Rambler's Top100 Проект 671 РТМ (РТМК)

Проект 671РТМ и 671РТМК «Щука» (NATO – “Victor-III”).


1. Количество подводных лодок проекта: 26+1


2. Изображение проекта:


671 РТМ

ПЛА проекта 671РТМ

К-254

ПЛА К-254 (первоначальный вариант) с контейнерами для буксировщиков

671 РТМК

ПЛА проекта 671РТМК


671 РТМ                          671 РТМК

ПЛА проекта 671РТМ                                           ПЛА проекта 671РТМК


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение (13)

1

 К-524

01636

07.05.1976

31.07.1977

28.12.1977

 11.10.1982 - получила наим.
 "60 лет шефства ВЛКСМ"
 15.02.1992 – Б-524
 1998 - "Западная Лица"

2

 К-254

01638

24.09.1977

06.09.1979

30.12.1979

 03.06.1992 – Б-254
 1983 - мод. по пр. 671РТМК

3

 К-502

01641

23.07.1979

17.08.1980

31.12.1980

 03.06.1992 – Б-502
 1992 - мод. по пр. 671РТМК
 21.03.1999 – «Волгоград»

4

 К-527

01643

28.09.1978

24.07.1981

30.12.1981

 03.06.1992 – Б-527

5

 К-298

01645

25.02.1981

14.07.1982

27.12.1982

 03.06.1992 – Б-298

6

 К-358

01647

23.07.1982

15.07.1983

29.12.1983

 30.12.1987 - получила наим.
 «Мурманский Комсомолец»
 15.02.1992 – Б-358

7

 К-299

01649

20.12.1983

29.06.1984

22.12.1984

 03.06.1992 - Б-299

8

 К-244

01652

25.12.1984

09.07.1985

25.12.1985

 Достр. по пр.671РТМК
 03.06.1992 - Б-244

9

 К-292

01655

15.04.1986

29.04.1987

27.11.1987

 Достр. по пр. 671РТМК
 03.06.1992 - Б-292
 07.2002 – "Пермь"

10

 К-388

01657

08.05.1987

03.06.1988

30.11.1988

 Постр. по пр. 671РТМК
 03.06.1992 - Б-388
 2005 – "Петрозаводск"

11

 К-138

01659

07.12.1988

05.08.1989

10.05.1990

 Постр. по пр. 671РТМК
 03.06.1992 - Б-138
 05.05.2000 – "Обнинск"

12

 К-414

01695

01.12.1988

31.08.1990

30.12.1990

 Постр. по пр. 671РТМК
 03.06.1992 - Б-414
 18.09.1996 - получила наим.
 «Даниил Московский»

13

 К-448

01696

31.01.1991

17.10.1991

24.09.1992

 Постр. по пр. 671РТМК
 03.06.1992 - Б-448
 25.03.1995 - "Тамбов"
 20?? - ремонт, план 2014?

 КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (13+1)

14

 К-247

271

15.07.1976

13.08.1978

30.12.1978

 28.04.1992 - Б-247

15

 К-507

282

02.11.1977

01.10.1978

30.11.1979

 28.04.1992 - Б-507

16

 К-492

303

23.02.1978

28.06.1979

30.12.1979

 28.04.1992 - Б-492

17

 К-412

304

29.10.1978

06.09.1979

30.12.1979

 28.04.1992 - Б-412

18

 К-251

295

29.07.1979

03.05.1980

30.09.1980

 28.04.1992 - Б-251

19

 К-255

296

07.11.1979

20.07.1980

28.12.1980

 03.06.1992 - Б-255

20

 К-324

297

23.02.1980

07.09.1980

30.12.1980

 03.06.1992 - Б-324

21

 К-305

308

27.07.1980

17.05.1981

30.09.1981

 28.04.1992 - Б-305

22

 К-355

299

31.12.1980

08.08.1981

29.12.1981

 28.04.1992 - Б-355

23

 К-360

300

09.05.1981

27.04.1982

29.09.1982

 28.04.1992 - Б-360

24

 К-218

301

07.11.1981

24.07.1982

28.12.1983

 03.06.1992 - Б-218

25

 К-242

302

12.06.1982

29.04.1983

25.10.1983

 23.06.1982 - наим. «50 лет
 Комсомольску-на-Амуре»

 28.04.1992 - Б-242
 2012 - в отстое

26

 К-264

333

29.07.1983

08.06.1984

26.10.1984

 28.04.1992 - Б-264

27

 К-315

334

1982

-

-

 19.01.1983 – снята со стр-ва

Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 671РТМ:
85, 166, 188, 322, 476, 485, 505, 506, 534, 556, 581, 603


4. История проекта:


Бурное развитие науки, техники и промышленности создали предпосылки для более радикального совершенствования многоцелевых подводных лодок, Резко ужесточились требования к шумности АПЛ, появились более совершенные виды оружия  (противолодочные ракетоторпеды, мины, а позже стратегические ракеты, стартующие из ТА). Быстро менялась элементная база и сами электронные комплексы вооружения (штурманское, гидроакустическое) и боевая информационно-управляющая система, радиосвязь. Параллельно с развертыванием работ по созданию принци­пиально новых АПЛ проектов 945 и 971, в СССР была предпринята весьма успешная попытка «выжать» макси­мально возможное из конструкции лодок проектов 671 и 671РТ. В связи с этим СПМБМ «Малахит» во главе с его начальником — главным конструктором Г.Н. Чернышевым была создана еще одна модификация АПЛ 671 с новейшим радиоэлектронным вооружением, получившая индекс 671РТМ. В основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр «Щука») легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения — мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационной и управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комп­лекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически проект 671РТМ, так же как и ракет­ный подводный крейсер проекта 667БДРМ, «плавно пере­шел» из второго в третье поколение атомоходов.
Титановый обтекатель заменили неметаллическим. Эта работа проводилась с участием ЦНИИ «Океанприбор» (Е.Л. Шендеров), ЦНИИ имкадемика А.Н. Крылова (Б. П. Григорьев, М.К. Лерри и Н.А. Писковитина), ЦНИИТС (Н.Г. Сударева). В ЦНИИ «Океанприбор» (директор и главный конструктор В.В. Громковский, главный инженер Д.Д. Миронов) был создан акустический комплекс «СКАТ-КС». После тщательных проработок бюро было принято решение установить на подводную лодку БИУС «Омнибус», созданную НПО «Агат» (директор А.А. Мошков, главный инженер Я.А. Хетагуров, главный конструктор А.И. Троян). Устаревший навигационный комплекс «Сигма» заменили новейшим комплексом «Медведица» (НПО «Азимут», директор и главный конструктор В. Г. Пешехонов).

В июле 1974 г. совместным решением МСП и ВМФ технический проект был утвержден. Сразу было оговорено, что сдача головной АПЛ пр.671РТМ будет  производиться без комплексов «СКАТ-КС», БИУС «Омнибус-РТМ» и «Медведица-РТМ». Это решение оказалось совершенно правильным, так как впоследствии эти комплексы дорабатывались в течение трех лет после сдачи головного корабля.

 Большой вклад в установку комплексов «СКАТ-КС», «Омнибус» и «Медведица», комплексов радиосвязи «Молния-Л» и «Цунами-БМ» внесли сотрудники бюро под руководством главных конструкторов по электрооборудованию В.П. Горячева и впоследствии С.П. Каткова. Размещение на АПЛ пр. 671 РТМ перспективных радиэлектронных средств значительно улучшило характеристики многоцелевых АПЛ II поколения и по технической оснащенности приблизило их к АПЛ III поколения. Отработка уникальных комплексов «Омнибус», «Скат» и «Медведица» обеспечила впоследствии установку их на подводные лодки III поколения (АПЛ пр. 945, 949 и 941). Гидроакустический комплекс «Скат» (Главным конструктором официально был назначен Громковский В.В., но фактически ГК был первый заместитель ГК Паперно А.И., Идин В.Б. был зам. ГК по комплексным вопросам) обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазо­нах частот. Комплекс позволял обнаруживать цели посредством эхопеленгования с измерением дистанции до них и выдавал исходные данные для целеуказания торпедному оружию.

По своим возможностям комплекс «Скат» втрое превосхо­дил ГАК предшествующего поколения и вплотную прибли­жался к американским комплексам (хотя по-прежнему ус­тупал им по массогабаритным характеристикам). Макси­мальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230 км. Были приме­нены бортовые приемники шумов, работающие в пассив­ном режиме, а также протяженная буксируемая инфразвуковая антенна, в свернутом виде размещавшаяся в специ­альном бульбообразном контейнере, расположенном над вертикальным оперением лодки.

Навигационный комплекс «Медведица-671РТМ» обеспечи­вал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую пере­дачу этих параметров в другие корабельные системы. Боевая информационная управляющая система «Омнибус» производила автоматизированный сбор, обработку и нагляд­ное отображение информации, обеспечивающей принятия решений на маневрирование, боевое использование ору­жия, а также управление торпедной и ракетной стрельбой. Корабль был оснащен но­вым автоматизированным комплексом связи «Молния-Л» с системой косми­ческой связи «Цунами-Б», а также специальным раз­ведывательным комплек­сом.

 Автономность АПЛ увеличилась до 80 сут, а водоизмещение (по сравнению с АПЛ пр. 671 РТ) - на 400 м3 и составило 4750 м3, наибольшая длина достигла 107,1 м. К разработке рабочих чертежей (а они создавались параллельно для двух заводов — ЛАО и завода им. Ленинского комсомола) бюро приступило до окончания технического проекта в соответствии с совместным решением МСП и ВМФ от 14 ноября 1973 г. Головная АПЛ пр.671 РТМ была заложена на стапелях ЛАО 7 мая 1976 г.

Освоение на флотах подводных лодок проекта 671РТМ не­сколько затянулось. Причина этого заключалась в недоведенности БИУС «Омнибус»: до середины 80-х гг. система была не способна в полной мере решать возложенные на нее задачи. На кораблях ранней постройки «Омнибус» при­ходилось доводить уже в ходе эксплуатации лодок, что су­щественно ограничивало их боевые возможности. Уже в процессе постройки серии было решено перейти от семилопастного гребного винта к менее «шумной» схеме «тандем» (два соосных четырехлопастных гребных винта противоположного вращения), что привело к удлинению лодки на 1 м.

 Большое количество мероприятий было проведено на АПЛ пр. 671РТМ для того, чтобы шумность этого корабля была не больше, чем американских многоцелевых атомных подводных лодок типа «Los Angeles». Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности АПЛ за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (т. н. «отключение фундамен­тов»), акустической развязке механизмов и конструкций. На лодке появились выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродина­мический шум. Корабль получил размагничивающее устройство, затрудняющее его обнаружение авиационными магнитометрами. От лодки к лодке снижался показатель шумности, и только прекращение финансирования в период перестройки не позволило бюро до конца решить эту задачу. Она была решена уже на АПЛ следующего поколения пр.971).

Одним из важнейших элементов вооружения модернизи­рованного атомохода должен был стать противолодочный ракетный комплекс «Шквал», разработка которого началась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1960 г. «Идеологами» нового комплекса явились ученые московского филиала ЦАГИ им. профессора Н. Е. Жуковского (ныне ГосНИЦ ЦАГИ), в частности академик Г. В. Логвинович. Непосредственную разработку оружия осу­ществляло НИИ-24 (ныне ГНПО «Регион») под руководством главного конструктора И. Л. Меркулова (в дальнейшем его сменил В. Р. Серов, а завершил работу Е. Д. Раков). В состав комплекса «Шквал» входила сверхскоростная под­водная ракета, развивающая 200 узлов (при дальности хода 11 км). Это достигалось использованием двигателя, работающе­го на гидрореагирующем топливе, а также за счет движения снаряда в газовой каверне, обеспечивающей минимизацию гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посред­ством инерциальной системы, не чувствительной к помехам. Первые пуски подводной ракеты были выполнены на озере Иссык-Куль в 1964 г., а 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с ракетой М-5 был принят на вооружение ВМФ. Следует заметить, что аналогов этому высокоэффективно­му комплексу, обладающему почти абсолютной вероятно­стью поражения цели, попавшей в пределы его досягаемо­сти, за рубежом не существует и в настоящее время.

Вооружение АЛЛ проекта 671РТМ включало четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата с боекомплектом, состоящим из 18 боеприпасов калибром 533-мм (торпеды 53-65К или СЭТ-65, подводные ракеты М-5 и ракето-торпеды 81Р), а так­же шести сверхмощных дальноходных торпед 65-76 калибром 650 мм. Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа «Голец» и средства гидроакустического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74 «Корунд-2»).

Кроме того, АПЛ могла нести спе­циальные диверсионные управляемые снаряды «Си­рена» и другие средства «спецназначения», многим из которых мог бы позави­довать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 г. в ОКБ им. Н. И. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться (?, транспортироваться прим. автора) из 533-миллиметрового тор­педного аппарата погруженной подводной лодки.

Размещение нового вооружения и оборудования, а также реализация дополнительных мер по снижению акустиче­ской сигнатуры корабля потребовало врезки цилиндриче­ской вставки в корпус лодки в районе 2-го отсека. В резуль­тате длина прочного корпуса увеличилась на 4,2 м, несколь­ко возросло водоизмещение и уменьшилась максимальная скорость подводного хода.

Конструкторы усилили ограждение рубки и легкий корпус, что обеспечило АПЛ более безопасное всплытие во льдах. Главная энергетическая установка лодки (31000 л.с.) была фактически аналогична ГЭУАПЛ проектов 671РТ и 671: два водо-водяных реактора типа ВМ-4, ГТЗА-615, один винт на 290 оборотов, два вспомогательных электродвигателя мощ­ностью по 375 л.с.

Однако наиболее важным усовершенствованием, внедрен­ным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия — стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты «Гранат» с максимальной дальностью стрельбы 3000 км. Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, спо­собные решать широкий круг задач как в обычной, так и в ядерной войнах. По своим массогабаритным характеристи­кам КР «Гранат» фактически не отличались от стандарт­ных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-миллиметровых торпедных аппаратов. После АПЛ К-254, на которой производилась отработка комплекса, крылатыми ракетами были оснащены шесть кораблей (проект 671РТМК, с комплексом вооруже­ния, дополненным КР). В течение среднего ремонта АПЛ К-502 были также модернизирована по этому проекту. АПЛ К-524 была модернизирована для испытаний комплекса 3К-14(54) "Калибр" и CLUB-S. Внешне корабли проекта 671РТМК, практически не отличались от предшественников, отличия коснулись внутреннего расположения оборудования и приборов управления стрельбой.

На кораблях пр. 671РТМ внедрялись различные мероприятия по снижению шумности (включая замену гребного семилопастного винта на два четырехлопастных гребных винта, установленных по схеме «тандем») с целью привести ее к уровню американских ПЛА типа Los Angeles. Однако из-за прекращения финансирования работ эту задачу полностью решить не удалось.

АПЛ пр. 671РТМ строились самой большой серией. На Адмиралтейском заводе (директор В.Л. Александров) и заводе им. Ленинского комсомола (директор Ю.3. Кучмин) было построено 26 подводных лодок (по 13 на каждом заводе) этого проекта. Причина такого долголетия серии АПЛ пр.671 заключается в правильно выбранной концепции, позволившей при большой мощности АЭУ, соблюдении строгих архитектурных форм, продуманном размещении механизмов и оборудования обеспечить кораблям хорошие маневренные и мореходные качества. За весь длинный цикл жизни проект не утратил главных преимуществ перед подводными лодками вероятного противника: в скорости, глубине погружения, современном торпедном и ракетном оружии и, конечно, надежности.
 Вот уже 30 лет служат эти подводные лодки отечеству, и за весь период эксплуатации флот не потерял ни одного корабля этой серии. Сотни автономных плаваний провели эти корабли на всех морских театрах от северных до южных широт.

Пожалуй, одними из самых ярких фрагментов в биографии ко­раблей проекта 671РТМ стало участие в крупномасштабных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных в Атлантике сила­ми 33-й дивизии и в значительной мере поколебавшими уверен­ность «потенциального противника» — США — в возможности своего военно-морского флота решать противолодочные задачи.

Корабли проекта 671РТМ и 671РТМК участвовали в решении не только военных, но и сугубо мирных задач. Так, «Даниил Московский» (капитан 1 ранга П. И. Литвин), после обеспечения ракетных пусков тяжелого подводного крейсера ТК-20 из района Северного полюса, доставил в конце августа 1995 г. в полярный порт Харасавэй, закрытый льдами для прохода надводных судов, 10 т сахара и муки.

Командование ВМФ и большинство личного состава высоко оценивают эти корабли. Огромная заслуга в этом принадлежит генеральному конструктору Г. Н. Черышеву — Герою Социалистического Труда, лауреату Государственных премий, заслуженному конструктору Российской Федерации, доктору технических наук, почетному академику Санкт-Петербургской инженерной академии (с 1984 г. после того, как Георгий Николаевич сосредоточился на проектировании и строительстве АПЛ пр. 971 , главным конструктором серии подводных лодок пр. 671, 671РТ и 671РТМ коллегией МСП был назначен Р.А. Шмаков). За создание этого проекта и его модернизацию многие сотрудники бюро, завода и контрагентских организаций были награждены орденами и медалями. Заместитель главного конструктора В.А. Собакин и строитель заказа В.С. Бешелев стали лауреатами Государственной премии. Главный конструктор проекта Р. А.  Шмаков, главный инженер бюро В.А. Остапенко, главный конструктор по  электрооборудованию О.А. Зуев-Носов, заместитель главного конструктора О.А. Алешков, начальник отдела вооружения В. Ф. Николаев, заместитель главного инженера завода В.И. Водянов и главный строитель С.П. Зеленский получили премии правительства РФ в области науки и техники.

В 1992 году (09.08.1991?) АПЛ проекта 671РТМ и 671РТМК были переклассифицированы из крейсерских в большие атомные подводные лодки 1 ранга.

В середине 90-х гг. корабли проекта 671РТМ стали постепенно покидать строй. Первыми из состава ТОФ в 1996 году были исключены К-247, К-492 и К-412, совершившие в общей сложности 12, 10 и 6 автономных походов. После пожара в турбинном отсеке, произошедшего в 1994 г., в строй так и не вернулась К-305, перейдя в состав технического резерва. Затем (1998-2001) вывод кораблей из состава ВМФ ускорился. В перечне кораблей проекта зленным цветом выделены лодки, которые по сведениям зарубежных и отечественных источников находятся в боевом строю ВМФ России. Оливковым - те, которые еще не утилизированы.

Можно предположить, что эти АПЛ подвергнутся модернизации, направленной на снижение их шумности, усиление вооружения и бортового радиоэлектронного оборудования. Впрочем, объемы этих работ будут зависеть от того, в какой степени правительству удастся профинансировать ВМФ.


5. Схема проекта:


671 РТМ

Укрупненная схема (104,7Кб)


Продольный разрез ПЛА пр. 671РТМ:

1 - основная антенна ГАК «Скат-КС»; 2 - 533-мм ТА; 3 - 650-мм ТА; 4 - торпедопогрузочный люк; 5 - носовой (торпедный) отсек; 6 - носовой аварийный буй; 7 - носовой люк; 8 - выгородка запасных торпед и устройства быстрого заряжания; 9 - запасная 533-мм торпеда; 10 - запасная 650-мм торпеда; 11 - цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 12 - носовая дифферентная цистерна; 13 - аппаратная выгородка приборов управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» и ГАК «Скат-КС»; 14 - АБ; 15 - ЦГБ; 16 - второй (жилой) отсек; 17 - третий (центрального поста) отсек; 18 - антенны ГАК «Скат-Б»; 19 - ходовой мостик; 20 - репитер гирокомпаса; 21 - перископ комплекса МТ-70-10; 22 - ПМУ «Синтез» (системы космической навигации); 23 - ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 24 - ПМУ антенны РЛК «Альбатрос»; 25 - ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 26 – ПМУ антенны «Анис»; 27 - прочная рубка; 28 - центральный пост; 29 - выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 30 - выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционе­ры); 31 - четвертый (реакторный) отсек; 32 - реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и цистернами биологической защиты; 33 – ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 34 - пятый (турбинный) отсек; 35 - паровая турбина; 36 - планетарный редуктор; 37 - главный упорный подшипник; 38 - конденсатор; 39 - баллоны системы ВВД; 40 - шестой (электромеханический и вспомогательного оборудования) отсек; 41 - кормовой люк; 42 - кормовой аварийный буй; 43 - седьмой (жилой) отсек; 44 - восьмой (ГЭД и рулевых приводов) отсек; 45 - кормовая дифферентная цистерна; 46 - приводы горизонтальных рулей; 47 - вертикальные стабилизаторы; 48 - гондола УПВ «Руза-П» ГПБА ГАК «Скат-КС»; 49 - АТГ; 50 - приводы кормовых горизонтальных рулей; 51 — ВФТ (вспомогательные движители).


671 РТМ

ПЛА проекта 671РТМ (вид с правого борта):

1 - гондола УПВ «Руза-П» ГПБА ГАК «Скат-КС»; 2 - ПМУ «Анис»;
3 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»; 4 - ПМУ АП РЛК «Каскад»; 5 - РКП; 6 - ПМУ «Кипарис»; 7 - ПМУ АП СОРС «Залив-П»; 8 - ПМУ «Синтез»; 9 - перископ ПЗНГ-10М

671 РТМК

ПЛА проекта 671РТМК (вид с правого борта):

1 - гондола УПВ .«Руза-П» ГПБА ГАК «Скат-2М»; 2 - ПМУ «Кора»;
3 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»; 4 - ПМУ АП РЛК «Каскад»; 5 - РКП; 6 - ПМУ «Анис»; 7 - ПМУ АП СОРС «Залив-П»; 8 - ПМУ «Синтез»; 9 - перископ ПЗНГ-10М; 10 - датчики СОКС


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение          надводное                               4900 (4780?) т

подводное                               6280 (7250?) т

Длина, м.                                                                    106,1(107,1 для двух ВФШ)

Ширина, м.                                                                  10,6 (10,8?)     

Осадка, м.                                                                  7,5 (7,8?)

Архитектурно-конструктивный тип                                двухкорпусный

Глубина погружения, м:

рабочая                                                          320

предельная                                                     400

Запас плавучести, %                                                  28

Автономность, сут.                                                      80

Экипаж, чел.                                                               94, 96 (1*)(5*)

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

тип                                                                  АЭУ

ППУ:

количество х тип ЯР                                        2 х ВВР

марка ЯР                                                        ВМ-4А

суммарная тепловая мощность ЯР, МВт         144

ПТУ:

количество х мощность ГТЗА, л. с.                  1 х 31000

количество х мощность АТГ, кВт                     2x2 000

количество х тип движителей                           1 х ВФШ

или 2 х малошумных ВФЩ, установленных по схеме «тандем» (2*)

Резервные источники энергии и средства движения:

количество х мощность ДГ, кВт                       2 х 460

Аккумуляторная установка:

тип АБ                                                            свинцово-кислотная (426-11)

количество групп АБ х элементов в группе      2x112

количество х мощность вспом. ЭД, кВт           2 х 375

количество х тип вспом. движителей               2 х ВФТ

Скорость хода наибольшая, уз:

надводная                                                     10 (11,6?)

подводная                                                      30 (31?)

Вооружение:

Ракетное:

тип ракетного комплекса                                  «Гранат» (3*)

тип КРСН                                                        РК-55

вид старта                                                       подводный из 533-мм ТА

тип ПЗРК                                                       «Стрела-3М»

количество контейнеров для хранения ЗР        1

боекомплект ЗР                                               6

Торпедное:

количество х калибр ТА, мм                            2 х 650

боезапас (тип) торпед                                     6 (65-73 или 65-76)

количество х калибр ТА, мм                            4 х 533

боезапас (тип) торпед и ПЛУР                         18 (торпеды 53-65К и СЭТ-65

или ПЛУР 83Р и 84Р ПЛРК «Водопад»,

или М5 ПЛРК «Шквал»)

приборы управления

ракетоторпедной и торпедной стрельбой          «Ладога 1В-671РТ» (?)

система подготовки ТА                                    «Кальмар»

Радиоэлектронное:

БИУС                                                              «Омнибус»

КСУС                                                              «Акация»

НК                                                                  «Медведица-РТМ»

КСС                                                                «Молния-Л»

Система СС                                                    «Цунами-БМ»

ГАК                                                                 «Скат-КС» (МГК-500)

или «Скат-2М» (МГК-500) (4*)

РЛК                                                                «Каскад» (МРК-500)

с приставкой «Корма» (МРК-57)

СОРС                                                             «Залив-П» (МРП-21А)

ТК                                                                   МТ-70-10

Перископ                                                        ПЗНГ-10


1* Для пр. 671РТМК.

2* На момент постройки ставились на К-138, К-292, К-388, К-414 и К-448.

3* Для пр. 671РТМК. В счет боезапаса для 533-мм ТА.

4* Изначально на ПЛА пр. 671РТМ предполагалось установить ГАК «Скат-М» (малая комплектация) или ГАК «Скат-Б» (большая комплектация). Отличие этих комплексов состоит в размерах основной антенны, некотором изменении количества стоек внутри прочного корпуса и в разнице нагрузки на корабль. В обоих комплексах основная антенна смонтирована на цилиндрической капсуле, внутри которой размещена аппаратура первичной обработки информации. В конце концов остановились на ГАК «Скат-КС» (МГК-500), который на большей части ПЛА пр. 671РТМК заменили на ГАК «Скат-2М» (МГК-500). Размещение УПВ ГПБА в гондоле над вертикальным стабилизатором объясняется тем, что на ПЛА пр. 671РТМ в кормовой части имеется однокорпусный участок, а это исключает установку УПВ в прочном корпусе или на стабилизаторе.
5* Данные по Апалькову Ю.В., по другим данным численность экипажа составляет 102-103 человека


7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, 2002г.
- Шмаков Р.А. "Создание атомных подводных лодок проектов 671, 671РТ, 671РТМ", ВТА "Тайфун", №8, 2001г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2014