Rambler's Top100 Проект 940

Проект 940 «Ленок» (NATO – “India”).



1. Количество подводных лодок проекта: 2


2. Изображение проекта:


проект 940


первоначальный вид сбоку и сверху


проект 940

вид сбоку после размещения СПА проекта 1855 (ПЛ БС-486)

пунктиром показана кормовая оконечность после последней модернизации


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: ССЗ имени Ленинского комсомола (2)

1

 БС-486

194

22.02.1974

07.09.1975

21.01.1976

 1978 - присв. наименование
 «Комсомолец Узбекистана»

2

 БС-257

195

23.02.1978

27.05.1979

01.09.1979



4. История проекта:


1964 - 1968 гг., ЦКБ-112 выполнило проектные проработки для определения тактико-технических элементов, принципиальных конструкторских решений и рекомендаций по проектированию и строительству серии подводных спасателей, включая и строительство спасательной подводной лодки. 20 сентября 1967 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, предусматривавшее строительство спасательной подводной лодки. Полученный опыт государственных испытаний и опытной эксплуатации ПЛ пр. 666 позволил конструкторам создать технический проект (1969 г.), минуя эскизную стадию. К 1972 г. ЦКБ "Лазурит" разработало рабочие чертежи СПЛ пр. 940 (главный конструктор Б.А.Леонтьев, главный наблюдающий от ВМФ В.Р.Мастушкин), а завод имени Ленинского комсомола приступил к ее строительству (главный строитель Л.Д.Пиков).

Спасательная ПЛ пр.940 предназначалась для спасения личного состава аварийной ПЛ и для обеспечения подготовки к ее подъему. Она должна выполнять следующие задачи:

- поиск аварийной ПЛ во взаимодействии с поисковыми силами флота и, по возможности, самостоятельно с помощью установленного на ней вооружения, при ее плавании на глубинах до 240 м и допоиск аварийной ПЛ с помощью принятых на СПЛ двух спасательных снарядов (СПС) пр.1837 при их плавании на глубинах до 500 м, а также определение состояния аварийной ПЛ, лежащей на грунте, с помощью водолазов на глубинах до 200 м;

- спасение личного состава аварийной ПЛ "сухим" способом на глубинах до 500 м с помощью спасательных подводных снарядов;

- спасение личного состава аварийной ПЛ "мокрым" способом с помощью водолазов на глубинах до 120 м;

- допоиск затонувших самолетов, торпед, ракет на глубинах до 500 м с помощью принятых на СПЛ спасательных снарядов;

- обозначение места аварийной ПЛ с помощью комбинированных сигнальных патронов и излучателей шума аппаратуры аварийной сигнализации (МГС-29) при нахождении СПЛ над аварийной ПЛ;

- установление и поддержание связи с личным составом аварийной ПЛ с помощью установленного на СПЛ вооружения и водолазов, а также поддержание

жизнедеятельности личного состава аварийной ПЛ;

- оказание медицинской помощи водолазам и спасенным подводникам;

- проведение декомпрессии водолазов и спасенных подводников;

- обеспечение глубоководных испытаний ПЛ и испытаний новых аварийно-спасательных средств с помощью установленного на СПЛ вооружения;

- проведение подводных работ силами водолазов на глубинах до 200 м;

- проведение подводных работ с применением метода длительного пребывания водолазов на глубинах до 300 м;

- буксировку аварийной ПЛ в надводном положении.

Перед проектантами ставилась основная задача — получить средство, более эффективное по сравнению с существующими при выполнении спасательных работ.

Как известно, эффективность спасательных работ, выполняемых надводными спасательными судами, ограничивается возможностями работы водолазов по глубине и по времени пребывания на этой глубине, гидрометеорологическими условиями в районе спасательных работ и сложностью позиционирования (постановки и удержания) надводного спасательного судна над аварийной ПЛ.

Государственные испытания экспериментальной спасательной ПЛ пр.666 и опытная ее эксплуатация показали, что она не имеет большинства из указанных ограничений надводных спасательных судов и подтвердили возможность и эффективность ее использования для спасения экипажей аварийных ПЛ. Этими же качествами обладала СПЛ пр.940 с еще более широкими техническими возможностями.

Головная СПЛ пр. 940, заложенная 22 февраля 1974 г., 7 сентября 1975 г. была спущена на воду. Решением от 9 февраля 1976 г. ее передали в опытную эксплуатацию. В течение 1976-1978 гг. головная СПЛ проходила опытную эксплуатацию, в результате которой, под руководством и при непосредственном участии специалистов ВМФ и промышленности (Б.М.Голдобин, В.В.Смолин, К.Л.Знаменский, В.Д.Доронин, Н.Ф.Дикарев, А.В.Терехин, Л.Д.Третьяков и др.), была проведена работа по прямому назначению всего комплекса. В ходе испытаний было проверено функционирование спасательных подводных снарядов и водолазного оборудования, а также проведена отработка организации и методики взаимодействия СПС и СПЛ, приема "спасенных" "сухим" и "мокрым" способами. Кроме того, отрабатывались маневры СПЛ в районе "аварийной" ПЛ.

За время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок спасательными подводными снарядами и 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 м. Шесть акванавтов находились под давлением 19 сут. 11 ч 40 мин.

Государственная комиссия по опытной эксплуатации под председательством контр-адмирала В.Г.Белашева отметила, что создание таких уникальных средств спасения, как СПЛ, обеспечило качественный скачок в технике выполнения спасательных и подводных работ, повысило их эффективность, исключая зависимость выполнения работ от метеорологических условий и состояния моря.

Эффективность спасательных работ, выполняемых надводными спасателями с увеличением глубин погружения современных ПЛ и расширением района их плавания, заметно снизилась и была ограничена возможностью водолазов по глубине и времени пребывания на ней, гидрометеорологическими условиями в районе спасательных работ, а также сложностью постановки и удержания надводного спасательного судна над аварийной ПЛ. С другой стороны, нахождение СПЛ в непосредственной близости от аварийной ПЛ позволяло подводникам, спасенным "мокрым" способом, проходить декомпрессию непосредственно на СПЛ в декомпрессионных камерах, что облегчало сложную и длительную передачу подводника на поверхность к судовой декомпрессионной камере; СПС (при спасении "сухим" способом) приходится перекрывать значительно меньшие расстояния, чем при работе с надводным кораблем, что намного сокращает сроки выполнения спасательных работ.

Специфические характеристики корабля: время непрерывного пребывания под водой при проведении спасательных работ до 60 ч., величина ее нормального водоизмещения с двумя СПС - 3950 м3 (при запасе плавучести 29%).

Спасательная ПЛ имеет двухкорпусную конструкцию, с силуэтом, несколько напоминающим характерный абрис "стратегов" — с ярко выраженным подъемом надстройки за ограждением, которое (в отличие от "стратегов") служит не для закрытия верхних частей ракетных контейнеров, а для конструктивной защиты СПА, обеспечивая надежное крепление их даже при ходе в штормовом море до 8 баллов. Ограждение прочной рубки имеет рубочные рули. Форштевень в нижней части имеет характерный для надводных судов носовой бульб, в котором размещена антенна ГАС "Плутоний".

Лодка имела восемь отсеков: I и II отсеки - аккумуляторные; II отсек - ЦП; III - комплекс водолазного оборудования; IV - жилое помещение; V - дизельный, VII - электромоторный, VIII - вспомогательного оборудования.

Общая компоновка ПЛ выполнена с учетом создания условий для безопасной посадки и всплытия СПС, а также создания надлежащих условий обитаемости личному составу и 50 спасенным подводников. В частности, из-за максимально возможного разнесения СПС между собой и ограждением прочной рубки (не менее 10 м) комингс-площадки, на которых размещены СПС, установлены над ГУ и VII отсеками. Такое размещение СПС определило и общую компоновку ПЛ, которая выполнена следующим образом.

В I отсеке расположена кают-компания офицерского состава, каюта командира корабля, агрегатная и две группы АБ.

Во II отсеке на верхней палубе размещен ЦП с необходимыми командными постами, рубкой штурмана и рубкой гидроакустика; на средней палубе — рубка связи, рубка радиолокации и другое оборудование, а в трюме—трюмное хозяйство ЦП.

В III отсеке расположена агрегатная, провизионная сухой провизии для личного состава и для 50-ти спасенных подводников, две группы АБ.

В IV отсеке размещен специальный водолазный комплекс.

На верхней палубе расположены жилые каюты, в которых находятся водолазы.

На средней палубе сосредоточено основное водолазное вооружение, включающее поточно-декомпрессионные камеры, отсек длительного пребывания, шлюзовую камеру с приемо-выходными отсеками. Расположение поточно-декомпрессионных камер и отсека длительного пребывания внутри прочного корпуса СПЛ обеспечивает возможность наблюдения за людьми, находящимися внутри камер, через иллюминаторы и свободный доступ к сальниковым уплотнениям, арматуре, а также светильникам, находящимися снаружи камер.

Площадь палубы между поточно-декомпрессионными камерами и отсеком длительного пребывания использована для размещения постов управления работой водолазов и водолазного комплекса — КП управления водолазной службой, пост связи с водолазами, находящимися в воде, и пост подачи им смесей, пост обеспечения декомпрессии и связи с водолазами, находящимися в поточно-декомпрессионных камерах, отсеке длительного пребывания и в шлюзовой камере, а также управление тепловлажностной обработкой отсека длительного пребывания.

На средней палубе зарезервировано место для установки аппаратуры физиологического наблюдения за людьми, находящимися в камерах (в дальнейшем была установлена электрофизическая установка "Трезубец-КП").

Принципиальные схемы систем жизнеобеспечения водолазов и спасенных подводников, количество и расположение постов управления водолазными работами разработаны 40-м ГосНИИ МО.

В трюме IV отсека размещены баллоны с газовыми смесями, кладовые водолазного имущества, а также посты регенерации газовых смесей для отсека длительного пребывания и пост трюмного, обслуживающего гелиево-кислородный компрессор ГК-225 и компрессор ГК-3.

В V отсеке расположены жилой и камбузный блоки, столовая личного состава и гиропост.

В VI и VII отсеках размещены главные дизели (1Д-43, 2x4000 л.с.) и электромоторы (ПГ-141, 2x3550 л.с.).

В VIII отсеке расположен медицинский блок, включающий операционную,

два изолятора, каюту врача и санблок. В этом же отсеке размещены гребные электродвигатели экономического хода (ПГ-140, 2x139 кВт).

В концевых отсеках (I и VIII расположены электродвигатели лагового перемещения. Движители лагового перемещения обеспечивают возможность точного маневрирования СПЛ вблизи затонувшей ПЛ.

Поиск направления на аварийную ПЛ осуществляется с помощью ШПС МГ-10М по сигналам излучателя шума МГС-29 терпящей бедствие ПЛ. Если сигналы от МГС-29 не поступают, направление и дистанцию до терпящей бедствие ПЛ определяют с помощью ГЛС "Арфа-Г". После обнаружения терпящей бедствие ПЛ спасательная лодка с помощью четырех гидролокаторов МГА-5, размещенных вдоль корабля в килевой части, уточняет положение терпящей бедствие ПЛ, подходит к ней возможно ближе и становится на якоря над ней для проведения спасательных работ, установив и поддерживая с ней связь с помощью ГАС МГ-15 или МГ-25. Связь с подводными спасательными снарядами осуществляется из ЦП с помощью ГАС МГА-1, а с водолазами — через станцию связи МГВ-55.

Для обеспечения обзора внешней среды, для наблюдения за посадкой и всплытием подводных снарядов, а также для обеспечения наблюдения за выходом и входом водолазов и приемном спасаемых подводников "мокрым" способом проектом предусмотрена установка комплекса телевизионной аппаратуры, состоящей из четырех телевизионных комплектов МТ-70 в сокращенной комплектации (без перископов) с одиннадцатью телевизионными передающими камерами. Обзор внешней обстановки производится с помощью пяти камер, установленных в днище лодки в районах II, III, IV и VII отсеков, и одной камеры, установленной в ограждении рубки. Такое расположение камер обеспечивает обзор обстановки под килем лодки на длине 50 м вдоль ее оси, на расстоянии 10 м от киля, и над лодкой в районе ограждения прочной рубки. При этом обеспечивается одновременно наблюдение на трех экранах видеоконтрольных устройств с трех камер. Наблюдение за посадкой и всплытием СПС производится с помощью трех камер, установленных в районе размещения СПС. Для обеспечения наблюдения за входом и выходом водолазов, а также приемом спасаемых подводников "мокрым" способом установлены две телевизионные камеры в водолазной нише.

Для обеспечения работ камер установлены глубоководные светильники СГН-64 (по два у каждой камеры).

Для решения специфических задач спасения на СПЛ пр.940 установлены специальные системы и устройства, в частности:

- в санитарно-бытовом отсеке ОДП в приемо-выходных отсеках шлюзовой камеры - душевые стойки, позволяющие производить обмыв водолазов и спасенных подводников мытьевой, пресной холодной и горячей водой;

- для обеспечения стабилизации глубины погружения предусмотрена система стабилизации глубины погружения без хода, которая дает возможность перехода по глубине ступенями (от 1 до 15 м) на глубинах до 240 м;

- для обеспечения размыва илистого грунта на глубинах до 120 м с помощью водолазов на СПЛ предусмотрено специальное устройство (штатный насос осушительной системы, трубопроводы для подачи воды от насоса в водолазную нишу и гибкие рукава);

- размещено оборудование для электрокислородной резки и электродуговой сварки металлоконструкций, позволяющее производить работы на глубинах до 60 м (в надводном положении) и 200 м (в подводном положении);

- соответствующие устройства на СПЛ обеспечивают подачу ВВД с СПЛ на спасательные аппараты, зарядку внутренних АБ СПЛ (в подводном положении и в режиме РДП), с помощью водолазов или СПС обеспечивается подача ВВД на аварийную ПЛ;

- специальное якорное устройство (две якорно-швартовные лебедки и два якоря-массива), обеспечивающие постановку, стоянку и съемку с якорей в подводном положении на глубинах места до 500-600 м и на расстоянии 200-300 м от грунта при скорости течения до 2 уз по курсу СПЛ (лагом к течению 0,5 уз);

- для обеспечения лаговых перемещений и разворотов СПЛ на месте в надводном и подводном положениях предусмотрено устройство лагового перемещения (движительные комплексы — винт в трубе, в носу и в корме);

- для выхода и входа водолазов в приемо-выходные отсеки шлюзовой камеры в каждом из них предусмотрены входные люки диаметром 800 мм с двумя крышками с приводами из прочного корпуса, в каждом люке обеспечивается проверка на герметичность водолазного снаряжения.

Для удобства входа и выхода водолазов из СПЛ установлены две откидные площадки (с приводом из прочного корпуса и из водолазной ниши, в которой находятся подводные светильники) и по две вьюшки с каждого борта с капроновым фалом, служащим тросом-проводником для водолазов.

Кроме того, в отсеках ПДК размещены мойки, кресла-диваны, откидные скамьи, а в отсеке длительного пребывания также шкафы для платья, шкаф для посуды, складные столы и табуреты, откидные кресла-диваны.

При этом следует иметь в виду, что весь личный состав СПЛ (94 человека, из них 17 офицеров) обеспечен спальными местами при двухъярусном расположении коек (каюты - одно-, двух-, четырех-, шести- и восьмиместные).

Интересно по составу гидроакустическое вооружение СПЛ:

- ШПС МГ-10М2;

- ГАС связи "Гамма-П";

- гидролокационная система бокового и кругового обзора "Крильон";

- ГАС миноискания МГ-519;

- аппаратура для определения скорости звука в морской воде МГ-23;

- аппаратура определения начала кавитации гребных винтов ПЛ ГИ-102.

Кроме того, в штурманское вооружение входят гидроакустические средства навигации:

- звукометрическое гидроакустическое устройство МГ-17, предназначенное для определения местоположения ПЛ по навигационной гидроакустической системе;

- навигационный эхолот НЭЛ-б (заменен эхолотом M1);

- эхоледомер ЭЛ-3;

- гидроакустический лаг ЛА-1 для измерения скорости ПЛ относительно грунта на больших глубинах;

- гидроакустический   лаг  ЛА-3 ("Кемь") для измерения скорости хода ПЛ при глубинах под килем от 5 до 170 м;

- гидроакустическая система "Экватор 1", предназначенная для определения места ПЛ относительно донных маяков-ответчиков, установленных на грунте.

Основной особенностью СПЛ являлось наличие специальных средств, предназначенных для выполнения спасательных и водолазных работ. Это были СПС пр. 1837, представлявшие собой сверхмалые подводные лодки, предназначенные в первую очередь для эвакуации личного состава аварийной ПЛ путем их приема в снаряд и транспортировки их на СПЛ с глубин до 500 м на течении до 1,5-2 уз; водолазное снаряжение для обеспечения работы водолазов на глубинах до 300 м методом длительного их пребывания на глубине; комплекс поточно-декомпрессионных камер (ПДК) и отсека длительного пребывания (ОДП), предназначенного для спуска и последовательного вывода 6 пар водолазов с глубин до 200 м по рабочим режимам декомпрессии, а также длительного (до 30 сут.) пребывания в ОДП 6 водолазов (акванавтов) в условиях искусственной среды при повышенном давлении (до 30 кг/см2) и проведения, в случае необходимости, лечебной рекомпрессии водолазов и спасенных подводников; а кроме того, спасения "мокрым" способом с последующей декомпрессией 50 подводников с аварийной подводной лодки.

Комплекс ПДК и ОДП был оборудован на средней палубе IV отсека (на левом борту ОДП, на правом - ПДК, шлюзовая камера устанавливалась вдоль кормовой переборки отсека). Здесь же размещалось оборудование постов управления водолазной службы, поста связи с водолазами, подачи смеси декомпрессии, газоанализа и очистки газовых смесей, обслуживания систем санитарно-бытовых и физиологической обработки.

Поточно-декомпрессионная камера состояла из выходного отсека для входа в лодку и выхода из нее под водой и двух декомпрессионных отсеков для проведения декомпрессии подвергшихся забортному давлению спасаемых подводников и водолазов-спасателей. Отсек длительного пребывания (включая также жилой и санитарно-бытовой), обеспечивал непрерывное, в течение 30 сут, пребывание в нем 6 акванавтов, периодически выходящих для выполнения водолазных работ.

Шлюзовая камера (ШК) состояла из двух приемо-выходных отсеков (правого и левого борта) и шлюзового отсека (среднего), предназначавшихся для выхода и приема водолазов, акванавтов и спасенных "мокрым" и "сухим" способом подводников при нахождении СПЛ в надводном или подводном положении.

Следует добавить, что если шлюзовая камера позволяла выполнять проведение декомпрессии водолазов и спасаемых подводников, то средний шлюзовой отсек мог обеспечить проведение декомпрессии и лечебной рекомпрессии акванавтов, а приемо-выходной отсек (левого борта) - выход и прием акванавтов.

ПДК, ОДП и ШК были соединены с IV отсеком входными шлюзами диаметром 300 мм, которые при переходе из отсека допускали шлюзование одного человека в положении сидя. Кроме того, предусматривался малый (диаметром 250 мм) шлюз для подачи пищи, воды и для удаления отходов.

В трюме IV отсека размещался пост регенерации газовой смеси для ОДП. В этом же отсеке находилось все необходимое оборудование для водолазных и декомпрессионных работ.

Кроме обычных для подводных лодок систем и устройств СПЛ была оборудована специальными системами и устройствами - например, системой воздухоснабжения, газоснабжения и утилизации газовых смесей, устройствами для размыва илистого грунта, подачи ВВД в СПС, для резки и сварки металла.

ПЛ может использоваться для операций по поиску и подъёму различных затонувших пред­метов, в том числе и взрывоопасных. Транспортно-спасательные аппараты имеют длину 11.3 м и могут погружаться на глубину до 500-1000м. Аппараты имеют люк в нижней части корпуса, способны пристыковаться к спасательному люку подводной лодки. Операции по высадке спасае­мых людей на лодку-спасатель производятся как в подводном, так и в надводном положении. При необходимости подводные лодки пр. 940 могут использоваться и в диверсионных операциях, в этом случае спасательные аппараты заменяются на десантно-высадочные средства, применяемые при проведении подобных операции.

Для лаговых перемещений и разворотов СПЛ на месте предусматривались два движительных комплекса лаговых перемещений по одному в носовой и кормовой оконечностях с электродвигателем ПГ-103К (50 л.с. при 165 - 420 об./мин). Имелось также специальное якорное устройство, которое обеспечивало лодке ее постановку, стоянку и снятие с якоря в подводном положении на глубинах места до 500 - 600 м на расстоянии 200-300 м от грунта при наличии течения до 2 уз. Специальное буксирное устройство обеспечило возможность буксировки в надводном положении аварийной подводной лодки водоизмещением до 400 т. со скоростью хода 6 уз при волнении моря до 4 баллов.

При проведении ряда спаса­тельных операций эти корабли показали высокую эффективность и подтвердили целесообраз­ность их строительства в дальнейшем.

Необходимо подчеркнуть, что СПЛ в свое время соответствовали передовому техническому уровню. В 1981 г. создателям уникального технического комплекса "подводная лодка - спасательные аппараты" была присуждена Государственная премия в области науки и техники. Ее удостоились А.Т. Деев, Б.А. Лентьев, С.В. Молотов, Ю.Г. Мочалов, С.С. Ефимов, А.И. Фигичев, С.Е. Подойницын и В.В. Кудрин.

С 1978 г. головная СПЛ пр.940 прошла две модернизации, предусмотренные проектом и связанные с совершенствованием спасательных аппаратов.

Вскоре после сдачи второго корабля пр.940 (это произошло в 1980 г.) был принят на вооружение более совершенный СПА пр. 1855 "Приз". В 1994 г. ВМФ был сдан новый, более совершенный СПА пр.18270 "Бестер". Кроме этих двух новых спасательных аппаратов СПЛ пр.940 дооборудовалась для приема на борт СПА пр.1837К и 1839 (последний не спасательный, а рабочий - APC). СПА типа «Приз» разместили на БС-486 после модернизации. СПА типа «Бестер» предполагали оснастить БС-257.

Расширение номенклатуры базирующихся на СПЛ подводных аппаратов, как правило, было связано с некоторыми изменениями конструкции надстройки в районе посадочных ниш, корректировкой схемы амортизации посадочных ниш и переукладки части твердого балласта. Например, для обеспечения использования СГА пр. 1855 "Приз" на лодках необходимо было выполнить следующие работы:

- заменить секции надстройки в районе посадочных ниш;

- изменить расположение амортизаторов в посадочных нишах;

- подкрепить 116 шп.;

- заменить бронзовое червячное колесо редуктора в устройстве крепления СГА по-штормовому на червячное колесо, изготовленное из другого материала с повышенными механическими характеристиками;

- разместить во II отсеке в рубке радиосвязи выносную радиостанцию "Причал".

После выполнения этих работ нагрузка СПЛ БС-486 увеличилась на 9,0 т. Для сохранения спецификационного значения метацентрической высоты в надводном и промежуточном положениях необходимо было понизить твердый балласт, уложенный в счет замещения солености, и перебалластировать ПЛ на новую плотность забортной воды (1,018 т/м3).

Кроме таких относительно крупных модернизаций шли и более мелкие и менее заметные. Так, за первые пять лет эксплуатации на СПЛ по совместным решениям выполнены 53 модернизационные работы, в том числе:

- установка системы электроподогрева водолазов (для снаряжения СНГ-200 и СВГ-АР);

- установка системы сигнализации работы забортных светильников;

- установка изделия "Гамма-П";

- установка ГАС "Арфа-М", РЛС "Пароль-301" (вместо "Хром-КМ"), МРП-25 (вместо "Накат"), "Анис М-В" (вместо СВАН-М);

- установка ГАС "Крильон";

- перенос пульта системы "Кобальт";

- дооборудование специального поста связи и сигнализации лага и т.д.

В результате опытной эксплуатации головной БС-486 были предложены усовершенствования, которые соответствующим решением рекомендовали к внедрению. Среди них - установка лага ЛА-3 ("Кемь"), ГАС "Арфа-М" (вместо ГЛС "Плутоний"), РЛС "Пароль-301" (вместо РЛС "Хром-КМ"), РЛС МРП-25 (вместо "Накат-М"), антенны "Анис-М-В." (вместо антенны СВАН-М). ГАС "Крильон" (вместо двух ГЛС МГА-5), световых приборов "Агат", двух светильников СГН-64 на ограждении рубки (для улучшения визуального обнаружения ПЛ в подводном положении с СПС), глушителей шума в IV отсеке, гидроприводов для открытия и закрытия нижних крышек водолазных люков.

В процессе эксплуатации СПЛ предпринимались попытки расширить их возможности использования. Так, в 1980-е гг. разработан проект модернизации СПЛ в морской стенд для испытаний принципиально новых двигателей и движителей - например, магнитогидродинамического, выполненного в виде отдельного модуля, с раскреплением его на комингс-площадке вместо одного СПС.

Проектные работы показали широкие возможности использования СПС в качестве морского стенда для испытаний новой техники. По известным причинам эти работы не были завершены.

С целью расширения тактических возможностей СПЛ (крупным недостатком этой ПЛ была дизель-электрическая энергетическая установка, которая резко ограничивала возможности проведения спасательных операций в подводном положении) была разработана техническая документация на модернизацию спасательных ПЛ в части установки вспомогательной атомной установки (ВАУ-6), успешная опытная эксплуатация которой (1984) на ракетной ДЭПЛ пр.651Э гарантировала существенное качественное расширение возможностей использования спасательных ПЛ с такой установкой.

СПЛ пр. 940, имея на вооружении по два спасательных подводных снаряда и комплекс водолазного оборудования, являлись принципиально новым типом корабля в системе поисково-аварийно-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота и открывали новые возможности в проведении подводных работ в интересах обороны и экономики страны. Однако БС-486 списана на слом, а БС-257 в конце 90-х стала в отстой в Екатерининскую гавань.

Такова незавидная судьба двух единственных в мире отечественных спасательных подводных лодок. Это особенно печально, если учесть, что мировая цивилизация вплотную подходит к подводным технологиям освоения богатств мирового океана, особенно на арктическом шельфе России.


5. Схема проекта:


проект 940

увеличенный формат (93,6 КБ)


Продольный разрез ПЛ проекта 940:

1 — антенна ГАС «Крильон» (бокового и кругового обзора); 2 — антенна ГАС «Гамма-П» (ЗПС);
3 — антенна ГАС «Плутоний» (миноискания); 4 — носовое устройство лагового перемещения;
5 — агрегатная; 6 — аппаратная гидроакустической аппаратуры; 7 — первый (носовой) отсек;
8 — каюта командира корабля и кают-компания офицеров; 9 — баллоны системы ВВД;
10 — носовой аварийный буй; 11 — носовые группы АБ; 12 — ходовой мостик;
13 — репитер гирокомпаса; 14 — прочная рубка; 15 — перископ; 16 — ПМУ устройства РДП;
17 — ПМУ антенны комплекса средств связи; 18 — ПМУ антенны РЛС «Каскад»;
19 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Завеса»; 20 — второй отсек; 21 — центральный пост;
22 — рубки связи и радиолокации; 23 — третий отсек; 24 — кормовые группы АБ;
25 — четвертый (водолазный) отсек; 26 — каюты водолазов;
27 — специальный водолазный комплекс (поточно-декомпрессионные камеры, отсек длительного пребывания,
шлюзовая камера с приемо-выходными отсеками, баллоны с газовыми смесями, гелиево-кислородный компрессор,
пост управления работой водолазов, а также водолазного комплекса и т. д.); 28 — гиропост; 29 — пятый (жилой) отсек; 30 — кубрики личного состава;
31 — столовая личного состава и камбуз; 32 — СПА; 33 — шестой (дизельный) отсек;
34 — главный ДД; 35 — седьмой (электродвижения) отсек; 36 — ГГЭД;
37 — восьмой (медицинский или кормовой) отсек; 38 — кормовой аварийный буй;
39 — медицинский блок; 40 — ГЭД экономического хода; 41 — приводы кормовых рулей;
42 — кормовое устройство лагового перемещения.


проект 940

Схема размещения ВУ

1 - газовыхлоп ДД; 2 - ПМУ АП СОРС МРП-25; 3 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»;
4 - ПМУ АП РЛС «Каскад»; 5 - ПМУ «Анис»; 6 - РДП; 7 - перископ



6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 3950 тонн
  подводное: 5100(?) тонн
  скорость хода  
  полная надводная: 15,0 узлов
  полная подводная: 11,5 узлов
  лаговая: 0,3 узла
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

5000 (13,0) миль
  в подводном положении:

18 (11,5), 85 (3,0) миль
  глубина погружения  
  предельная: 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 106,0 метров
  ширина: 9,7 метра
  осадка средняя: 6,9 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  запас плавучести: 29%
  спасательные и водолазные средства  
  спасательные подводные аппараты: 2
  поточно-декомпрессионная камера: 1
  отсек длительного прибывания: 1
  шлюзовая камера: 1
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 4000 л.с. (типа 1Д43)
  количество х мощность ДГ, кВт: 1 х 1750 л.с. (типа 2Д42)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 6000(?) (типа ПГ141)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 140 л.с.
  количество х мощность ЭД лагового перемещения, кВт.: 2 х 375 кВт
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: свинцово-кислотная изделие 419, 4 х 112
  обитаемость  
  автономность:

45 суток
  экипаж:

94 человека (в т.ч. 17 офицеров)
  водолазной службы из числа экипажа:

21 человек
  команда двух СПС из числа экипажа:

8 человек

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Постнов А.А. "Спасательная ПЛ проекта 940", Морской Сборник, 08.1997г.
- Постнов А.А. "Спасательная подводная лодка проекта 940", Тайфун, 9 (40) 2001г.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016