Проект А615 (NATO – “Quebeck”).
1. Количество подводных лодок проекта: 29 + 1(по проекту 637)
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ЛЕНИНГРАД: Завод "Судомех" (№ 196) (23) |
||||||
1 |
664 |
08.09.1953 |
16.09.1954 |
10.12.1955 |
||
2 |
665 |
23.09.1953 |
15.09.1954 |
21.12.1955 |
26.09.1957 - погибла на КБФ |
|
3 |
666 |
10.11.1953 |
30.09.1954 |
10.12.1955 |
1957 - переоборуд. в стенд |
|
4 |
667 |
18.11.1953 |
04.11.1954 |
21.12.1955 |
||
5 |
668 |
12.01.1954 |
05.11.1954 |
13.12.1955 |
||
6 |
669 |
14.02.1954 |
21.05.1955 |
31.07.1956 |
||
7 |
1070 |
23.02.1954 |
21.05.1955 |
31.07.1956 |
30.06.1978 - пер в МС-261 |
|
8 |
1071 |
20.03.1954 |
12.07.1955 |
31.07.1956 |
15.02.1971 - пер в УТС-215 |
|
9 |
1072 |
08.04.1954 |
02.08.1955 |
02.11.1956 |
||
10 |
1073 |
04.06.1954 |
14.09.1955 |
03.10.1956 |
||
11 |
1074 |
15.07.1954 |
09.09.1955 |
30.09.1956 |
||
12 |
1075 |
30.08.1954 |
30.10.1955 |
30.09.1956 |
03.08.1977 - пер в МС-266 |
|
13 |
1078 |
15.10.1954 |
14.01.1956 |
30.09.1956 |
||
14 |
1079 |
20.11.1954 |
16.04.1956 |
26.12.1956 |
||
15 |
1080 |
30.11.1954 |
17.03.1956 |
27.08.1957 |
03.08.1977 - пер в МС-269 |
|
16 |
701 |
10.01.1955 |
03.04.1956 |
16.08.1957 |
||
17 |
702 |
01.02.1955 |
04.04.1956 |
23.12.1958 |
03.08.1977 - пер. в МС-296 |
|
18 |
703 |
05.08.1955 |
29.07.1956 |
29.08.1957 |
||
19 |
704 |
02.08.1955 |
30.06.1956 |
31.08.1957 |
||
20 |
705 |
19.09.1955 |
04.10.1956 |
30.11.1957 |
||
21 |
711 |
27.09.1955 |
12.10.1956 |
30.11.1957 |
||
22 |
713 |
07.01.1956 |
23.02.1957 |
27.12.1958 |
||
23 |
715 |
24.12.1955 |
23.02.1957 |
23.12.1958 |
10.07.1980 - пер. в МС-321 |
|
ЛЕНИНГРАД: ССЗ им. А. Марти (№ 194) (6+1) |
||||||
24 |
801 |
24.03.1954 |
04.07.1955 |
03.08.1956 |
||
25 |
802 |
10.04.1954 |
07.10.1955 |
30.09.1956 |
||
26 |
803 |
15.05.1955 |
26.04.1956 |
30.09.1956 |
30.05.1978 - пер. в МС-353 |
|
27 |
804 |
23.06.1955 |
05.06.1956 |
25.11.1956 |
28.06.1979 - пер. в МС-354 |
|
28 |
805 |
08.07.1955 |
17.04.1957 |
01.08.1957 |
||
29 |
816 |
05.04.1956 |
27.04.1957 |
20.08.1957 |
||
30 |
817 |
05.1955 |
03.1957 |
- |
Достроена по проекту 637 | |
Исторические справки номерных экипажей для обслуживания ПЛ проекта А615 на консервации: |
4. История проекта:
В послевоенный период, кроме развития средних и больших ДПЛ в ВМФ СССР предпринимались попытки создания малых лодок. Сразу после ВОВ была построена серия ПЛ проекта A615. Эти лодки имели единый двигатель для надводного и подводного хода, в качестве которого использовался дизельный двигатель. Для его работы в подводном положении на ПЛ имелись запасы кислорода (8,5 т) и химического поглотителя известкового типа (14,9 т).
Работы над ПЛ с подобной установкой начались в СССР еще в 30-х под руководством С.А. Базилевского. В 1941 году была построена опытная ПЛ М-401 (проект 95) которая испытывалась на Каспийском море и была принята в состав ВМФ СССР в 1946 году. В 1948 году за создание новой энергоустановки для ПЛ группе специалистов была присуждена Сталинская премия II степени. В 1946 году по постановлению правительства в ЦКБ-18 начались работы по созданию опытной ПЛ проекта 615. Главным конструктором был назначен А.С. Кассациер. Заложенная в 1950 году на ССЗ "Судомех" она вошла в состав ВМФ в 1953 году и получила тактический номер М-254.
ПЛ по конструкции представляла полуторо-корпусную лодку являющуюся развитием ПЛ типа "М" XV серии. Габариты ПЛ позволяли транспортировать ее по железным дорогам на специальных транспортерах. Вооружение состояло из четырех 533-мм ТА без запасных торпед, одного спаренного 25-мм автомата и ГАС "Тамир-5Л".
Трехвальная главная энергетическая установка состояла из трех дизелей (на среднем валу дизель 32Д для длительных режимов хода, на бортовых валах дизели М50 для использования форсированных режимов), одного электродвигателя на среднем валу и одной группы аккумуляторных батареи. Запасов кислорода хватало на 100 часов хода под средним дизелем со скоростью 3.5 узла. Полным ходом 15 узлов дальность хода под водой была всего 56 миль. Эти результаты были, безусловно очень хорошими. Зарубежных аналогов этой ПЛ не было.
Сравнительно успешные испытания позволили развернуть серийную постройку этих ПЛ по несколько измененному проекту А615. Главным отличием явилось размещение одной кислородной цистерны вместо двух той же емкости. Всего с 1953 по 1959 годы на двух заводах было построено 30 ПЛ проекта А615 (23 на ССЗ "Судомех" и 7 на ССЗ им. А.Марти, одна из них была достроена по проекту 637).
Судьба этих ПЛ сложилась неудачно. Прежде всего ЭУ оказалась весьма пожароопасной и подводники эти лодки называли между собой "зажигалками". Из-за пожара погибла ПЛ М-256 почти со всем экипажем. Высокая испаряемость жидкого кислорода приводила к тому, что подводный режим работы дизелей мог быть использован с наибольшим успехом только в начале автономного похода. Наконец работа дизеля по замкнутому циклу сопровождалось высокой шумностью, что сильно демаскировало лодку. Это в условиях 60-х годов было уже неприемлемым. Поэтому в первой половине 70-х годов все ПЛ этих проектов были выведены из боевого состава ВМФ.
5. Схема проекта:
Подробная схема. Укрупненный вид (150 Кб)
Источник "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
1 - шахта устройства РДП, 2 - выдвижные антенны РЛС, 3 - выдвижная радиоантенна, 4 - зенитный перископ, 5 - прочная рубка, 6 - зенитная АУ, 7 - цистерна плавучести, 8 - ЦГБ, 9 - ТА, 10 - антенна ГАС, 11 - АБ, 12 - жилые помещения, 13 - цистерна быстрого погружения, 14 - уравнительна цистерна, 15 - ЦП, 16 - цистерна для жидкого кислорода, 17 - газофильтр, 18 - испаритель кислорода, 19 - дизель замкнутого цикла, 20 - топливная цистерна, 21 - дизель, 22 - ГЭД.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 406 тонн | |
подводное: | 504 тонн | |
скорость хода | ||
надводная наибольшая: | 16,1 узла | |
подводная наибольшая: | 15,0 узла | |
экономическая подводная под дизелем: | 3,5 узла | |
экономическая подводная под ГЭД: | 2,1 узла | |
в режиме РДП: | 3 - 5 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | 56 (15,0), 410 (3,5 под ДЗЦ), 44 (2,1 под ГЭД) мили | |
в надводном положении: | 3150 (3,5(10,0?)) миль | |
глубина погружения | ||
предельная | 120 метров | |
рабочая | 100 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 56,8 (56,6?) метров | |
ширина: | 4,5 метра | |
осадка средняя: | 3,6 метра | |
конструктивный тип: | полуторакорпусная | |
запас плавучести: | 23% | |
вооружение | ||
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 4 | |
артустановка: | 1х25 мм 2М-8 (позже демонтирована) | |
энергоустановка | ||
тип: | единый двигатель с ХПИ | |
количество х мощность бортовых дизелей, л.с.: | 2 х 700 типа М-50П | |
количество х мощность среднего дизеля, л.с.: | 1 х 900 типа 32Д | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 1 х 100 типа ПГ-106 | |
количество гребных валов: | 3 | |
запасы дизельного топлива, т.: | 23,3 | |
запас жидкого кислорода, т.: | 8,5 | |
запас химического поглотителя, т.: | 14,9 | |
число групп АБ х число элементов: | 1 х 60 (23МУ) | |
обитаемость | ||
автономность: | 10 суток | |
экипаж: | 33 человека (6 офицеров) |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Баданин В.А. "Подводные лодки с единым двигателем", Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Подводные лодки России, т.5, ч.1., ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016