Rambler's Top100 Проект 645

Проект 645 (NATO – “November”).


1. Количество подводных лодок проекта: 1.


2. Изображение проекта:


645


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: ССЗ N402, Северное машиностроительное предприятие (1)

1

 К-27

601

15.06.1958

01.04.1962

30.10.1963

 09.1981 - затоплена

Информация о номерных экипажах АПЛ проекта 645: 246


4. История проекта:


На первых атомных подводных лодках, как в СССР, так и в США, были использованы паропроизводящие установки с водо-водяными реакторами. Однако в 1957 г. в состав американских ВМС вошел второй опытный атомоход - «Си Вульф», оснащенный реактором с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Применение реакторов с ЖМТ позволяло улучшить КПД энергетической установ­ки за счет более высокой температуры теплоносителя на выходе из реактора и повышения температуры перегретого пара.

Работы над корабельным реактором аналогичного типа на­чались в СССР в 1955 г. 22 октября 1955 г. вышло партийно-правительственное постановление о создании опытной атомной торпедной подводной лодки проекта 645 с двух­реакторной паропроизводящей установкой с жидкометаллическим теплоносителем (сплав свинец-висмут). Первона­чально разработка АПЛ осуществлялась под руководством главного конструктора В. Н. Перегудова, в 1956 г. его сменил А. К. Назаров. Главным наблюдающим от ВМФ была назначена инженер-капитан 1 ранга А.Н. Донченко (единственная в СССР женщина, окончившая Военно-морскую академию), которую позже заменил А.С. Губкин.

Тактико-техническое задание на новую лодку не выдавалось, работы были начаты непосредственно со стадии тех­нического проекта: предполагалось, что АПЛ проекта 645 должна была отличаться от лодки 627-го проекта лишь энергетической установкой, что позволило бы с макси­мальной объективностью оценить достоинства ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем. Однако полностью этот замысел осуществить не удалось. В проект корабля вносились изменения, обусловленные опытом эксплуатации первых атомоходов, а также резуль­татами испытаний опытной ядерной энергетической уста­новки с жидкометаллическим теплоносителем на стенде Физико-энергетического института. Сохранение архитектуры проекта 627А привело к тому, что в США и НАТО ПЛА проекта 645 была причислена к классу "November". На самом деле, ее носовая оконечность в верхней части легкого корпуса, была выполнена конусообразной в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Работы по техническому проекту АПЛ были закончены осенью 1956 г. Следует заметить, что при этом не ставились жесткие требования по шумности лодки и влиянию ее аку­стических помех на работу бортовых гидроакустических станций. В рамках проектирования были выполнены лишь расчеты критических оборотов гребных винтов и воздуш­ного шума в отсеках корабля. В ноябре 1957 г. были выпущены рабочие чертежи, а 15 июня 1958 г. в Северодвинске была проведена закладка опытного атомохода. 30 октября 1963 г. АПЛ проекта 645 с тактическим номером К-27 была включена в состав ВМФ. Как и корабли 627-го проекта, новая АПЛ предназначалась для борьбы с надводными кораблями и транспортными су­дами противника при действиях на океанских и удаленных морских театрах.

Прочный корпус подводной лодки был выполнен из нового сплава стали с пределом текучести 60 кгс/мм2. Еще одним нововведением по сравнению с проектом 627 явилось применение плоских межотсечных переборок, способных выдерживать давление 10 (12,5?) кгс/см2, что обеспечивало аварийное всплытие с глубины до 100 м при затоплении любого из отсеков.

Для изготовления легкого корпуса, балластных цистерн, ограждения рубки и оконечностей корабля была впервые применена маломагнитная сталь с пределом текучести 40 кгс/мм2. Это позволило при той же величине магнитного поля АПЛ почти вдвое уменьшить массу размагничиваю­щего устройства, на 50% сократить потребляемую им мощ­ность и в два раза — число отверстий в прочном корпусе для прохода кабеля размагничивающего устройства. Прочный корпус лодки делился на девять водонепроницае­мых отсеков несколько иного, чем на проекте 627, расположения:

1-й - торпедный;

2-й - аккумуляторный и жилой;

3-й - центральный пост;

4-й - реакторный;

5-й - турбогенераторный (в нем размещались также холодильные установки и вспомогательные механизмы);

6-й - турбинный;

7-й - электродвигательный;

8-й - жилой (в нем также были размещены холодильники);

9-й - жилой (в нем размещались и рулевые машины).

Перемещение тяжелых реакторов ближе к носу корабля позволило улучшить дифферентовку, однако такое компо­новочное решение одновременно ухудшило условия обес­печения радиационной безопасности центрального отсека, а радиолокационную и радиорубку потребовалось перене­сти на нижнюю палубу.

Главная энергетическая установка мощностью 35000 л. с. состояла из двухреакторной паропроизводящей и двухвальной паротурбинной установок, двух автономных (а не навесных, как на АПЛ проекта 627) турбогенераторов и ак­кумуляторной батареи.

Авторы АЭУ с жидкометаллическим теплоносителем пред­полагали следующие ее преимущества:

- более низкое (ок. 20 атм.) давление в первом контуре, нежели в установках с водо-водяным теплоносителем, что позволяло уменьшить напряжения в конструкциях перво­го контура;

- большее, чем в первом контуре, давление второго контура позволяло предполагать невозможность попадания проте­чек первого контура во второй;

- возможность использования более дешевых низколегиро­ванных сталей.

Имелись и недостатки, к основным из которых следовало отнести:

- высокую стоимость теплоносителя и его большой вес;

- необходимость периодического регенерирования теплоно­сителя для поддержания его чистоты;

- необходимость поддержания сплава в разогретом (рас­плавленном) состоянии даже при стоянке в базе, что чрезвычайно усложняло базовое обслуживание.

Атомная энергетическая установка с ЖМТ разрабатывалась ОКБ "Гидропресс". Общее научное руководство осуществлялось Физико-энергетическим институтом, научным руководителем проекта был академик АН УССР А.И. Лейпунский.

Входящие в состав ГЭУ два ядерных реактора ВТ-1 с жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут имели суммарную мощность 146 мВт. Температура теплоносителя на выходе из реактора составляла 440°С, а температура пе­регретого пара — до 355°С. Реакторы обладали рядом экс­плуатационных преимуществ. В частности, их расхолажи­вание осуществлялось без использования парогенераторов и насосов первого контура за счет естественной циркуля­ции сплава и включения каналов расхолаживания. Исклю­чалась возможность распространения радиоактивности во второй контур и в энергетические отсеки в случае наруше­ния плотности парогенераторов в результате большего дав­ления во втором контуре по сравнению с первым. В состав автономного турбогенератора (АТГ) входила одно­корпусная активная турбина с редуктором, однопроточный конденсатор и электрический генератор постоянного тока. На АТГ правого борта был применен планетарный редук­тор. Мощность на клеммах составляла 1600 кВт при напря­жении 320 В и частоте вращения 1500 оборотов в минуту. Автономные турбогенераторы позволяли осуществлять ши­рокое маневрирование подводной лодки при любых режи­мах работы ГЭУ и длительном ходе под гребными электро­двигателями при выходе из строя обоих главных турбозубчатых агрегатов (лодка была оснащена двумя двигателями подкрадывания ПГ-116 мощностью по 450 л. с.). В отличие от корабля проекта 627 применение вспомога­тельной дизель-электрической установки не предусматри­валось (создатели атомохода несколько опрометчиво пола­гали, что наличие автономных турбогенераторов обеспечи­вает необходимую надежность энергетической установки). Впервые была применена новая система поддува и контро­ля за давлением в отсеках, управляемая из центрального поста.

Центральный пост АПЛ проекта 645 по сравнению с кораб­лем 627-го проекта стал более просторным и удобным. По составу гидроакустического, радиолокационного, телеви­зионного и штурманского вооружения, а также средствам связи лодка была практически аналогична АПЛ проекта 627 (ГАС «Арктика-М», РЛС «Накат-М», навигационный комплекс «Плутон-645»). В то же время на корабле был ус­тановлен второй перископ, повысивший надежность визу­ального наблюдения.

Впервые в мире на лодке 645-го проекта было применено устройство быст­рого заряжания торпедных аппаратов. Оно имело индиви­дуальные для каждого ТА механизмы подачи торпед, позво­ляющие осуществлять одновременное заряжание. За создание энергетической установки нового типа для АПЛ проекта 645 группе специалистов в 1964 г. была прису­ждена Ленинская премия.

В процессе эксплуатации в легком корпусе корабля появи­лись многочисленные трещины различной протяженности. Первоначально это было объяснено тем, что производство маломагнитной стали осваивалось в СССР впервые, техно­логия изготовления из нее листов обшивки и корпусных конструкций недостаточно освоена, а сварочные проволоки и электроды из маломагнитных материалов не обладают необходимыми технологическими свойствами. Однако в дальнейшем выяснилось, что главная причина растрескивания заключалась в том, что маломагнитная сталь обладает низкой коррозионно-механической прочностью: под дейст­вием морской воды в ней развивалась межкристаллическая коррозия, приводящая к образованию трещин. В результа­те в дальнейшем от применения маломагнитной стали на подводных лодках было решено отказаться. Также не оправдало себя в ходе эксплуатации и размагни­чивающее устройство. Выяснилось, что оно спроектирова­но неудовлетворительно, степень компенсации магнитного поля и его стабильность были недостаточными. В дальней­шем опыт (пусть и негативный) создания размагничиваю­щего устройства для АЛЛ проекта 645 был использован при разработке других атомоходов.

Столь же неудачным решением, как показал опыт эксплуа­тации корабля 645-го проекта, оказался и отказ от вспомо­гательной дизель-энергетической установки. Меры по снижению акустического поля АПЛ 645-го проек­та были, как выяснилось, явно недостаточными. Шумность лодки оказалась не только выше шумности АПЛ ВМС США, но и значительно превышали требования, установ­ленные ВМФ СССР. Уже в ходе эксплуатации корабля бы­ли проведены доработки, направленные на повышение его акустической скрытности.

Однако главные сложности при эксплуатации лодки доставила энергетическая установка с реакторами на ЖМТ. Значительно усложнилась эксплуатация лодки при дли­тельной стоянке, а также при доковании: требовалось под­держание температуры теплоносителя первого контура вы­ше температуры его плавления (125°С). Затруднялось про­ведение ремонтных работ по первому контуру вследствие за­грязнения его оборудования высокоактивным полонием-210, образующимся при нейтронном излучении висмута. Значительно усложнилось оборудование места базирова­ния АПЛ с реактором на ЖМТ (требовалась система при­готовления сплава, емкости и устройства для приема с АПЛ радиоактивного теплоносителя). После вступления в строй К-27 совершила два похода на полную автономность.

Во время походов АПЛ ходила на различных глубинах (вплоть до рабочих) и скоростях. При этом особенности ГЭУ не накладывали каких-либо ограничений на эксплуатацию корабля.

В мае 1968 г. К-27 вышла в море для проверки работоспособности энергетической установки, а также для отработки учебно-боевых задач. 24 мая при проверке параметров работы ГЭУ на режимах полного хода произошло резкое падение мощности реактора. Одновременно был отмечен значительный рост давления в газовой системе первого контура, увеличение уровня теплоносителя в буферной емкости и появление воды в аварийном конденсаторе.

Наиболее вероятной причиной возникновения аварии, в результате которой погибло девять членов экипажа атомохода, являлось резкое ухудшение теплосъема в активной зоне из-за попадания в нее окислов сплава свинец-висмут и шлаков.

В связи с аварией потребовались дополнительные исследования воздействия сплава и растворенных в нем окислов на циркуляцию теплоносителя, а также состояние поверхностей контура, изучение условий образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов. Полученные результаты были использованы при разработке ГЭУ для лодок 705-го проекта.

После аварии восстановление К-27 было признано нецелесообразным. В течение 13 лет она находилась в резерве, после чего была затоплена в Карском море.

Предполагалось построить две под­водные лодки проекта 645, однако строительство второй было отложено до получения опыта эксплуатации К-27, а затем ввиду произошедшей аварии, и вовсе отменено.

Во многих источниках (включая достаточно авторитетные) присутствуют ошибочные сведения о несуществующих кораблях этого проекта – К-45 и К-49.


5. Схема проекта:


645


645

Укрупненная схема (65,8 Кб)


Продольный разрез ПЛА проекта 645:

1 - жилые помещения; 2 - холодильная установка; 3 - ГЭД РСД; 4 - ГТЗА; 5 - АТГ; 6 - ППУ; 7 - прочные цистерны; 8 - ЦГБ; 9 - ЦП; 10 - АБ; 11 - запасные торпеды; 12 - ТА; 13 - ГАС миноискания; 14 - ГЛС ШПС.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 3410 тонн
  подводное: 4370 тонн
  скорость хода  
  полная подводная под ГТЗА: 30,2 узлов
  полная надводная под ГТЗА: 14,9 узлов
  подводная под ДГ и ГЭД: около 7 узлов
  дальность плавания  
  глубина погружения  
  предельная: 300 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 109,8 метров
  ширина: 8,3 метра
  осадка средняя: 5,8 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 8
  общее число торпед: 20
  энергоустановка  
  тип: атомная
  тип ППУ: ВТ РМ-1
  количество х мощность реакторов, кВт: 2 х 73000 кВт
  тип ПТУ: ГТЗА-601
  количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 17500 л.с.
  количество х мощность ТГ, кВт.: 2 х 1600 (типа АТГ-610)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 450 (типа ПГ-116)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: свинцово-кислотная 28СМ-1, 2 х 112
  обитаемость  
  автономность:

50 суток
  экипаж:

104-105 человек

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г.
- Календарь ФГУП СПМБМ «Малахит» «55 лет с подводными силами России», Санкт-Петербург, 2003г.
- Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013