Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 991

Проект 991



1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:


? Нет данных.


3. Состав проекта:



Не реализован



4. История проекта:


Проектирование АПЛ проекта 991 выполнялось СПМБМ «Малахит» с целью опреде­ления технической возможности создания подводной лодки со значительно сниженным, по сравнению с ранее разрабо­танными проектами АПЛ, уровнем акустического поля ко­рабля, а также достижения максимальной скрытности по всем другим физическим полям. В1970 г. был выполнен аванпроект, а в декабре того же года СПМБМ «Малахит»  получило утвержден­ное ТТЗ на разработку эскизного проекта подводной лодки.

В результате выполнения большого объёма конструктор­ских разработок был найден и предложен ряд новых тех­нических решений. Наряду с главным конструктором про­екта Г.Н.Чернышевым, его заместителями Л.А.Самаркиным и А.И.Колосовым, большими энтузиастами работ по уменьшению шумности корабля были Г.В.Асеев со своей группой акустиков (В.Т.Беляев, С.П.Милькин, Б.П.Сушко, А.Н.Майорова, Б.В.Титов) при научном руководстве и активном творческом участии сотрудников ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова Н.Г.Беляковского и М.Я.Минина и сотрудни­ка в/ч 27177 А.В.Авринского. Они генерировали идеи и со­вместно со специалистами подразделений предприятий ис­кали пути к их конструкторскому воплощению.

Работа велась по двум основным направлениям: проектно-конструкторские мероприятия, осуществляемые по кораб­лю, и разработка малошумных корабельных механизмов и оборудования, с уменьшенной шумностью по сравнению с дей­ствующими в то время нормативными требованиями по шуму.

В поисках оптимальных решений по акустической за­щите были критически рассмотрены все ранее применяв­шиеся на кораблях второго поколения и разработанные для третьего поколения мероприятия по борьбе с шумностью оборудования, а также рекомендации по снижению шум­ности кораблей, полученные по итогам их выполнения. Были учтены результаты расширенных акустических ис­пытаний подводных лодок по теме «Юг», а также разрабо­танные ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова для АПЛ проекта 991 предложения по данному вопросу.

Проектно-конструкторские проработки по снижению шумности проводились комплексно, охватывая энергети­ческую установку, вспомогательные механизмы, системы, устройства, фундаменты, корпусные конструкции, обво­ды корабля и другие объекты, включая трубопроводы, от­ливные отверстия циркуляционных насосов и отверстия в легком корпусе. Существенную помощь в решении задачи оказали «Рекомендации к проектированию подводной лод­ки в малошумном исполнении», разработанные в 1971 г. сотрудниками СПМБМ «Малахит» Г.ВАсеевым и С.П.Милькиным.

Для подводной лодки проекта 991 планом НИР и ОКР была предусмотрена разработка двух вариантов АЭУ в составе АППУ и ПТУ.

Так как в соответствии с планом НИОКР срок оконча­ния разработки эскизных проектов АППУ и ПТУ был ус­тановлен в 1973 г. (то есть на год позднее установленного для СПМБМ «Малахит» срока окончания эскизного проекта АПЛ проекта 991), то СПМБМ ориентировалось при разработке проекта на имеющееся материалы, предложенные ранее для других АПЛ различных проектов.

Для удовлетворения поставленных в ТТЗ требований по снижению шумности корабля наряду с применением ме­нее шумного оборудования необходимо было осуществить ряд серьезных общекорабельных мероприятий.

В ранее разработанных проектах подводных лодок обо­рудование АППУ крепилось к фундаментам с помощью жестких узлов. Это обосновывалось, с одной стороны, не­возможностью использования в данном случае резиновой амортизации, а с другой, тем обстоятельством, что при имевшихся ранее общих уровнях шумности подводных ло­док АППУ не оказывала существенного влияния на акус­тическое поле корабля. При резком ужесточении требований по шумности и принятии мер по эффективной изоляции других источников шума вопрос усиления виброизоляции АППУ стал приобретать серьезное значение. В связи с этим, в проекте предусматривалось не только использо­вание блочной АППУ, но и звукоизолирующая установ­ка её в корпусе.

Вспомогательные механизмы, обслуживающие уста­новку, в свою очередь, предполагалось размещать на бло­ке АППУ, что существенно снижало передачу колебатель­ной энергии от механизмов в воду.

Большого инициативного и напряженного труда потре­бовали вопросы, связанные с виброизоляцией блока ПТУ, одного из основных агрегатов корабля, определяющего его акустическое поле.

Согласно ТТЗ, наряду с турборедукторной схемой про­рабатывалась схема АЭУ с электродвижением. Оценка та­кой схемы показала, что низкооборотный ГЭД должен был иметь малую подводную шумность ниже суммарной шум­ности вспомогательных механизмов. Шумность турбоге­нераторного блока, как показали исследования, также мог­ла быть снижена до этого уровня. Таким образом, суммар­ная шумность подводной лодки в обоих вариантах схем движения была примерно одинаковой. Вместе с тем в ва­рианте с электродвижением водоизмещение корабля воз­растало на 650 м3 против варианта с ГТЗА. Такой прирост водоизмещения мог быть с более высокой эффективнос­тью использован в схеме с ГТЗА, даже при применении всех средств подавления шума ГТЗА.

В связи с ужесточением требований по шумности кораб­ля особую важность приобрели вопросы виброизоляции вспомогательных механизмов. Ставилась задача ограничения их виброактивности до уровня главных машин.

Одним из источников повышенной шумности корабля являлись вращающиеся преобразователи электроэнергии и в первую очередь — мощные обратимые агрегаты. Поэтому, наряду с совершенствованием их конструкции, было призна­но необходимым заменить их на статические преобразователи. При указанной замене преобразователей появлялась воз­можность существенно снизить общую шумность корабля.

До появления статических преобразователей намечалось использование машинных преобразователей с пониженной частотой вращения, применение подшипников скольже­ния вместо шариковых и другие технические решения.

Как показали испытания подводных лодок, сильное влияние на шумность корабля оказывали насосы, связан­ные трубопроводами с забортной водой. В поисках путей устранения этого источника шума, был проработан ряд мероприятий.

Кроме рассмотренных выше предложений, предусмат­ривался также обширный круг мероприятий, направлен­ных на уменьшение шумности корабля за счет демпфиро­вания внутренних корпусных конструкций и других тех­нических решений.

При разработке проекта, наряду с заботой об уменьше­нии шумности корабля, большое внимание было уделено и вопросам, связанным с обеспечением низких уровней акустических помех работе ГАС.

С этой целью проводился поиск рациональных обво­дов носовой оконечности и ограждения рубки.

Как показали углубленные исследования акустическо­го поля корабля, снижение его общей шумности является необходимой, но недостаточной мерой повышения скрыт­ности подводной лодки. Весьма важное значение приоб­рели обнаруживаемые при узкополостном анализе акусти­ческого поля его дискретные составляющие.

Разработанные в эскизном проекте мероприятия по снижению шума позволили по-новому подойти к поня­тию малошумного хода подводной лодки. Они обеспе­чивали возможность поддержания на низком уровне шумность корабля до высоких скоростей хода.

Разработка эскизного проекта АПЛ была завершена в декабре 1972 г. Он был представлен в пяти вариантах, из них три базовые, исходя из использованного материала для изготовления прочных корпусных конструкций: титано­вого сплава 48-Т17 (вариант I), титанового сплава и высо­копрочной стали АК-32 (вариант III). На базе варианта I был проработан проект АПЛ с электродвижением (вари­ант IА), а на базе варианта II — проект АПЛ с оптималь­ным относительным удлинением корпуса (вариант IIА).

По своей архитектуре подводная лодка двухкорпусного типа. Компоновка основного оборудования и мероп­риятия по снижению шумности для всех вариантов были практически одинаковыми. Во всех вариантах прочный корпус разделен на шесть отсеков. При одинаковой мощности АЭУ (50 тыс. л. с.), глубине погружения (600 м), количестве ТА калибра 650 мм (2 ед.) и калибра 533 мм (4 ед.), общем количестве торпед калибра 650 мм (6 ед.) и калибра 533 мм (18 ед. для вариантов I и I А и 20 ед. для остальных вариантов), автономности (90 сут) и численно­сти экипажа (27 чел.) были получены значения водоизме­щения 4800 - 5900 т для вариантов I, IА, II, IIА и III при скоростях 34,7 - 36,5 уз. Для всех вариантов обеспечена расчетная докавитационная скорость, равная максимальной скорости хода корабля, низкие уровни его шумности и помех работе ГАС в широком диапазоне скоростей. По интенсивности акустического поля корабля и уровням по­мех все варианты АПЛ проекта 991 резко отличались в лучшую сторону от имевшихся в то время у СПМБМ «Малахит» данных по пре­дыдущим проектам СПМБМ «Малахит» - АПЛ проекта 705 и 671РТ, а также подводной лодки США «Los-Angeles» (SSN-688).

Для дальнейшего проектирования СПМБМ «Малахит» рекомендова­ло принять вариант проекта, имеющий наиболее высокие значения ТТЭ.

По результатам рассмотрения материалов эскизного проекта было оформлено совместное решение МСП и ВМФ от 30 июля 1973 г. и приказ МСП от 24 сентября 1973 г. Эскизный проект АПЛ проекта 991, разработанный СПМБМ во исполнение постановления правительства, был утвержден указанным решением. Одобрены были так­же разработанные в проекте технические мероприятия по снижению шумности корабля. Учитывая, что в то время разрабатывались проекты новых подводных лодок, даль­нейшие работы по АПЛ проекта 991 решено было не продол­жать. Разработанные по этому проекту технические реше­ния было предложено реализовать на перспективных подводных лодках.

В разработке проекта участвовали многие сотрудники СПМБМ «Малахит» и среди них, кроме лиц указанных выше, внесли большой вклад: К.А.Ландграф, А.И.Колосов, А.Ю.Барвицкий, И.З.Федосцев, Л.Ф.Кореневская, В.В.Евдоки­мов, В.М.Бальцер, Е.К.Соболевский, М.К.Плотникова, В.Л.Озимов, О.В.Белошапко, О.А.Зуев - Носов, В.В.Кисе­лев, Ю.М.Елагин, В.Н.Тарасов и многие другие. Главным наблюдающим от в/ч 27177 по АПЛ проекта 991 был В.А.Отсон.


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение                       4800 – 5900 т.

скорость                                  34,7 – 36,5 узлов

автономность                           90 суток

экипаж                                     27 человек

мощность АЭУ                         50 тыс. л.с.

глубина погружения                 600 м

ТА 650мм                                2 шт. (боезапас 6 ед.)

ТА 533мм                                4 шт. (боезапас 18-20 ед.)


7. Источники:


- Разлетов Б.К. «История СПМБМ «Малахит», т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2021