Rambler's Top100 Подводные лодки. Проекты 667А и 667АУ

Проекты 667А «Навага» и 667АУ «Налим» (NATO – “Yankee”).


Модификации: проект 667АМ, 667АТ, 667М, 667АК, 09774 и 09780.



1. Количество подводных лодок проекта: 34


2. Изображение проекта:


вид сбоку и сверху проекта 667А


вид сбоку по ватерлинию К-228 (проект 667АУ)


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (24)

1

 К-137

420

04.11.1964

11.09.1966

06.11.1967

 11.04.1970 - пер. в «Ленинец»
 1985 - мод. по проекту 667АУ

2

 К-140

421

19.09.1965

23.08.1967

30.12.1967

 1978 - мод. по проекту 667АМ

3

 К-26

422

30.12.1965

23.12.1967

03.09.1968

 1988 - мод. по проекту 667АТ
 (не проводилась)

4

 К-32

423

23.04.1966

25.04.1968

26.10.1968

 21.06.1986 - пер. в КС-32

5

 К-216

424

28.06.1966

06.08.1968

27.12.1968

 18.04.1986 - пер. в КС-216

6

 К-207

400

04.11.1966

20.09.1968

30.12.1968

 27.08.1981 - пер. в КС-207

7

 К-210

401

16.12.1966

29.12.1968

06.08.1969

 15.11.1984 - пер. в КС-210

8

 К-249

402

18.03.1967

30.03.1969

27.09.1969

 15.11.1984 - пер. в КС-249

9

 К-253

414

26.06.1967

05.06.1969

01.11.1969

 1988 - мод. по проекту 667АТ

10

 К-395

415

08.09.1967

28.07.1969

05.12.1969

 1991 - мод. по проекту 667АТ

11

 К-408

416

20.01.1968

10.09.1969

25.12.1969

 1984 - мод. по проекту 667АТ
 (работы не проводились)

12

 К-411

430

25.05.1968

16.01.1970

31.08.1970

 29.04.1982 - пер. в КС-411
 1990 - мод. по проекту 09774
 03.06.1992 - пер. в БС-411
 08.09.1998 - пер. в «Оренбург»

13

 К-418

431

29.06.1968

14.03.1970

22.09.1970

14

 К-420

432

12.10.1968

25.04.1970

29.10.1970

 198? - пер. в КС-420
 1990 - мод. по проекту 667М

15

 К-423

440

13.01.1969

04.07.1970

13.11.1970

 1987 - мод. по проекту 667АТ

16

 К-426

441

17.04.1969

28.08.1970

22.12.1970

17

 К-415

442

04.07.1969

26.09.1970

30.12.1970

 13.05.1987 - пер. в КС-415
 1987 - мод. по проекту 09780
 (не закончена)

18

 К-403

450

18.08.1969

25.03.1971

12.08.1971

 14.07.1981 - пер. в КС-403
 1983 - мод. по проекту 667АК
 1996 - мод. по проекту 09780
 30.07.1997 - пер. в «Казань»

19

 К-245

451

16.10.1969

09.08.1971

16.12.1971

 1977 - мод. по проекту 667АУ

20

 К-214

452

19.02.1970

01.09.1971

31.12.1971

 1980 - мод. по проекту 667АУ
 17.03.1989 - пер. в КС-214

21

 К-219

460

28.05.1970

08.10.1971

31.12.1971

 Достроена по проекту 667АУ
 06.10.1986 - погибла на БС

22

 К-228

461

04.09.1970

03.05.1972

30.09.1972

 Достроена по проекту 667АУ

23

 К-241

462

24.12.1970

09.06.1972

23.10.1972

 1981 - мод. по проекту 667АУ

24

 К-444

470

08.04.1971

01.08.1972

09.12.1972

 1983 - мод. по проекту 667АУ

 КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (10)

25

 К-399

151

23.02.1968

23.06.1969

24.12.1969

 1982 - мод по проекту 667АТ
 (не закончена)

26

 К-434

152

23.02.1969

29.05.1970

30.11.1970

27

 К-236

153

06.11.1969

04.08.1970

27.12.1970

 1985 - мод. по проекту 667АТ
 (не закончена)

28

 К-389

154

26.07.1970

27.06.1971

25.11.1971

29

 К-252

155

25.12.1970

12.09.1971

31.12.1971

 1975 - мод. по проекту 667АУ

30

 К-258

156

30.03.1971

26.05.1972

30.09.1972

 1975 - мод. по проекту 667АУ

31

 К-446

157

07.11.1971

08.08.1972

30.12.1972

 Достроена по проекту 667АУ

32

 К-451

158

23.02.1972

29.04.1973

07.09.1973

 Достроена по проекту 667АУ
 1978 – пер. в «60 лет ВЛКСМ»

33

 К-436

159

07.11.1972

25.07.1973

05.12.1973

 Достроена по проекту 667АУ

34

 К-430

160

27.07.1973

28.07.1974

25.12.1974

 Достроена по проекту 667АУ

Исторические справки номерных экипажей АПК проекта 667А: 42, 77 и 139



4. История проекта:


В 1961 году была начата разработка новой компоновки ПЛ проекта 667, при которой ракеты Д-4 или Д-6 должны были размещаться в вертикальных шахтах. Однако вскоре у этих комплексов появилась хорошая альтернатива - малогабаритная “универсальная” одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета Р-27, работы по которой в инициативном порядке были начаты в СКБ-385 под руководством В.П.Макеева. Предварительные результаты исследований в конце 1961 года были доложены командованию ВМФ и руководству страны. Тема получила поддержку, и 24 апреля 1962 г. последовало правительственное постановление о создании комплекса Д-5 с ракетой Р-27, использующей в качестве окислителя азотный тетраксид (амил) и в качестве горючего - несимметричный диметилгидрозин (гептил).

За счет ряда оригинальных технических решений новую БР удалось “втиснуть” в шахту, по объему в 2,5 раза меньшую шахты ракеты Р-21. При этом Р-27 имела на 1180 км большую, чем ее предшественница, дальность пуска. Революционным новшеством в ракетостроении стала и разработка технологии заправки баков ракеты компонентами топлива с их последующей ампулизацией на заводе-изготовителе.

“Универсализм” комплекса заключался в том, что кроме варианта БР, предназначенного для поражения стационарных наземных целей, разрабатывался (впервые в мире) и противокорабельный вариант баллистической ракеты - Р-27К, оснащенный пассивной радиолокационной головкой самонаведения и предназначенный для поражения крупных надводных целей (например, авианосных групп) на дальности до 900 км. Забегая вперед, следует сказать, что Р-27К прошла испытания и была принята в опытную эксплуатацию в 1974 году, однако на вооружение подводных атомоходов 667-го проекта так и не поступила (ей была оснащена лишь одна дизель-электрическая лодка К-102 пр.605, переоборудованная из пр.629).

В результате переориентации проекта 667 на новый ракетный комплекс появилась возможность разместить 16 ракетных шахт в прочном корпусе лодки вертикально в два ряда (как это сделали американцы на ПЛАРБ типа “Джордж Вашингтон”). Впрочем. 16-ти ракетный боекомплект был обусловлен не стремлением к плагиату, а тем фактом, что длина стапелей, на которых должны были строиться подводные лодки, оптимальным образом подходила как раз под корпуса с 16 шахтами комплекса Д-5.

Главным конструктором усовершенствованной ПЛАРБ (разработка ЦКБ МТ «Рубин») проекта 667А (шифр “Навага”) был назначен С.Н. Ковалев - создатель практически всех последующих советских стратегических ракетных атомоходов.

При создании лодки проекта 667А значительное внимание уделялось ее гидродинамическому совершенству. К разработке формы корабля привлекались специалисты отраслевых научных центров, а также гидродинамики ЦАГИ.

Увеличение ракетного боекомплекта потребовало решения ряда новых задач. В первую очередь было необходимо резко повысить темп стрельбы, чтобы успеть вовремя произвести ракетный залп и покинуть район пуска до того, как в него прибудут противолодочные силы противника. Это обусловливало проведение одновременной предстартовой подготовки ракет, набранных в залп. Задача могла быть решена лишь за счет автоматизации всех предпусковых операций. В соответствии с этими требованиями для кораблей проекта 667А под руководством главного конструктора Р.Р.Бельского развернулись работы по созданию первой отечественной автоматизированной информационно-управляющей системы “Туча”. Впервые данные для стрельбы должны были вырабатываться специализированной ЭВМ. Навигационное оснащение новой субмарины должно было обеспечивать уверенное плавание и пуск ракет в полярных районах.

Строительство лодок проекта 667А началось в Северодвинске в конце 1964 года и велось необычайно быстрыми темпами. Первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-137 был заложен на Северном машиностроительном предприятии 9 ноября 1964 г. Спуск корабля на воду (точнее, заполнение дока водой) состоялся 28 августа 1966 г. 1 сентября в 14 часов на К-137 был впервые поднят военно-морской флаг и начались сдаточные испытания. В тот же день, в присутствии на борту корабля его главного конструктора, на максимальных оборотах турбин была достигнута скорость 28,3 узла, на 3,3 узла превысившая заданную. Таким образом, по своим динамическим характеристикам новый ракетоносец фактически сравнялся со своими основными потенциальными противниками в “подводных дуэлях” - американскими противолодочными атомоходами типа “Трешер” и “Стерджен” (29-30 узлов).

Атомная подводная лодка проекта 667А, как и атомоходы первого поколения, относилась к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен в форме цилиндра (диаметром 9,4 м) с носовой оконечностью овальной формы, а кормовой - веретенообразной, наружными шпангоутами и толщиной стенок 40 мм. Он изготавливался, в основном, из стали АК-29 и разделялся водонепроницаемыми переборками (выдерживающими давление 10 кгс/см2) на 10 отсеков:

1-й - торпедный;

2-й - аккумуляторный и жилой;

3-й - центральный пост, пульт ГЭУ;

4-й - ракетный;

5-й - ракетный;

6-й - дизель-генераторный;

7-й - реакторный;

8-й - турбинный;

9-й - турбинный;

10-й - электродвигатели.

Шпангоуты (из стали АК-29 толщиной 12 мм) изготавливались из симметричных полособульбовых и сварных тавровых профилей высотой 330 мм. Легкий корпус изготавливался из стали ЮЗ.

На лодке было установлено мощное размагничивающее устройство, обеспечивающее стабильность магнитного поля. Кроме того, принимались меры по снижению магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, ограждения выдвижных устройств, рулей и других выступающих частей.

Для снижения электрического поля корабля впервые была применена система активной компенсации поля, создаваемого гальванической парой “винт-корпус”.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) подводной лодки состояла из паропроизводящей установки (ППУ) ОК-700 и двухвальной паротурбинной установки (ПТУ). ППУ ОК-700 включала два автономных блока правого и левого борта, в каждый из которых входили: один водо-водяной реактор ВМ-4-II номинальной мощностью 90 MВт, 5 парогенераторов и обслуживающие их системы (циркуляции теплоносителя, газовая, охлаждения 3-го и 4-го контуров, подпитки и др.). Оба блока ППУ размещались в одном реакторном (седьмом) отсеке, в двух аппаратных выгородках, одна за другой в диаметральной плоскости корабля. ПТУ также делилась на два автономных блока, каждый из которых состоял из одной главной турбины ГТЗА-635, работавшей на свою линию вала, и одного автономного турбогенератора (АТГ). Блок ПТУ левого борта располагался в восьмом турбинном отсеке, блок ПТУ правого борта - в девятом турбинном отсеке. ППУ каждого борта могла работать не только на свой блок ПТУ, но и на соседний (перекрестный режим) или на оба борта ПТУ одновременно (режим «одна ППУ на две ПТУ»), что обеспечивало максимальную живучесть ГЭУ в целом. АТГ обеспечивали всех потребителей переменным током напряжением 380 В.

Имелась вспомогательная энергетическая установка, служащая для пуска и расхолаживания ГЭУ, снабжающая лодку электроэнергией при авариях, а также обеспечивающая, в случае необходимости, движение корабля в надводном положении. В состав вспомогательной энергетической установки входили два дизель-генератора постоянного тока ДГ-460, две группы аккумуляторных свинцово-кислотных батарей (по 112 элементов 48-СМ в каждой) и два гребных реверсивных электродвигателя "подкрадывания" ПГ-153 (по 225 кВт). ДГ размещались в шестом отсеке, первая группа АБ – в первом отсеке, вторая группа АБ - во втором отсеке.

Два гребных винта имели пониженный уровень шумности. Для снижения гидроакустической заметности фундаменты под главные и вспомогательные механизмы покрывались вибродемпфирующей резиной. Прочный корпус подводной лодки был облицован звукоизолирующей резиной, а на легкий корпус наносилось нерезонансное противогидролокационное и звукоизолирующее резиновое покрытие.

На лодке проекта 667А была применена электроэнергетическая система переменного тока (напряжение - 380 В), питающаяся только от автономных электрогенераторов. Это повышало надежность электроэнергетической системы, увеличивало продолжительность работы без ремонта и обслуживания, а также давало возможность трансформировать напряжение для обеспечения различных корабельных потребителей.

Подводный крейсер получил боевую информационно-управляющую систему (БИУС) “Туча” - первую отечественную многоцелевую автоматизированную корабельную систему, обеспечивающую применение ракетного и торпедного оружия. Кроме того, “Туча” осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач.

Для предотвращения провалов на большую глубину, способных привести к катастрофе (как полагают, это явилось причиной гибели американской АПЛ “Трешер”) на ПЛАРБ пр.667А впервые >в отечественной практике была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивающая программное управление кораблем по курсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине. Передние горизонтальные рули располагались на ограждении рубки. Такое решение, заимствованное у американских АПЛ, создавало возможность бездифферентного перехода на большую глубину при малых скоростях лодки, а также упрощало удержание корабля на заданной глубине при ракетном залпе. Кормовое оперение было выполнено крестообразным.

Основным информационным средством лодки в подводном положении являлась гидроакустическая система “Керчь”, служащая для освещения подводной обстановки, выдачи данных целеуказания при торпедной стрельбе, а также миноискания, связи и обнаружения гидроакустических сигналов противника. Станция, разработанная под руководством главного конструктора М.М.Магида и работающая в режимах эхо- и шумопеленгования, имела дальность обнаружения 1-20 км.

Первые четыре ПЛАРБ пр.667А были оснащены всеширотным навигационным комплексом “Сигма”, разработанным в 1960 году под руководством главного конструктора В.И. Маслевского. С 1972 года на корабли начал устанавливаться более совершенный навигационный комплекс “Тобол” (главный конструктор - О.В. Кищенков), в состав которого входили инерциальная навигационная система (впервые в СССР), абсолютный гидроакустический лаг, измеряющий скорость относительно морского дна, а также система обработки информации на основе цифровой ЭВМ. Комплекс обеспечивал уверенное плавание в арктических водах, а также возможность пуска ракет на широтах вплоть до 85°. Аппаратура позволяла определять и сохранять курс, осуществлять измерение скорости лодки относительно воды, производила счисление географических координат и выдавала необходимые данные в корабельные системы.

На лодках наиболее поздней постройки навигационный комплекс был дополнен космической навигационной системой “Циклон”.

Средства связи включали радиостанции среднего, коротковолнового и ультракоротковолнового частотных диапазонов. На кораблях более поздней постройки имелись комплексы автоматизированной радиосвязи “Молния” (1970 г.) или “Молния-Л” (1974 г.), разработанные под руководством главного конструктора А.А.Леонова. В состав комплексов вошли, в частности, первое автоматизированное радиоприемное устройство “Базальт”, обеспечивающее прием по нескольким каналам KB и одному СДВ, а также радиопередающее устройство “Скумбрия”, позволяющее осуществлять скрытую автоматическую настройку на любую частоту рабочего диапазона. Лодки оснащались выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа “Параван”, позволяющей принимать целеуказания и сигналы спутниковой навигационной системы, находясь на глубине до 50 м. Важным новшеством являлось и применение (впервые в мире на подводных лодках) аппаратуры засекречивания связи (ЗАС), обеспечивающей автоматическое шифрование сообщений, передаваемых по линии “Интеграл”.

В состав радиоэлектронного вооружения входили ответчик РЛС “свой-чужой” “Хром-КМ” (впервые установленный на подводной лодке), РЛС “Альбатрос” и поисковая РЛС “Залив-П”.

ПЛАРБ проекта 667А несла 16 одноступнчатых жидкостных баллистических ракет Р-27 (4К10, РСМ-25, западное обозначение - SS-N-6 Serb) с максимальной дальностью 2500 км, установленных в вертикальных шахтах в два ряда позади ограждения рубки. Стартовая масса ракеты составляла 14,2 т, длина - 9,65 м, диаметр корпуса - 1,5м. Масса головной части ракеты 650 кг, мощность 1 Мт, круговое вероятное отклонение - 1,3 км.

Ракетные шахты высотой 10,1 м. диаметром 1,7 м, выполненные равнопрочными с корпусом лодки, располагались в 4-ом и 5-ом отсеках в два ряда позади ограждения выдвижных устройств и боевой рубки. Для предотвращения аварий при поступлении компонентов жидкого топлива в шахту при разгерметизации ракеты имелись автоматизированные системы орошения, газового анализа и поддержания микроклимата в заданных параметрах.

Пуск ракеты выполнялся из затопленной шахты, только в подводном положении лодки, на глубинах от 35 до 40 м при волнении моря до 5 баллов. Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между пусками в залпе составлял 8 с. Расчеты показывали, что по мере отстрела ракет лодка должна постепенно всплывать и после старта четвертой ракеты залпа - выходить из допустимого “коридора” стартовых глубин. После каждого залпа требовалось приблизительно три минуты для того, чтобы вернуть корабль на исходную глубину. Между вторым и третьим залпами был необходим 20-35-минутный интервал для перекачки воды из цистерн кольцевого зазора в ракетные шахты, а также для дифферентовки корабля. Однако реальные стрельбы выявили возможность осуществления первого восьмиракетного залпа. АПКР пр.667АУ и пр.667А после модернизации могли производить восьмиракетный залп. Впервые в мире такой залп был выполнен 19 декабря 1969 г.

Величина сектора обстрела подводного крейсера проекта 667А составляла 20°, широта точки старта не должна была превышать 85°.

Торпедное вооружение лодки состояло из четырех носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, обеспечивающих максимальную глубину стрельбы до 100 м, а также двух носовых 400-мм ТА с предельной глубиной стрельбы 250 м. Торпедные аппараты оснащались системами быстрого заряжания и электродистанционного управления.

Лодки проекта 667А стали первыми ракетоносцами, получившими на вооружение переносные зенитные ракетные комплекса типа “Стрела”, предназначенные для обороны корабля, находящегося в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов.

В процессе строительства лодок пр. 667А и 667АУ был проведен комплекс работ, направленных на снижение уровня первичных физических полей, что позволило на последних кораблях серии значительно снизить уровень шумности. Эти работы выполнили благодаря выбранной эшелонной схеме расположения ГТЗА. То, что каждый из агрегатов располагался в отдельном отсеке, позволило постоянно совершенствовать систему их амортизации. Свободные на пр. 667А турбинные отсеки, на последующих модификациях, вплоть до пр. 667БДРМ, постепенно заполнялись различными конструкциями, связанными со снижением шумности. С другой стороны, эшелонное расположение оказалось наиболее оптимальным в отношении живучести. Авария в одном турбинном отсеке никак не влияла на другой турбинный отсек, а реакторы могли работать на любой из ГТЗА.

Характерно то, что все лодки «семейства» 667 для судостроительных заводов являлись продолжением одной и той же серии, с определенными дополнениями и усовершенствованиями. Переход от одного проекта к другому не требовал переоснащения заводов и не заставлял их осваивать принципиально новые технологии.

Значительное внимание в проекте 667А было уделено вопросам обитаемости. В каждом отсеке лодки была установлена автономная система кондиционирования воздуха (при этом был реализован ряд мер по снижению акустического шума на боевых постах и жилых помещениях). Весь личный состав размещался в каютах или маломестных кубриках. Имелась офицерская кают-компания. Впервые на подводной лодке была предусмотрена столовая для старшинского состава, которая могла быстро трансформироваться в спортивный зал или кинозал. Все коммуникации в жилых помещениях были убраны под специальные съемные панели. Внутренний дизайн лодки, в целом, вполне соответствовал требованиям времени.

На флоте новые ракетоносцы стали именоваться ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН), что подчеркивало их отличие от ПЛАРБ проекта 658. Как несомненное достоинство новых кораблей по сравнению с ПЛАРБ 658-го проекта моряками отмечался значительно более высокий уровень комфорта. Пестрые “индустриальные” интерьеры с хаотическим переплетением разноцветных жгутов и трубопроводов уступили место хорошо продуманному дизайну в светло-серых тонах, со съемными панелями, закрывающими от посторонних глаз “нервную систему” и “кровеносные сосуды” корабля. Лампы накаливания заменили только “входившие в моду” люминесцентные светильники.

На флоте новые ракетоносцы за их внешнее сходство с американским аналогом - ПЛАРБ “Джордж Вашингтон” - быстро окрестили “Ваньками Вашингтонами”. В дальнейшем, когда за океаном старенькие “Вашингтоны” потеснили более современные “Лафайетты” и “Огайо”, РПКСН проекта 667А стали именовать более просто и фамильярно - “азухами”. В НАТО они имели кодовое название “Yankee”.

В составе СФ корабли проекта 667А поступили в состав 19-й и 31-й дивизий. Постепенно, с ростом численности кораблей 667A-го проекта, началось их патрулирование и у тихоокеанского побережья США.

Поступление на вооружение ВМС США усовершенствованных ракет “Поларис” А-3 с максимальной дальностью стрельбы 4600 км, а также развертывание в 1966 г. программы создания новой баллистической ракеты “Посейдон” С-3 с еще более высокими характеристиками потребовали принятия ответных мер по совершенствованию боевого потенциала Советских ПЛАРБ. Работы велись в направлении оснащения подводных лодок более совершенными ракетами, обладающими повышенной дальностью стрельбы. Создание нового ракетного комплекса для модернизированных лодок 667A-го проекта развернулось в КБ “Арсенал” (проект “5МТ”, приведший в дальнейшем к созданию комплекса Д-11 с твердотопливными ракетами Р-31, которым была оснащена ПЛАРБ пр.667АМ).

Параллельно в КБМ велась разработка модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У, обладающими дальностью, увеличенной до 3000 км. Правительственное постановление, предусматривающее проведение модернизации ракетного комплекса Д-5, вышло 10 июня 1971 г. Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (SS-N-6 Mod2/3) несла усовершенствованную ГЧ “рассеивающего” типа, оснащенную тремя боевыми блоками (3 х 200 Кт) без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ.

Проект модернизации получил номер 667АУ и шифр «Налим». В отличие от проекта 667А вооружался ракетным комплексом Д-5У с БР Р-27У (РСМ-25 мод. 3). Кроме того, пр. 667АУ имел более совершенный НК «Тобол» с инерциальной системой, позволявшей осуществлять плавание и точно определять место в высоких широтах (на пр. 667А был установлен НК «Сигма»), и лучшие характеристики первичных акустических полей. Часть лодок проекта 667А достраивалась по проекту 667АУ, а часть проходила модернизацию во время среднего ремонта. В ходе отработки комплекса в 1972 - 1973 году. были проведены испытания ракеты Р-27У с борта КрПЛ К-228. Все 18 пусков прошли удачно (в одном пуске ракета улетела на полную дальность, пока не выработалось топливо). 4 января 1974 г. комплекс Д-5У был принят на вооружение ВМФ.

На лодке К-245 прошел испытания и навигационный комплекс “Тобол” с инерциальной системой. Для проверки его возможностей в конце 1972 г. корабль выполнил поход в район экватора.

Благодаря постройке АПКР пр. 667А и пр. 667АУ удалось создать высокоэффективную морскую стратегическую ядерную систему, сопоставимую с американской системой "Polaris". Вместе с тем корабли данного типа обладали большой шумностью и низким коэффициентом оперативного напряжения. Кроме того, незначительные точность и дальность стрельбы БР комплексов Д-5 и Д-5У вынуждали их оперировать у берегов США, в районах активности ПЛО вероятного противника.

В период с 1964 г. по 1974 г. на СМП и ССЗ им. Ленинского комсомола были построены 28 кораблей по пр. 667А и 6 (К-219, К-228, К-430, К-436, К-446 и К-451) по пр. 667АУ. Ежегодно флоту передавали по шесть лодок. Для этого был организован поточно-позиционный метод производства. Например, на СМП одновременно строилось до восьми кораблей. Подобные темпы не имеют аналогов в мире. В конце 1970-х - начале 1980-х годов семь кораблей пр. 667А (К-137, К-214, К-241, К-245, К-252, К-258 и К-444) модернизировали по пр. 667АУ. За весь период эксплуатации лодки проектов 667А и 667АУ выполнили 590 боевых патрулирований.

В результате советско-американских договоренностей в области сокращения вооружений лодки проекта 667А и 667АУ активно модернизировались: лодки специального назначения (проекты 09774, 09780 и 667АК), 667М – опытовая ПЛ для испытаний стратегических высокоскоростных крылатых ракет “Метеорит”, 667АТ - носители малогабаритных дозвуковых крылатых ракет “Гранат”, 667АМ – опытовая ПЛ для испытаний твердотопливных ракет, кроме этого многие лодки были переведены в разряд опытовых для испытаний различного вооружения и оборудования.

В 1979 году на консервацию (с вырезанием ракетного отсека) были выведены две первые лодки проекта 667А, в дальнейшем этот процесс ускорился, и во второй половине 90-х годов в составе советского флота не осталось ни одного ракетоносца проектов 667А и 667АУ.


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (39,5 Кб)


Продольный разрез РПКСН проекта 667А:

1 - 533мм торпедные аппараты; 2 - запасные 533мм торпеды; 3 - антенны ГАС "Керчь"; 4 -аккумуляторная батарея;
5 - жилые помещения, 6 - центральный пост; 7 - шахты баллистических ракет; 8 - отсек вспомогательных механизмов;
9 – реакторы; 10 – ГТЗА; 11 - электромоторный отсек.

Укрупненная схема (87,9 Кб)


Продольный разрез РПКСН проекта 667АУ:

1 — основные антенны ГАК «Керчь»; 2 — цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 3 — 533-мм ТА;
4 — цистерна кольцевого зазора; 5 — торпедозаместительная цистерна; 6 — носовой люк; 7 — носовой аварийный буй;
8 — запасные 533-мм торпеды; 9 — торпедопогрузочный люк; 10 — носовой (торпедный) отсек; 11 — носовая группа АБ;
12 — гидродинамический лаг; 13 — ЦГБ; 14 — шпиль и шпилевая машина; 15 — баллоны ВВД; 16 — второй (жилой) отсек;
17 — кормовая группа АБ; 18 — репитер гирокомпаса, пеленгатор и секстан на кардановом подвесе;
19 — перископ системы МТ-70-8; 20 — перископ ПЗНГ-8; 21 — боевая рубка; 22 — третий (центральный) отсек;
23 — центральный пост; 24 — перископ астрокорректора; 25 — радиосекстан «Сайга»;
26 — антенна радиопеленгатора «Завеса»; 27 — антенна РЛК; 28 — РДП; 29 — антенна СОРС «Залив-П»;
30 — четвертый (носовой ракетный) отсек; 31 — ракетная шахта; 32 — пятый (кормовой ракетный) отсек;
33 — шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 34 — цистерны дизельного топлива; 35 — седьмой (реакторный) отсек;
36 — реактор; 37 — парогенератор; 38 — теплообменный блок; 39 — рессиверные баллоны;
40 — восьмой (носовой турбинный) отсек; 41 — паровая турбина; 42 — конденсатор; 43 — муфта эластичная;
44 — планетарный редуктор; 45 — главный упорный подшипник (ГУП); 46 — маслоохладитель;
47 — девятый (кормовой турбинный) отсек; 48 — электронасос конденсаторный; 49 — автономный турбогенератор (АТГ);
50 — всплывающая камера (ВСК); 51 — кормовой люк; 52 — гребной ЭД (ГЭД); 53 — муфта эластичная;
54 — десятый (кормовой) отсек; 55 — кормовой аварийный буй; 56 — приводы кормовых рулей.


ВУ АПКР проекта 667А:

АП СОРС «Залив-П»; 2 - ПМУ РДП; 3 - ПМУ ВАН-С (за ним находится ПМУ с АП РЛК «Альбатрос»);
4 - АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 - ? (возможно "Волна"); 6 - перископ ПР-14;
7 - перископ ПЗНГ-8М; 8 - ПМУ «Ива-М»; 9 - перископ МТ-70-8;
10 - перископ ПЗНС-8; 11 - пеленгатор и секстан на кардановом подвесе.
При модернизациях устанавливалось ВУ "Циклон", а на более поздних (с конца 80-х) - "Синтез"
(размещение как АП "Синтез" на схеме у проекта 667Б)



ВУ АПКР проекта 667АУ

1 - АП СОРС «Залив-П»; 2 - ПМУ РДП; 3 - ПМУ ВАН-С (за ним находится ПМУ с АП РЛК «Альбатрос»);
4 - АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 - обтекатель шахты радиосекстана «Сайга»;
6 - перископ ПР-14; 7 - перископ ПЗНГ-8М; 8 - ПМУ «Ива-М»;
9 - перископ МТ-70-8; 10 - перископ ПЗНС-8;
11 - пеленгатор и секстан на кардановом подвесе (на ПЛ поздней постройки не устанавливался);
12 - вход антенны ВБАУ «Фосфор» (устанавливалась на более поздних ПЛ серии,
перед выходом в море антенна вручную вытягивалась и раскладывалась на ракетной палубе,
после погружения разворачивалась, втягивалась при помощи ручного привода
после всплытия в надводное положение).
С 1972 года и при модернизациях устанавливалось ВУ "Циклон", а на более поздних (с конца 80-х) - "Синтез"
(размещение как ВУ "Синтез" на схеме у проекта 667Б).


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение, т:

надводное                                                      7850 (7766?)

подводное                                                      10100 (11500?)

Длина наибольшая, м.                                                128,0

Ширина корпуса наибольшая, м.                                 11,7

Осадка средняя, м.                                                    7,9

Архитектурно-конструктивный тип                                двухкорпусный

Глубина погружения, м:

рабочая                                                          320

предельная                                                     400

Автономность, сут.                                                      75 (90?)

Экипаж, чел.                                                               114

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

тип                                                                  АЭУ

ППУ:

марка                                                              ОК-700

количество х тип ЯР                                        2 х ВВР

марка ЯР                                                        ВМ-4-II

суммарная тепловая мощность ЯР, МВт.        180

ПТУ:

тип                                                                  ГТЗА с эшелонным

расположением

количество х мощность ГТЗА, л. с.                  2 х 20 000

марка ГТЗА                                                     ТЗА-635

количество х мощность АТГ, кВт.                    2 х 3000

количество х тип движителей                           2 х ВФШ

Резервные источники энергии и средства движения:

количество х мощность ДГ, кВт.                      2 х 460

аккумуляторная установка:

тип АБ                                                            свинцово-кислотная

количество групп х эл-тов в каждой группе      2 x 112

количество х мощ. ГЭД на линии вала, кВт.     2 х 225

Скорость хода наибольшая, уз:

надводная                                                      16,5 (15)

подводная                                                      27

Вооружение:

Ракетное:

тип ракетного комплекса                                  Д-5 или Д-5У 1*

боекомплект (тип) БР                                       16 Р-27 (РСМ-25 мод.1)

или 16 Р-27У (РСМ-25 мод. 3) 1*

вид старта                                                       подводный, из РШ в ПК

Торпедное:

количество х калибр ТА, мм.                           4 х 533

боезапас (тип) торпед                                      6 или 16(12?) 1* (САЭТ-60М,

СЭТ-65, 53-65К или 53-65М)

количество х калибр ТА, мм.                           2 х 400

боезапас (тип) торпед                                      4 (СЭТ-40)

Радиоэлектронное:

БИУС                                                              «Туча»

НК                                                                  «Сигма-667» 2* или «Тобол» 3*

КСС                                                                «Молния» или «Молния-Л» 4*

система СС                                                     «Циклон» 5*

ВВАБТ                                                            «Зубатка» или «Параван»

ГАК                                                                 «Керчь» (МГК-100)

РЛК                                                                «Альбатрос» (РЛК-101), «Каскад» (МРК-50)

с приставкой «Корма» (МРК-57) 6*

СОРС                                                             «Накат-М» (МРП-10М)

или «Залив-П» (МРП-21) 6*

ТК                                                                   МТ-70
перископы                                                       ПЗНГ-8М и ПЗНС-8

1* На пр. 667АУ.

2* На К-26, К-32, К-216 и К-207.

3* Устанавливался на кораблях, вступавших в строй после 1972 г., а на кораблях ранней постройки,
кроме К-26, К-32, К-216 и К-207, - в процессе проведения среднего ремонта.

4* Устанавливался на всех кораблях начиная с 1982 г. в процессе проведения среднего ремонта.

5* На кораблях, вступавших в строй после 1972 г.

6* Устанавливалась на К-137, К-219, К-241, К-245, К-403, К-423 и К-444 при среднем ремонте.


7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Горигледжан Е.А. "Переоборудование атомных подводных ракетоносцев проекта 667А", Судостроение, №2, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022