Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект А615

Проект А615 (NATO – “Quebeck”).



1. Количество подводных лодок проекта: 29 + 1(по проекту 637)


2. Изображение проекта:


Подводная лодка проекта А615


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Завод "Судомех" (№ 196) (23)

1

 М-255

664

08.09.1953

16.09.1954

10.12.1955

2

 М-256

665

23.09.1953

15.09.1954

21.12.1955

 26.09.1957 - погибла на КБФ

3

 М-257

666

10.11.1953

30.09.1954

10.12.1955

 1957 - переоборуд. в стенд

4

 М-258

667

18.11.1953

04.11.1954

21.12.1955

5

 М-259

668

12.01.1954

05.11.1954

13.12.1955

6

 М-260

669

14.02.1954

21.05.1955

31.07.1956

7

 М-261

1070

23.02.1954

21.05.1955

31.07.1956

 30.06.1978 - пер в МС-261
 1982 - памятник в Краснодаре

8

 М-262

1071

20.03.1954

12.07.1955

31.07.1956

 15.02.1971 - пер в УТС-215

9

 М-263

1072

08.04.1954

02.08.1955

02.11.1956

10

 М-264

1073

04.06.1954

14.09.1955

03.10.1956

11

 М-265

1074

15.07.1954

09.09.1955

30.09.1956

12

 М-266

1075

30.08.1954

30.10.1955

30.09.1956

 03.08.1977 - пер в МС-266

13

 М-267

1078

15.10.1954

14.01.1956

30.09.1956

14

 М-268

1079

20.11.1954

16.04.1956

26.12.1956

15

 М-269

1080

30.11.1954

17.03.1956

27.08.1957

 03.08.1977 - пер в МС-269

16

 М-295

701

10.01.1955

03.04.1956

16.08.1957

17

 М-296

702

01.02.1955

04.04.1956

23.12.1958

 03.08.1977 - пер. в МС-296
 03.1980 - памятник в Одессе

18

 М-297

703

05.08.1955

29.07.1956

29.08.1957

19

 М-298

704

02.08.1955

30.06.1956

31.08.1957

20

 М-299

705

19.09.1955

04.10.1956

30.11.1957

21

 М-300

711

27.09.1955

12.10.1956

30.11.1957

22

 М-301

713

07.01.1956

23.02.1957

27.12.1958

23

 М-321

715

24.12.1955

23.02.1957

23.12.1958

 10.07.1980 - пер. в МС-321

 ЛЕНИНГРАД: ССЗ им. А. Марти (№ 194) (6+1)

24

 М-351

801

24.03.1954

04.07.1955

03.08.1956

25

 М-352

802

10.04.1954

07.10.1955

30.09.1956

26

 М-353

803

15.05.1955

26.04.1956

30.09.1956

 30.05.1978 - пер. в МС-353

27

 М-354

804

23.06.1955

05.06.1956

25.11.1956

 28.06.1979 - пер. в МС-354

28

 М-355

805

08.07.1955

17.04.1957

01.08.1957

29

 М-356

816

05.04.1956

27.04.1957

20.08.1957

30

 М-361

817

05.1955

03.1957

-

 Достроена по проекту 637
 1960 - установлена в г.Пушкине

Исторические справки номерных экипажей для обслуживания ПЛ проекта А615 на консервации:
6, 19, 50, 54, 60, 90, 341, 436, 437



4. История проекта:


В послевоенный период, кроме развития средних и больших ДПЛ в ВМФ СССР предпринимались попытки создания малых лодок. Сразу после ВОВ была построена серия ПЛ проекта A615. Эти лодки имели единый двигатель для надводного и подводного хода, в качестве которого использовался дизельный двигатель. Для его работы в подводном положении на ПЛ имелись запасы кислорода (8,5 т) и химического поглотителя известкового типа (14,9 т).

Работы над ПЛ с подобной установкой начались в СССР еще в 30-х под руководством С.А. Базилевского. В 1941 году была построена опытная ПЛ М-401 (проект 95) которая испытывалась на Каспийском море и была принята в состав ВМФ СССР в 1946 году. В 1948 году за создание новой энергоустановки для ПЛ группе специалистов была присуждена Сталинская премия II степени. В 1946 году по постановлению правительства в ЦКБ-18 начались работы по созданию опытной ПЛ проекта 615. Главным конструктором был назначен А.С. Кассациер. Заложенная в 1950 году на ССЗ "Судомех" она вошла в состав ВМФ в 1953 году и получила тактический номер М-254.

ПЛ по конструкции представляла полуторо-корпусную лодку являющуюся развитием ПЛ типа "М" XV серии. Габариты ПЛ позволяли транспортировать ее по железным дорогам на специальных транспортерах. Вооружение состояло из четырех 533-мм ТА без запасных торпед, одного спаренного 25-мм автомата и ГАС "Тамир-5Л".

Трехвальная главная энергетическая установка состояла из трех дизелей (на среднем валу дизель 32Д для длительных режимов хода, на бортовых валах дизели М50 для использования форсированных режимов), одного электродвигателя на среднем валу и одной группы аккумуляторных батареи. Запасов кислорода хватало на 100 часов хода под средним дизелем со скоростью 3.5 узла. Полным ходом 15 узлов дальность хода под водой была всего 56 миль. Эти результаты были, безусловно очень хорошими. Зарубежных аналогов этой ПЛ не было.

Сравнительно успешные испытания позволили развернуть серийную постройку этих ПЛ по несколько измененному проекту А615. Главным отличием явилось размещение одной кислородной цистерны вместо двух той же емкости. Всего с 1953 по 1959 годы на двух заводах было построено 30 ПЛ проекта А615 (23 на ССЗ "Судомех" и 7 на ССЗ им. А.Марти, одна из них была достроена по проекту 637).

Судьба этих ПЛ сложилась неудачно. Прежде всего ЭУ оказалась весьма пожароопасной и подводники эти лодки называли между собой "зажигалками". Из-за пожара погибла ПЛ М-256 почти со всем экипажем. Высокая испаряемость жидкого кислорода приводила к тому, что подводный режим работы дизелей мог быть использован с наибольшим успехом только в начале автономного похода. Наконец работа дизеля по замкнутому циклу сопровождалось высокой шумностью, что сильно демаскировало лодку. Это в условиях 60-х годов было уже неприемлемым. Поэтому в первой половине 70-х годов все ПЛ этих проектов были выведены из боевого состава ВМФ.


5. Схема проекта:


проект А615


Подробная схема. Укрупненный вид (150 Кб)
Источник "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.


1 - шахта устройства РДП, 2 - выдвижные антенны РЛС, 3 - выдвижная радиоантенна, 4 - зенитный перископ, 5 - прочная рубка, 6 - зенитная АУ, 7 - цистерна плавучести, 8 - ЦГБ, 9 - ТА, 10 - антенна ГАС, 11 - АБ, 12 - жилые помещения, 13 - цистерна быстрого погружения, 14 - уравнительна цистерна, 15 - ЦП, 16 - цистерна для жидкого кислорода, 17 - газофильтр, 18 - испаритель кислорода, 19 - дизель замкнутого цикла, 20 - топливная цистерна, 21 - дизель, 22 - ГЭД.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное: 406 тонн
  подводное: 504 тонн
  скорость хода  
  надводная наибольшая: 16,1 узла
  подводная наибольшая: 15,0 узла
  экономическая подводная под дизелем: 3,5 узла
  экономическая подводная под ГЭД: 2,1 узла
  в режиме РДП: 3 - 5 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в подводном положении:

56 (15,0), 410 (3,5 под ДЗЦ), 44 (2,1 под ГЭД) мили
  в надводном положении:

3150 (3,5(10,0?)) миль
  глубина погружения  
  предельная 120 метров
  рабочая 100 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 56,8 (56,6?) метров
  ширина: 4,5 метра
  осадка средняя: 3,6 метра
  конструктивный тип: полуторакорпусная
  запас плавучести: 23%
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 4
  артустановка: 1х25 мм 2М-8 (позже демонтирована)
  энергоустановка  
  тип: единый двигатель с ХПИ
  количество х мощность бортовых дизелей, л.с.: 2 х 700 типа М-50П
  количество х мощность среднего дизеля, л.с.: 1 х 900 типа 32Д
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 1 х 100 типа ПГ-106
  количество гребных валов: 3
  запасы дизельного топлива, т.: 23,3
  запас жидкого кислорода, т.: 8,5
  запас химического поглотителя, т.: 14,9
  число групп АБ х число элементов: 1 х 60 (23МУ)
  обитаемость  
  автономность:

10 суток
  экипаж:

33 человека (6 офицеров)

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Баданин В.А. "Подводные лодки с единым двигателем", Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Подводные лодки России, т.5, ч.1., ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016