Rambler's Top100 Таран в Южно-Китайском море

Таран в Южно-Китайском море

История нашего подводного флота изобилует столкновениями, впрочем, так же как и история всех других флотов мира. Подводное мореплавание имеет много нюансов при использовании гидроакустических средств, для определения как наличия подводных и надводных целей, так и элементов и параметров их движения. А в условиях активного маневрирования при противодействии друг другу в ограниченном пространстве, вероятность столкновения кране высока. Одним словом «темное» и опасное это дело. Хотел бы рассказать про аварию, в которой не до конца понятно, что произошло в Южно-Китайском море с тем объектом, который 22 января 1983 года был протаранен советской подводной лодкой К-10 проекта 675 под командованием Валерия Николаевича Медведева.

Подводная лодка К-10

Осмотр повреждений ПЛАРК К-10 проекта 675. 1983 год.


Отрывок из статьи Григория Пасько «Столкновение»

Китайский таран

22 января 1983 года «К-10» находилась в Южно-Китайском море. Боевая служба шла своим чередом, и, как пишут в таких случаях, «ничто не предвещало беды». Глубина под килем – 4500 метров (подводники шутят: «Пять минут езды на автобусе»). Была суббота. После помывки личный состав подлодки смотрел художественный фильм в первом отсеке.

К назначенному для выхода на связь району подошли на восемь часов раньше установленного срока. В сам район требовалось войти в строго назначенное время. Командир Медведев решил проверить отсутствие слежения со стороны противолодочных сил США и Японии. При развороте на обратный курс получил соответствующие доклады от гидроакустиков. Всё было чисто! Глубина погружения – 54 метра.

Вдруг произошёл толчок: ощущение, будто лодка столкнулась с каким-то препятствием. Удар был мягким, но мощным. От столкновения сильно содрогнулся весь корпус подлодки. «К-10», будто сцепившись с неизвестным объектом, в течение некоторого времени двигалась вместе с ним. Затем они расцепились. Мгновенно была объявлена аварийная тревога. Первые носовые три отсека были загерметизированы вместе с находившимися в них людьми.

По громкоговорящей связи Медведев запросил первый отсек. В ответ – тишина. Оглушительная. Можно представить себе чувства командира в эти минуты. Между тем лодка шла своим курсом и заданной глубиной, с небольшим падением скорости. Чуть-чуть увеличился дифферент на нос.

Медведев говорит: «Я постоянно запрашивал первый отсек. От удара при столкновении матросы наверняка получили сильный стресс, надо было выяснить обстановку… Через две минуты, показавшиеся мне вечностью, из первого прошёл доклад: отсек герметичен!»

В 21 час 31 минуту всплыли в надводное положение. Над морем свирепствовал тайфун. Чудовищной силы ветер и огромные волны бросали лодку, как маленькую щепку. Ночи в тех широтах тёмные, может, поэтому, осматривая через перископную оптику море, Медведев, по его словам, ничего не увидел. Дал команду вернуться в точку столкновения. Прибыв туда, они со штурманом и сигнальщиком увидели оранжевый проблесковый огонь удалявшейся подводной лодки. Приблизительно через 30–40 секунд огонь исчез. Медведев несколько раз повторил: «Об увиденных проблесковых огнях подводной лодки я говорю сейчас впервые…» Валерий Николаевич замолчал. Видимо, он вспоминал те трудные минуты. Он сотни раз мысленно возвращался в тот район и пытался понять, с какой именно лодкой произошло столкновение. Пришёл к выводу, что с китайской.

И вот почему. В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 9.01.1959 в ЦКБ-16 с марта по декабрь 1959 года были подготовлены рабочие чертежи и техническая документация по проекту 629 с комплексом Д-1 с ракетами Р-11ФМ для передачи их Китайской Народной Республике. К осени 1960 года на судостроительном заводе в Даляне (КНР, бывший г. Дальний) состоялась закладка первой из китайских ПЛ проекта 629. Для ускорения её постройки широко использовались советские конструкции, а также оборудование и механизмы с ПЛ «К-139» (спущена на воду в мае 1960 года). Постройка китайской ПЛ была закончена в конце 1961 года и получила бортовой номер 200. Одновременно в г. Комсомольск-на-Амуре заложили ПЛ под заводским номером 138. После постройки корабль по частям перевезли в КНР и в конце 1962 года ввели в строй под номером 208. Позже, года через два после случая с «К-10», стало известно, что в 1983 году эта китайская ПЛ № 208 погибла со всем экипажем и группой учёных и инженеров во время испытаний китайской баллистической ракеты JL-1. Учитывая, что на лодках проекта 629 экипаж составляет около 100 человек и что была ещё группа гражданских специалистов, можно только предполагать точное количество жертв.

Примечательно, что китайская сторона официально так и не связала столкновение с гибелью этой лодки. Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». Окажись подводная лодка «К-10» в точке столкновения на пять секунд раньше, возможно, она лежала бы сейчас на глубине 4500 метров.

Подводная лодка К-10

Повреждения носовой части ПЛАРК К-10 после столкновения


О столкновении Медведев, разумеется, сразу же доложил на флот. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал их подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки (для этого был создан дифферент на корму) выяснилось, что её носовая часть имеет сильнейшие повреждения.  Среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла. Килевая стальная дорожка «К-10» толщиной 30 мм и длиной порядка 32 метров при столкновении была срезана, как бритвой. После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Конечно, это было почти безумием: при таких-то повреждениях – и в подводном положении! Но приказ есть приказ. Без акустических станций, практически на ощупь, но 4500 км прошли нормально. Медведев был уверен в своём экипаже. И экипаж не подвёл своего командира. За такой переход в иной ситуации морякам светили бы награды. Но не в этот раз. В этот раз Главнокомандующий ВМФ СССР С.Г. Горшков объявил Медведеву взыскание.

От автора сайта:

В статье в информации по китайской лодке есть ряд неточностей и ошибок. Факт того что китайская лодка была повреждена и затонула, официально не подтвержден. Проект 031G достраивался по лицензии в Даляне с ракетным комплексом Д-1. Подводная лодка зав. № 138 10.1959 была заложена на судостроительном заводе №199 в г. Комсомольске-на-Амуре. Частями перевезена для достройки в г.Далянь (Китай) и 08.1960 – спущена на воду Для достройки использовались механизмы и оборудование с Б-113 проекта 629, строившейся на судостроительном заводе № 199 в г. Комсомольске-на-Амуре. 1961 – вступила в строй в ВМС НОАК. Головная подводная лодка собственной постройки – 12.1959 – заложена на судостроительном заводе «Далянь» в г. Далянь (Китай). При постройке были использованы механизмы и оборудование с разукомплектованной в срочном порядке советской Б-46 проекта 629 (возможно, что комплекту деталей был присвоен заводской номер 139, поэтому и возникла путаница с мифической ПЛ К-139). 1964 – вступила в строй ВМС КНР.

 

Подводная лодка проекта 031G

Подводная лодка проекта 031G ВМС НОАК


В 1974 году лодки прошли модернизацию – была демонтирована третья ракетная шахта, две оставшиеся переоборудованы под опытные баллистические ракеты JL–1 китайской разработки. 10.10.1982 г. – состоялся первый успешный пуск ракеты. 21.01.1983 г. – по косвенным данным, одна из подводных лодок проекта 031G находилась в море на испытаниях ракетного оружия с группой разработчиков ракетного комплекса на борту и погибла со всем экипажем после столкновения с неизвестным объектом. Эти корабли имели номера 200 и 208. Какой из кораблей погиб достоверно неизвестно, но в середине 80-х в составе ВМС НОАК находилась только одна лодка такого проекта. Предположительно погиб корабль с номером 208, т.к. новый корабль проекта 032 (дальнейшее развитие этого типа кораблей) получил номер 201. Информация о подводных силах ВМС НОАК крайне скудна и закрыта, поэтому достоверно, что произошло в 1983 году, мы вряд ли узнаем в ближайшее время.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2016