Rambler's Top100 Тяжелый подводный крейсер ТК-20,"Северсталь" Проект 941

ТК-20, "Северсталь"
проект 941
616-й экипаж




фотография:


Тяжелый подводный крейсер ТК-20


ТАПКСН "Северсталь" проекта 941.




историческая справка:


1985 год 12 января
Зачислен в списки кораблей ВМФ;

1985 год 27 августа
Заложен в цехе № 55 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как ТРПКСН проекта 941;

1985 год 31 декабря
Окончено формирование 1-го экипажа;

1986 год - 1988 год
1-й экипаж прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1988 год 24 августа
Окончено формирование 2-го экипажа;

1988 год сентябрь
Окончено формирование 616-го технического экипажа для проведения ППО, ППР и межпоходовыз ремонтов ТРПКСН ТК-20;

1988 год - 1989 год
2-й экипаж прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1988 год - 1989 год
616-й экипаж прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1989 год 11 апреля
Спущен на воду (выведен из дока). 1-й экипаж временно подчинен 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1989 год 19 декабря
Подписан приемный акт, вступил в строй. Ответственный сдатчик - Дунаев С.Е., сдаточный механик - Ненашев А.В., председатель Государственной комиссии - к.а. Лойкканен Г.Г.;

1989 год 22 декабря
Поднят военно-морской флаг;

1989 год
Расформирован 616-й экипаж ТРПКСН ТК-20. Обслуживание ТРПКСН возложено на 508-й технический экипаж ТРПКСН ТК-208 (с 29.12.1989);

1990 год 28 февраля
Включен в состав Краснознаменного Северного флота. Зачислена в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ (с 01.09.2002 - 12-я ЭскПЛ) КСФ. Прибыл к постоянному месту базирования в губу Нерпичья (Западная Лица);

1990 год июнь
С экипажем ТК-208 на борту (командир - кап.1р. Абрамов И.В.) вместе с АПЛ К-138 проекта 671РТМ, приняла участие в учениях по определению демаскирующих факторов ТРПКСН проекта 941, находящегося на различных уровнях готовности к нанесению ракетно-ядерного удара;

1990 год 18 июня
С 1-м экипажем введен в состав сил постоянной готовности;

1990 год
Расформирован 2-й экипаж;

1990 год ноябрь - 1991 год февраль
Выполнил задачи автономной БС (командир - кап.1р. Тисецкий А.С., старший - ЗКД кап.1р. Бритшев);

1991 год весна
Выполнил задачи БС с экипажем ТК-208 (командир - кап.1р. Абрамов И.В., старший - НШ кап.1р. Плотников). Находился подо льдом 7 суток;

1991 год октябрь - 1992 год январь
Выполнил задачи автономной БС (командир - кап.1р. Тисецкий А.С.). Находился подо льдом 43 суток;

1992 год 3 июня
Отнесен к подклассу ТАПКСН;

1992 год август - сентябрь
С экипажем ТК-208 на борту (командир - кап.1р. Федоренко И.В.) выполнил задачи боевого дежурства в базе;

1992 год
Выполнил задачи автономной БС с экипажем ТК-208 (командир - кап.1р. Федоренко И.В., старший - НШ кап.1р. Плотников);

1993 год апрель - май
Выполнил задачи автономной БС (командир - кап.1р. Тисецкий А.С.);

1993 год 3 марта
Расформирован 508-й экипаж ТРПКСН ТК-208. Обслуживание ТРПКСН возложено на 614-й технический экипаж ТРПКСН ТК-17;

1994 год октябрь - 1995 год апрель
11.10 убыл в г.Севердвинск для проведения ремонтных работ. Временно подчинен 339-й ОБрСПЛ БелВМБ. 14.04 прибыл в губу Нерпичья после окончания ремонта;

1995 го 2 августа - 8 ноября
Экипаж выполнил задачи автономной БС (командир - кап.1р. Богачев А.С.) на ТАПКСН ТК-20;

1995 го 2 августа - 8 ноября
Выполнил задачи автономной БС (командир - кап.1р. Богачев А.С., старший на борту - ЗКФл к-а Макеев В.М.). В ходе похода произвел всплытие в районе Северного полюса (20.08.1995, было сильное течение, и полынья постоянно уходила от ТАПКСН, но в итоге, после трех с половиной часов погони за ней, удалось приблизиться и начать всплытие; примерно на 40 метрах глубины сильным течением корабль развернуло, и он встал не вдоль полыньи, а поперек; когда ТАПКСН всплыл, то вся корма оказалась подо льдом, который разломился пополам, отчего на правом борту образовалась большая вмятина) и выполнил стрельбу ракетой РСМ-52 (из двух запланированных вышла только одна) из приполюсного района по боевому полю (25.08.1995). Действовал в обеспечении АПЛ Б-414. Большая группа подводников была награждена государственными наградами, а контр-адмирал Макеев В.М. удостоен звания Героя России;

1996 год ноябрь
Выполнил задачи дальнего похода с экипажем ТК-208 (командир - кап.2 ранга Якимов Ю.М., старший - КД к-а Домнин) в приполюсный район с выполнением учебного пуска БРПЛ;

1997 год 26 - 27 марта
Экипаж на ТПКСН ТК-13 произвел ракетную стрельбу полным боекомплектом (командир - кап.1р. Богачев А.С.) по программе утилизации;

1997 год сентябрь - октябрь
Произведена загрузка БРПЛ с истекшим сроком хранения с ТК-202, ТК-12 и ТК-13, для последующей утилизацией методом пуска;

1997 год 3 - 4 декабря
Произвел ракетную стрельбу полным боекомплектом (командир - кап.1р. Богачев А.С.) по программе утилизации (за 2 похода утилизировано 39 ракет Р-39). Занял первое место на СФ по ракетной подготовке;

1997 год 3 марта
Расформирован 614-й экипаж ТРПКСН ТК-17;

1998 год
Занял первое место на СФ по борьбе за живучесть;

1999 год 24 июля
Участвовал в параде в честь дня ВМФ в г.Североморск;

1999 год ноябрь - декабрь
Выполнил задачи БС с экипажем ТК-208 (командир - кап.1р. Шняк С.А., старший - кап.1р. Федорин В.М.). Выполнил РС из арктического района;

2000 год 31 мая
Подписан договор между Министерством обороны РФ и ОАО "Северсталь" об установлении Череповецким металлургическим комбинатом шефства над ТАПКСН;

2000 год 20 июня
Приказом Главнокомандующего ВМФ присвоено наименование "Северсталь";

2000 год ноябрь - 2001 год май
Проведено расширенное межпоходовое обслуживание ТАПКСН. 22.01.2001 поставлен в ПД-50 в п.Росляково (Мурманская обл.). На борту экипаж ТК-208 (командир - кап.1р. Шняк С.А.);

2000 год декабрь - 2001 год январь
Экипаж выполнил задачи БС (командир - кап.1р. Богачев А.С.) на ТРПКСН дивизии;

2001 год сентябрь
Находился на патрулировании в районе гибели АПК "Курск";

2001 год 17 октября
Выполнил из полигона в Белом море (командир - кап.1р. Боначев А.С.) ракетную стрельбу с пуском 2 БРПЛ в рамках программы длительного хранения БРПЛ;

2001 год
По итогам года был объявлен лучшей подводной лодкой Северного флота;

2001 год октябрь - 2002 год декабрь
Прошел на ФГУП "ПО "Севмаш" (г. Северодвинск) поддерживающий ремонт;

2004 год
Экипаж на ТАПКСН ТК-17 выполнил задачи боевого дежурства в базе;

2004 год 29 апреля
Из-за отсутствия боекомплекта выведен в резерв 1-й категории и переведен в г.Северодвинск;

2004 год август
Находился на ФГУП "ПО "Севмаш" (г.Северодвинск);

2005 год
Перечислен в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ с постоянным базирванием на г.Северодвинск;

2005 год 1 сентября
Экипаж ТАПКСН ТК-20 переформирован во 2-й экипаж ТАПКСН ТК-208;

2005 год
В составе 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ сформирован экипаж для обеспечения содержания крейсера;

2007 год август
Главком ВМФ РФ адмирал флота Владимир Масорин сообщил, что модернизация ТАПКСН проекта 941 под ракетный комплекс "Булава-М" не предусматривается до 2015 года;

2008 год 18 января
ЧерМК "Северсталь" и экипаж ТАПКСН заключили соглашение о продлении шефских отношений в 2008 году;

2008 год
Находился в резерве в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новый ракетный комплекс по проекту 941УМ;

2009 год апрель
Корабль посетил Председатель Счётной палаты РФ Сергей Степашин. Он поддержал инициативу ОАО «ПО «Севмаш» сохранить тяжёлые атомные ракетные подводные крейсера проекта 941 "Архангельск" и "Северсталь" в составе ВМФ России. Будущее корабля находится под вопросом: либо ракетный крейсер продолжит службу, либо будет утилизирован;

2011 год 29 - 30 сентября
29.9 несколько российских СМИ написали о том, что подводные корабли проекта 941 будут списаны. Так «Известия» сообщили, что утилизация ТАПКСН проекта 941 связана с невозможностью их использования по прямому назначению в связи с ограничениями, предусмотренными международным договором СНВ-3. Однако уже 30.9 по данным СМИ Минестерство Обороны РФ дало опровержение этой информации. Так Lenta.ru сообщила, по словам неназванного источника в МО РФ, что все три ТАПКСН проекта 941 находятся в боевом строю ВМФ России. Как долго еще будут корабли этого класса стоять на вооружении российских ВМС, источник не уточнил. По словам источника, ТАПКСН "Дмитрий Донской" останется в составе ВМФ «еще достаточное количество времени» и будет резервным кораблем для испытания баллистических ракет "Булава". Что касается ТАПКСН "Северсталь" и "Архангельск", то они выведены в резерв, поскольку современная Россия не имеет технических возможностей производить ракеты Р-39, под которые разрабатывались лодки этого типа;

2012 год сентябрь
Посольство США в Москве опубликовало заявление о том, что Россия на американские деньги закончила уничтожение целого класса межконтинентальных баллистических ракет – 78 единиц Р-39 (в договоре СНВ обозначены как РСМ-52), которые являлись ударным оружием ТАПКСН проекта 941. Полная утилизация ракет не оставляет иного выбора, кроме вынужденной утилизации самих носителей оружия;

2013 год май
Принято окнчательное решение о списании и утилизации ТАПКСН "Архангельск" и "Северсталь". Решение обосновано исключительно финансовыми соображениями, поскольку только поддержание в нормальном состоянии систем их жизнеобеспечения требует непомерно больших финансовых расходов. Экономически нецелесообразна и их модернизация – капитальный ремонт с переоборудованием одного ТАПКСН обойдется дороже, чем строительство двух новых АПРК класса "Борей";

2013 год осень
Базировался на порт г.Северодвинск. Находился в резерве;

2015 год 18 марта
Гендиректор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит в интервью ТАСС сообщил, что ТАПКСН ТК-20 и ТК-17 будут утилизированы, поскольку командование ВМФ России не имеет планов их боевого применения». Глава «Рубина» не уточнил сроков утилизации этих двух кораблей, подчеркнув при этом, что обе лодки «пойдут под нож», как только решение об этом будет принято командованием ВМФ;

2016 год
Находится в г.Северодвинск на отстое в ожидании определения сроков утилизации. В этом году запланирована выгрузка отработанного ядерного топлива из реакторов. Соответствующий аукцион будет объявлен в феврале 2016 года, стоимость работ – 177,5 млн.руб., завершение работ запланировано на октябрь 2017 года.



командиры первого экипажа (в/ч 45741):


1. Тисецкий А.С. (1986-1995)
2. Богачев А.С. (1995-2005)
3. Воложинский М.О. (2005-2009-2010?)
4. Жиганов А.Д (2010-2015-201?)


командир второго экипажа (в/ч 45741-А):


1. Жиделев А.А. (1989-1990)


командиры 616-го технического экипажа (в/ч .....):


1. Воробьев И.К. (22.07.1988-08.07.1989)


другие технические экипажи ТПРКСН ТК-20:


1. Лыбанев Г.Г. (1989-1992) 508-й ТЭПЛ ТРПКСН ТК-20
2. Воробьев И.К. (1992-09.09.1997) 614-й ТЭПЛ ТАПКСН ТК-17


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ТРПКСН ТК-20:


1. Абрамов И.В. (1990, 1991) экипаж ТК-208
2. Федоренко И.В. (1992) экипаж ТК-208
3. Якимов Ю.М. (1995) экипаж ТК-208
4. Астанин А.Д. (1996) 1-й экипаж ТК-17
5. Шняк С.А. (1999, 2000-2001) экипаж ТК-208



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Статья В. Лебедько "Наш подводный ракетный …".
5. Павлов А.С. "Военные корабли России 2001г.", Якутск, 2001г.
6. Колдобский А.Б. "Стратегический подводный флот СССР и России прошлое, настоящее и будущее" (статья из приложения "Физика" к газете "Первое сентября" NN1,5, 2001).
7. Александров Ю.И. Гусев А.Н, "Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
8. Фотография с сайта "Русский Подплав".
9. Информация с сайтов информационных агентств.
10. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
11. "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
12. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
12. Воспоминаня ветеранов подводников КСФ.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»