Проекты 1839 и 18392 (NATO – “Elbrus”).
1. Количество подводных лодок проекта: 7 (1839) и 4 (18392)
2. Изображение проекта:

Проект 1839
3. Состав проекта:
| Наименование корабля | Заводской номер | Даты | Примечания | |||
| закладки | спуска | вступления в строй | ||||
| ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» (7+4) | ||||||
| Проект 1839 (7) | ||||||
| 1 | 04001 | 27.08.1970 | 1971? | 23.12.1971 |  до 1977 - АРС-10 | |
| 2 | ? | 1973 | 1974 | 30.09.1976 | до 1977 - АРС-9 | |
| 3 | ? | 1975 | 1977 | 20.12.1977 | до 1977 - АРС-4 | |
| 4 | ? | 02.1977 | 30.01.1979 | 29.06.1979 | с 2004 - отстой | |
| 5 | ? | 10.1978 | 25.06.1982 | 22.09.1982 | предположительно утилизирован | |
| 6 | 08004 | 02.1980 | 05.11.1982 | 29.12.1982 |  с 2018 - Балаклава | |
| 7 | 08005 | 25.12.1982 | 16.08.1983 | 20.10.1983 |  с 2017 - Кронштадт, | |
| Проект 18392 (4) | ||||||
| 1 | 08006 | 30.12.1983 | 19.10.1984 | 25.01.1985 | ||
| 2 | ? | 12.1984 | 02.08.1985 | 22.10.1985 | с 2017(?) - отстой | |
| 3 | ? | 12.1985 | 30.06.1986 | 10.09.1986 | ||
| 4 | ? | 198? | 1990? | 1990 | предположительно утилизирован | |
4. История проекта:
Накопленный
эксплуатационный опыт во время испытаний ПЛ пр. 666 и 613С позволил более
качественно составить тактико-технические задания на проектирование
спасательного подводного снаряда (СПС) пр. 1837 и автономного рабочего снаряда (АРС) пр. 1839, технические проекты и рабочие
чертежи которых разрабатывало ЦКБ "Лазурит" (главный конструктор
Б.А.Леонтьев, главный наблюдающий от ВМФ А.И.Никитинский).
Одновременно со спасательными создавались и рабочие
ПА, предназначенные для допоиска затонувших объектов в ограниченном районе, их
обследования и обеспечения подъема. По сравнению со спасательными ПА на них
более развиты средства визуального наблюдения, средства закрепления на грунте и
затонувшем объекте, средства доставки тросов и шлангов и рабочие
органы-манипуляторы.
Автономный рабочий снаряд (АРС) является самоходным
обитаемым подводным средством, базирующимся на специально оборудованных судах и
предназначенным для выполнения на глубинах до 500 м следующих работ:
- спасения личного состава затонувшх ПЛ и проведения
необходимых работ в выгородках аварийно-спастель-ных устройств ПЛ совместно со
СПС пр. 1837
и др. кораблями;
- установки и закрепления средств обозначения
местонахождения затонувшей ПЛ и аппаратуры различного назначения;
- остропки различных затопленных объектов для подъема
грузовыми средствами судна-носителя и подъема грузов массой до 500 кг за счет
собственной плавучести;
- уничтожения затонувших объектов или вывода из строя
их оборудования;
- допоиск затонувших ПЛ или других объектов после
обнаружения поисковыми силами и их обследование.
Прочный корпус АРС разделен поперечной переборкой на
два отсека. В отсеке управления расположены два поста управления (командира и
механика). В районе поста командира установлен пульт управления движением, а
также перископы, позволяющие осматривать посадочную площадку, зону действия
манипуляторов и наблюдать за подводной обстановкой. Пост механика оборудован
аппаратурой для управления механизмами, устройствами и системами.
В носовой части снаряда на настиле укладывается
фигурный матрац и подушка для оператора, наблюдающего в иллюминаторы за работой
манипуляторов и контролирующего подводную обстановку по курсу движения снаряда.
Второй отсек предназначен для размещения АБ,
электродвигателей, внутренней дифферентной цистерны, гидронасосов, гидромоторов
движительного комплекса, насосов систем гидравлики, осушительной и дифферентной
систем с приводами и обслуживающей аппаратурой, преобразователя АПО-4-400 с
аппаратурой управления.
АРС сохраняет работоспособность под водой при
дифференте на нос 15 гр. и на корму 28 гр. 
и за счет собственной плавучести может поднимать груз массой 0,5 т.
Движительно-рулевой комплекс и источники электроэнергии идентичны таковым на СПС пр. 1837.
Опытный АС-10
пр.1839 (командир — старший
лейтенант Ю.С.Карелин) был сдан флоту в 1971 г. и в 1972-1973 гг. прошел
опытную эксплуатацию на ЧФ. В этот период были проверены и отработаны все
основные способы его использования. С 1973 по 1984 г. АС-10 систематически выполнял работы в интересах Гидрографической
службы ЧФ (обследовались подводные каньоны в районах Пицунды, Адлера и Поти).
С учетом опыта эксплуатации АРС пр. 1839 и с целью повышения эффективности его использования при выполнения поставленных задач были созданы поисково-обследовательские ПА пр. 18392. На них устаревшее гидроакустическое и навигационное вооружение заменили на новое, а также модернизировали отдельные устройства. Головной ПА пр. 18392 вступил в строй в 1985 г.
5. Схема проекта:

6. Тактико-технические данные проекта:
В скобках предоставлены данные для проекта 18392
| водоизмещение | ||
| полное: | 46 (47) тонн | |
| скорость хода | ||
| максимальная: | 3,9 (3,5) узлов | |
| вертикальная: | 0,6-0,7 узлов | |
| поперечная: | 0,4 узлов | |
| дальность плавания | ||
| дальность плавания: | 16 (13) миль | |
| глубина погружения | ||
| рабочая: | 500 метров | |
| предельная: | 550 метров | |
| кораблестроительные элементы | ||
| длина: | 13,6 метров | |
| ширина: | 3,49 (3,5) метра | |
| высота: | 4,87 (5,06) метра | |
| осадка: | 2,9 метра | |
| вооружение | ||
| отсутствует | ||
| энергоустановка | ||
| тип: | электрическая | |
| грузоподъемность | ||
| масса поднимаемого груза: | 500 кг | |
| обитаемость | ||
| автономность: | 48 часов | |
| экипаж: | 3 человека | |
| судно-носитель | ||
| проекты: | 537, 536, 5361, 141 | |
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021