Rambler's Top100 ПЛ "Кашалот" Тип "Нарвал"

"Кашалот"

Тип «Нарвал» (Holland XXXIA)




фотография:


ПЛ Кашалот

Спуск на воду ПЛ "Кашалот" проекта Holland XXXIA. 22.08.1915. г.Николаев.




историческая справка
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю):


1911 год 11 октября
Зачислена в списки кораблей ЧФ;

1911 год декабрь
Заложена на Невском Заводе в г.Санкт-Петербург, позже перевезена для сборки в г.Николаев;

1913 год 18 октября
На стапелях отделения Невского завода в Николаеве в присутствии морского министра адмирала И.К. Григоровича состоялась торжественная церемония, посвященная одновременной закладке трех ПЛ проекта с установкой на днищевом наборе каждой ПЛ закладных досок. В некоторых источниках, ошибочно указывается - 10.10.1913;

1915 год 22 августа
Спуск на воду. Вошла в состав 2-го Дивизиона Бригады ПЛ ЧФ;

1915 год октябрь
Начаты сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе;

1915 год 3 ноября
ПЛ переведена из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний. Из-за обнаружения дефектов в передаче от двигателей на гребные валы на ПЛ "Нарвал" и "Кит" было принято решение на ПЛ "Кашалот" передаточное устройство носовых двигателей демонтировать, двигатели соединить с валом посредством фрикционных муфт и запретить одновременно пользоваться кормовыми и носовыми двигателями, как это было сделано на ПЛ "Кит". Из-за необходимости выполнения указанных работ лодка окончила испытания. Кроме доработок и переделок в машинах на ПЛ были демонтированы носовые и кормовые ТА Джавецкого, а средние модифицировали до стандарта Джавецкого-Подгорного. После доработки продолжила программу испытаний;

1915 год - 1916 год
Была оснащена акустическими приборами наблюдения и звукоподводной связи конструкции профессора Фессендена (производитель - американская фирма "Submarine Signal & Co"). В 1916 году к ним добавили высокочастотную машину Вологдина;

1916 год 13 мая
Вступила в строй (дата приемки в казну);

1916 год - 1917 год 3 декабря
Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила 42 судна и парусника (по данным Заблоцкого В.П., по данным автора сайта - 36);

1916 год ? - 20 декабря
Совершила боевой поход;

1917 год 10 - 20 января
Совершила боевой поход. 13.1 между о-вом Кефкен и рекой Сакария захватила две шхуны с углем (одна из них водоизмещением в 500 т) и взорвала их подрывными патронами;

1917 год 15 - 24 февраля
Находилась в дозоре у Босфора. 15.2 унчтожила артогнем шхуну у мыса Дели-Ким-Шели. 16.2 уничтожила подрывными патронами 5 больших шхун с грузом угля у реки Сакария. 21.2 обстреляла береговую батарею у горы Агвех. 22.2 из надводного положеня с 8 кбт безрезультатно атаковала вооруженный ширкет "Ресанет" (230т, мина прошла по носу). Смогла артогнем повредить ширкет "Ресанет", а также ширкет "Икдам" (244т), после чего оба ширкета выбросились на берег в районе устья реки Мелен-Су. В тот же день ПЛ потопила два буксира и шхуну в том же районе и одну шхуну в районе рек Сакария. 23.2-24.2 в районе устья реки Сакария потопила 2 шхуны;

1917 год 15 - 24 марта
Находилась в дозоре у Босфора. 17.3 у Акче-Шехира в районе реки Мелен-Су потопила подрывным патроном одну шхуну;

1917 год 17 - 27 апреля
Находилась в дозоре у Босфора. 19.4 тараном уничтожила двухмачтовую шхуну у Сакарии. 21.4 вела бой с 4-х орудийной береговой батареей к западу от Сакарии. 25.4 в районе Зунгулдака потопила парусник у Эрегли и 2 парусника у Мелен-Агджи;

1917 год
ПЛ олучила два 7,62-мм пулемета для борьбы с авиацией;

1917 год 30 мая - 5 июня
Находилась в боевом походе 3.6 уничтожила 6 шхун в районе Амастро-Керемпе. 4.6 при попытке совершить диверсию на берегу с высадкой группы на шлюпке убит старший офицер ПЛ Ярышкин;

1917 год 2 - 13 июля
Находилась в дозоре у Босфора. 6.7 потопила парусник в районе Урлы. 8.7 уничтожила артогнем 4 турецкие шхуны с грузом угля, 10.7 уничтожила артогнем две большие турецкие шхуны и одну малую, которые следовали в Зунгулдак за углем. По данным Заблоцкого В.П., 1.7 в районе входа в Босфор ПЛ уничтожила шесть парусных шхун, а три повредела и вынудила выброситься на берег;

1917 год 28 - 30 июля
При нахождении в боевом походе 28.7 уничтожила 2 шхуны, 29.7 - 4 шхуны, 30.7 - 2 шхуны;

1917 год 22 - 29 августа
Находилась в дозоре у Босфора;

1917 год 26 октября (8 ноября по н.с.)
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;

1917 год 3 декабря (16 декабря по н.с.)
Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий;

1918 год 1 марта
Значилась в числе кораблей второй линии. Имела сокращенный экипаж;

1918 год 1 - 2 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Поступила в управление Германского Адмиралтейства. Бортовой номер в ВМС Германии, в отличие от остальных кораблей серии, не получала;

1918 год 24 ноября
Захвачена англо-французскими интервентами. Перешла под их контроль;

1918 год ноябрь
Передана союзниками представителям Белого движения. Находилась в резерве;

1919 год январь
Входила в состав белого Черноморского флота. Находилась в резерве на долговременном хранении в Южной бухте г.Севастополь. Личный состав экипажа на ПЛ отсутствовал за исключением охраны;

1919 год 24 апреля
В числе других ПЛ выведена буксирами на внешний рейд г.Севастополь, якобы для буксировки в г.Новороссийск, в связи с угрозой захвата частями Красной Армии;

1919 год 26 апреля
Затоплена по приказанию английского командования в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков;

1975 год
Обнаружена на дне и обследована во время проведения АСС КЧФ планового поиска в районе Севастополя затопленных объектов;

2006 год
Лежашая на глубине 70 метров ПЛ была обследована дайверами Севастопольского дайв-клуба "Альфа" (Крайновым А., Шаповаловым Д. и Павленко П.). Позже состоялось проникновение внутрь ПЛ через отсутствующий съемный лист над машинным отделением;

2011 год
Окончательно идентифицирована как ПЛ "Кашалот";

2012 год
По состоянию на начало года к подъему не планировалась.




командиры:
(по данным источника №13)


1. Бачманов П.С. (05.09.1915-06.03.1916), 22.09.1915 - принял корабль
2. Гадон А.С. (04.06.1916-07.11.1916) ВРИД(?), по данным источника №8, но в это время был минным офицером 2-го ДнПЛ ЧМ
3. ? нет данных (06.03.1916-02.08.1916)
4. Столица П.К. (02.08.1916-04.12.1917)
5. ? нет данных (04.12.1917-01.01.1918)
6. Люби К.Г. (01.01.1918-30.04.1918), 28.02.1918 - принял корабль



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
12. Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Нарвал", Морская Коллекция №12, 2011г.
13. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016