Rambler's Top100 Проект 671 РТ

Проект 671РТ «Сёмга» (NATO – “Victor II”).


1. Количество подводных лодок проекта: 7+1


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение (3)

1

 К-495

01621

28.09.1974

26.08.1975

30.12.1975

 03.06.1992 – Б-495

2

 К-513

01625

22.07.1975

21.08.1976

27.12.1976

 03.06.1992 – Б-513

3

 К-517

01627

23.03.1977

24.08.1978

31.12.1978

 03.06.1992 – Б-517

 ГОРЬКИИ: Завод "Красное Сормово" (4+1)

4

 К-387

801

02.04.1971

02.09.1972

30.12.1972

 достр. на ЛАО
 03.06.1992 – Б-387

5

 К-371

802

12.05.1973

30.07.1974

29.12.1974

 03.06.1992 – Б-371

6

 К-467

803

06.09.1975

12.08.1976

29.12.1976

 03.06.1992 – Б-467

7

 К-488

804

15.12.1976

08.10.1977

29.09.1978
(29.10.1978?)

 03.06.1992 – Б-488

8

 К-505

805

01.1975

-

-

 11.06.1975 - искл. из списков
 на стапеле разделана на металл

Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 671РТ: 172, 188, 246, 532


4. История проекта:


С целью совершенствования АПЛ пр. 671, усиления ее боевой эффективности СПМБМ «Малахит» в инициативном порядке выполнило в 1962 г. проработку лодки с двумя и четырьмя ТА калибра 650 мм. По ее результатам было признано целесообразным разработать технический проект АПЛ с четырьмя ТА калибра 533 мм и двумя калибра 650 мм, присвоив ему шифр 671РТ (РТ - ракетоторпеды). ТА калибра 650 мм предполагалось использовать под создаваемые в то время торпеды и ракетоторпеды с увеличенной дальностью стрельбы. Кроме того, после аварии на одной из АЛЛ, предполагалось установить на АПЛ пр.671РТ дизель-генератор увеличенной мощности. Продолжались работы по снижению шумности отечественных подводных лодок, которые в то время существенно уступали в этом отношении АПЛ стран НАТО, особенно США. Эти проработки в группе главного конструктора (ГГК) возглавил заместитель главного конструктора В.Д. Левашов. В дальнейшем в ГГК появился еще один заместитель главного конструктора - А.В. Кутейников. Работа велась под непосредственным руководством Г.Н. Чернышева. От ВМФ главным наблюдающим был назначен В.А. Отсон, а наблюдение за рабочим проектированием от Министерства обороны (МО) возглавлял кап.1р. В.Н. Воронов, а с 1971 г. кап.2р. А.Г. Варышев.

Технический проект был завершен в 1964 г. Водоизмещение корабля возросло на 350 м3, длина - на 4,8 м, максимальная подводная скорость уменьшилась на один узел. Все остальные характеристики АПЛ, включая и скрытность, остались почти без изменений.

Несмотря на определенную «противолодочную» специа­лизацию, крейсерские подводные лодки 671РТ проек­та являлись все же многоцелевыми кораблями, призванны­ми бороться и с надводными кораблями противника. При этом наиболее важными и сложными целями являлись ударные авианосцы США. Для того чтобы потопить авианосец послевоен­ной постройки, требовались десятки попаданий в его борт торпед калибром 533 мм или применение спецбоеприпаса (что далеко не всегда было возможно по военно-политиче­ским соображениям). А совершенствование противолодоч­ных средств авианосного соединения, в частности — широ­кое использование вертолетов ПЛО, внедрение новых ко­рабельных гидроакустических комплексов большой мощ­ности, буксируемых ГАС переменной глубины и противо­лодочных управляемых ракет (типа АSRОС, «Икара», «Ма­рафон»), потребовало увеличения дальности применения противокорабельного торпедного оружия. С целью расширения боевых возможностей лодок 671РТ проекта в борьбе с надводными кораблями (в первую оче­редь — ударными авианосцами противника) в ноябре 1961 г. было принято совместное решение ВМФ и Мини­стерства судостроительной промышленности усилить тор­педное вооружение за счет оснащения АПЛ новыми сверх­мощными дальноходными торпедами 65-73 калибром 650 мм. Одна-две такие торпеды могли полностью вывести из строя крупный боевой корабль (авианосец или линкор). Использование мощной ядерной боевой части еще больше увеличивало потенциал этого оружия. Другой важнейшей особенностью крупнокалиберных торпед была их способ­ность преодолеть 50-километровое расстояние со средней скоростью 50 узлов (до настоящего времени ни одна зару­бежная торпеда не обладает подобными возможностями). Для размещения нового крупногабаритного оружия на борту лодки потребовалось внесение ряда изменений в конструкцию корабля, в частности увеличе­ние длины торпедного отсека. Правда, в связи с увеличением размеров отсека из-за большой длины торпед и ракетоторпед калибра 650 мм в целях обеспечения надводной непотопляемости пришлось установить герметичную горизонтальную платформу, разбив первый отсек на два.

Другим важнейшим нововведением в системе вооружения мо­дернизированного корабля стало его оснащение противолодоч­ным ракетным комплексом «Вьюга», разработка которого ве­лась с 1960г. на свердловском ОКБ-9 Уралмашзавода под руко­водством главных конструкторов Ф. Ф. Петрова и Н. Г. Кострулина. Ракета, входящая в комплекс, должна была выстреливать­ся из ТА подводных лодок на глубине 50 — 60 м, и выходить из воды, и, летя по баллистической траектории, доставлять в рай­он цели ядерный боеприпас. Предусматривалось создание ра­кет калибром 533 и 650 мм («Вьюга-53» и «Вьюга-65»). 4 августа 1969 г. правительственным постановлением № 617-209 комплекс «Вьюга» с ракетой 81Р (533 мм) был принят на вооружение ВМФ. Он мог поражать подводные цели на дальностях 10—40 км. Следует заметить, что аме­риканский аналог «Вьюги», ПЛРК (разработка Гудьир Эрспейс Корпорейшнл) UUM-44A SUBROC, начал разрабатываться в 1958г. и был принят на вооружение ВМС США в 1965 г. По сравнению с советским комплексом он имел несколько большую максимальную дальность стрельбы (порядка 50 км), что было обусловлено большей дальностью дейст­вия американского гидроакустического комплекса Рейтеон АN/ВQQ-2 по сравнению с отечественным ГАК «Рубин».

Поскольку основным источником шума является ГТЗА, по предложению конструктора Н.П. Быкова ГТЗА и АТГ установили на раму блока ПТУ, который, в свою очередь, раскрепили на промежуточной раме. Получилась так называемая двухкаскадная амортизация, которая значительно уменьшила шумность корабля. Турбинный отсек в дальнейшем пришлось увеличить на одну шпацию из-за стесненности в связи с введенным новшеством.

Вместо дизель-генератора постоянного тока мощностью 200 кВт лодка получила более мощный дизель-генератор на 460 кВт. При вынужденном расхолаживании в море паро-производящей установки обоих бортов это обеспечивало в подводном перископном положении ход под гребными элек­тродвигателями или подзарядку аккумуляторных батарей.

В августе 1965 г. вышло совместное решение по корректировке технического проекта, который был завершен в апреле 1966 г. В связи со сложностями транспортировки корабля по Беломорско- Балтийскому каналу потребовалась переработка всего спускового устройства транспортного дока. В 1966 г. бюро совместно с заводом выполнило большое количество проработок, направленных на снижение транспортной и спусковой массы АПЛ. Внедрение нового оружия и других мероприятий, связанных со снижением шумности корабля, привело к увеличению водоизмещения на 750 м3 по сравнению с АПЛ пр.671. Увеличение объема прочного корпуса было достигнуто за счет увеличения его диаметра в районе центрального поста и 1 отсека, а также удлинения АПЛ на 8,8 м, позволившего разместить дополнительный боезапас. Боевые возможности лодки значитель­но возросли за счет оснащения ее боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Аккорд». Корабль был оснащен и рядом других новых или модернизированных систем, а также новым комплексом радиосвязи «Молния». В отсеке легкого корпуса за рубкой размещалась буксируемая связная антенна системы «Параван», что дало возможность принимать радиопередачи в СДВ-диапазоне в подводном положении. В процессе проведения среднего ремонта на ПЛА пр. 671РТ ГАК «Рубин» заменялся на ГАК «Рубикон», а РЛК «Каскад» - на РЛК «Альбатрос» с приставкой «Корма».

Вооружение состояло из четырех 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых ТА с боезапасом 18 533-мм и шесть 650-мм торпед. Альтернативный вариант - до 46 мин. В связи с изменением количества отсеков пришлось перекомпоновать оборудование в I, II, IV и V отсеках. Личный состав АПЛ увеличился до 98 (?) чел.

Основные ТТЭ были утверждены постановлением правительства в апреле 1968 г. По сравнению с АПЛ проекта 671 у лодок проекта 671РТ не­сколько изменилось и расположение отсеков прочного корпуса:

1-й — торпедные аппараты и боезапас, жилые помещения и провизионные;

2-й — каюты, кают-компании, камбуз и ДУК (специальная система, обеспечивающая выброс за борт лодки мусора);

3-й — центральный пост, провизионные и вспомогатель­ные механизмы;

4-й — реакторы;

5-й — блок ГТЗА-АТГ, опреснительная установка и пост энергоустановки;

6-й — компрессоры, пароэжекторные холодильные уста­новки, преобразователи ПР-501-2:

7-й — жилые помещения, дизель-генератор;

8-й — гребные электродвигатели, приводы рулей, камбуз, химический пост.

Строительство предусматривалось на двух заводах — Адмиралтейском и «Красное Сормово». В конце 1967 г. бюро приступило к разработке рабочих чертежей. Для обеспечения строительства трех АПЛ (зав.№621, 625 и 627) с Адмиралтейским заводом была согласована новая разбивка корпуса на секции и блоки и  соответственно переделаны рабочие чертежи. Ленинградцы внесли ряд усовершенствований в технологию постройки кораблей: вместо блочного метода был применен более передовой агрегатно-блочный. Посредством специального устройства рамы с уже смонтированными агрегатами массой до 350 т вдвигались внутрь секции через ее торец. Группу техпомощи от бюро возглавил Б. В. Пейбо, а проект координировали заместители главного конструктора Л.И. Кузнецов и В.А. Шавкунов.

На головную АПЛ (К-387), в отличие от других кораблей серии, были установлены два пятилопастных винта по схеме «тандем».

Основным преимуществом подводных лодок пр.671РТ перед АПЛ пр.671, кроме дополнительного торпедного и ракето-торпедного оружия калибра 533 и 650 мм, следует признать уменьшение шумности АПЛ практически во всем диапазоне частот. За создание малошумной многоцелевой АПЛ пр.671РТ большая группа сотрудников бюро, Адмиралтейского завода (с 1972 г. ЛАО) и контрагентов была награждена орденами и медалями, Государственной премии удостоены главный конструктор Г.Н. Чернышев, его заместитель В.Д. Левашов и главный конструктор по вооружению Л.А. Подвязников.

Все корабли вошли в состав Северного флота и базирова­лись в Гремихе и Большой Лопатке. Они несли весьма ин­тенсивную боевую службу. Каждый из атомоходов выпол­нил по 6—12 автономных походов в Атлантику и Средизем­ное море.

В 1993— 1995 гг. все лодки проекта 671РТ были выведены из состава флота и переданы в ОФИ для разборки.


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (67,1 Кб)

Продольный разрез ПЛА пр. 671РТ:

1 — основная антенна ГАК «Рубин»; 2 — антенна ГАС «Арфа-М» (миноискания); 3 — 533-мм ТА; 4 — 650-мм ТА; 5 — торпедопогрузочный люк; 6 — носовой (торпедный) отсек; 7 — носовой аварийный буй; 8 — носовой люк; 9 — выгородка запасных торпед и устройства быстрого заряжания; 10 — запасная 533-мм торпеда; 11 — запасная 650-мм торпеда; 12 — цистерна беспузырной торпедной стрельбы; 13 — носовая дифферентная цистерна; 14 — аппаратная выгород­ка приборов управления ракетоторпедной и торпедной стрельбой «Ладога 1В-671РТ» и ГАК «Рубин»; 15 — АБ, 16 — носовая дифферентная цистерна; 17 — носовой горизонтальный руль с приводами; 18 — ЦГБ; 19 — второй (жилой) отсек; 20 — третий (центрального поста) отсек; 21 — антенны ГАК «Рубин»; 22 — ходовой мостик; 23 — перископ ПЗНГ-10М; 24 — перископ комплекса МТ-70-10; 25 — ПМУ антенны СОРС «Залив-П»; 26 — ПМУ антенны РЛК «Кас­кад»; 27 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 28 — ПМУ антенны «Кипарис» (КСС «Молния»); 29 — прочная рубка; 30 — центральный пост; 31 — выгородки радиоэлектронного вооружения и акустиков; 32 — выгородки вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 33 — четвертый (реакторный) отсек; 34 — реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и цистернами биологической защиты; 35 — пятый (турбинный) отсек; 36 — паровая турбина; 37 — планетарный редуктор; 38 — главный упорный подшипник; 39 — конденсатор; 40 — шестой (электромеханический и вспомогательного оборудования) отсек; 41 — кормовой люк; 42 — кормовой аварийный буй; 43 — компрессоры системы ВВД; 44 — седьмой (жилой) отсек; 45 — восьмой (ГЭД и рулевых приводов) отсек; 46 — кормовая дифферентная цистерна; 47 — приводы горизонтальных рулей; 48 — вертикальные стабилизаторы.


ПЛА пр. 671РТ:

1- ПМУ «Кипарис»; 2 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»; 3 - РКП; 4 - ПМУ АП РЛС «Каскад»; 5 - ПМУ СОРС «Залив-П»; 6 - перископ МТ-70-10; 7 - перископ «Орион-10»


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение, т:

надводное                                          3970 (4245?)

подводное                                          5120 (5670?)

Длина наибольшая, м                                                 102 (102,2?)

Ширина корпуса наибольшая, м                                  10,6

Осадка средняя, м                                                     6,5 (6,8?)

Архитектурно-конструктивный тип                                двухкорпусный

Глубина погружения, м:

предельная                                         400

рабочая                                               320

Запас плавучести, %                                                  29

Автономность, сут.                                                      50 (60?)

Экипаж, чел                                                               70 (98?)

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

Тип                                                     АЭУ

ППУ:

количество х тип ЯР                            2 х ВВР

марка ЯР                                            ВМ-4

сум. тепловая мощность ЯР, МВт       144

ПТУ:

количество х мощность ГТЗА, л.с.       1 х 31 000

количество х мощность АТГ, кВт         2x2 000

количество х тип движителей               1 х ВФШ

Резервные источники энергии и средства движения:

количество х мощность ДГ, кВт           1 х 460

аккумуляторная установка:

тип АБ                                                свинцово-кислотная (426-11)

количество групп АБ х эл. в группе     2 х 112

кол-во х мощность вспом. ЭД, кВт      2 х 375

кол-во х тип вспом. движителей           2 х ВФТ

Скорость хода наибольшая, уз:

надводная                                          10 (11,8?)

подводная                                          30 (31,7?)

Вооружение:

Торпедное:

количество х калибр ТА, мм                2 х 650

боезапас (тип) торпед                          6 (65-73 или 65-76)

количество х калибр ТА, мм                4 х 533

боезапас (тип) торпед и ПЛУР             18 (торпеды 53-65К и СЭТ-65

или ПЛУР 81Р ПЛРК «Вьюга-53») (1*)

приборы управления ракетоторпедной

и торпедной стрельбой            «Ладога 1В-671РТ»

система подготовки ТА                        «Кальмар»

Радиоэлектронное:

БИУС                                                  «Аккорд»

НК                                                      «Медведица-РТ»

КСС                                                    «Молния»

ГАК                                                     «Рубин» (МГК-300),

«Рубикон» (МГК-400)

РЛК                                                    «Каскад» (МРК-50)

с приставкой «Корма» (МРК-57)

СОРС                                                 «Залив-П» (МРП-21А)

ТК                                                       МТ-70-10

зенитный навигационный перископ      ПЗНГ-10М


1*  Вместо торпед и ПЛУР могли принимать 36 мин РМ-2Г, которые могли заменяться на 18 мин ПМР-1 и ПМТ-1.


7. Источники:


- В.П. Кузин, В.И. Никольский "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- В.Е. Ильин, А.И. Колесников "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Р.А. Шмаков "Создание атомных подводных лодок проектов 671, 671РТ, 671РТМ", ВТА "Тайфун", №8, 2001г.
- С.С. Бережной "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
- Ю.В. Апальков "Подводные лодки", т.1, ч.2., Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- В. Демьяновский, А. Котлобовский "Подводный щит СССР", ч.1, Майор, 2003г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013