Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "Матрос Петр Кошка"

Проект подводного миноносца Е.В. Колбасьева («Матрос Петр Кошка»).


Проекты подводных лодок водоизмещением 110 тонн, 175 тонн, 345 тонн и 640 тонн.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка Матрос Петр Кошка


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 КРОНШТАДТ: Отделение Балтийского Завода (1)

1

 «Матрос Петр Кошка»

-

1901

1902(?)

-



4. История проекта:


В 1901 году в мастерских Кронштадтского порта, в обстановке строжайшей секретности, корабельный инженер Николай Николаевич Кутейников (1872 - 1921) построил по проекту лейтенанта Евгения Викторовича Колбасьева (1862 - 1920) электрическую подводную лодку, известную под названием «Петр Кошка» (подводный миноносец лейтенанта Е.В. Колбасьева).

Аккумуляторы общей массой 4 тонны обеспечивали 15-мильную дальность плавания под водой на скорости 3,5 узла, либо 40 миль в надводном положении на 4 узлах. Расчетная глубина погружения составляла 20 метров. На заданной глубине лодку автоматически удерживал специальный прибор (аналог «аппарата глубины» И. Пераля).

Экипаж насчитывал 3 человека (1 офицер и 2 унтер-офицера). Лодка несла 2 торпеды калибра 381 мм в аппаратах совкового типа, размещенных снаружи в верхней части корпуса в ДП в носу и в корме. Совкообразные ТА отличались малой надежностью и дважды отказывали при испытаниях в 1903 г.

Корпус был собран из 9 секций, оснащенных всеми необходимыми механизмами. Вес самой тяжелой секции составлял 1,6 тонны. При сборке секции соединялись болтами. В разобранном виде субмарина помещалась в стандартном железнодорожном вагоне. Полная сборка занимала 6 часов. Таким образом, именно Колбасьев и Кутейников являются первыми создателями секционного метода строительства субмарин, нашедшего широкое применение в годы Второй мировой войны. Правда, никто об этом их изобретении в ту эпоху не узнал.

Помимо сборно-разборной конструкции, еще одной уникальной особенностью данной подводной лодки было расположение всех шести гребных валов под углом 20 градусов к диаметральной линии корпуса. По мнению авторов проекта, такое их размещение должно было сделать лодку особенно маневренной. Но в результате лодка получилась чрезвычайно рыскливой. Незначительное изменение числа оборотов любого из шести электромоторов влекло за собой отклонение от заданного курса. Кроме того, незначительная дальность плавания не позволяла ей действовать в открытом море.

Непотопляемость обеспечивалась заполнением части объема пробковой массой, изобретенной Колбасьевым. В трех носовых и трех кормовых секциях размещались механизмы управления ГР, балластные цистерны и АБ.

Планировалась следующая тактика применения этой лодки. Коммерческий пароход под нейтральным флагом прибывает во вражеский порт (или бросает якорь на внешнем рейде). В специальном отсеке внутри судна осуществляется сборка лодки и ночью, под покровом темноты, краном ее опускают в воду. Она бесшумно подкрадывается к избранной цели и атакует наверняка. Затем покидает акваторию порта, поджидая свою плавбазу уже за его пределами.

Этот подводный корабль, строился в обстановке секретности. Подводной лодки было присвоено наименование "Петр Кошка" и она была освещена, но в списки флота ее не зачисляли (однако по ошибочным данным Ю.И. Александрова эта ПЛ является первой торпедной подводной лодкой зачисленной в состав Русского флота). Подводная лодка была несовершенной по конструкции и, несмотря на упоминания в некоторых источниках, никакой службы (и особенно секретной) не несла - все ограничилось в основном неудачными испытаниями.

Во многих источниках указывается о переброске этой ПЛ в Порт-Артур, где она якобы и была уничтожена при угозе захвата противником. Однако это абсолютно недостоверная история. Опираясь на воспоминания А.Н. Крылова, который видел эту лодку и в 1902 году в Санкт-Петербурге и в 1907 в Севастополе, можно утверждать, что в августе 1902 года ПЛ была отправлена в Севастополь где и закончила свои дни после 1907 года. А.Н. Крылов в своих воспоминаниях очень скептически относился как к самой подводной лодке, так и к технической компетенции ее конструктора.

В дальнейшем Е.В. Колбасьев продолжил разработку проектов ПЛ. В некоторых источниках говорится более чем о десяти разработанных им проектов. В конце 1903 году Е.В. Колбасьев начал разработку проекта ПЛ длиной 47 м. и водоизмещением 175 т. В некоторых источниках утверждается, что эта лодка была даже построена в Севастополе и спущена на воду. Однако это маловероятно, скорее всего проект так и остался на бумаге, а та ПЛ, с которой работали в плавучем доке Севастопольского порта была все той же ПЛ «Матрос Петр Кошка».

В 1908 - 1090 гг. Е.В. Колбасьев разработал три проекта подводных лодок - водоизмещением 110 тонн, 345 тонн и 640 тонн, которые представил на конкурсы МГШ. Однако не один из них не был утвержден.


5. Схема проекта:


1 - горизонтальный руль; 2 - мина Уайтхеда; 3 - боевая рубка; 4 - аккумуляторы;
5 - электромотор; 6 - вертикальный руль; 7 - торпедный аппарат;
8 - гребной винт; 9 - соединительные болты секций


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  общее, тонн: 20
  скорость хода  
  в надводном положении: 8,6 узлов
  в подводном положении: 6 узлов
  дальность плавания  
  в надводном положении:

40 миль при 4 узлах
  в подводном положении:

15 миль при 3,5 узлах
  глубина погружения  
  проектная: 20 м.
  кораблестроительные элементы  
  длина: 15,2 метра
  ширина: 1,27 метра
  высота: 3,05 метра
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  381-мм совковые торпедные аппараты: 2
  энергоустановка  
  тип: электрический двигатель
  количество х мощность двигателей, л.с.: 6 х 4 л.с.
  обитаемость  
  экипаж:

3 человека (в т.ч. 1 офицер)
  время погружения:

до 20 минут

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923 гг.", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС, "Бастион", №6, 2002г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904 гг." АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
- Боженко П.В. "Русские подводные лодки в войне 1904-1905 гг.", Субмарины на воде, №3, 1996г.
- Аллилуев А.А. "Подводные лодки в Порт-Артуре в русско-японской войне", Судостроение, № 3, 1990г.
- Быховский И.А., Войналович Д.И. "Подводные лодки в осажденном Порт-Артуре", Судостроение, №1, 1966г.
- Марьин Д.В. "Были ли в Порт-Артуре подводные лодки?", Военно-исторический журнал, №3, 2008г.
- Воспоминания контр-адмирала Дудорова Б.И.
- Рассол И.Р. "Подводные лодки Е.В. Колбасьева", Судостроение, № 5, 2007г.
- Крылов А.Н. "Мои воспоминания", Издательство АН СССР, 1963г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017