Rambler's Top100 Тип "Барс"

Тип «Нарвал» (проект «Голланд-31А» (Holland-XXXIA), США).


1. Количество подводных лодок проекта: 3


2. Изображение проекта:


ПЛ Нарвал

ПЛ «Нарвал» после вступления в строй без артиллерийского вооружения. 1915 год, весна

ПЛ Кашалот

ПЛ «Кашалот» до демонтажа ТА с 75-мм орудием ситемы Канэ (нос) и 57-мм орудием системы Гочкиса (корма). 1916 год, весна


ПЛ Кит

ПЛ «Кит» после демонтажа 4 ТА с двумя японскими 75-мм орудиями ситемы Арисака. 1917 год, осень


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Невский Завод (3)

1

 «Нарвал»

-

12.1911

11.04.1915

23.08.1915

 Строилась в г.Николаев
 01.05.1918 – захвачена Германией
 1918 - пер.в US-5(?)
 24.11.1918 – захвачена Антантой
 26.04.1919 – затоплена, обнаружена

2

 «Кит»

-

12.1911

05.1915

14.10.1915

 Строилась в г.Николаев
 01.05.1918 – захвачена Германией
 1918 - пер.в US-7(?)
 24.11.1918 – захвачена Антантой
 26.04.1919 – затоплена, поднята

3

 «Кашалот»

-

12.1911

22.08.1915

13.05.1916

 Строилась в г.Николаев
 01.05.1918 – захвачена Германией
 24.11.1918 – захвачена Антантой
 26.04.1919 – затоплена, обнаружена


4. История проекта:


В 1907 году была утверждена "малая кораблестроительная программа", предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для Черноморского флота. Морской генеральный штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года разослал их заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе было рассмотрено 16 проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийским заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту фирмы "Голланд", Балтийский завод представил проект И.Г. Бубнова. На предложение представить более подробный проект с учетом дополнительных требований (в частности, увеличение скорости хода) Невский завод уведомил, что это возможно для ПЛ водоизмещением 750/950 т при цене 2 млн. 250 тыс. руб. Будучи заинтересованным в постройке ПЛ, отличных от "русского типа" для выбора "лучшей в дальнейшем строительстве" ПЛ, Морской Технический Комитет (МТК) настоял на передаче заказа на 3 ПЛ Невскому заводу. Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 г. представило два проекта ПЛ Голланда: типа 10С водоизмещением 455/613 т со скоростью 15/11,5 узлов и проект, составленный по заказу МТК, водоизмещением ок. 850 т со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям МТК. 4 июня 1911 г. Невский завод представил новый проект ПЛ типа 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа 3 ПЛ типа "Голланд-31А" в рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911г. МТК рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов при увеличении дальности плавания под водой в течение 2 часов при скорости 11 уз. и еще 40 мин. со скоростью 4-5 уз. Цена за 1 ПЛ установлена в 1 млн. 600 тыс. руб. Продолжительность пост­ройки - 28 месяца (окончательно - 24 месяца). 9 июля 1911 г. выдан заказ Невскому заводу на постройку 3 ПЛ со сроком начала испытаний - 9 июля 1913 г.

В ноябре 1911 г. на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 т. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу "Сименс и Гальске", электрооборудование поставляло Русское общество "Всеобщая компания электричества" и "Шуккерт и Ко", аккумуляторные батареи поставляла фирма "Мэто", компрессоры, воздухохранители и помпы изготавливались в США, перископы - в Италии. Строительство велось на Невском заводе в Санкт-Петербурге, а сборка осуществлялась в Николаеве отделением Невского завода. Лодки получили названия "Нарвал", "Кит" и "Кашалот".

Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую пару двигателей только в мае 1914 г., двигатели эти в Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 г. ГУКиС заключил контракт с американской фирмой "New-London" на поставку 12 дизелей мощностью по 160 л.с. из расчета по 4 на каждую лодку, которые в январе 1915 г. были доставлены на пароходе Добровольного флота "Тамбов" во Владивосток и затем перевезены в Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно два дизеля. Кормовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен и могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, что существенно повышало живучесть. Снаружи прочный корпус закрывался легким корпусом, т.е. лодки этого типа были двухкорпусными (на протяжении 44% длины в средней части ПЛ). ПК был разделен 6 прочными водо­непроницаемыми переборками, рассчитанными на 1 атм. Все управление ПЛ было сосредоточено в 3 отсеке, 6 и 7 отсеки занимали двигатели надводного и подводного хода. Верхнюю часть ПК прикрывала проницаемая надстройка. Прочная рубка с ограждением и 2 люками служила также для выхода экипажа. Все балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись самотеком. Цистерны в ПК продувались сжатым воздухом, из остальных балласт откачивался помпами через коробчатый киль, служивший главной осушительной ма­гистралью. Но уже во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общий киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. В ЦП находился автоматический клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50 м. От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло командиру самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас воздуха был в 3,2 раза больше чем на ПЛ "Морж". Время заполнения ЦГБ - 1 мин. Время перехода из позиционного в подводное - 40-50 сек., т.е. ПЛ типа "Нарвал" – первые быстропогружающиеся ПЛ русского флота. Лодки типа "Нарвал" хорошо управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала легкая надстройка, улучшавшаяммореходные качества. Форма корпуса лодки обеспечивала хорошие ходовые качества. Лодки были снабжены одним надводным и двумя подводными якорями.

Предусматривались два спасательных буйка, спасательные люки и (по спецификации) спасательные костюмы. Средства наблюдения и связи на ПЛ - 2 перископа системы Герца фирмы "Оффигеоне Галлилео" (Италия), радиостанция с дальностью действия около 100 миль, фонарь Ратьера и переносной 35-см прожектор.

Первоначально вооружение предусматривало по два носовых и кормовых ТА с запасным комплектом торпед и два спаренных поворотных ТА (в нос и в корму от рубки). Поскольку такие аппараты в России не производились, на всех ПЛ изначально установили по 8 ТА системы Джевецкого (но без запасных торпед). В 1916 году на ПЛ "Кашалот" убрали носовые и кормовые ТА, а остальные модернизировали по системе Джевецкого-Подгорного, но с запасными торпедами. В 1917 году с ПЛ "Нарвал" и "Кит" также демонтировали носовые и кормовые ТА. В этоже время все ПЛ проекта получили по два 7,62-мм пулемета для борьбы с авиацией. После того как корабли после постройки переходили в Севастополь на них устанавливали артиллерийское вооружение, состав которого был различным: ПЛ "Нарвал" - 2 японских 75-мм орудия системы Арисака, ПЛ "Кашалот" и "Кит" - 75-мм орудием ситемы Канэ (нос) и 57-мм орудием системы Гочкиса (корма), но в 1917 году на ПЛ "Кит" уже были установлены так же 2 японских 75-мм орудия системы Арисака.

Самым ненадежным элементом лодок типа "Нарвал" были нештатные двигатели фирмы "New-London", которые оказались слишком малосильными и легкими, со слабым коленчатым валом, что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок двигателей или их резкого сокращения было принято решение о запрещении на подводных лодках "Кит" и "Кашалот" пользоваться одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подлодке "Нарвал", где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших переходах только одной парой двигателей. Это привело к снижению скорости хода до 6,5 узлов, хотя при этом дальность плавания на подлодках "Нарвал" и "Кит" возросла до 3500 миль, а на подводной лодке "Кашалот", где был предусмотрен запас смазочного масла, до 4800 миль. Время зарядки АБ (2 группы АБ по 60 элементов) составило 20 часов вместо 12 по проекту.

В целом постройка подводных лодок типа "Нарвал" стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.


5. Схема проекта:


схема


Укрупненная схема (111,1 Кб)


Общее расположение подводных лодок типа "Нарвал" (Голланд 31А)

1 - воздухохранители, 2 - гребные электромоторы, 3 - подводные якоря, 4 - вертикальный руль, 5 - привод вертикального руля,
6 - трубча­тые торпедные аппараты, 7 - кормовая балластная цистерна, 8 - вентиляционные трубы, 9 - главная электростанция,
10 - гаэовыхлопной коллектор, 11 - дизель-моторы, 12 - поворотные торпедные аппараты, 13 - перископы, 14 - боевая рубка,
15 - кают-компания и каюты офицеров, 16 - командное помещение, 17 - шпиль, 18 - якорь Паркера, 19 - привод горизонтальных рулей,
20 - водонепроницаемая палуба, 21- носовая балластная цистерна, 22 - коробчатый киль, 23 - топливная цистерна,
24 - аккумуляторная батарея, 25 - уравнительные цистерны, 26 - носовые горизонтальные рули,
27 - запасные торпеды (только на ПЛ «Кашалот»), 28 - центральный пост управления, 29 - помещение кондукторов,
30 - междубортные балластные цистерны, 31 - гребной вал, 32 - дифферентные цистерны


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное: 620-621 тонн
  подводное: 990-994 тонн
  скорость хода  
  полная надводная: 10,8 узлов (11,5 узлов - "Нарвал")
  экономическая надводная: 10,0 узлов
  экономическая подводная: 4,0-5,0 узлов (6,0 узлов - "Нарвал")
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

3500 (6,5) - по факту (4800 (6,5) - "Кашалот")
  в подводном положении:

19,5 (9,8) миль или 103 (4,15) мили - по факту
  глубина погружения  
  предельная: 100 метров
  рабочая: 50 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 70,2 метров
  ширина: 6,5 метров
  осадка средняя: 3,6 (3,4?) метра
  конструктивный тип: полуторакорпусная
  вооружение  
  пулеметы (с 1917):

2 х 7,62 мм
  число и калибр артиллерийских установок: 2х75 мм ("Нарвал" и с 1917 - "Кит"), 1х57 мм и 1х75 мм ("Кашалот" и до 1917 - "Кит")
  457-мм трубчатые кормовые торпедные аппараты: 2
  457-мм трубчатые носовые торпедные аппараты: 2
  палубные торпедные аппараты Джавецкого: 8 ("Кашалот" - до 1916, "Нарвал" и "Кит" - до 1917)
  палубные торпедные аппараты Джавецкого-Подгорного: 4 ("Кашалот" - с 1916, "Нарвал" и "Кит" - с 1917)
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 4 х 160 л.с.
  количество х мощность электромоторов, л.с.: 2 х 245
  количество валов: 2
  обитаемость  
  автономность:

12 - 12,5 суток
  экипаж:

41 (37 - первоначально) человек

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
- Ничик Ю.М. Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
- Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
- Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
- Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
- Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Нарвал", Морская Коллекция №12, 2011г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2012