Rambler's Top100 Проект 667АМ

Проект 667АМ «Навага-М» (NATO – “Yankee II”).
Модификаця проекта 667А.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты модификации

Примечания

начало

окончание

вступление в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: СРЗ "Звездочка" (1)

1

 К-140

421

04.11.1972

14.09.1976

26.12.1977

 Мод. по проекту 667АМ



4. История проекта:


Хотя все отечественные ПЛАРБ первого поколения оснащались исключительно жидкостными ракетами (что соответствовало реальному уровню советского ракетостроения), флот и специалисты промышленности прекрасно осознавали все эксплуатационные недостатки таких ракет. БР с ЖРД обладали высокой токсичностью и пожаро-взрывоопасностью. Специфика их применения требовала при осуществлении подводного старта предварительного заполнения забортной водой кольцевого зазора шахт, для чего создавалась сложная система трубопроводов и насосов. В результате перекачивания больших объемов воды в период предстартовой подготовки повышался уровень шумов, демаскирующих подводную лодку. Все эти недостатки отсутствовали у ракетных комплексов с твердотопливными ракетами. Поэтому параллельно с созданием жидкостных морских БР в нашей стране в конце 50-х годов начались работы и над первыми твердотопливными ракетами для оснащения подводных лодок.

В соответствии с правительственным постановлением от 9 сентября 1958 г. Ленинградское КБ “Арсенал” приступило к разработке ракетного комплекса Д-6 с твердотопливной ракетой, предназначенного для оснащения перспективных ракетоносцев. Работы велись по двум параллельным направлениям - созданию БР с двигателем на баллистных порохах, а также на более перспективном смесевом топливе. Недостатком первого варианта являлась необходимость использования громоздкой связки из четырех двигателей, что приводило к чрезмерному росту габаритов ракеты, а создание двигателя на смесевом топливе требовало решения ряда сложных научных, технических и технологических задач, которые на рубеже 50-60-х годов оказались еще “не по плечу” отечественному ракетостроению. Возник и ряд чисто организационных трудностей. В результате в соответствии с постановлением от 4 апреля 1961 г. работы по программе Д-6 были прекращены.

Тем же правительственным постановлением ОКБ В.П. Макеева поручалось приступить к работам по новому твердотопливному “лодочному” комплексу Д-7 с ракетой РТ-15М (4К-22), ориентированному на новую подводную лодку проекта 667А. При этом вся техническая документация, разработанная “арсенальцами” по программе Д-6, была передана в СКБ-385.

Ракета РТ-15М должна была иметь стартовую массу порядка 50 т (более чем в три раза превышающую массу американской БР “Поларис” А-1) и дальность пуска 2400 км. Работы по комплексу Д-7 были доведены до стадии бросковых испытаний, однако в 1962 г., когда заказчик выдвинул требование резкого увеличения боекомплекта ракетоносцев (и, следовательно, уменьшения габаритов ракет), интерес к программе стал постепенно угасать, а в 1964 году она была вовсе прекращена из-за невозможности разработчиков уложиться в рамки новых требовании.

В то же время в КБ “Арсенал” продолжались работы над стратегическими ракетами наземного базирования, завершившиеся принятием на вооружение в 1972 г. БР средней дальности 8К98П. Накопленный опыт по созданию двигателей на смесевом топливе позволил “Арсеналу” выйти с предложением о разработке для модернизированной ПЛАРБ проекта 667А твердотопливной ракеты, которую можно было бы разместить в шахтах, созданных для БР Р-27. При этом дальность пуска новой ракеты должна была в 1,5 раза превосходить дальность своей предшественницы, приближаясь к возможностям новейшей американской ракеты “Посейдон” С-3.

Предложение Ленинградцев получило поддержку, и в начале 70-х годов, параллельно с работами КБМ над модернизированной жидкостной ракетой Р-27У, “Арсенал” получил задание на разработку комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 (РСМ-45, западное обозначение SS-N-17). Новая БР со стартовой массой 26.840 кг имела дальность 4200 км. Первоначально ее предполагалось оснастить как моноблочной, так и разделяющейся ГЧ, однако в дальнейшем от последнего варианта отказались, ограничившись моноблочной БЧ мощностью 500 Кт.

Проекту подводной лодки под комплекс Д-11 был присвоен индекс “667АМ” (шифр “Навага - M”). Он разрабатывался в ЛПМБ “Рубин” под руководством главного конструктора О.Я. Марголина (заместитель Е.А. Горигледжан). Из-за возросшей массы ракеты на подводных лодках проекта 667А оказалось возможным разместить только 12 БР нового типа.

Внешне модернизированный корабль отличался от ПЛАРБ проекта 667А кормовой надстройкой, имеющей несколько меньшую длину и большую высоту. Немного возросло и полное водоизмещение подводной лодки.

Старт ракеты производился посредством порохового аккумулятора с глубины до 50 м, без предварительного заполнения шахты водой (что повышало скрытность боевого применения, так как поступление воды в кольцевой зазор демаскировало корабль во время предстартовой подготовки). Пуск был возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь боекомплект выстреливался в течении одной минуты единым залпом. Время предстартовой подготовки составляло 3,5 мин.

Для переоборудования по проекту 667АМ была выделена подводная лодка К-140 - второй корабль проекта 667А. Работы по модернизации атомохода начались на судоремонтном заводе “Звездочка” в Северодвинске в 1972 году

Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 21 декабря 1976 г. из акватории Белого моря. Во время испытаний лодки были проведены две стрельбы на максимальную дальность (более 4000 км). Для этого лодке пришлось идти к северной оконечности Новой Земли и оттуда с параллели 77° северный широты стрелять по боевому полю “Кура” на Камчатке.

В заключении Командующего СФ, датированным 14 сентября 1979 г., комплексу Д-11 давалась следующая характеристика: “Испытания в целом показали хорошие эксплуатационные качества, высокую скорострельность при малом времени подготовки, безопасность использования и простоту обслуживания, принятие комплекса... позволит расширить боевые возможности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667А, продолжить ознакомление опыта эксплуатации твердотопливных баллистических ракет с целью его использования при дальнейшем проектировании перспективных ракетных комплексов”. Собственно, “накоплением опыта” все и ограничилось: модернизированная лодка К-140 осталось единственной в своем роде, так и не став прототипом для переоборудования других кораблей проекта 667А. Комплекс Д-11 в 1979 г. был принят в опытную эксплуатацию, продолжавшуюся в течении 10 лет. На Западе лодка проекта 667АМ получила обозначение Yankee II.

Промышленность выпустила, в общей сложности, 36 серийных ракет Р-31, 20 из которых были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года вышел приказ МО об утилизации всех ракет этого типа (как находящихся на борту лодки, так и на складах) методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 г., все они прошли успешно, лишний раз продемонстрировав высокую надежность отечественного оружия. А 17 декабря 1990 г. К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл...

В 1969-1971 гг. в ЦКБ “Волна” под руководством С.М. Бавилина велись работы по созданию новой атомной подводной лодки с 16 ракетами Р-31, однако дальнейшего развития это направление не получило: в начале 70-х годов ВМФ, несмотря на очевидные эксплуатационные преимущества твердотопливных ракет, отдали предпочтение ПЛАРБ с более мощными и дальнобойными жидкостными межконтинентальными ракетами.


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 7760 тонн
  подводное: 9600 тонн
  скорость хода  
  полная подводная под ГТЗА: 27,0 узлов
  полная надводная под ГТЗА: 13,0 (16,5?) узлов
  глубина погружения  
  рабочая: 320 метров
  предельная: 400 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 132 метра
  ширина: 11,6 метров
  осадка средняя: 8,0 метров
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  400-мм носовые торпедные аппараты (?): 2
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 4х400-мм (?), 16х533-мм
  баллистические ракеты Р-31 комплекса Д-11: 12
  энергоустановка  
  тип: атомная
  тип ППУ: ОК-700
  количество х мощность реакторов, кВт: 2 ВВР ВМ-2-4 х 90000 кВт
  тип ПТУ: ТЗА-635
  количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 20000 л.с.
  количество х мощность АТГ, кВт.: 2 х 3000
  количество х мощность ДГ, л.с.: 2 х 460
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 225
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: свинцово-кислотная, 2 х 112
  обитаемость  
  автономность:

70 суток
  экипаж:

120 человек

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002г.
- Бережной С.С. «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России», МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. «Подводные лодки», т.1, ч.1, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002г.
- Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2016