Rambler's Top100 Нарвал Тип "Нарвал"

"Нарвал", US-5(?)

Тип «Нарвал» (Holland XXXIA)




фотография:


ПЛ Нарвал

ПЛ "Нарвал" проекта Holland XXXIA. 1915. г.Севастополь.




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю):


1911 год 11 октября
Зачислена в списки кораблей ЧФ;

1911 год декабрь
Заложена на Невском Заводе в г.Санкт-Петербург, позже перевезена для сборки в г.Николаев;

1913 год 18 октября
На стапелях отделения Невского завода в Николаеве в присутствии морского министра адмирала И.К. Григоровича состоялась торжественная церемония, посвященная одновременной закладке трех ПЛ проекта с установкой на днищевом наборе каждой ПЛ закладных досок. В некоторых источниках, ошибочно указывается - 10.10.1913;

1915 год 11 апреля
Спущена на воду. Вошла в состав 2-го Дивизиона Бригады ПЛ ЧФ;

1915 год 15 апреля
Осмотрена императором России Николаем II;

1915 год 20 июня
Начало сдаточных испытаний в Николаеве. В виду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе. 29 июня при испытаниях двигателей надводного хода на полный ход выявились дефекты в конструкциях фрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового дизеля на передний ход. После неоднократных испытаний муфт комиссия пришла к выводу, что "муфты ненадежны и даже опасны";

1915 год 18 - 19 июля
Перешла из г.Николаев в г.Севастополь, где испытания были продолжены;

1915 год 23 августа
Вступила в строй (дата приемки в казну);

1915 год 25 октября
При переходе морем на линию дозора в районе Босфора на ПЛ сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, лопнули кронштейны опорных подшипников. Лодку пришлось отправить в г.Николаев на ремонт. Причиной аварии послужили трещины и раковины коленчатых валов, фундаментов и станин двигателей. По рекомендации комиссии на ПЛ носовые двигатели соединили с динамо-машинами, доставленными из США для подводных лодок типа "АГ";

1915 год - 1916 год
Была оснащена акустическими приборами наблюдения и звукоподводной связи конструкции профессора Фессендена (производитель - американская фирма "Submarine Signal & Co"). В 1916 году к ним добавили высокочастотную машину Вологдина;

1916 год апрель - май
Завершение переоборудования и ремонта в г.Николаев;

1916 год - 1917 год 3 декабря
Участвовала в 1-й мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила 31 судно и парусник (по данным Заблоцкого В.П., по данным автора сайта - 33-34);

1916 год 18 - 22 сентября
Совершила боевой поход к Босфору. 18.9 взорвала большой турецкий угольщик, подорвавшийся на одной из мин заграждения у Босфора и приткнувшийся к берегу;

1916 год 1 - 5 октября
При нахождении в дозоре у Босфора 2.10 потопила парусник в районе Кемер-Бургаз. 3.10, находясь восточнее о-ва Кефкен, атаковала артиллерией вооруженный пароход "Кезан" ("Kesan", 3154т), заставила его выброситься на берег бухты в районе Шили и разрушила его четырьмя торпедами. 4.10 взорвала торпедой восточнее мыса Кара-Бурну Азиатского турецкий пароход "Ирмингард" ("Irmingard", 4421т), ранее подорвавшийся на русских минах и выбросившийся на мель;

1916 год 28 декабря - 1917 год 6 января
Совершила боевой поход. 30.12 в бухте Килимли (район Шили) потоплены ширкет "Невесер" (257т) или по другим данным - пароход "Нусрет"(230т), пароход "Мода" (697т) и бриг "Дерниш". 1.1 потопила 2 паруснка. 6.1 захватила и уничтожила артогнем пароход "Адам" (182т). Также захватила 8 парусных шхун. Потопив 7 шхун, ПЛ пыталась довести одну шхуну до Севастополя, но при подходе к Херсонесскому маяку в свежую погоду буксиры лопнули и шхуна, отнесенная в море, затонула (действия ПЛ и результат похода требуют уточнения);

1917 год 27 января - 6 февраля
Совершила боевой поход. 29.1 потопила большой ширкет у с.Акче-Шары и 7 шхун у устья реки Сакария. 4.2 уничтожила артогнем шхуну восточнее реки Сакария;

1917 год 7 - 16 марта
Находилась в дозоре у Босфора. 12.3 в районе между Амастро и Керемпе остановила, досмотрела и потопла подрывным патроном двухмачтовую шхуну. 16.3 на входе в босфор потопила шхуну;

1917 год
С ПЛ сняты носовые и кормовые торпедные аппараты (общее количество уменьшено до четырех). Получила два 7,62-мм пулемета для борьбы с авиацией;

1917 год 22 - 31 мая
Совершила боевой поход в район Босфора. 23.5 в районе входа в Босфор потопила парусно-моторную шхуну. 24.5 у с. Фоказ захватила и потопила подрвыным патроном шхуну. 30.5 (требует уточненя, возможно дублируются события 24.5) захватила турецкую моторную шхуну, но ввиду невозможности отвести приз в Севастополь, сняла мотор и часть груза, а шхуну потопила;

1917 год 20 - 30 июня
Находилась в боевом походе. 22.6 уничтожила артогнем 2 шхуны у Улу-Керемпе;

1917 год 26 октября (8 ноября по н.с.)
Перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту;

1917 год 3 декабря (16 декабря по н.с.)
Между Россией и германо-турецким командованием было заключено перемирие на Черном море. Прекращение военных действий;

1918 год 1 марта
Значилась в числе кораблей второй линии. Имела сокращенный экипаж;

1918 год 1 - 2 мая
Захвачена в Севастополе германскими оккупантами. Поступила в управление Германского Адмиралтейства. В дальнейшем получила бортовой номер ВМС Германии - "US-5" (предположительно). Флаг ВМС Германии не поднимался (в состав флота не входила);

1918 год 24 ноября
Захвачена англо-французскими интервентами. Перешла под их контроль;

1918 год ноябрь
Передана союзниками представителям Белого движения. Находилась в резерве;

1919 год январь
Входила в состав белого Черноморского флота. Находилась в резерве на долговременном хранении в Южной бухте г.Севастополь. Личный состав экипажа на ПЛ отсутствовал за исключением охраны;

1919 год 24 апреля
В числе других ПЛ выведена буксирами на внешний рейд г.Севастополь, якобы для буксировки в г.Новороссийск, в связи с угрозой захвата частями Красной Армии;

1919 год 26 апреля
Затоплена по приказанию английского командования в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков;

1980 год
Обнаружена на глубине 78 метров в точке с координатами 44гр38мин с.ш. 33гр25мин в.д. и обследована подводной лабораторией "Бентос-300";

2011 год
Окончательно идентифицирована как ПЛ "Нарвал";

2012 год
По состоянию на начало года к подъему не планировалась.




командиры:
(по данным источника №13)


1. Кочетов Д.Д. (11.02.1915-30.04.1918)
2. Паруцкий М.В. (13.10.1916-07.11.1916) ВРИД
3. Погорецкий В.В. (1917), по данным источника №8, но в это время был командиром ПЛ "Орлан"



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
6. Ничик Ю.М. Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
12. Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Нарвал", Морская Коллекция №12, 2011г.
13. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016