Rambler's Top100 Проект 945

Проект 945 «Барракуда» (NATO – “Sierra-I”).


Дальнейшее развитие - проект 945А.
Нереализованные модернизации - проект 945АБ (945Б).
Планируемая модернизация - проект 945М.



1. Количество подводных лодок проекта: 2


2. Изображение проекта:


вид сбоку и сверху К-239


вид сбоку К-276


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: Завод "Красное Сормово" (2)

1

 К-239

301

20.07.1979

29.07.1983

29.09.1984

 03.06.1992 - пер. Б-239
 06.04.1993 - пер. «Карп»
 c 1998 - отстой
 с 2013 - ремонт, план - 2017

2

 К-276

302

21.04.1984

26.07.1986

27.10.1987

 03.06.1992 - пер. Б-276
 06.04.1993 - пер. «Краб»
 15.11.1996 - пер. «Кострома»

Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 945: 112 и 582



4. История проекта:


Параллельно с работами по проектированию многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые работы по АПЛ третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне Нижегородское) ЦКБ-112 “Лазурит” в 1971 году начало подготовку к созданию первого Советского атомохода 3-го поколения.

Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны. Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр “Барракуда”) должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся И.И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС - И.П. Богаченко.

Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25-30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945 проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время).

Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ и по технологическим причинам ограничивало число строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).

По сравнению с АПЛ предыдущего поколения торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, возросшей, за счет применения новых боеприпасов и усовершенствованной системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза — для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).

В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома “Новатор” под руководством главного конструктора Л.В. Люльева начались работы по созданию новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения “Водопад” (калибр 533 мм) и “Ветер” (650 мм), предназначенных, в первую очередь, для оснащения перспективных АПЛ 3-го поколения. В отличие от своего предшественника, ПЛРК “Вьюга-53”, “Водопад” должен был комплектоваться как специальной боевой частью, так и самонаводящейся малогабаритной торпедой УМГТ-1 (разработчик НПО “Уран”) с дальностью реагирования по акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км и максимальной скоростью 41 уз. Использование двух типов комплектации значительно расширяло диапазон применения оружия. По сравнению с комплексом “Вьюга-53”, у “Водопада” резко возрастала максимальная глубина старта ракеты (до 150 м), увеличивался диапазон дальностей стрельбы (с глубин 20-50 м — 5-50 км, со 150 м — 5-35 км), существенно уменьшалось время предстартовой подготовки (10 с).

“Ветер”, имеющий в два раза большую, чем у “Водопада”, максимальную дальность, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ, так и ядерной боевой частью. Комплекс “Водопад” под индексом РПК-6 поступил на вооружение ВМФ в 1981 году (им оснащались не только АПЛ, но и надводные корабли), а “Ветер” (РПК-7) - в 1984 году.

Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ 3-го поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71. Она была предназначена для поражения подводных лодок и оснащена активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения, которая совместно с системой телеуправления по проводам обеспечивала наведение на цель в двух плоскостях. Наличие системы телеуправления позволяло осуществлять контроль за маневрированием торпеды и работой аппаратуры самонаведения, а также управлять ими в процессе выстрела. Оператор на борту АПЛ, в зависимости от складывающейся тактической ситуации, мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.

Электрическая силовая установка обеспечивала движение торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40 узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15-20 км. Глубина поиска и поражения цели составляла 2—400 м. По уровню скрытности применения ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду Мк.48 с поршневым двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько большей скоростью хода (50 узлов).

Для освещения подводной и надводной обстановки и целеуказания оружию было решено применить усовершенствованный гидроакустический комплекс МГК-500 (503?) “Скат”. Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ и уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность обнаружения целей по сравнению с АПЛ второго поколения увеличилась более чем в два раза.

Новые системы радиоэлектронного вооружения позволили уменьшить предельную ошибку в определении места в пять раз, а также существенно увеличить интервалы между всплытиями для определения координат. Дальность связи возросла в два раза, а глубина приема радиосигналов - в три раза.

Для отработки вопросов прочности и технологии заводом “Красное Сормово” были построены натурный отсек из титанового сплава, а также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ. Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные испытания.

АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок. Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.

Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности, «лимузинное» ограждение выдвижных устройств и боевой рубки, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для антенны ГАК. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта.

Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет относительно простые формообразования - цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки - сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине.

Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива.

АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43000 л.с. включает один водоводяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один паро-зубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура.

Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Гребной многолопастный винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.

В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 500 (750?) л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного — для общекорабельных потребителей.

Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов АПЛ оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 300 (370?) кВт, каждый из которых работает на свой винт.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-500 (503?) “Скат-КС” (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи “Молния-МЦ” включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну “Параван”.

Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке располагаются стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подачи и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды, возможно брать мины.

Для снижения уровня физических полей применена двухкаскадная амортизация для всех механизмов и устройств. Все оборудование, действующее в малошумном режиме, установлено на многоярусных амортизированных блоках.

По проекту 945 было построено два корабля, которые по внутренним водным путям были переведены в Северодвинск, где их достроили и ввели в строй.

14.03.2013 в СМИ появилась информация о том, что АПЛ проекта 945 окажется в числе ПЛ, которые подвергнутся техническому усовершенствованию. После переоснащения их боевые возможности значительно возрастут. Сначала АПЛ проверят на наличие дефектов, а затем сменят ядерное топливо и все электрооборудование. Затем проверят и отремонтируют механические части, а при необходимости — и реакторы. За работу по переоснащению АПЛ будет отвечать ОАО "ЦС "Звездочка". Уже подписан контракт на ремонт и модернизацию Б-239 "Карп" и Б-276 "Кострома" проекта 945. В своем выступлении в сентябре 2013 года ГК ВМФ Виктор Чирков сказал: «До 2020 года планируется провести глубокую модернизацию 12 многоцелевых атомных подводных лодок: по проектам 949АМ – четыре единицы, 971М – шесть единиц, 945М – две единицы. Характеристики указанных подводных лодок будут не уступать, а по отдельным показателям, например по боекомплекту ударного ракетного оружия, превосходить зарубежные аналоги»..


5. Схема проекта:


? Данных о схеме проекта нет.


ПЛА К-276 проекта 945 (вид с левого борта):
1 - гондола УПВ ГПБА ГАК «Скат-КС»; 2 - обтекатель АП экспериментальной стации ОГС; 3 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»; 4 - ПМУ «Синтез»;
5 - ПМУ АП РЛК «Радиан» (МРКП-58); 6 - ПМУ «Кора»;
7 - перископ «Кутум»;8 - перископ «Лебедь-21»

Вид спереди



6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение, т:

надводное                               - 6300 (5940?)

подводное                               - 8200 (9600?, 9100?)

Длина наибольшая, м                                                 - 107,0 (107,16?)

Ширина корпуса наибольшая, м                                  - 12,2 (16,69 – по стабилизаторам)

Осадка средняя, м                                                     - 8,8 (9,62?)

Архитектурно-конструктивный тип                                - двухкорпусный

Глубина погружения, м:

рабочая                                   - 480

предельная                             - 600

Автономность, сут                                                       - 100

Экипаж, чел                                                                - 60 (61?, 59?)

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

тип                                                      - АЭУ

ППУ:

марка                                      - ОК-650А

количество х тип ЯР                - 1 х ВВР

тепловая мощность ЯР, МВт   - 1 х 190

ПТУ:

тип                                          - блочная

кол-во х мощность ГТЗА, л.с.  - 1 х 50000

кол-во х мощность АТГ, кВт     - 2 x 3200

количество х тип движителей               - 1 х малошумный ВФШ

Резервные источника энергии и средства движения:

количество х мощность ДГ, кВт           - 2 х 500

аккумуляторная установка:

тип АБ                                     - свинцово-кислотная

количество х тип РСД                          - 2 х ВПК

привод ВПК х мощность, кВт              - ЭД х 300

Скорость хода наибольшая, уз:

надводная                               - 12,2

подводная                               - 35

Вооружение:

Торпедное:

количество х калибр ТА, мм     - 2 х 650

боезапас (тип) торпед              - 8 (12?) ( торпеды 65-76

или ПЛУР 86Р и 88Р ПЛРК «Ветер»)

количество х калибр ТА, мм     - 4 х 533

боезапас торпед и ПЛУР         - 32 (28?) (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР

83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», или М5

ПЛРК «Шквал»)

система подготовки ТА            - «Гринда»

Радиоэлектронное:

БИУС                                      - «Омнибус»

НК                                           - «Симфония»

КСС                                        - «Молния-МЦ»

ГАК                                         - «Скат-КС» (МГК-500)

РЛК                                        - «Радиан» (МРКП-58)

ТК                                           - МТК-110

перископ ТК                            - «Кутум»

командирский перископ           - «Лебедь-21»


7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016