Rambler's Top100 Проект 637

Проект 637 (NATO – “?”).


1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


первоначальный вариант проекта 637


проект 637 (1960 год)


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: ССЗ № 194 (завод имени А.Марти) (1)

1

 M-361

817

05.1955

03.1957

24.08.1962

 заложена по проекту А615
 достроена по проекту 637
 1961 – установлена в ВВМИУ


4. История проекта:


На подводных лодках с ЕД-ХПИ основными составляющими компонентами, обеспечивающими работу энергоустановки в подводном положении, наряду с дизельным топливом, являются кислород и химический поглотитель. Их запасы на подводной лодке очень ограничены, а это, в свою очередь, ограничивает ее автономность и скорость в подводном положении. Но если химпоглотитель может храниться в лодочных газофильтрах неограниченное время, не теряя своих свойств, то жидкий кислород, имея низкую температуру кипения, даже при качественной теплоизоляции цистерны все время испаряется, поднимая давление до предельно допустимого. Периодически приходится стравливать газовую подушку за борт. Получается парадокс: подводная лодка стоит в базе, а запас кислорода уменьшается. Наступает время, когда кислорода становится недостаточно для обеспечения необходимой автономности плавания.

В 30-х годах С.А. Базилевский впервые применил жидкий кислород на подводной лодке с энергоустановкой РЕДО. Это решение стало крупным шагом в развитии подводных лодок с единым двигателем. Но в середине 50-х годов для дальнейшего совершенствования подобных энергоустановок возникла необходимость в подборе нового вещества, содержащего окислитель, более стойкого к положительным температурам. Использование жидкого кислорода стало тормозом в развитии подводных лодок с единым двигателем. Его большая испаряемость явилась главным препятствием к внедрению установки с ЕД-ХПИ на подводных лодках среднего водоизмещения с автономностью 30 суток и более.

Для решения этой проблемы в 1954—1955 годах группой главного конструктора А.С. Кассициера в ЦКБ-18 был выполнен технический проект 637 с дизельной энергоустановкой, в которой предлагалось использовать совершенно новый принцип поглощения углекислого газа и обогащения возвращаемой газовой смеси кислородом с применением так называемого единого продукта Б-2 (надперекись натрия).

Этот компонент состоял из твердых гранул, содержащих связанный кислород и поглотитель углекислого газа. Таким образом, в подводном положении на лодке предусматривалось использовать кислород не в чистом виде из цистерны, а получаемый из продукта Б-2 в результате прохождения химической реакции.

В остальном лодка проекта 637 незначительно отличалась от проекта А615. Изменения коснулись только оборудования 4-го отсека: вместо кислородной цистерны и известковых газовых фильтров в нем размещались побортно две пары бункеров с продуктом Б-2 и технические средства, обеспечивающие регенерацию отработанных газов дизелей.

Забортная вода через форсунки под давлением подавалась в бункеры, и под ее воздействием продукт Б-2 разлагался, образуя газообразный кислород и водный раствор поглотителя углекислого газа. Продукты разложения от каждого бункера направлялись в разделитель, кислород отделялся от поглотителя и по трубопроводу поступал в промывочную камеру для очистки и смешивания с одновременно поступающей возвращаемой газовой смесью. Водный раствор поглотителя из разделителя направлялся в реакторное устройство, заполненное абсорбентом. Здесь происходила химическая реакция с выхлопными газами дизелей с поглощением углекислого газа. Выхлопные газы из реакторного устройства подавались в сепаратор, очищались от поглотителя и воды и поступали в промывочную камеру, где перемешивались с кислородом. Из промывочной камеры регенерированная газовая смесь поступала в дизельные выгородки, и замкнутый цикл работы двигателей повторялся. Отработанный раствор поглотителя откачивался насосом за борт на любой глубине погружения.

Система автоматики и газового анализа надежно регулировала процесс разложения единого продукта и обеспечивала устойчивую работу дизелей по замкнутому циклу на всех режимах. Предусматривалась одновременная работа двух бункеров, по одному с каждого борта. Забортная вода для разложения продукта Б-2 подавалась от общелодочной магистрали охлаждения теплообменников. От этой же системы подавалась вода и на замещение израсходованного продукта. После полного израсходования продукта Б-2 работающая пара бункеров выводилась из действия с одновременным подключением второй пары.

Проект такой энергетической установки выполнила группа конструкторов под руководством К.В. Трофимова.

Опытная подводная лодка проекта 637 по расчетам имела значительное преимущество перед лодками проекта А615 в дальности плавания полным подводным ходом (на 30%). При снижении скорости это преимущество уменьшалось, а при движении экономическим ходом дальность плавания была даже несколько меньше.

Но доминирующими считались преимущества в сохранении окислителя топлива (кислорода) и в условиях его хранения. Однако в техническом проекте 637 не нашли решения принципиальные вопросы, связанные с надежностью работы энергоустановки. Поэтому было решено переоборудовать одну из недостроенных подводных лодок проекта А615 (М-361) под энергоустановку по проекту 637.

Одновременно в ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова предусматривалось испытать абсорбер, конденсатор, промывочную камеру и сепаратор при их работе с выхлопом отработанных газов дизелей в атмосферу.

Переоборудование подводной лодки М-361 проводилось в течение 1958—1959 годов на Адмиралтейском заводе.

30 июля 1959 года подводную лодку спустили на воду и начались наладочные испытания. Строителем лодки и ответственным сдатчиком являлся М.И. Островский, сдаточным механиком — А.М. Шарапо, военным представителем — Ю.А. Куклинов.

Неожиданно в мае 1960 года испытания прервали, и Главное управление кораблестроения ВМФ предложило прекратить все работы по проекту 637.

Экипаж расформировали, а подводную 'лодку после демонтажа оборудования 4-го отсека передали в Ленинградское высшее военно-морское училище им. Ленина, где она находится и по сей день.

Подобный проект не имел аналогий в кораблестроении других стран.


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (173 Кб)


1 — вертикальный руль; 2 — гребные винты; 3 — кормовые горизонтальные рули; 4 — цистерна главного балласта № 6;

5 — кормовая дифферентная цистерна; 6 — магнитная станция; 7 — входной люк; 8 — гребной электродвигатель;

9 — щит управления гребными электродвигателями; 10 — баллоны воздуха среднего давления; 11 — двигатель 32Д;

12 — шахта подачи воздуха к дизелям внутри прочного корпуса; 13 — трубопровод подачи воздуха к дизелям;

14 — насос Г-71 прокачки масла и топлива двигателей М50-П; 15 — электрический вакуумнасос ЭВН-1/0,3;

16 — холодильник масла; 17 — насос откачки щелочи ТП 10/150; 18 — конденсатор; 19 — абсорбер;

20 — выгородки бункеров надперекиси натрия; 21 — шахта подачи воздуха к дизелям; 22 — устройство РДП;

23 — антенна «Рамка»; 24 — подъемник антенны «Флаг»; 25 — антенна «Флаг»;

26 — приводы управления вертикальными и горизонтальными рулями; 27 — антенна «ВАН»; 28 — перископ ПЗ-7М;

29 — гидравлический подъемник перископа; 30 — рубка гидроакустики; 31 — магнитный компас ГОН-23М;

32 — 25-мм спаренная артиллерийская установка 2М-8; 33 — каюта командира; 34 — кают-компания;

35 — аккумуляторная батарея; 36 — шахта станции «Тамир-5Л»; 37 — приборы управления торпедной стрельбой;

38 — торпедный аппарат; 39 — гидравлический привод носовых горизонтальных рулей; 40 — цепной ящик;

41 — цистерна главного балласта № 1; 42 — волнорезный щит; 43 — цистерна плавучести;

44 — носовая дифферентная цистерна; 45 — баллоны воздуха высокого давления; 46 — разделитель;

47 — цистерна щелочного раствора; 48 — двигатель М50-П; 49 — газоотвод обратного газа с клапаном;

50 — конденсатная цистерна; 51 — циркуляционная масляная цистерна двигателя 32Д; 52 —топливная цистерна № 5;

53—ограждение носовых горизонтальных рулей; 54 — носовые горизонтальные рули; 55 — койка; 56 — рубка радиолокации;
57 — рубка радиосвязи; 58—упорный подшипник средней линии вала; 59 — подводный гальюн; 60 — стабилизаторы;

61 — кормовые горизонтальные рули


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение           надводное                               - 425 (396)т

подводное                               - 680т

скорость                      в надводном положении          - 16 (наибольшая) узлов

в подводном положении          - 15 (наибольшая) узлов

дальность плавания     в надводном положении          - 2700 миль (при 8 узлах)

в подводном положении          - 350 (3,5 уз.), 80 (15 уз.) миль

запас плавучести                                                        - 22,6%

глубина погружения                                                    - 120 м.

размерения                                                                 - 58,2 (56,6)х4,46 (4,44)х3,45 (2,78) м

вооружение                                                                - 4хНТА 533мм

экипаж                                                                        - 33 человека.


7. Источники:


- Баданин В.А. "Подводные лодки с единым двигателем", Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.
- Информация с сайта http://www.navy.ru/science/se1.htm.
- Информация с сайта http://webtagon.com/submarines/m305.htm
- Информация с сайта http://www.museum.navy.ru/Krt.htm.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013