.09.1989

 постр. по пр. 877ЛПМБ
 24.07.1990 - получила наим.
 «Вологодский комсомолец», снято
 31.05.2003 - пер. в Калуга
 2012 - модернизирована

6

 Б-871

607

17.05.1988

09.1989

30.12.1990

 постр. по пр. 877В
 05.01.2004 - пер. в АЛРОСА
 ремонт и модернизация, план 2016?

7

 Б-459

608

25.02.1988

29.04.1990

30.09.1990

 02.08.1997 - пер. во Владикавказ
 2015 - модернизирована

8

 Б-471

609

26.10.1988

22.09.1990

30.12.1990

 06.2001 - пер. в Магнитогорск

9

 Б-177

610

03.11.1989

27.07.1991

30.12.1991

 12.2000 - пер. в Липецк

10

 "Yuan Zhend 73 Hao"
 (373)

611

07.1992

08.05.2004

05.08.2005

 в ВМФ СССР и России - Б-340
 1994 снята со строительства
 достроена по проекту 636М
 с 10.2005 ВМС Китая

11

 "Delfinul"
 (581)

401

06.04.1984

20.09.1985

29.09.1985

 проект 877Э, в ВМФ СССР - Б-801
 с 19.09.1986 ВМС Румынии

12

 Б-806

403

15.10.1984

30.04.1986

25.09.1986

 постр. по пр. 877ЭКМ
 2010 - пер. в Дмитров

13

 "Rais Hadi Mubarek"
 (012)

404

14.02.1985

26.07.1986

29.11.1986

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-861
 с 12.1986 ВМС Алжира

14

 "Sindhuraj"
 (S57)

405

19.06.1985

18.04.1987

02.09.1987

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-890
 с 20.10.1987 ВМС Индии
 2001 - модернизирована по пр. 08773

15

 "Rais Hadi Slimane"
 (013)

411

26.07.1986

10.07.1987

25.11.1987

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-386
 с 12.1987 ВМС Алжира

16

 "Sindhuratna"
 (S59)

412

15.05.1986

15.04.1988

14.08.1988

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-803
 с 22.12.1988 ВМС Индии
 2003 - модернизирована по пр. 08773

17

 "Yuan Zhend 64 Hao"
 (364)

413

23.03.1989

31.05.1994

10.11.1994

 проект 877ЭКМ, в ВМФ России - Б-185
 с 15.12.1994 ВМС Китая

18

 "Yuan Zhend 65 Hao"
 (365)

414

18.11.1990

31.03.1995

14.08.1995

 проект 877ЭКМ, в ВМФ России - Б-188
 с 05.09.1995 ВМС Китая

 КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (15)

19

 Б-248

451

16.03.1980

12.09.1980

31.12.1980

20

 Б-260

452

22.02.1981

23.08.1981

30.12.1981

 19.03.2006 - пер. в Чита

21

 Б-227

453

23.02.1982

16.09.1982

27.12.1982

 07.2008 - пер. в Выборг

22

 Б-229

464

23.02.1983

15.07.1983

30.10.1983

 27.06.2006 - затонула

23

 Б-404

465

07.05.1983

24.09.1983

30.12.1983

24

 Б-405

466

20.04.1984

21.09.1984

30.12.1984

25

 Б-470

467

06.05.1985

27.08.1985

30.12.1985

26

 Б-439

468

04.04.1986

31.07.1986

30.12.1986

 отстой

27

 Б-445

469

21.03.1987

26.09.1987

30.01.1988

 2006 - получила наим.
 «Святитель Николай Чудотворец»
 2011 - ремонт, план 201?

28

 Б-394

470

15.04.1988

03.09.1988

30.12.1988

 30.12.1987 - получила наим.
 «Комсомолец Таджикистана», снято
 25.09.2013 - пер. в Нурлат
 2015-2016 ремонт, план 201?

29

 Б-464

471

26.05.1989

23.09.1989

30.01.1990

 19.03.2003 - пер. в Усть-Камчатск

30

 Б-494

472

05.05.1990

04.10.1990

30.12.1990

 19.03.2003 - пер. в Усть-Большерецк

31

 Б-187

473

07.05.1991

05.10.1991

30.12.1991

 15.07.2015 - получила наим.
 «Комсомольск-на-Амуре»
 ремонт и модернизация, план 2016

32

 Б-190

474

08.05.1992

25.09.1992

30.12.1992

 2007 - пер. в Кранокаменск

33

 Б-345

475

22.04.1993

06.10.1993

22.01.1994

 2009 - пер. в Могоча

 ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение, с 1992 - ФГУП "Адмиралтейские Верфи" (11)

34

 "Sindhugosh"
 (S55)

01307

29.05.1983

29.07.1985

25.11.1985

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-888
 с 30.04.1986 ВМС Индии
 2005 - модернизирована по пр. 08773

35

 "Sindhudhvaj"
 (S56)

01309

01.04.1986

27.07.1986

25.11.1986

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-898
 с 12.06.1987 ВМС Индии

36

 "Sindhuvir"
 (S58)

01311

15.05.1987

13.09.1987

25.12.1987

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-860
 с 26.08.1988 ВМС Индии
 1999 - модернизирована по пр. 08773

37

 "Sindhukesari"
 (S60)

01313

20.04.1988

16.08.1988

29.10.1988

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-804
 с 16.02.1989 ВМС Индии
 2001 - модернизирована по пр. 08773

38

 "Sindhukirti"
 (S61)

01315

05.04.1989

26.08.1989

30.10.1989

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-468
 с 04.01.1990 ВМС Индии
 ремонт и модернизация, план 2016

39

 "Sindhuvijay"
 (S62)

01317

06.04.1990

27.07.1990

27.10.1990

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-597
 с 08.03.1991 ВМС Индии
 2007 - модернизирована по пр. 08773

40

 "Tareg"
 (901)

01319

05.04.1991

25.09.1991

25.12.1991

 проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР - Б-175
 с 22.11.1992 ВМС Ирана

41

 "Noor"
 (902)

01321

30.04.1992

16.10.1992

31.12.1992

 проект 877ЭКМ, в ВМФ России - Б-224
 с 06.06.1993 ВМС Ирана

42

 "Yunes"
 (903)

01323

05.02.1992

12.07.1994

02.09.1996

 проект 877ЭКМ, в ВМФ России - Б-220
 с 25.11.1996 ВМС Ирана

43

 "Sindhurakshak"
 (S63)

01325

16.02.1995

26.06.1997

02.10.1997

 проект 877ЭКМ, в ВМФ России - № 477
 с 24.12.1997 ВМС Индии
 2012 - модернизирована по пр. 08773
 14.08.2013 - затонула, поднята

44

 "Sindhushastra"
 (S65)

01618

12.12.1998

14.10.1999

16.05.2000

 проект 08773, в ВМФ России - № 477
 с 19.07.2000 ВМС Индии



- В зарубежных источниках упоминаются ПЛ Б-354, Б-425, Б-300 этого проекта. Очевидно это искаженные номера существующих ПЛ.
- В некоторых источниках указывается, что еще были заложены и разобраны по два корпуса ПЛ в г.Горьком (№612 и №613) и в г.Комсомольск-на-Амуре (№476 и №477)


4. История проекта:


В 70-е гг. было решено пополнить флоты дизель-электрическими субмаринами следующего поколения, которым предстояло действовать против надводных и подводных кораблей, ставить мины, вести разведку. Они должны быть сравнительно небольшими, малошумными, скоростными, обладать совершенным радио, электронным, гидролокационным оборудованием. Поскольку такие корабли собирались поставлять нашим союзникам по Варшавскому договору, им, помимо обычного номера проекта 877, присвоили и имя собственное - "Варшавянка".

Их разработкой занимались конструкторы ЦКБ "Рубин" во главе с Ю.Н.Кормилицыным. Если лодки 641-го проекта традиционно были длинными и узкими, то наружный, легкий корпус "Варшавянки" выполнили веретенообразным, с отношением длины к ширине 7,3, с круглой, как у подводных атомоходов, конфигурацией носовой части. Сам корпус рассчитали так, чтобы гидродинамическое сопротивление было бы минимальным, несколько его моделей испытали и довели до совершенства на стендах и в опытовом бассейне.

Внутренний прочный корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. В 1-м, носовом, находятся торпедные аппараты, во 2-м - аккумуляторные батареи и главный командный пост. 3-й - жилой, двухпалубный, на верхнем "этаже" размещены камбуз и каюты, а на нижнем - опять аккумуляторные батареи, в 4-м стоят дизель-генераторы, в 5-м - гребные электродвигатели, а в 6-м - электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.

Лодка получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьирует. Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта, - готовят к стрельбе, вводят в торпеды данные о цели, а после выстрела перезаряжают. Подводные лодки, строившиеся для советского флота, кроме того, получали оборонительный зенитно-ракетный комплекс "Стрела-3", для использования в надводном положении.

В силовую установку входят два дизель-генератора. Если лодки старых типов на поверхности ходили под дизелями, экономя электроэнергию, то лодки этого проекта и над, и под водой передвигаются только под электромоторами. Их несколько – главный, мощностью 5500 л.с., экономического хода (130 л.с.) и пара 102-сильных резервных. Все они работают на один гребной винт, а он - 6-лопастной, со сниженными до 250 в минуту оборотами, поэтому издает гораздо меньше шума и, следовательно, оставляет вражеским противолодочным силам меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.

Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля за воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция, помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров. Гидроакустическая аппаратура - двух видов. Активная посылает импульсы и по эхо-сигналам определят, где находятся цели и каковы их характеристики. Однако при этом лодка в определенной степени демаскирует себя. Поэтому применяют и пассивный гидролокатор, который только вслушивается и фиксирует посылки чужих сонаров, ничем себя не обнаруживая. Сведения со всех постов и средств наблюдения поступают в многоцелевую боевую информационно-управляющую систему, перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный командный пост, изолированный от других отсеков.

Большинство механизмов снабжено вибро-поглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах, что, вкупе с малошумным винтом, оптимально обтекаемым корпусом, делает лодку менее заметной, нежели субмарины других типов.

Оценивая новую советскую лодку, британские специалисты отмечали, что многие ее особенности «свидетельствуют об обычном пристрастии к двухкорпусным конструкциям. Другим же ее характерным признаком являются длинная рубка с ограждением выдвижных устройств и расположение убираемых горизонтальных рулей перед ограждением рубки. Эти лодки стали первыми русскими одновальными, тогда как прежние дизель-электроходы имели по два винта, а некоторые, к примеру, класса «Танго» - даже три».

В 1979 г. на верфи в Комсомольске-на-Амуре начали строить головной корабль проекта, в сентябре 1982 г. он вступил в строй. Позже корабли этого проекта выпускали в Ленинграде, и на заводе "Красное Сормово". После того, как их в 1981 г. засекли иностранные наблюдатели, в НАТО им присвоили условное обозначение "Кило".

Строи­тельство серии продолжалось для ВМФ и после 1992 года. В процессе строительства серии проект постоянно совершенствовался. Так Б-800 (проект 877ЛПМБ) имела винт, выполненный из сплава «Аврора», семилопастной саблевидный с Г-образными лопастями. Этот корабль был первым из ПЛ 877 проекта (далее все) оборудованным спасательным люком с системой позволяющей выходить из ЗПЛ с глубин до 250 метров. Другое оборудование (практически всё) в БЧ-5 было выполнено на новой элементной базе. ПЛ получила низкооборотистые ГГЭД и ДЭХ (по сравнению с Б-401 и Б-402) и другие нововведения, дополнительное акустическое оборудование входящее в ГАК МГК-400 (даже пришлось сократить каюту СПК и поселить его с замполитом), новое не входящее в навигационный комплекс штурманское оборудование и прочее.

Восемь последних кораблей серии построили по несколько измененному проекту (в некоторых источниках 877М(?)). Благодаря увеличению корпуса на две шпации (600 мм х 2) на них смонтировали новые, более мощные (в 1,5 раза) ДГ, с усовершенствованной амортизацией платформы, низкооборотный ГЭД, якорь Холла убирающийся во внутрь (на предыдущих якорь-щит). Всего заменили около 30 единиц оборудования на новое малошумное и более ремонтопригодное. Ресурс оборудования повышен в 2 раза, улучшена ремонтопригодность кораблей.

ПЛ Б-871 была построена по проекту 877В и имела опытный водометный движитель (вместо винта).

Для союзников по Варшавскому договору (Польши и Румынии) построено по одной лодке по немного измененному проекту - 877Э.

На базе этого проекта были разработаны еще две модификации, на которых была обеспечена возможность эксплуатации механизмов и оборудования в тропических условиях: проект 877ЭК(экспортный капиталистический), а также проект 877ЭКМ (экспортный капиталистический модернизированный). Первый так и не был осуществлен, а по второму в период с 1983 по 2000 год в общей сложности было построено 18 лодок. Одна из этих ДПЛ (Б-806) построена для ВМФ СССР в 1986 году и исполь­зовалась для подготовки экипажей. Базировалась на Усть-Двинск (позже переведена в Кронштадт, прошла ремонт), была приписана к центру подготовки подводников. Последние две ПЛ этого проекта строились как "Improved Kilo", а в некоторых источниках указывается, что последняя из этих ПЛ ("Sindhusharstra"), была построена для ВМС Индии по проекту 08773 (доработанный проект 877ЭКМ, имеет ракетный комплекс и ряд других усовершенствований, приближающих его к проекту 636). 7 кораблей ВМС Индии прошли средний ремонт и модернизацию на "Адмиралтейских Верфях" в Санкт-петербурге (2) и на "Звездочке" в Северодвинске (5). Оставшиеся 2 корабля первой серии будут модернизированы на верфи Хиндустан (Индия, Hindustan SY Ltd). Модернизация (очевидно, также по проекту 08773) включала в себя установку комплекса Club-S ASCM с системой управления Lama-ER, новый ГАК MГK-400ИM (MGK-EM), а также новые системы управления и обслуживания (такие как Палладий-М и т.п.). В 2006 году заключен контракт с Алжиром на модернизацию двух ДПЛ ("Адмиралтейские верфи"). Так же велись (по состоянию на 2007 год) переговоры о ремонте и модернизации трех иранских подводных лодок ("Звездочка") - на 2012 год, по сообщению ИА, все ПЛ проекта 877ЭКМ ВМС Ирана находятся в боевом строю.

"Варшавянка" оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота (за что за рубежом ей дали прозвище "черная дыра"). На базе проекта 877ЭКМ для ВМС КНР был разработан проект 636, а позже и проект 636М.


5. Схема проекта:


877

увеличенная схема (79,5 Кб)


Продольный разрез ПЛ проекта 877:

1 — основная антенна ГАК «Рубикон-М»; 2 — 533-мм ТА; 3 — первый (носовой или торпедный) отсек;
4 — якорный шпиль; 5 — носовой люк; 6 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания;
7 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами; 8 — жилые помещения;
9 — носовая группа АБ; 10 — репитер гирокомпаса; 11 — ходовой мостик;
12 — перископ атаки ПК-8,5; 13 — зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М;
14 — ПМУ устройства РДП; 15 — прочная рубка; 16 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»;
17 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»; 18 — ПМУ антенны СОРС МРП-25;
19 — контейнер (кранец) для хранения ЗР ПЗРК «Стрела-ЗМ»; 20 — второй отсек;
21 — центральный пост; 22 — третий (жилой) отсек; 23 — кормовая группа АБ;
24 — четвертый (дизель-генераторный) отсек; 25 — ДГ; 26 — баллоны системы ВВД;
27 — пятый (электромоторный) отсек; 28 — ГГЭД; 29 — аварийный буй;
30 — шестой (кормовой) отсек; 31 — кормовой люк; 32 — ГЭД экономического хода;
33 — приводы кормовых рулей; 34 — линия вала; 34 — кормовой вертикальный стабилизатор.


877

Схема размещения ВУ

1 - ПМУ АП СОРС МРП-25; 2 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»; 3 - ПМУ АП РЛС «Каскад»;
4 - РДП; 5 - ПМУ «Кипарис»; 6 - перископ зенитный и навигационный; 7 - перископ атаки


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное: 2300 тонн
  подводное: 3040 (3076?) тонн
  скорость хода  
  надводная: 10 узлов
  подводная: 17 узлов (19 - на последних 8 кораблях проекта 877)
  экономическая подводная: 3,0 узла
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в подводном положении:

400 (3) мили
  в режиме РДП:

6500 (7) миль с увел. запасом топлива
  глубина погружения  
  предельная: 350 метров (300 - для 877ЭКМ)
  рабочая: 240 (250?) метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 72,6 метров (73,8 - на последних 8 кораблях проекта 877)
  ширина: 9,9 метра
  осадка средняя: 6,2 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  запас плавучести: 32%
  вооружение  
  ракетный комплекс (только на проекте 08773):

Ciub-S
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  общее число торпед: 18 (торпеды СЭТ-65Э, ТЭСТ-71М, 53-65К и УСЭТ-80К)
  число и тип мин (взамен торпед): 24 мины ДМ-1
  тип ПЗРК: «Стрела-ЗМ» или «Игла-1», 1 контейнер
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая с полным электродвижением
  количество х мощность дизелей, кВт.: 2 х 1000 типа ДЛ42МХ (2 х 1500 типа 30ДГ на последних 8 кораблях проекта 877)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 1 х 5500 типа ПГ-141 (1 х 5500 типа ПГ-165, на последних 8 кораблях проекта 877, 1 х 4050 - на 877ЭКМ)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 1 х 190 (ПГ-166)
  количество (тип) х мощность резер. ГЭД, л.с. 2 х 102 (ПГ-168)
  количество и тип движителей: 1 малошумный ВФШ
  запасы дизельного топлива, т.: 172
  число групп АБ х число элементов: 2 х 120
  обитаемость  
  автономность:

45 суток
  экипаж:

57 (52 - 877ЭКМ) человека

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Санкт-Петербург, 2000г.
- Павлов А.С. "Боевые корабли России 2001г", Якутск, 2001г.
- Боечин И. "Их прозвали "Варшавянками"…", Техника-Молодежи, №11, 1996г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Информация от ветеранов-подводников 161-й БрПЛ КСФ
- Статья Сафронова И. и Лантратова К. "Флот начал распродажу подлодок", Коммерсантъ, №219, 23.11.2004г.
- Информация с сайта http://www.vimi.ru.
- Информация с сайта http://www.warships1.com.
- Информация с сайта http://www.bharat-rakshak.com
- Информация с сайта http://www.hazegray.org
- Информация с сайта http://membres.lycos.fr
- Информация с сайта http://azulene.ineos.ac.ru
- Информация с сайта "Северный рабочий"


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2015