Проект 667АТ «Груша» 
(NATO – “Yankee-Notch”).
Модификация проекта 667А.
1. Количество подводных лодок проекта: 3 (построены) + 4 (планировались)
2. Изображение проекта:

3. Состав проекта:
| Наименование корабля | Заводской номер | Даты модернизации | Примечания | |||
| начало | окончание | вступление в строй | ||||
| СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (3+1) | ||||||
| 1 | 414 | 17.05.1984 | 20.12.1988 | 1989 | мод. по проекту 667АТ | |
| 2 | 415 | 24.06.1988 | 30.12.1991 | 1992 | мод. по проекту 667АТ | |
| 3 | 440 | 1983 | 1986 | 1987 | мод. по проекту 667АТ | |
| 4 | 422 | 1988 | - | - | работы не проводились | |
| БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ: ДВЗ «Звезда» (0-3) | ||||||
| 4 | 416 | 1988 | - | - | работы не проводились | |
| 5 | 153 | 1980 | - | - | работы не закончены | |
| 6 | 151 | 18.01.1982 | - | - | работы не закончены | |
4. История проекта:
В 70-е годы в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000-2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных вооружений. Это потребовало от Советской стороны поиска “адекватного” ответа.
Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа “Томагавк”. Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились, многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета.
В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности.
В результате руководство СССР в 1976 году приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов — малоразмерные дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ.
Создание дозвуковой крылатой ракеты 3М-10 (РК-55) “Гранат”, являющейся аналогом американской ракеты “Томагавк”, было поручено свердловскому НПО “Новатор”, возглавляемому Л.В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 году. В 1984 году, на четыре года позже, чем американский аналог (“Томагавк”), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А.С. Абрамов).
Технический проект по переоборудованию АПКР пр. 667А (пр. 667АУ в АПКРРК по пр. 667АТ (шифр «Груша») создавался ЦКБ МТ «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами ЗМ-10 (РК-55) комплекса «Гранат».
Стратегическая крылатая ракета РК-55 “Гранат” имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью 100 кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность — 3000 км, система наведения — инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Крылатая ракета ЗМ-10 запускалась из ТА, в котором она находится со сложенными консолями крыльев, пристыкованным стартовым ускорителем и с загерметизированным маршевым двигателем.
Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора, и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и запускается маршевый ТРД, а стартовый ускоритель отделяется.
Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛА второго и третьего поколений, а также АПКР пр. 667А, выведенные из состава МСЯС в соответствии с договором ОСВ-1. На последних вместо вырезанных ракетных отсеков с шахтами для БР вставили блок из двух отсеков, в кормовом из которых находились восемь бортовых 533-мм ТА (по четыре на борт, расположенных под углом к диаметральной плоскости корабля), стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (при общем боезапасе в 32 ракеты, восемь из которых находятся в ТА) и устройствами быстрого перезаряжания ТА. Компоновка механизмов и оборудования в других отсеках прочного корпуса осталась без изменений, только в носовом торпедном отсеке 400-мм ТА заменили на 533-мм ТА, доведя их общее число до четырнадцати (в некоторых источниках говорится (скорее всего ошибочно) о сохранении торпедного вооружения 667-го проекта — четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65, а также два 400-мм ТА (восемь торпед СЭТ-73). Длина нового блока оказалась больше вырезанных ракетных отсеков. В результате возросли длина и водоизмещение корабля.
Одновременно с переоборудованием, было заменено РТВ. С целью повышения боевой устойчивости лодки на ней реализовали комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня первичных акустических полей и помех работе ГАК. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс “Тобол-667АТ” и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
Изначально по проекту 667АТ предполагалось переоборудовать несколько АПК проекта 667А, в том числе не менее трех на ДВЗ «Звезда» (п.Большой Камень) и как минимум четыре на МП «Звездочка» (г.Северодвинск). Причем новые блоки должны были изготавливаться соответственно на ССЗ им. Ленинского комсомола (г.Комсомольск-на-Амуре) и на СМП (г.Северодвинск). Головным АПКРРК проекта 667АТ должна была стать К-236 (зав. № 153) со сдачей в 1985 г. Однако из-за неготовности ДВЗ «Звезда» к столь масштабным работам они велись крайне медленно, и головной стала К-423, проходившая переоборудование на МП «Звездочка».
Одновременно с переоборудованием кораблей шли испытания комплекса «Гранат» (на одной из ПЛА проекта 671РТМ СФ), которые успешно завершились в 1984 г. Завод им. Ленинского комсомола изготовил два новых средних блока для К-236 (зав. № 153) и К-399 (зав. № 151). На первом корабле даже вварили средний блок и полностью сформировали корпус.
Однако из-за прекращения финансирования в марте 1990 г. работы свернули, а ПЛА передали ОФИ на долговременное хранение. К-408 (зав. № 416) - третью тихоокеанскую лодку, предполагавшуюся к переоборудованию по проекту 667АТ, 17.07.1988г. исключили из боевого состава флота. На ней какие-либо работы не проводились вообще.
5. Схема проекта:
Продольный разрез АПКРРК пр. 667АТ:
1 — основные антенны ГАК «Рубикон»; 2
— навигационный обнаружитель круговой (НОК);
3 - цистерна безпузырной торпедной
стрельбы; 4 - 533-мм ТА; 5 - цистерна кольцевого зазора;
6 — торпедозаместительная цистерна; 7
— носовой люк; 8 — носовой аварийный буй; 
9 — запасные 533-мм торпеды; 10 —
торпедопогрузочный люк; 11 — носовой (торпедный) отсек;
12 — носовая группа АБ; 13 —
гидродинамический лаг; 14 — ЦГБ; 15 — шпиль и шпилевая машина;
16 — баллоны ВВД; 17 — второй (жилой)
отсек; 18 — кормовая группа АБ; 
19 — антенна навигационного
обнаружителя разводий (НОР); 20 — закрытый ходовой мостик; 
21 — репитер гирокомпаса; 22 —
перископ системы МТ-70-8; 23 — перископ ПЗНГ-8; 
24 — боевая рубка; 25 — третий
(центральный) отсек; 26 — центральный пост; 27 — антенна РЛК; 
28 — антенна радиопеленгатора
«Завеса»; 29 — антенна СОРС «Залив-П»; 30 — РДП; 
31 — четвертый (жилой) отсек; 32 —
533-мм ТА для запуска КР «Гранат»; 
33 — запасные КР «Гранат»; 34 — пятый
(ракетный) отсек; 35 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 
36 — шестой (вспомогательных
механизмов) отсек; 37 — цистерны дизельного топлива; 
38 — седьмой (реакторный) отсек; 39 —
реактор; 40 — парогенератор; 41 — теплообменный блок; 
42 — рессиверные баллоны; 43 —
восьмой (носовой турбинный) отсек; 44 — паровая турбина; 
45 — конденсатор; 46 — муфта
эластичная; 47 — планетарный редуктор; 
48 — главный упорный подшипник (ГУП);
49 — маслоохладитель; 
50 — девятый (кормовой турбинный)
отсек; 51 — электронасос конденсаторный; 
52 — автономный турбогенератор (АТГ);
53 — всплывающая камера (ВСК); 54 — кормовой люк; 
55 — гребной ЭД (ГЭД); 56 — муфта
эластичная; 57 — десятый (кормовой) отсек; 
58 — кормовой аварийный буй; 59 — приводы кормовых рулей

Схема размещения ВУ АПКРРК проекта 667АТ:
1 - ПМУ РДП; 2 - АП СОРС «Залив-П»; 3
- АП радиопеленгатора «Завеса»; 4 - АП РЛК «Альбатрос»;
5 - перископ ПЗНГ-8М; 0 - ПМУ
«Ива-М»; 7 - перископ ПЗНС-8; 8 - ПМУ «Синтез»; 
9 - обтекатель АП НОР (навигационного обнаружителя разводий).
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение, т:
надводное                                                      8880 (8700?)
подводное                                                      11400 (13800?,
9684?)
Длина наибольшая, м.                                                141,7
Ширина корпуса наибольшая, м.                                 12,8
Осадка средняя, м.                                                    7,8 (8,0?)
Архитектурно-конструктивный тип                                двухкорпусный
Глубина погружения, м:
рабочая                                                          320
предельная                                                     400
Автономность, сут.                                                      70
Экипаж, чел.                                                               121
(118?)
Энергетическая установка:
Главные механизмы:
тип                                                                  АЭУ
ППУ:
марка                                                              ОК-700
количество х тип ЯР                                        2 х ВВР
марка ЯР                                                        ВМ-2-4
суммарная тепловая мощность ЯР, МВт         180
ПТУ:
тип                                                                  ГТЗА
с эшелонным расположением
количество х мощность ГТЗА, л. с.                  2 х 20000
марка ГТЗА                                                     ТЗА-635
количество х мощность АТГ, кВт                     4 х 3000
количество х тип движителей                           2 х ВФШ
Резервные источники энергии и средства
движения:
количество х мощность ДГ, кВт                       2 х 460
тип АБ                                                            свинцово-кислотная
количество групп х эл. в каждой
группе           2 х 112
количество х мощн. ГЭД на линии
вала, кВт    2 х 225
Скорость хода наибольшая, уз:
надводная                                                      16,5
подводная                                                      27
Вооружение:
Ракетное:
тип ракетного комплекса                                  «Гранат»
количество х калибр ТА для РК                       8 х 533
боекомплект (тип) КР    РК-55                           32
(ЗМ-10)
вид старта                                                       подводный, из
ТА
тип ПЗРК                                                        «Стрела-2М»
количество контейнеров для хранения
ЗР        1
боекомплект ЗР                                               6
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм                            6 х 533
боезапас (тип) торпед                                      14
(СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65М)
Радиоэлектронное:
БИУС                                                              «Омнибус-АТ»
НК                                                                  «Тобол-АТ»
система КН                                                     «Шлюз» (АДК-ЗМ)
КСС                                                                «Молния-ЛМ
1»
ГАК                                                                 «Рубикон»
(МГК-400)
РЛК                                                                «Альбатрос»
(РЛК-101)
с приставкой «Корма» (РЛК-57)
СОРС                                                             «Залив-П»
(МРП-21A)
ТК                                                                   МТ-70
перископы ПЗНГ-8М и ПЗНС-8
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024