Rambler's Top100 Тип "Ерш"

Тип «Ёрш».

Модификация ПЛ типа «Барс».

Проект переоборудования ПЛ "Тур" (не реализован).
Проект переоборудования ПЛ типа "Барс" для Черноморского флота (не реализован).



1. Количество подводных лодок проекта: 1+1


2. Изображение проекта:


ПЛ типа Ёрш


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Балтийский Завод

1

 «Ерш»

-

03.07.1914

Весна 1917

15.12.1917

 Залож. на заводе "Ноблесснер"
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-9
 31.12.1922 - пер. в «Рабочий»
 22.05.1931 - погибла, поднята

2

 «Форель»

-

03.07.1914

Осень 1917

недостроена

 Залож. на заводе "Ноблесснер"
 01.10.1921 - пер. в ПЛ-13



4. История проекта:


Подводные лодки типа "Ёрш" (хотя они и строились как тип "Барс", в их конструкцию были внесены серьезные изменения, по которым их можно отнести к отдельному типу ПЛ, с другим вооружением и назначением) переоборудованы из начатых постройкой ПЛ типа "Барс" ввиду острой потребности Балтийского флота в подводных минных заградителях (ПМЗ). В 1916 г. Главное Управление Кораблестроения предложило Балтийскому заводу составить проект переоборудования в ПМЗ ПЛ "Форель" с использованием системы постановки мин, принятой для ПМЗ "Краб".

Система должна была обеспечивать автоматическую постановку мин типа "ПЛ" с наименьшим интервалом 30,5 м при скоростях хода от 4 узлов до полной. Проекты завода "Ноблесснер" (переоборудование ПЛ "Тур", проектант - корабельный инженер В.И. Юркевич) и Общества Николаевских заводов и верфей (переоборудование одной из ПЛ типа "Барс" для Черноморского флота) были отвергнуты, и 26 октября 1916 г. Главное Управление Кораблестроения выдало Балтийскому заводу наряд на переоборудование ПЛ "Форель" (проектант - К.И. Руберовский, отдел подводного плавания Балтийского завода) со сроком готовности 1 мая 1917г. 11 ноября 1916г. Балтийский завод получил наряд на переоборудование и ПЛ "Ерш" в ПМЗ по типу "Форель".

ПЛ были заказаны заводу "Ноблесснер" в Ревеле. В связи с опозданием завода в строительстве подводных лодок типа "Барс" заказ на строительство этих лодок был передан Балтийскому заводу 24 ноября 1915 года. Поэтому ПЛ номинально заложены в Ревеле 3 (4?) июля 1914 года, но фактически полностью строились Балтийским заводом.

Поскольку корпуса обеих ПЛ были окончены уже к октябрю 1916 г., размещение системы постановки мин потребовало значительных переделок в кормовой части и легкой надстройки, где от 140 до 218 шп. размещались 42 мины типа "ПЛ". Мины перемещались по рельсам с помощью червячной передачи, приводимой в движение электромотором. Скорость вращения менялась от 600 до 1000 об/мин в зависимости от скорости хода ПЛ, обеспечивая равномерность сбрасывания мин, масса системы (без рельсов и дополнительной массы надстройки) - 2.5 т. Мины типа "ПЛ" принимались в перегрузку. Для обеспечения продольной остойчивости отказались от запасных торпед, кормовых ТА, изменили объемы ЦГБ. В отличие от ПЛ типа "Барс", управление сосредоточено в ЦП, изменена конструкция нижнего рубочного люка. Для обеспечения "противосетевой защиты" корпус был сделан гладким, без выступающих частей, ограждения рулей и винтов - сняты. Метацентрическая высота в надводном положении 0,13 м, в подводном - 0,33 м.

На ПЛ были установлены дизели фирмы "Нью-Лондон" (США) по 420 л.с. (задержка в постройке обоих ПЛ объяснялась длительным сроком их поставки), обеспечившие скорость 10,5 узла. Запас топлива составлял 32 т. Этот запас обеспечивал дальность плавания в надводном положении 1000 миль полным ходом и 1400 миль - экономическим.

ПЛ «Форель» так и не была достроена (90% готовности на 1918 год).


5. Схема проекта:


ПЛ типа Ёрш

Укрупненный чертеж (27,9 Кб)

Общее расположение ПЛ типа "Ерш" (но состоянию на 1917 год): а - продольный разрез, б - план

1 - мины; 2 - палубные цистерны главного балласта, 3 - перископы; 4 - 57-мм орудие; 5 - рундуки команды; 6 - трубчатый торпедный аппарат; 7 - центробежная помпа; 8 - главный гребной электродвигатель; 9 - главный дизель; 10 - аккумуляторная батарея; 11- офицерские каюты; 12 - кают-компания


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное, тонн: 655
  подводное, тонн: 750
  скорость хода  
  полная надводная, узлов: 10,75
  полная подводная, узлов: 8,5
  экономическая надводная, узлов: 10,0 (очевидно - 8,0)
  экономическая подводная, узлов: 5,0
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

1000 (10,75), 1400 (эконом)
  в подводном положении:

100 (5,0) миль
  глубина погружения  
  предельная: 91 метр
  рабочая: 46 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 67,97 метров
  ширина: 4,45 метра
  осадка средняя: 3,94 метра (Ёрш), 3,97 метра (Форель)
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  пулеметы (с 1916):

1 х 7,62 мм
  число и калибр артиллерийских установок (до 1924): 1х57 мм
  число и калибр артиллерийских установок (с 1924): 1х75, 1х37
  457-мм трубчатые кормовые торпедные аппараты: нет
  457-мм трубчатые носовые торпедные аппараты: 2
  мины: 42 (типа "ПЛ")
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2х420
  количество х мощность электромоторов, л.с.: 2х450
  количество валов: 2
  обитаемость  
  автономность:

14 суток
  экипаж:

45-46 человек

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
- Алексеев И.В. Гончаров А.С. Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Морж", Морская компания, Москва, №3, 2006г.
- Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
- Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016