Rambler's Top100 Подводные лодки России. Проект 10831

Проект 10831 (NATO – “Norsub-5”).



1. Количество подводных лодок проекта: 1.


2. Изображение проекта:


Top Gear

Фрагмент фотографии из статьи "Брызги Белого".

Сотрудники российской версии журнала «Top Gear» проводили фотосессию тестового автопробега автомобиля Mercedes-Benz GL 450 по берегу Белого моря для статьи "Брызги Белого". Случайно в объектив фотокамеры попала проходившая вдоль побережья атомная подводная лодка, которая большинством новостных информационных агентств была идентифицирована как глубоководная станция проекта 10831. Официальных подтверждений данной информации нет, поэтому эта фотография может считаться всего лишь предположительным изображением самой секретной подводной лодки России.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

закладки

спуска

вступления в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: ПО «Северное машиностроительное предприятие» (1)

 АС-31 (АС-12?)

210

1988
(16.07.1990?)

16.08.2003
(26.08.1995?)

2004?


01.07.2019 в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения (по сообщению МО РФ от 02.07.2019). Корабль не в строю.


3. Состав проекта:



Номер АС-12 впервые стал упоминаться в 2000 году в издании Ильин В.Е. и Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки". Однако на тот момент такое наименование носил АРС АС-12 проекта 1839. На сегодняшний день наименование АС-12 упоминается практически во всех открытых источниках. В информации на сайте Отечественная гидронавтика и на портале Флот.сом указывается номер АС-31, который не использовался для других аппаратов специального назначения. В скобках указаны данные из издания Ильин В.Е. и Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки" (существует предположение, что скорее всего эта информация по датам относится к четвертому, недостроенному, корпусу ПЛ проекта 1851). Однако на сайте Википедии указывается другая информация по датам, которая имеет подтверждение в новостных лентах информационных агентств (подводная лодка 13 августа 2003 года была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмашпредприятие», на торжественной церемонии вывода ПЛ со стапеля присутствовал Главком ВМФ Владимир Иванович Куроедов и представители КБ «Малахит», а спустя три дня был произведён спуск АПЛ на воду).


4. История проекта:


Для отработки новых технических решений в области создания боевых подводных лодок нового поколения в г.Северодвинск была заложена «атомная глубоководная станция 1 ранга» АС-12 — исследовательская подводная лодка проекта 10831, лишенная вооружения. Корпус АПЛ получивший на Западе обозначение NORSUB-5, выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м. Главная энергетическая установка номинальной мощностью 15000 л. с. имеет один реактор и один винт. Проект был разработан конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта — генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Коновалов Ю.М. Лодка вошла в состав Северного флота. Информация о АПЛ засекречена, история службы и современный статус обсуждаются в открытых источниках только предположительно.

Дальнейший текст дословно добавлен с новостной ленты сайта "Лента.Ру" от 29.10.2012:

В конце сентября 2012 года состоялась исследовательская экспедиция "Арктика-2012", по результатам которой планируется подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной России арктической зоны. В экспедиции приняли участие ледоколы "Капитан Драницын" и "Диксон", а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 "Калитка", более известная под прозвищем "Лошарик". Последняя занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5-3 километра на протяжении 20 суток.

Целью экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. В середине октября 2012 года в интервью РИА Новости Юрий Кузьмин, главный инженер "Севморгео" - компании, организовавшей исследовательские работы, рассказал, что на глубине 2-2,5 километра были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 сантиметров соответственно. Сбором образцов занимался "Лошарик". По словам источника газеты "Известия" в Министерстве обороны России, работы производились на глубине 2,5-3 километра.

Глубоководная станция первого ранга АС-12 ("Лошарик", заводской номер 210, обозначение НАТО - NORSUB-5) приписана к Северному флоту России, но не подчиняется его командованию. Корабль входит в состав Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны России, более известного как "Подводная разведка", и подчиняется только министру обороны. Корпус станции собран из высокопрочных титановых шарообразных отсеков, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки соединены между собой проходами и расположены внутри легкого корпуса.

Именно из-за особенности конструкции судостроители северодвинского предприятия "Севмаш" прозвали АС-12 "Лошариком" по аналогии с советским мультипликационным персонажем - лошадкой, собранной из шариков. Технические характеристики АС-12 засекречены. Предположительно, "Лошарик" имеет в длину 79 метров, в ширину - семь метров, а его полное водоизмещение составляет около двух тысяч тонн. Станция может погружаться на глубину до шести километров и развивать скорость до 30 узлов.

Одна из сфер глубоководной станции занята атомным реактором с паропроизводящей установкой Э-17 и турбозубчатым агрегатом с мощностью на валу в 10-15 тысяч лошадиных сил. Предположительно, корабль оснащен одним гребным винтом в кольцевом обтекателе. Вооружения на "Лошарике" нет. Станция оснащена манипуляторами, драгой (система очистки породы), телегрефейром (ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой. В состав экипажа станции входят 25 офицеров.

"Лошарик" способен находиться в погруженном состоянии несколько месяцев. Глубоководная станция имеет отсеки для отдыха экипажа, рабочие помещения и камбуз. В феврале 2012 года корабль прошел ремонт и подготовку к походу на Северный полюс. В частности, станция АС-12 получила дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна, включая профилограф (устройство измерения глубины донных отложений) и гидролокатор бокового обзора.

Проектированием корабля в 1988-1990-м годах занималось петербургское Морское бюро машиностроения "Малахит". Окончательный технический проект 10831 (1083К) был представлен и защищен в мае 1992 года. Строительство "Лошарика" велось в 42-м цехе "Севмаша", предположительно, с 1990-го по 2003 год. В середине 1990-х годов реализация проекта столкнулась с нехваткой финансирования. Российское руководство пыталось привлечь к проекту США. При американском финансировании "Лошарик" стал бы спасательным кораблем, однако США от участия в проекте отказались.

Для глубоководной станции АС-12 производилась и переделка стратегической атомной подводной лодки проекта 667БДР "Кальмар" К-129, которая стала носителем "Лошарика". Все работы по переделке К-129 производились судоремонтным заводом "Звездочка" в 1994-2002 годах. В частности, на атомной подлодке были демонтированы шахты баллистических ракет. Кроме того, была укреплена и конструкция подлодки, которая, по неподтвержденным официально данным, может погружаться на глубину до тысячи метров. Глубоководная станция "Лошарик" крепится к носителю снизу. К-129 в настоящее время числится в составе Северного флота России как БС-136 "Оренбург".

Фотографии "Оренбурга", всплывшего на Северном полюсе в ходе экспедиции "Арктика-2012", были опубликованы в середине октября 2012 года. Внешний вид "Лошарика" засекречен, достоверных фотографий глубоководной станции в открытом доступе нет. Глубоководных станций, подобных АС-12, в распоряжении других стран мира не имеется.

В ходе экспедиции в Арктическую зону у глубоководной станции были повреждены манипуляторы и система внешнего освещения. Техническое обслуживание "Лошарика" будет производиться в 42-м цехе "Севмаша". Помимо незначительного ремонта, на корабле будет выровнен корпус, деформированный большим давлением на глубине трех километров. По словам источника "Известий", устранить деформацию корпуса АС-12 намного сложнее, чем у обычной подлодки. Кроме того, в ходе ремонта будут проверены различные узлы и механизмы, в первую очередь, валы и гребные винты.

Помимо "Лошарика" работать на глубине нескольких километров могут только глубоководные станции "Мир", однако они не приспособлены для длительного нахождения под водой. В частности, аккумуляторные батареи "Миров" обеспечивают работу станций только на протяжении 72 часов. Кроме того, манипуляторы "Мира" не могут обеспечить подъем со дна тяжелых предметов. За счет атомной силовой установки "Лошарик" может находиться под водой несколько месяцев. Во время экспедиции "Арктика-2012" станция АС-12 подняла со дна Северного Ледовитого океана около 500 килограммов образцов.

Все образцы пород, собранные в ходе экспедиции в Арктику, уже переданы во Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени Грамберга и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени Карпинского. Результаты их исследования будут известны в начале 2013 года. Благодаря изучению кернов Россия намерена доказать принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу.


22 июня 2021 года в СМИ появилась информация о том, что конструкторское бюро "Малахит" разработало технический проект модернизации атомного подводного обитаемого аппарата АС-31 проекта 1083 (неофициальное название "Лошарик"), при пожаре на котором в 2019 году погибли 14 моряков. Об этом говорится в годовом отчете компании. "В крайне сжатые сроки выполнен технический проект модернизации заказа зав. № 210", - говорится в отчете.


5. Схема проекта:



6. Дополнительная информация:


1. Информация с сайта "Military Russia".
2. Информация с сайта "Отечественная гидронавтика".


7. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  нормальное 1600 тонн
  полное 2100 тонн
  скорость  
  в подводном положении 30 узлов
  глубина погружения  
  рабочая: 1000 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 60,0 метров
  ширина: 7,0 метра
  осадка: 5,1 метра
  обитаемость  
  экипаж:

25 человек

8. Источники:


- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Отечественные атомные подводные лодки", НПЖ Техника и вооружение, 06-07.2000г.
- Новостная лента сайта Лента.Ру от 29.10.2012
- Информация с новостных лент информационных агентств.
- Тимошенко М. "Ух ты, мы вышли из бухты", еженедельник "Красная звезда", 16.10.2014
- КБ «Малахит» разработало проект модернизации глубоководного аппарата АС-31 «Лошарик»



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021