Rambler's Top100 Проект 618

Проект 618.


1. Количество подводных лодок проекта: нет.


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:


Не реализован.


4. История проекта:


Параллельно с проектом 615 в 1948-1953 гг. разрабатывался проект 618 (СКБ-143 - ЦКБ-18, главный конструктор А.А. Антипин) – малой подводной лодки водоизмещением около 430т, на которой планировалось применить «единый» двигатель с циклом «выхлоп в воду (в струю винта) дизельный» (ВВД – главный конструктор установки И.П. Янкевич), основным преимуществом которого перед циклом ХПИ было отсутствие газофильтров с химическим поглотителем, занимавших в лодке значительные объемы и массу.

Предэскизная проработка проекта 618 началась в ЦКБ-18 по техническому заданию ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова в начале 1948 года, а затем продолжалась в СКБ-143, где разработали еще шесть вариантов проекта, которые различались между собой размерениями, комплектацией энергетической установки, скоростью хода, дальностью плавания, способом хранения жидкого кислорода, количеством торпедных аппаратов и другими элементами.

В ноябре 1949 года постановлением Совета Министров СССР утверждается тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 618, имевшего следующие основные особенности по сравнению с проектом 615: лодка восьмиотсечная, двухвальная, кислородная цистерна состояла из двух горизонтально расположенных пересекающихся цилиндров с распорной переборкой в плоскости их пересечения (в поперечном сечении получалась положенная на бок «восьмерка»), рассчитанных на давление 19,5 кгс/см2, запас кислорода

Главные двигатели, дизели 30Д размещались побортно - правый в 5-м отсеке, левый - в 6-м, компрессоры газоотбора от главных двигателей, редукторы и шинно-пневматические муфты обеих линий валов - в 7-м отсеке. Дизели ЗОД Коломенского завода - V-образные, двенадцатицилиндровые, двухтактные, реверсивные, мощностью 1800 л.с. при 900 об/мин; вспомогательный дизель-генератор Д-6С мощностью 150 л.с. при 1500 об/мин работал в подводном положении по замкнутому циклу. Два гребных электродвигателя развивали мощность по 60 л.с. при 130 об/мин; аккумуляторная батарея типа 23 МУ состояла из 60 элементов.

Проверка работоспособности указанной энергетической установки проводилась на специальном стенде и дала положительные результаты. Проверка бесследности выхлопа отработанных газов в струю винта, проведенная на подводной лодке М-92 в 1950 году показала, что при глубине 15 м. ПЛ практически бесследна (в отношении следности мнение специалистов не было единым). Вместе с тем мощность установки ЕД-ВВД зависела от глубины погружения ПЛ, посколько при этом соответственно увеличивалась мощность, затрачиваемая компрессором газоотбора на выброс газов за борт, что приводило к заметному снижению дальности плавания ПЛ, особенно при малых ходах.

В 1952 году СКВ-143 выполнило ряд проработок с целью улучшения тактико-технических элементов, но Управление кораблестроения ВМФ длительное время откладывало рассмотрение проекта лодки, ссылаясь на разные причины, но в основном ожидая результатов испытаний подводной лодки М-254, которые завершились в конце мая 1953 года и показали отсутствие каких-либо преимуществ цикла ЕД-ВВД по сравнению с циклом ЕД-ХПИ. Дальнейшие работы по проекту 618 прекратили и все внимание сосредоточили на строительстве подводных лодок проекта А615 и на дальнейшем совершенствовании энергетических установок типа ЕД-ХПИ.

В разработке проекта 618 активно участвовали П.З.Голосовский, И.П.Янкевич, П.С.Савинов, В.П.Горячев, В.А.Махин. Наблюдение от института № 1 ВМФ осуществлял М. М.Четвертаков.


5. Схема проекта:




Укрупненная схема (163 Кб)

1 - шахта подачи воздуха к дизелям, 2 - выдвижные устройства, 3 - прочная рубка, 4 - зенитная АУ, 5 - ГЛС, 6 - АБ, 7 - жилые помещения, 8 - ЦП, 9 - цистерна быстрого погружения, 10 - уравнительная цистерна, 11 - цистерна жидкого кислорода, 12 - выгородка управления дизелями, 13 - дизель-генератор, 14 - дизель, 15 - редукторная муфта, 16- топливная цистерна, 17 - ГЭД.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 433 тонн
  скорость хода  
  полная надводная: 19,0 узлов
  полная подводная: 17,0 узлов
  экономическая подводная: 3,5 узла
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

4000 (6,0) миль
  в подводном положении под дизелем:

170 (6,0) миль
  в подводном положении при работе ДГ и ходе под ГЭД:

500 (3,5) миль
  глубина погружения  
  рабочая: 120 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 55,7 метра
  ширина: 4,8 метра
  осадка средняя: 3,4 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 4
  спаренная зенитная АУ 2М-8(число х калибр): 1 х 25 мм.
  энергоустановка  
  тип: единый двигатель с выхлопом в воду
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 1800 л.с. (типа 30Д)
  количество х мощность вспомогательных ДГ, л.с.: 2 х 150 л.с. (типа Д-6С)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 60 л.с.
  количество валов: 2
  число групп АБ х число элементов в группе: 1 х 60 (типа 23МУ)
  запасы топлива: 27,0 т
  запасы жидкого кислорода: 11,7 т
  обитаемость  
  автономность:

15 суток
  экипаж:

28 человек

7. Источники:


- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного кораблестроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Баданин В.А. "Подводные лодки с единым двигателем", Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2008